Автор: Карпова Татьяна Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ ЯО Ростовский педагогический колледж
Населённый пункт: город Ростов, Ярославская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация проектной деятельности студентов первого курса ГПОУ ЯО Ростовского педагогического колледжа
Раздел: среднее профессиональное
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
РОСТОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Карпова Татьяна Юрьевна,
преподаватель математики
ГПОУ ЯО Ростовского педагогического колледжа
Организация проектной деятельности студентов первого курса ГПОУ ЯО
Ростовского педагогического колледжа
Индивидуальное проектирование (далее ИП) представляет собой особую форму
организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
ИП выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по
выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в
любой
избранной
области
деятельности
(познавательной,
практической,
учебно-
исследовательской, социальной, конструкторской, иной).
Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого обучающегося.
Целью
индивидуального
проекта
является
повышение
активной
учебно-
познавательной деятельности обучающихся.
Задачами реализации ИП являются:
-
формирование
навыков
коммуникативной,
учебно-исследовательской
деятельности, критического мышления;
-
способность
к
инновационной,
аналитической,
творческой,
интеллектуальной
деятельности;
-
формирование
навыков
проектной
деятельности,
а
также
самостоятельного
применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач,
используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
-
способность
постановки
цели
и
формулирования
гипотезы
исследования,
планирования
работы,
отбора
и
интерпретации
необходимой
информации,
структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных,
презентации результатов.
Поэтому в работе над проектом у обучающихся должен быть определённый
набор качеств и умений:
качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность;
умения: исследовательские,
оценочные,
информационные,
презентационные,
рефлексивные.
Для
успешных
занятий
проектной
деятельностью
необходимо
наличие
обязательных условий:
желание самого обучающегося;
благоприятная среда;
грамотный доброжелательный преподаватель – консультант.
Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой
проектной деятельности обучающегося, я организую работу в несколько этапов:
1. Подготовительная работа
Приступая
к
работе,
обучающийся
должен
владеть
необходимыми
знаниями,
умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта. Новое знание
для обучающихся в ходе проекта преподаватель может дать, но в очень незначительном
объеме и только в момент его востребованности обучающимися. Студентам понадобятся
сформированные умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.
Формирование
специфических
умений
и
навыков
самостоятельной
проектной
деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в
рамках аудиторных занятий.
В рамках аудиторных занятий я использую специальные организационные формы и
методы. Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с
обучающимися,
совместное
или
самостоятельное
планирование
выполнения
практического задания, групповые работы на занятии.
На
аудиторных
занятиях
и
при
работе
над
проектом,
я
стараюсь
развивать
следующие умения:
мыследеятельностные:
выдвижение
идеи
(мозговой
штурм),
проблематизация,
целеполагание
и
формулирование
задачи,
выдвижение
гипотезы,
постановка
вопроса
(поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа
или
метода,
пути
в
деятельности,
планирование
своей
деятельности,
самоанализ
и
рефлексия;
презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе,
выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности,
изготовление
предметов
наглядности,
подготовка
письменного
отчёта
о
проделанной
работе;
коммуникативные:
слушать
и
понимать
других,
выражать
себя,
находить
компромисс, взаимодействовать внутри группы;
поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте,
в Интернет, формулирование ключевых слов;
информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и
передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и
поиск;
проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор
необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение
собственно
эксперимента,
наблюдение
хода
эксперимента,
измерение
параметров,
осмысление полученных результатов.
2. Мотивация
Мотивация
является
незатухающим
источником
энергии
для
самостоятельной
деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически
грамотно
сделать
погружение
в
проект,
заинтересовать
проблемой,
перспективой
практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную
деятельность мотивационные механизмы.
3. Выбору основополагающего вопроса
Весь
проект
имеет
какой-либо
основополагающий
вопрос.
Если
этот
вопрос
интересен студентам, то и проект будет успешен.
Таким
образом,
в
результате
реализации
проекта
формируются
чувства
ответственности, дисциплинированности и инициативности. И в итоге любого проекта,
будь
то
теоретическая
проблема
или
практическая,
должно
быть
решение,
результат
готовый к применению.
Список литературы:
1.
Байбородова,
Л.В. Проектная
деятельность
школьников
в
разновозрастных
группах:
пособие
для
учителей
общеобр.организ.
/
Л.
В.
Байбородова,
Л.
Н.
Серебренников. - М. : Просвещение, 2013. - 175с. - (Работаем по новым стандартам).
2.
Гостев, А.Г. Инновационная образовательно-профессиональная среда как фактор
внедрения
современных
технологий
обучения
:
монография
/
А.
Г.
Гостев,
Е.
В.
Киприянова. - Екатеринбург, 2008. - 290с. - Библиогр. С.246-250.
3.
Кадыкова, О.М. Общешкольный проект- основа механизма управления проектно-
и с с л е д о в а т е л ь с к о й
д е я т е л ь н о с т ь ю
у ч а щ и х с я
/
О .
М .
К а д ы к о в а
// Эксперимент и инновации в школе. - 2013.-№5. - С.14-22.