Напоминание

Внедрение в практику преподавания физкультуры инновационных технологий обучения


Автор: Шишкин Николай Александрович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №26
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Внедрение в практику преподавания физкультуры инновационных технологий обучения
Раздел: среднее образование





Назад




«Внедрение в практику преподавания физкультуры инновационных

технологий обучения»

Актуальность темы работы состоит в том, что основой повышения эффективности

обязательного

физического

воспитания

детей,

подростков

и

молодежи

является

использование технологий оздоровительной, кондиционной и спортивной тренировки при

максимально возможной свободе выбора занимающимися вида физической активности, ее

формы, показателей физической нагрузки и лично приемлемого уровня планируемых

результатов при обязательном выполнении индивидуально определенных образовательных

стандартов. Научно-технологическая сущность организационно-методических инноваций

в

физическом

воспитании

состоит

в

приоритетной

направленности

содержания

педагогического

процесса

в

общеобразовательной

школе

на

усвоение

обучающимися

нравственных,

интеллектуальных,

поведенческих,

двигательных,

мобилизационных,

коммуникативных, здоровьеформирующих и здоровьесберегающих ценностей физической

и

спортивной

культуры

по

механизму

конверсии

приемлемых

элементов

элитной

национальной

и

мировой

культуры

спортивной

подготовки

в

массовое

физическое

воспитание.

Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение -

способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию

настойчивости

в

достижении

поставленной

цели.

Физическая

культура

представляет

собой

сложное

общественное

явление,

которое

не

ограничено

решением

задач

физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области

морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических,

возрастных, географических границ.

Если

общая

культура

личности

отражает

широту

овладения

ценностным

содержанием

духовной

и

материальной

культуры,

степень

приобщения

личности

к

созданию

их

ценностей,

готовность

и

способность

к

их

продуцированию,

то

профессиональная культура личности по существу отражает проявление общей культуры в

специфических

условиях

профессиональной

деятельности.

Физическая

культура

выступает

как

составная

часть

общей

и

профессиональной

культуры

человека,

как

важнейшая

качественная

динамичная

характеристика

его

личностного

развития,

как

фундаментальная ценность, определяющая начало его социокультурного бытия, способ и

меру реализации сущностных сил и способностей.

Анализ

ситуации,

сложившейся

сегодня

в

школах

в

части

физкультурно-

спортивного

воспитания,

выявил

ряд

важных

составляющих,

которые

первостепенно

нуждаются в серьёзных изменениях:

- цели преподавания физической культуры в общеобразовательных учреждениях,

включая преподавание этого предмета для детей, отнесённых по состоянию здоровья к

подготовительной и медицинской группам;

-

контроль

за

выполнением

в

образовательных

учреждениях

требований

к

освоению примерных учебных программ по физической культуре;

- мотивация детей и подростков к посещению уроков физической культуры и в

целом к систематическим занятиям физической культурой;

-

подготовка,

переподготовка

и

повышение

квалификации

кадров

в

области

физической культуры;

-

мотивация

учителей

физической

культуры

к

разработке

и

внедрению

в

образовательный процесс инновационных программ, методик и технологий преподавания

физической культуры;

- престиж труда и статус учителя физической культуры;

-

материально-техническое

обеспечение

преподавания

физической

культуры

в

общеобразовательных учреждений;

-

аттестация

обучающихся

общеобразовательных

учреждений

по

предмету

физическая культура, включая аттестацию детей, отнесенных по состоянию здоровья к

специальной медицинской группе;

-

научно-методическое

обеспечение

преподавания

физической

культуры

в

общеобразовательных учреждениях.

В настоящее время в рамках обозначенных проблем уже проделана определённая

работа:

учитывая

объективную

необходимость

повышения

роли

физической

культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, развитии

двигательной

активности

и

физических

качеств,

привитии

навыков

здорового

образа

жизни, в объем недельной учебной нагрузки образовательных учреждений введён третий

урок физической культуры;

в

целях

разъяснения

подходов

к

разработке

содержания

третьего

часа

предмета

физической

культуры

в

общеобразовательных

учреждениях

Минобрнауки

России

разработаны

и

направлены

в

субъекты

Российской

Федерации

методические

рекомендации;

с целью повышения эффективности преподавания физической культуры в

общеобразовательных

учреждениях

подготовлены

методические

указания

по

использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения

школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы.

