Автор: Бурчак Ирина Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Абакан Республика Хакасия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Умножение числа 5 и деление на 5. Пятая часть числа»
Раздел: начальное образование
Класс: 2
Тема урока: «Умножение числа 5 и деление на 5. Пятая часть числа»
Цель урока: Создать условия для закрепления и повторения знаний по теме «Умножение и деление на 5 . Пятая часть числа».
Задачи:
Обучающие: воспроизводить по памяти результаты табличных случаев умножения и деления на 5, находить пятую часть числа; находить
наиболее рациональные способы решения задач; выполнять задания на поиск закономерностей.
Развивающие: способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке;
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к мнению одноклассников, формировать положительное
отношение к учебной деятельности, формировать навыки самоконтроля и самооценки у/д.
Тип урока: урок повторения предметных ЗУН (формирование УУД)
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.
Необходимое техническое оборудование компьютер
Оснащение наглядным пособием: картинки снегирей, снежинки с числами, снежинки – красного, жёлтого, белого и синего цвета
Этапы Урока
Действия Учителя
Действия Учащихся
Универсальные Действия
Орг. момент.
Психологическ
ий настрой.
- Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Прибавляю, отнимаю, умножаю и делю.
Математику я знаю и поэтому люблю.
Ребята, создадим друг другу хорошее настроение.
Давай поприветствуем наших гостей, повернемся и
улыбнемся им, а теперь прикоснитесь к друг - другу
ладошками и подарите чувство уверенности, что у
вас всё на уроке получится, и улыбнёмся мне.
-Я тоже уверенна, что у вас все получится и желаю
вам хорошего настроения. Садитесь.
Проговаривают речёвку.
Поворачиваются к гостям и
улыбаются.
Желают хорошего рабочего дня, друг
другу
Личностные:
самоопределение
Устный счет
- Сегодня на наш урок прилетели снегири и
предлагают нам отправиться в путешествие на
волшебных санях Деда Мороза!
А любое путешествие начинается с чего?
- Правильно с подготовки.
- Нам нужно проверить готовность саней, для этого
- Сейчас три человека работают самостоятельно на
карточках, а все остальные работают со мной. Те
дети которые работали самостоятельно, как только
решите карточки откладывайте их на край стола и
включайтесь в работу с классом
- И так, Найдите произведение чисел 4 и 6
Увеличьте 8 на 4
Уменьшить 16 на 2
Уменьшить 15 в 3 раза
Увеличьте 4 в 2 раза
Задуманное число уменьшили в 4 раза и получили 5,
какое число было задумано?
- Прочитайте и решите выражение:
(5+15)/2
- Ответы детей
- 24
- 4
- 8
- 5
- 8
- 20
- Сумму чисел 5 и 15 разделить на 2
получится 10
- Разность чисел 55 и 25 разделить на
Познавательные: выбор
наиболее эффективных
способов решения задач,
умение осознанно и
произвольно строить
речевое высказывание;
Коммуникативные:
сотрудничество в поиске и
выборе.
(55-25)/5
(15+30) + 40
- Молодцы!
Вставьте пропущенные знаки, что бы получились
верные равенства:
7*4=11
24*3=8
18*8=10
45*5=9
45*6=39
- Молодцы!
- Составьте задачу по краткой записи:
Береза – 34
Осин ? на 8 деревьев меньше
?
- Решите задачу:
Стоит в поле дуб, на дубе 8 веток, на каждой ветке
растет по 6 яблок. Сколько яблок растет на дубе?
5 получится 6
К сумме чисел 15 и 30 прибавить 40
получится 85
Прибавить
Разделить
Отнять
Разделить
Отнять
В лесу посадили 34 березы, а осин на
8 деревьев меньше, сколько деревьев
посадили в лесу? (34-8= 26)
(26+34=60)
- Ни сколько, на дубе яблоки не
растут
Минутка
чистописания
- Что бы нам не сбиться с курса нашего
путешествия, сделаем записи в бортовой журнал!
- Посмотрите на доску, прочитайте число
- В числе цифры находятся в порядке возрастания
или убывания?
- Откройте и положите правильно свои борт
журналы, сядьте красиво и аккуратно запишите
число 123
- Запишите сегодняшнее число и классная работа
- 123
- Возрастания
- записывают
- 18 января, классная работа
Коммуникативные:
сотрудничество в поиске и
выборе.
Актуализация
знаний.
