Напоминание

"Сундучок сказок"


Автор: Светлана Николаевна Смолякова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: СОШ № 20 г. Бийск
Населённый пункт: город Бийск Алтайский край
Наименование материала: практическое пособие по развитию речи
Тема: "Сундучок сказок"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением

отдельных предметов»

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да,

можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса

к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость

учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание «напиться из источника знаний? Как

мотивировать познавательную деятельность школьников? Эта проблема волнует учёных, методистов,

психологов, но в первую очередь каждого учителя, так как уровень мотивации влияет на качество

знаний, а, следовательно, на результативность учебной деятельности.

СУНДУЧОК СКАЗОК

(практическое пособие по развитию произносительной стороны речи

у детей младшего школьного возраста)

Разработчик:

Смолякова Светлана Николаевна,

учитель-логопед

Бийск,

2019г.

Смолякова С. Н. Сундучок сказок (практическое пособие по

развитию произносительной стороны речи у детей младшего

школьного возраста): «МБОУ СОШ № 20 с углубленным изучением

отдельных предметов», 2019. – стр. 25.

Практическое

пособие

содержит

сказки

для

занятий

с

детьми

младшего

школьного

возраста

по

развитию

произносительной

стороны речи.

Пособие адресовано учителям-логопедам, молодым специалистам в

области коррекционного обучения и развития детей с ОВЗ, педагогам

по

развитию

речи

и

обучению

грамоте,

а

так

же

родителям,

желающим оказать практическую помощь своим детям в преодоление

речевых дефектов.

2

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………..

4

Обращение к маленькому читателю……………………………

7

I. Сказки для постановки свистящих звуков………………….

8

- «Сказка о весёлом Язычке»………………………………………

9

- «У бабушки с дедушкой»………………………………………...

12

- «Невоспитанный мышонок»……………………………………..

14

- «Бабочка Загадка»…………….…………………………………..

17

Содержание артикуляционных упражнений…………………..

47

Список литературы………………………………………………

24

3

Пояснительная записка

Анализ

ситуации

в

современном

обществе

показывает,

что

количество

детей,

имеющих

отклонения

в

речевом

развитии,

неуклонно

растёт.

Самым

распространенным

речевым

дефектом

является нарушение произносительной стороны речи. Необходимо

обратить

внимание

на

исправление

этих

нарушений

еще

в

дошкольном

возрасте,

пока

у

ребенка

не

выработалась

привычка

говорить неправильно, а так же своевременная коррекция позволит

избежать школьную неуспеваемость, которая может возникнуть при

овладении процессами письма и чтения.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят,

поэтому

среди

неуспевающих

школьников

младших

классов

отмечается

большой

процент

детей

с

дефектами

фонетической

(произносительной)

стороны

речи.

Своевременно

не

выполненная

грамотная

постановка

специалистом

звуков

суще ственно

препятствуют

развитию

устной

и

письменной

речи

ребенка.

Исправить

и

подобрать

индивидуальную

программу

для

вашего

ребенка

может

школьный

логопед.

В

специальных

исследованиях

была

показана

зависимость

между

состоянием

речевого

развития

ребенка и возможностью овладения им школьными знаниями. Было

выявлено,

что

1/3

учащихся

с

речевыми

отклонениями

является

неуспевающими или слабо успевающими по родному языку. Это дети,

у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием

процессов

фонемообразования.

При

этом

наблюдаются

не

только

нарушения внятности речи, но и аномальное овладение звуковым

составом

слова.

Для

успешного

обучения

в

школе

необходимо

преодолеть имеющиеся нарушения звукопроизношения в начальных

классах.

4

Одной из задач учителя-логопеда в школе является коррекция

дефектов звукопроизношения. Формирование звуковой стороны речи

рассматривается,

как

одно

из

необходимых

средств

воспитания

звуковой

культуры

и

успешному

овладению

письменной

формой

речи.

Работа по коррекции произношения очень трудоемка и требует

от ребенка большой концентрации внимания и физических усилий.

Необходимо

уделять

большое

внимание

мотивационной

стороне

процесса,

работа

будет

вдвойне

успешнее,

если

ребенок

будет

заинтересован в коррекционных занятиях, и посещать их с радостью.

С

целью

повышения

мотивации

учащихся

и

поддержания

интереса к занятиям, следует организовывать коррекционные занятия,

используя

средства,

формы

и

методы,

близкие

детям

младшего

школьного

возраста.

Одним

из

таких

средств

является

сказка.

Использование сказок при отработке артикуляционных упражнений

позволяет

в

игровой

форме

представить

материал

для

коррекции

звукопроизношения

и

избежать

переутомления

ребенка. Занятие

может быть целиком построено на основе сюжета сказки, в этом

случае каждое из заданий, должно обыгрывать какой-либо эпизод

сказки или же характерные особенности сказочного персонажа. На

более поздних этапах возможно использование на занятиях текстов

сказок лишь в отдельных видах работы.