В связи с этим общеобразовательным учреждениям необходимо:

на

основании

нормативных

правовых

актов,

регулирующих

вопросы

преподавания

учебного

предмета

«Физическая

культура»

в

общеобразовательных

учреждениях, с учётом методических рекомендаций о введении третьего часа физической

культуры

в

недельный

объём

учебной

нагрузки

обучающихся

общеобразовательных

учреждений

Российской

Федерации

разработать

содержание

третьего

часа

предмета

«Физическая культура» в образовательном учреждении;

активно использовать инновационные программы, методики и технологии

физического воспитания и преподавания физической культуры, а также современные

мультимедийные

средства

и

компьютерные

программы

обучения,

различные

информационные материалы по физкультуре и спорту, повышающие интерес детей и

подростков к занятиям физической культурой;

мотивировать обучающихся, в том числе отнесённых по состоянию здоровья

к подготовительной и специальной медицинской группе, к систематическим занятиям

физической культурой и спортом, включая регулярное посещение уроков физической

культуры

и

участие

во

внеурочной

деятельности

физкультурно-оздоровительной

и

спортивной направленности;

проанализировать возможности общеобразовательного учреждения в части

создания и использования дополнительных площадей в пределах здания образовательного

учреждения для развития двигательной активности обучающихся, занятий физической

культурой

и

спортом

(использование

рекреационных

зон

отдыха

здания,

помещений,

временно

сданных

образовательным

учреждением

в

аренду,

различные

варианты

внутренней перепланировки и реконструкции отдельных частей здания и т.д.);

развивать практику использования общеобразовательным учреждением для

занятий

физической

культурой

и

спортом

обучающихся

прилегающих

природных

территорий, спортивных площадок и залов учреждений дополнительного образования

детей спортивной направленности, спортивных объектов, находящихся в муниципальной

и региональной собственности;

активно привлекать к проведению уроков физической культуры тренеров и

преподавателей

учреждений

дополнительного

образования

детей

спортивной

направленности, федераций по видам спорта.

В

основу

современной

системы

освоения

ценностей

физической

культуры

закладываются инновационные подходы и новые педагогические технологии, которые

сформировались

в

последнее

время.

Философско-культорологический

подход

к

организации учебного процесса физического воспитания в общеобразовательной школе

обусловливает необходимость формирования физической культуры личности ученика.

Однако

традиционно

процесс

физического

воспитания

в

школе

сводится

к

физическому развитию и подготовке, формированию физических качеств, двигательных

умений и навыков, т.е. акцентируется биологический, двигательный аспект. Необходимо

ставить

более

широкие

цели

-

воспитание

посредством

освоения

всего

ценностного

потенциала физической культуры.

Содержание

физкультурного

воспитания

включает

в

себя

три

основных

направления: социально-психологическое, интеллектуальное и двигательное (физическое).

Сущность социально-психологического воспитания сводится к формированию жизненной

философии,

убежденности,

деятельностного

отношения

к

освоению

ценностей

физической

культуры.

Содержание

интеллектуального

воспитания

предполагает

формирование

у

ребенка

комплекса

теоретических

знаний,

охватывающих

социокультурные, психолого-педагогические, медико-биологические и другие аспекты,

тесно связанные с физкультурным знанием. Физкультурное воспитание содержит решение

двигательных задач - формирование физических качеств, умений и навыков управления

движениями.

Новации в формировании физической культуры общества и личности требуют

кардинальных изменений в организации учебно-воспитательного процесса, прежде всего в

общеобразовательной

школе.

Модель

организации

этого

процесса

представляется

из

расчета

трехчасового

преподавания

физической

культуры:

1

час

-

академический

(теоретический) и 2 часа - практических. Нетрудно предвидеть возражения по этому

поводу,

связанные

и

со

слабой

материально-технической

базой,

и

с

нехваткой

квалифицированных кадров, и с недостатками финансирования, и с низким уровнем

научно-методического обеспечения. Действительно, в этом проявляются главные беды

школьного

курса

физической

культуры.

Кроме

того,

введение

академического

часа

потребует от преподавателя дополнительной подготовки и более глубоких знаний по

социокультурным,

психолого-педагогическим,

медико-биологическим

основам

физической культуры. Данная проблема может быть снята уже на современном этапе. Если

для

качественного

преподавания

практической

части

программы

используются

возможности

учителей

-

специалистов

в

области

физической

культуры,

то

для

преподавания теории целесообразно использовать специалистов, работающих в школах и

имеющих

глубокие

профессиональные

знания,

а

именно:

медицинских

работников,

социальных педагогов, психологов, учителей биологии. Отметим, что при невозможности

введения

трехчасового

преподавания

физической

культуры

в

учебный

план

образовательного учреждения указанных специалистов при четкой организации учебного

процесса можно привлекать и при двухчасовом преподавании физической культуры.

Особое значение приобретают теоретические уроки для учащихся подросткового возраста

(8-11-е классы). Вследствие физиологических особенностей этого возраста, половые

различия между юношами и девушками проявляются более отчетливо, что требует

дифференцированного подхода к выбору средств и методов проведения занятий, а также

сообщения дополнительных знаний в области психологии, физиологии, гигиены. Здесь

можно использовать технологию раздельного обучения, что не предусмотрено программой

физического воспитания для общеобразовательной школы.



В раздел образования