Целеполагание
- И так мы можем с вами отправляться в путь! И
первая наша остановка будет на «Сказочном острове
снеговиков»
- Ребята посмотрите, снеговики нам дарят снежинки,
а на этих снежинках записаны числа: 3, 12, 5, 20.
– Прочитайте числа.
– Прочитайте в порядке возрастания, убывания.
– Разделите числа на два множества.
– По какому принципу разделим числа? (Делятся на
3 и не делятся на 3; делятся на 5 и не делятся на 5.)
– Назовите самое большое однозначное число.
– Это число связано с темой нашего урока.
Сформулируйте тему урока.
- Сегодня мы будем выполнять упражнения для
закрепления. Какие цели можно перед собой
поставить, работая над закреплением пройденного
материала?
-Как вы думаете, какие качества характера помогут
вам справиться с заданиями?
- Молодцы, ребята! Снеговики рады, что вы
выполнили их задание и мы можем отправляться с
вами в дальнейшее путешествие
- Дети читают числа
- 3, 5, 12,20
-20, 12, 5, 3
- Делятся на 3; делятся на 5, четные
не четные, однозначные, двузначные
- 5
-Умножение и деление на 5.
-Я буду решать примеры на * и /
-Сегодня на уроке я буду решать
задачи
-Я буду слушать учителя, и своих
одноклассников.
-Усидчивость, внимательность,
настойчивость, упорство,
самостоятельность, активность,
терпеливость.
Регулятивные:
целеполагание;
коммуникативные:
планирование
сотрудничества с учителем
и классом; познавательные:
формулирование
познавательной цели,
анализ объекта с целью
выделения признаков.
3)Закрепление
усвоенного и
включение его
- И мы с вами попали на остров «Детских игр и
забав»
- Ребята, в какую игру вы любите играть зимой?
- В снежки
Регулятивные:
планировать,
контролировать и
в систему ранее
усвоенных
ЗУНов и УУД
- На этом острове дети тоже очень любят играть в
снежки, и когда они в очередной раз играли, они
закрыли ответы у примеров. И просят вас помочь им
решить этим примеры.
- Сейчас вы самостоятельно решите примеры у себя
в тетрадях
5 . 3 5 . 6
2 . 5 8 . 5
5 . 4 5 . 9
7 . 5 5 . 5
- Поменяетесь тетрадями и проверьте у друг друга
правильность выполнения задания. Если у ребенка
нет ошибок
ставите:
Если одна, две ошибки ставите:
Если три и более ставите:
- И так поднимите руки те, кто получил
улыбающийся смайлик?
Те, кто получил грустный смайлик?
Те, кто получил очень грустный смайлик?
- Молодцы! Дети благодарят нас с вами за помощь в
решении примеров, и мы с вами можем отправляться
дальше!!!
И сейчас мы с нашими снегирями попали в гости к
полярной сове! Которая приготовила для вас очень
хитрую задачку! Послушайте ее
- Полярная сова съедает в месяц 30 мышей. Найдите
пятую часть от числа 30?
- Решают примеры в тетрадях.
- Меняются тетрадями, проверяют
задания.
- Оценивают работу
оценивать у/д;
Познавательные: выбор
наиболее эффективных
способов решения задач,
умение осознанно и
произвольно строить
речевое высказывание;
Коммуникативные:
сотрудничество в поиске и
выборе.
- Ребята, что нужно сделать, что бы найти пятую
часть числа?
- Так чему равна пятая часть числа тридцати?
- Молодцы, сова очень довольна, что вы справились
с ее задачкой, но она еще приготовила для вас еще
одно задание, посмотрите на доску
На доске числа: 12, 18, 15.
– Назовите число, в котором мы можем найти
половину числа
четверть числа
пятую часть числа.
- Сова очень довольна вами, и сейчас дарит вам
свою физминутку!
Физкультурная минутка
Я мороза не боюсь.
С ним я крепко подружусь
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руки, тронет нос.
Значит надо не зевать,
Прыгать, бегать и скакать.
- И так, пока мы с вами выполняли физминутку, мы
попали на остров «Знаете ли вы?»
- И нас встречают на наше острове наши снегири!
- Сейчас Вика нам расскажет интересные факты о
снегирях: Снегирь выглядит нарядным – он всегда
- разделить 30 на 5
- 6
Называют числа.
18 (18/2=9)
12 (12/2=6)
12 (12/4=3)
15 (15/5=3)
Выполняют физминутку.
- Выступление Вики С.
