Напоминание

Использование ИКТ в соответствии с ФГОС


Автор: Каторгина Ольга Валентиновна
Должность: Учитель физики
Учебное заведение: МБОУ Юрьевская СШ
Населённый пункт: с. Юрьево, Гагинский р-н, Нижегородская область
Наименование материала: Системно-деятельностный подход
Тема: Использование ИКТ в соответствии с ФГОС
Раздел: полное образование





Назад




Системно-деятельностный подход.Система работы учителя.

Задача

учителя

вызвать

у

учащихся

интерес

к

уроку,

создать

у

них

состояние увлечённости, направить усилия на осознанное освоение знаний,

умений и навыков. Считаю, что интерес к урокам связан с тем, понимает ли

ученик, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их

применения. Есть много различных форм, методов и приемов проведения

урока. Каждый прием имеет свои плюсы и минусы. Главное найти те, кото-

рые подойдут для обучающихся этого класс. В своей работе использую

системно-деятельностный подход.

Целью системно - деятельностного под-

хода является - воспитание личности, ребенка как субъекта жизнедеятель-

ности. Быть субъектом - быть хозяином своей деятельности: ставить цели,

решать задачи, отвечать за результат. Поэтому, при разработке новых учеб-но

-методических

комплексов,

программ

стараюсь

учитывать

современные

требования к процессу обучения, потребности учащихся и их родителей.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые

знания не даются в готовом виде, а учащиеся “открывают” их сами в процес-

се самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя заклю

-чается в организации исследовательской деятельности обучающихся таким

образом, чтобы они самостоятельно справились с решеним проблемы. На

уроках стараюсь создавать проблемные ситуации, обращаться к обучающим-

ся с вопросами, обсуждать результаты. В таких ситуациях начинается воспи-

тание и развитие качеств личности, прослеживается связь с повседневной

жизнью.

На

уроках

физики

большая

возможность

привить

основы

этой

деятельности во время;

Выполнения лабораторных работ.

На первых уроках сама знакомлю обучающихся с инструкцией выполнения

работы. Дети должны понимать особенность лабораторных работ. Каждая

работа имеет цель, которая должна быть достигнута и в конце должен быть

получен результат и сделан вывод. Я начала внедрять в уроки кроме демонс-

трационного эксперимента,

эксперимент, который занимает минимальное

время, дети, работая в парах, выполняют задания сами, это позволяет активи-

зировать их деятельность и позволяет оценить работу каждого. Стараюсь ис-

пользовать экспериментальные задачи и домашний эксперимент. Например,

на этапе урока

«

Открытие» нового знания по теме

« Сила Архимеда»

Выбирается метод решения проблемы.

Как можно экспериментально найти величину выталкивающей силы?

1. Определить вес тела в воздухе с помощью динамометра.

2. Определить вес этого же тела в воде.

3. Из веса тела в воздухе вычесть вес тела в воде.

Каждая группа получает задание.

Делается «открытие».

Задание первой группе (или паре)

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и латунный цилин-

дры из набора тел для калориметра, нить.

1. Определите силу Архимеда, действующую на каждое из тел.

2. Сравните плотность тел и силы Архимеда, действующие на тела.

3. Сделайте вывод о зависимости (независимости) силы Архимеда от плот-

но-сти тел.

Задание второй группе

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тела разного объема из пластили-

на, нить.

1. Определите силу Архимеда, действующую на каждое из тел.

2. Сравните эти силы.

3. Сделайте вывод о зависимости (независимости) силы Архимеда от объема

тел.

Задание третьей группе

Оборудование: сосуды

с

водой,

соленой

водой

и

маслом,

динамометр,

алюминиевый цилиндр, нить.

1. Определите силы Архимеда, действующие на тело в воде, соленой воде и

масле.

2. Чем отличаются эти жидкости?

3. Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различ-

ных жидкостях?

4. Сделайте вывод о зависимости (независимости) силы Архимеда от плот-

ности жидкости.

Задание четвертой группе

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, кусочек пластилина, нить.

1. Кусочку пластилина придайте форму шара, куба, цилиндра.

2. Поочередно опуская каждую фигурку в воду, определите силы Архимеда,

действующую на них.

3. Сравните эти силы.

3. Сделайте вывод о зависимости (независимости) силы Архимеда от формы

тела.

После получения результатов каждая группа устно отчитывается о своей

работе и записывает вывод на доске в таблице.

Сила Архимеда

Не зависит от:

Зависит от:

1) формы тела

1) объема тела

2) плотности тела.

2) плотности жидкости

В результате получаем формулу силы Архимеда:

F

A

ж

gV

т

.

По теме « Плотность вещества»

Группы или пара получает одно и то же задание. Раздаю кусочки мыла или

пластилина разной величины. Предлагаю измерить массу и объем, показания

занести в таблицу и сделать выводы. При обсуждении ребята приходят к

выводу , что масса деленная на объем дает приблизительно одно и то же

число. Теперь можно ввести понятие плотности. В данном случае оно осоз-

нано, как научное понятие.

