Автор: Шишкин Николай Александрович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №26
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Внедрение в практику преподавания физкультуры инновационных технологий обучения
Раздел: среднее образование
«Внедрение в практику преподавания физкультуры инновационных
технологий обучения»
Актуальность темы работы состоит в том, что основой повышения эффективности
обязательного
физического
воспитания
детей,
подростков
и
молодежи
является
использование технологий оздоровительной, кондиционной и спортивной тренировки при
максимально возможной свободе выбора занимающимися вида физической активности, ее
формы, показателей физической нагрузки и лично приемлемого уровня планируемых
результатов при обязательном выполнении индивидуально определенных образовательных
стандартов. Научно-технологическая сущность организационно-методических инноваций
в
физическом
воспитании
состоит
в
приоритетной
направленности
содержания
педагогического
процесса
в
общеобразовательной
школе
на
усвоение
обучающимися
нравственных,
интеллектуальных,
поведенческих,
двигательных,
мобилизационных,
коммуникативных, здоровьеформирующих и здоровьесберегающих ценностей физической
и
спортивной
культуры
по
механизму
конверсии
приемлемых
элементов
элитной
национальной
и
мировой
культуры
спортивной
подготовки
в
массовое
физическое
воспитание.
Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение -
способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию
настойчивости
в
достижении
поставленной
цели.
Физическая
культура
представляет
собой
сложное
общественное
явление,
которое
не
ограничено
решением
задач
физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области
морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических,
возрастных, географических границ.
Если
общая
культура
личности
отражает
широту
овладения
ценностным
содержанием
духовной
и
материальной
культуры,
степень
приобщения
личности
к
созданию
их
ценностей,
готовность
и
способность
к
их
продуцированию,
то
профессиональная культура личности по существу отражает проявление общей культуры в
специфических
условиях
профессиональной
деятельности.
Физическая
культура
выступает
как
составная
часть
общей
и
профессиональной
культуры
человека,
как
важнейшая
качественная
динамичная
характеристика
его
личностного
развития,
как
фундаментальная ценность, определяющая начало его социокультурного бытия, способ и
меру реализации сущностных сил и способностей.
Анализ
ситуации,
сложившейся
сегодня
в
школах
в
части
физкультурно-
спортивного
воспитания,
выявил
ряд
важных
составляющих,
которые
первостепенно
нуждаются в серьёзных изменениях:
- цели преподавания физической культуры в общеобразовательных учреждениях,
включая преподавание этого предмета для детей, отнесённых по состоянию здоровья к
подготовительной и медицинской группам;
-
контроль
за
выполнением
в
образовательных
учреждениях
требований
к
освоению примерных учебных программ по физической культуре;
- мотивация детей и подростков к посещению уроков физической культуры и в
целом к систематическим занятиям физической культурой;
-
подготовка,
переподготовка
и
повышение
квалификации
кадров
в
области
физической культуры;
-
мотивация
учителей
физической
культуры
к
разработке
и
внедрению
в
образовательный процесс инновационных программ, методик и технологий преподавания
физической культуры;
- престиж труда и статус учителя физической культуры;
-
материально-техническое
обеспечение
преподавания
физической
культуры
в
общеобразовательных учреждений;
-
аттестация
обучающихся
общеобразовательных
учреждений
по
предмету
физическая культура, включая аттестацию детей, отнесенных по состоянию здоровья к
специальной медицинской группе;
-
научно-методическое
обеспечение
преподавания
физической
культуры
в
общеобразовательных учреждениях.
В настоящее время в рамках обозначенных проблем уже проделана определённая
работа:
учитывая
объективную
необходимость
повышения
роли
физической
культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, развитии
двигательной
активности
и
физических
качеств,
привитии
навыков
здорового
образа
жизни, в объем недельной учебной нагрузки образовательных учреждений введён третий
урок физической культуры;
в
целях
разъяснения
подходов
к
разработке
содержания
третьего
часа
предмета
физической
культуры
в
общеобразовательных
учреждениях
Минобрнауки
России
разработаны
и
направлены
в
субъекты
Российской
Федерации
методические
рекомендации;
с целью повышения эффективности преподавания физической культуры в
общеобразовательных
учреждениях
подготовлены
методические
указания
по
использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения
школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы.
