Автор: Разуванова Елена Григорьевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа" №16
Населённый пункт: город Ачинск, Красноярский край
Наименование материала: презентация
Тема: Учительство в Великой Отечественной войне
Раздел: полное образование
Выполнила
Кинтер
Валерия
Ученица 10 «Б» класса школы №16
Учительство в Великой
Отечественной войне
Сколько в этом слове тепла, доброты, нежности и
справедливости. Учить детей.... Чему учить?
Писать, читать, считать. Нет, не только этому!
Учить их быть людьми, учить любить природу,
учить уважать старших, учить быть хорошим
товарищем. Но как сложно не растерять всю эту
теплоту, когда вокруг тебя громыхали танки,
погибали и страдали люди! Война закончилась.... а
душа щемила и кровоточила..... И быть может,
бальзамом на измученную войной душу были дети,
которые смотрели горящими глазами и жаждали
помощи, жаждали знаний о том, как дальше жить и
с чем идти в мирную жизнь.
Учитель!
Каравичев Василий Федорович
Каравичев Василий Федорович родился 15 мая 1922 г.
в селе Отхожее Ржаксинского района Тамбовской
области. Заканчивает четыре класса начальной школы
в родном селе, затем учится в семилетней школе в
селе Степановка, а в 1938 году поступает в восьмой
класс Ржаксинской средней школы, из которой его
исключают как сына репрессированного. По этой же
причине не принимают в комсомол. В 1939 году
поступает в Тамбовское педагогическое училище имени
К.Д. Ушинского.
В октябре 1941 года, изменив дату рождения с 1923 на
1922 год, В.Ф. Каравичев идет добровольцем на фронт.
Воевал с декабря 1941 года по май 1945 года. Участник
Сталинградской и Курской битв. За время войны
трижды ранен: под Сталинградом, на Курской дуге,
близ Полтавы. Следствие первого тяжелого ранения -
инвалидность. Василий Федорович - инвалид Великой
Отечественной войны II группы.
На войне был минометчиком, замполитрука, танкодесантником. С боями в составе
третьего гвардейского танкового корпуса прошел Прибалтику, Белоруссию, Польшу,
Германию. Войну закончил в звании старшего сержанта в г. Бютцев .День Победы
встретил в Германии, побывал в Берлине и расписался на рейхстаге.
За военные заслуги перед Отечеством награжден орденами Красной Звезды,
Отечественной войны I степени, медалями "За оборону Сталинграда", "За победу над
Германией" и "За боевые заслуги".
В 1945 году восстанавливается на третьем курсе педагогического училища, а в 1946
году успешно его заканчивает. В том же году поступает в Тамбовский государственный
педагогический институт (ныне Тамбовский государственный университет им. Г.Р.
Державина) на исторический факультет. По окончании в 1950 году по распределению
был направлен директором школы № 1 в город Кирсанов Тамбовской области. В 1951
году женился на Зинаиде Гавриловне Неверовой, окончившей географический
факультет вышеназванного педагогического института.
В 1952 году был освобожден от должности директора, так как его отец все еще
числился врагом народа. В 1953-1959 гг. работает завучем школы № 53 Московско-
Рязанской железной дороги. В 1957 году был посмертно реабилитирован его отец за
недоказанностью вины. В 1959 году Василий Федорович назначен директором той же
школы. На этом посту проработал 23 года (до 1982 г.). По достижении пенсионного
возраста еще 10 лет (до 1992 г.) работает учителем истории в той же школе.
За безупречный добросовестный труд Василий
Федорович награжден орденом Трудового
Красного Знамени, медалью "За доблестный
труд". В ознаменование 100-летия со дня
рождения В.И. Ленина", неоднократно
награждался Почетными грамотами
Министерства путей сообщения.
Василий Федорович - заслуженный учитель
школы РСФСР, отличник социалистического
соревнования железнодорожного транспорта,
почетный житель города Кирсанова.
За время своей работы четырежды избирался
депутатом областного Совета народных
депутатов (общий стаж составил 10 лет), был
депутатом городского Совета народных
депутатов. В течение двенадцати лет был
Председателем Совета ветеранов г. Кирсанова и
Кирсановского района. Награжден "Почетным
знаком РКВВ за активное участие в ветеранском
движении".
Скромный человек, учитель начальных классов Тевризской
школы №2. В.М. пришлось пережить все ужасы и мучения
фашистского лагеря. В.М. Харин родился в 1919 году в
Большеуковском районе Омской области, в деревне Усть-
Тава, в крестьянской семье. Детство Василия Михайловича
похоже на детство тысяч деревенских ребятишек.