Решая задачи, учащиеся делают открытия уже известные науке, но они об

этом не всегда знают. Эти открытия вызывают хорошие эмоции. Например,

при изучении силы трения задаю вопрос «Зависит ли сила трения от площади

соприкасающихся поверхностей?» На этот вопрос все часто дают положите-

льный ответ. Проведя самостоятельно эксперимент, учащиеся делают вывод,

что сила трения не зависит от площади поверхности соприкасающихся тел.

Решение качественных задач

Решение качественных задач развивает сообразительность, мышление, вызы

вает интерес к физике. В процессе решения качественных задач прививаются

навыки наблюдать и умение различать физические явления в природе, быту,

технике. Чаще решение качественных задач использую в основной школе, где

большая часть материала рассматривается на качественном уровне.

Примеры качественных задач:

Почему при проводке телеграфной линии летом нельзя сильно натяги-

вать провода между столбами?

Почему человек, выходя из реки, даже в жаркий летний день испыты-

вает ощущение холода?

Каким образом человек, стоящий обеими ногами на полу, может быст-

ро

удвоить

давление,

производимо е

на

о п о р у ? (Решение.

1.Анализ. Давление,

производимое

стоящим

человеком,

прямо

пропорционально его весу и обратно пропорционально площади обеих

ступней ног, соприкасающихся с полом. Человек стоит на двух ногах.

2. Синтез. Быстро

удвоить

давление

на

пол

человек

может,

либо

увеличив свой вес вдвое (например, подняв штангу), либо уменьшив

площадь опоры вдвое (например, приподняв одну из ног и оставшись

стоять на второй ноге).

Одно из наиболее важных умений - это умение найти причину какого

либо явления. Например,

Составьте и запишите одно предложение (имеющее смысл и верное с

точки зрения физики), объединив в нем с помощью союза “поэтому”

два таких утверждения:

1) в случае утечки газа запах его некоторое время распространится по всей

квартире;

2) молекулы движутся непрерывно и хаотически.

Скажите, какое из этих утверждений является причиной по отношению к

другому, а какое следствием.

Составьте и запишите одно предложение (имеющее смысл и верное с

точки зрения физики), объединив в нем с помощью союза “поэтому”

(или “потому что” два таких утверждения:

1)

масса

стального

кубика

больше

массы

деревянного

кубика

такого

же

объема;

2) плотность стали больше плотности дерева.

Системно-деятельностный

подход использую и на этапах «Актуализация

знаний», «Рефлексия». Провожу диктант перед началом изучения темы, после

его изучения, после изучения нескольких тем с целью выяснить

готовность

учащихся

к

восприятию

учебного

материала, контролировать усвоение

изученного материала. Знакомлю с критериями оценивания. Текст должен

быть простым, легко воспринимае- мым, требующим краткого однозначного

ответа, несложных вычислений. Пауза между вопросами достаточная, чтобы

учащиеся могли записать ответ. Обучающиеся пишут под диктовку начало

предложения,

а

конец

дописывают

сами.

Проверить

работу

могут

сами

учащиеся

(самоконтроль)

или

соседи

по

парте

(взаимоконтроль)

по

представленным ответам на доске.

В своей

деятельности использую

ИКТ, что способствует активизации

мыслительной

деятельности

учащихся,

развитию

их

творческого

воображения.

Владение

ИКТ

позволяет

мне

использовать

компьютер

в

разных целях:

• как средство наглядности учебного процесса;

• для организации коллективной и групповой работы ;

как

средство

разработки

и

подготовки

различных

видов

учебно-

методического материала.

Работа с текстом

Считаю, что умение работать с текстом является очень важным на уроках

физики. Большинство заданий ЕГЭ и ОГЭ включают в себя работу с текстом.

Например, в своей работе использую такие приёмы:

Приём «Вопросы к тексту».

Организую самостоятельную работу( или работу в парах) с текстом

учебника или другой литературы. Этот приём использую

на этапе

формирования

новых

знаний,

первичного

закрепления.

Учащимся

предлагаются несколько вопросов к тексту, на которые они должны

найти

ответы.

После

самостоятельного

поиска,

учащиеся

обсуждают

в

парах

ответы,

уточняют

их

и

затем

ответы

обсуждают в классе.

Прочитайте текст.

Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?

Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?

Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это

предложение главное?

Приём «Вставьте в текст, пропущенные слова»

Молекулы

в

жидкости

в

основном

…..

около

положений

равновесия.

Поскольку притяжение между …... жидкости не так велико, то они могут

…..

менять

свое

положение.

Поэтому

жидкости

…...

свою

форму

и

принимают форму …... Они …..., их …... перелить из одного сосуда в другой.

Жидкость …. сжимается, так как при этом молекулы сближаются на

расстояние, когда заметно проявляется …...

1) не сохраняют 2) трудно 3) отталкивание 4) сосуд 5) скачки 6) текучи

7)легко 8) молекулы 9) колебаться

Стараюсь в конце урока проводить самооценку своей деятельности и всего

класса. Прошу ответить на вопросы:

1) Что вы узнали нового на уроке?

2) Что вы поняли?

3) Чему вы научились?

4) Что особенно запомнилось на уроке? Почему?

5) С какими трудностями вы столкнулись на уроке? Почему?

Считаю, что устойчивые положительные результаты будут получены в том

случае, когда учитель совершенствует инновационные приемы, обеспечиваю-

щие высокий уровень усвоения учебного материала



В раздел образования