В связи с этим общеобразовательным учреждениям необходимо:
на
основании
нормативных
правовых
актов,
регулирующих
вопросы
преподавания
учебного
предмета
«Физическая
культура»
в
общеобразовательных
учреждениях, с учётом методических рекомендаций о введении третьего часа физической
культуры
в
недельный
объём
учебной
нагрузки
обучающихся
общеобразовательных
учреждений
Российской
Федерации
разработать
содержание
третьего
часа
предмета
«Физическая культура» в образовательном учреждении;
активно использовать инновационные программы, методики и технологии
физического воспитания и преподавания физической культуры, а также современные
мультимедийные
средства
и
компьютерные
программы
обучения,
различные
информационные материалы по физкультуре и спорту, повышающие интерес детей и
подростков к занятиям физической культурой;
мотивировать обучающихся, в том числе отнесённых по состоянию здоровья
к подготовительной и специальной медицинской группе, к систематическим занятиям
физической культурой и спортом, включая регулярное посещение уроков физической
культуры
и
участие
во
внеурочной
деятельности
физкультурно-оздоровительной
и
спортивной направленности;
проанализировать возможности общеобразовательного учреждения в части
создания и использования дополнительных площадей в пределах здания образовательного
учреждения для развития двигательной активности обучающихся, занятий физической
культурой
и
спортом
(использование
рекреационных
зон
отдыха
здания,
помещений,
временно
сданных
образовательным
учреждением
в
аренду,
различные
варианты
внутренней перепланировки и реконструкции отдельных частей здания и т.д.);
развивать практику использования общеобразовательным учреждением для
занятий
физической
культурой
и
спортом
обучающихся
прилегающих
природных
территорий, спортивных площадок и залов учреждений дополнительного образования
детей спортивной направленности, спортивных объектов, находящихся в муниципальной
и региональной собственности;
активно привлекать к проведению уроков физической культуры тренеров и
преподавателей
учреждений
дополнительного
образования
детей
спортивной
направленности, федераций по видам спорта.
В
основу
современной
системы
освоения
ценностей
физической
культуры
закладываются инновационные подходы и новые педагогические технологии, которые
сформировались
в
последнее
время.
Философско-культорологический
подход
к
организации учебного процесса физического воспитания в общеобразовательной школе
обусловливает необходимость формирования физической культуры личности ученика.
Однако
традиционно
процесс
физического
воспитания
в
школе
сводится
к
физическому развитию и подготовке, формированию физических качеств, двигательных
умений и навыков, т.е. акцентируется биологический, двигательный аспект. Необходимо
ставить
более
широкие
цели
-
воспитание
посредством
освоения
всего
ценностного
потенциала физической культуры.
Содержание
физкультурного
воспитания
включает
в
себя
три
основных
направления: социально-психологическое, интеллектуальное и двигательное (физическое).
Сущность социально-психологического воспитания сводится к формированию жизненной
философии,
убежденности,
деятельностного
отношения
к
освоению
ценностей
физической
культуры.
Содержание
интеллектуального
воспитания
предполагает
формирование
у
ребенка
комплекса
теоретических
знаний,
охватывающих
социокультурные, психолого-педагогические, медико-биологические и другие аспекты,
тесно связанные с физкультурным знанием. Физкультурное воспитание содержит решение
двигательных задач - формирование физических качеств, умений и навыков управления
движениями.
Новации в формировании физической культуры общества и личности требуют
кардинальных изменений в организации учебно-воспитательного процесса, прежде всего в
общеобразовательной
школе.
Модель
организации
этого
процесса
представляется
из
расчета
трехчасового
преподавания
физической
культуры:
1
час
-
академический
(теоретический) и 2 часа - практических. Нетрудно предвидеть возражения по этому
поводу,
связанные
и
со
слабой
материально-технической
базой,
и
с
нехваткой
квалифицированных кадров, и с недостатками финансирования, и с низким уровнем
научно-методического обеспечения. Действительно, в этом проявляются главные беды
школьного
курса
физической
культуры.
Кроме
того,
введение
академического
часа
потребует от преподавателя дополнительной подготовки и более глубоких знаний по
социокультурным,
психолого-педагогическим,
медико-биологическим
основам
физической культуры. Данная проблема может быть снята уже на современном этапе. Если
для
качественного
преподавания
практической
части
программы
используются
возможности
учителей
-
специалистов
в
области
физической
культуры,
то
для
преподавания теории целесообразно использовать специалистов, работающих в школах и
имеющих
глубокие
профессиональные
знания,
а
именно:
медицинских
работников,
социальных педагогов, психологов, учителей биологии. Отметим, что при невозможности
введения
трехчасового
преподавания
физической
культуры
в
учебный
план
образовательного учреждения указанных специалистов при четкой организации учебного
процесса можно привлекать и при двухчасовом преподавании физической культуры.
Особое значение приобретают теоретические уроки для учащихся подросткового возраста
(8-11-е классы). Вследствие физиологических особенностей этого возраста, половые
различия между юношами и девушками проявляются более отчетливо, что требует
дифференцированного подхода к выбору средств и методов проведения занятий, а также
сообщения дополнительных знаний в области психологии, физиологии, гигиены. Здесь
можно использовать технологию раздельного обучения, что не предусмотрено программой
физического воспитания для общеобразовательной школы.