В девять лет пошел в школу, вместе со сверстниками после
уроков работал в колхозе, помогал старшим. Жилось
тяжело, голодно. Но родной таежный край Василий
Михайлович полюбил всем сердцем еще тогда, в детстве, и
пронес эту любовь через всю жизнь.
В 1936 году Василий Михайлович заканчивает школу
колхозной молодежи (ШКМ) и без долгих раздумий решает
продолжить обучение в Тарском педагогическом училище.
Любовь к детям была главным мотивом его выбора.
Родители были очень горды тем, что их сын, обычный
парень из простой крестьянской семьи, станет учителем.
Харин Василий Михайлович
После окончания педучилища В.М. Харин несколько месяцев проработал в деревне Пустынка
Тевризского района. Вскоре, в 1939 году, его призвали в армию в 521 Стрелковый полк 133-ю
Отдельную Сибирскую стрелковую дивизию, где Василий Михайлович прослужил связистом
почти два года. Известие о начале войны застало солдата почти перед самой демобилизацией.
Война! Какое страшное чудовище навалилось на нашу землю!
Не верилось в вероломство Германии. Был договор о ненападении! Василий Михайлович
вспоминает о том, какое гнетущее предчувствие страшной, неотвратимой беды охватило его.
Полк, в котором служил В.М. Харин, был переброшен под Вязьму, на Западный фронт. Сразу
же в районе Ярцево пошли в наступление, форсировав Днепр. Шли тяжелые бои с
переменным успехом.
Полк, в котором воевал наш земляк, попал в окружение, но вскоре удалось прорваться и
выйти на рубежи к г. Вязьме.
Вскоре бойцы были отозваны к Москве, чтобы занять оборонительное положение у города
Химки Московской области.
«Бои,- вспоминает Василий Михайлович, - шли страшные, не на жизнь, а на смерть». Много
ужасов видел солдат. Лязг, грохот металла, дым, гарь.Человеческие тела, поднятые
гусеницами, вдавленные в землю. До сих пор чудятся порой душераздирающие крики, вопли
гибнущих людей. Земля казалась воплощением ада.
Несмотря на большие потери, наши войска сумели потеснить врага и перейти в наступление.
521 полк, преследуя противника, дошел до г. Юхнова Калужской области, начались упорные
бои.
24 февраля 1942 года вспоминалось Василию Михайловичу особенно ярко. Ему и еще двум
бойцам-связистам Пургину и Кнышу было дано задание немедленно восстановить прерванную
телефонную связь. Местность простреливалась насквозь, редкие кусты осинника, искореженные
осколками снарядов, не могли служить надежным прикрытием, передвигались ползком. Снаряд
разорвался вблизи, вырыв глубокую воронку. Пургин убит наповал, Кнышу перебило кость
правой руки. Харина ранило в левую стопу, из разорванного голенища сочилась кровь. Над
головой болтался конец оторванного провода. Подавляя боль, он соединил концы и, только
когда услышал в трубке позывные, стянул сапог и перевязал рану. На обратном пути осколок
снаряда впился ему в правый бок... Остальное не помнит. Очнулся он в палатке медсанбата,
затем доставили в Москву на операцию. Дальше Мытищинский эвакогоспиталь № 2898 имени
Льва Толстого. В госпитале Василия Михайловича подлечили, и 15 апреля 1942 он был выписан
в оздоровительный батальон.С 14 июня 1942 года Василий Михайлович опять в действующей
армии. Зачислен в 115-ю курсантскую стрелковую бригаду.Ветеран вспоминает о боях на
Смоленском фронте в районе деревни Пески: «С боями части Советской Армии продвигались
вперед, дошли до г. Калуги. Освободили деревни Гусевку, Ледневку, Орловку. В это время
немцы снова пошли в наступление». Копали окопы, рыли траншеи. Много товарищей потерял он
в это время.Попав под ураганный обстрел под станцией Ясино Смоленской ЖД, 115-я
курсантская бригада потеряла почти половину личного состава и была направлена на
переформирование в г. Астрахань.... Сухие строки, в которых перечисляются факты из
биографии одного лишь участника войны. Но сколько за ними горя, страданий тысяч людей!
Сколько оборванных жизней, несостоявшихся судеб, сколько мужества и стойкости, героизма
русских солдат, заслонивших собой нашу землю.