Регулятивные: контроль,
коррекция, выделение и
осознание того. Что уже
усвоено и что ещё
подлежит усвоению,
осознание качества
усвоения;
Личностные:
самоопределение
Коммуникативные: умение
высказывать собственные
суждения
Познавательные: решение
проблемы, построение
логической цепи
рассуждений;
Коммуникативные: умение
сотрудничать.
в красном. На самом деле красногрудки – это самцы
снегиря, самочки выглядят намного скромнее.
Грудка у них зеленовато-серая. Снегирь по размерам
примерно такой же, как воробей.
Интересно то, что снегиря часто называют
пересмешником за то, что он зачастую может
подражать пению других птиц.
Существует несколько видов снегирей и они все
поют по разному, Одни тихонько поскрипывают,
вторые посвистывают, третьи как будто на дудочке
играют. А если снегиря держать дома, то можно его
научить очень красиво петь. Он может очень быстро
выучить несложную мелодию. Снегири быстро
привыкают к человеку и привязываются к хозяину.
- Молодец, Вика садись на свое место!
- Выполнив следующее задание вы пополните свои
знания о снегирях!
- И так 1 вариант решив задание узнает длину тела
снегиря, а 2 вариант решив задание узнает массу
тела снегиря
8
8
- И так у первого варианта получился ответ?
- решают у себя в тетрадях по
вариантам
8+36=44
8*3=24
44-24=20 см.
8+54=62
8*4=32
62-32=30 грамм
- Длина тела снегиря 20 см.
Познавательные: решение
проблемы, построение
логической цепи
рассуждений;
+36
*3
-
- 54
* 3
-
У второго варианта?
- В дикой природе продолжительность жизни
снегирей может достигать 15 лет, однако часто
птицы не доживают до этого возраста. Из-за
недостатка пищи в заснеженные холодные зимы
они нередко погибают. Чтобы этого не происходило,
как мы с вами можем помочь птицам?
- Молодцы, снегири хвалят вас за выполнения
задания и мы с вами отправляемся на следующий
остров это «Остров задач»
- И нас с вами встречает хозяйка этого острова это
обезьяна.
Она вам тоже приготовила свое задание послушайте:
Масса тела обезьяны когда она стоит на двух лапах
три килограмма, какова ее масса когда она стоит на
четырех лапах?
Откройте учебник на стр
- Масса тела снегиря 30 грамм
- Делать кормушки, подкармливать
птиц.
- 3 килограмма Масса тела не
меняется
Коммуникативные: умение
высказывать собственные
суждения.
- Ребята, пока мы с вами решали задание по
учебнику, наших снегирей, захватили дикари! И мы
теперь не можем попасть домой! Для того что бы по
пасть домой нам нужно решить задание дикарей, и
тогда они отпустят наших снегирей и мы с вами
попадем домой!
Выражения записаны парами:
5 . 4 6 . 2 4 . 3
4 . 5 2 . 6 3 . 5
– Можно ли утверждать, что значение выражений в
каждой паре одинаковы?
– Что можно сказать о первой паре?
– О каком свойстве умножения идет речь?
– О каких парах можно сказать, что значения
выражений одинаковы?
– Что можно сказать о четвертой паре?
- Назовите свойства умножения?
- Молодцы ребята! Дикари отпустили наших
снегирей и мы с вами возвращаемся домой
Рассуждают. Высказывают
собственные суждения. Называют
свойство умножения.
- В выражении одни и те же числа.
-Умножать числа можно в любом
порядке.
- 1, 2 пара
- Значения
разные, числа разные.
- От перестановки множителей
произведение не меняется.
Познавательные: решение
проблемы, построение
логической цепи
рассуждений;
Коммуникативные: умение
сотрудничать.
5)Рефлексия
деятельности
(итог урока)
– Ребята вам понравилось наше путешествие?
- Давайте отблагодарим наших снегирей и подарим
им разноцветные снежки. На партах у вас снежки
разного цвета. Сейчас проанализируйте свою
деятельность на уроке и те, кто считает, что
выполнял задания:
быстро, правильно и самостоятельно
повесьте на доску красный снежок;
кто правильно, но медленно – синий;
кто правильно, но с помощью других –
желтый.
- Какой замечательный, разноцветный снегопад у
нас с вами получился.
Выставление оценок за урок
- Запишите домашнее задание
– Огромное спасибо вам за работу, можете идти на
перемену
Наряжают доску снежинками,
оценивают свою деятельность на
уроке
.
Коммуникативные: умение
с достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли;
Познавательные:
рефлексия;
Личностные:
смыслообразование.