Практическое пособие «Сундучок сказок»

содержит сказки,

направленные на развитие произносительной стороны речи у детей с

различными

речевыми

нарушениями.

Сказки

сопровождаются

иллюстрациями

артикуляционных

упражнений,

расшифровка

которых

дается

в

разделе

«Содержание

артикуляционных

упражнений».

Представленный

материал,

является

обобщенным

опытом работы учителя-логопеда «МБОУ СОШ № 20 с углубленным

изучением отдельных предметов» Смоляковой С. Н. Собранный в

пособии материал предназначен для учителей-логопедов, учителей

начальных классов, педагогов по развитию речи и обучению грамоте,

5

молодым

специалистам

в

области

коррекционного

развития

и

обучения детей с ОВЗ, а так же для родителей.

Большое внимание в коррекционном обучении отводится работе

с

родителями,

они

являются

непосредственными

участниками

процесса

становления

правильной

речи

ребенка.

Данное

пособие

может

быть

рекомен дован о

роди теля м

для

о т р а б о т к и

артикуляционных

упражнений,

которые

ребенок

освоил

на

логопедических

занятиях.

Представленный

в

пособии

материал

изложен таким образом, что его может использовать человек без

специального образования.

Использование сказок в коррекционной работе по преодолению

нарушений

произносительной

стороны

речи

имеет

следующие

преимущества:

простота

и

занимательность

сюжета

сказки

позволяет

обыгрывать

артикуляционные

упражнения,

направленные

на

развитие речевых функций;

персонажи

сказок

и

их

действия

могут

быть

обозначены

звукоподражаниями

или

простыми

по

морфологической

структуре

словами,

которые

достаточно

легко

включаются

в

экспрессивную речь ребенка;

дети, испытывающие значительные затруднения в понимании

обращенной

речи,

оказываются,

тем

не

менее,

способными

воспринимать простой сюжет сказки, основанный на знакомых

реалиях,

включающий

множество

повторов,

устойчивых

оборотов;

привлекательность персонажей сказок делает занимательными

для детей задания по развитию речи, повышают мотивацию к

занятиям по коррекции звукопроизношения.

6

Обращение к маленькому читателю

7

Здравствуй, мой дорогой друг!

Меня зовут Варя. А как зовут тебя?... Мне 7

лет. А тебе сколько?...

Как и все ребята, я люблю играть в разные

игры: прятки, догонялки;

люблю собирать

мозайку, смотреть мультики, рисовать. А

еще я очень люблю сказки. Мама говорит,

что

сказки

помогают

человеку

учиться

хорошо говорить – и это правда! Когда мы

с мамой читаем, я всегда представляю, что

я участник всех этих историй. Мне хочется

поделиться с тобой своими впечатлениями.

Пойдем

со

мной

по

страницам

этой

книжки,

будь

внимателен,

повторяй

за

мной. Вместе у нас все получится!!! Я в тебя

Верю!

Варя)

I.

Сказки для постановки свистящих звуков

Звук

[С]

искажается

детьми

наиболее

часто,

является

произносительно-сложным

и

формируется,

как

правило,

продолжительно.

Он

служит

базовым

по

отношению

к

прочим

свистящим звукам: [С

], [З], [З

], [Ц]. Чтобы вызвать у ребенка тот или

иной звук, нужно знать правильную артикуляцию звука.

8

Правильная артикуляция:

губы улыбаются,

язык широкий

упирается в нижние зубы, посередине языка - канавка, по которому

идет струя холодного воздуха; зубы сближены; горлышко не гудит,

дуем на кончик язык, получается звук [C]; при произношении звука З

артикуляция

такая

же,

только

включается

голос;

звук

Ц

-

это

сочетание Т+С.

Важно:

научиться удерживать кончик языка за нижними зубами;

«прокладывать» с механической помощью (коктейльная палочка,

зубочистка) вдоль языка

канавку;

выработать сильную воздушную струю.

«Сказка о весёлом Язычке»

9

Язычок

жил

в

маленьком

домике (упражнение

«Окошко»

). Вокруг домика был красивый заборчик (упражнение

«Заборчик»

).

Утром Язычок проснулся и пошёл умываться, сначала почистил

зубки (упражнение «Почистим зубки»

), прополоскал

р о т и к (имитация

полоскания

рта),

потом

прополоскал

справа

(имитация

полоскания

правой

щеки),

потом

с л е ва (имитация

10

полоскания левой щеки). Взял расческу и причесался (упражнение

«Расческа»

).

Мама,

тем

временем,

испекла

Язычку

блинов,

(упражнение

«Блинчик»

) , но они были горячие, и Язычок подул,

чтобы

остудить (упражнение «Остудить блинчик»

),

потом

свернул

и

начал

есть (упражнение

«Киска

сердится»

11

),

(упражнение

«Накажем

непослушный

язычок»

). Вкусные были блины!

Затем Язычок побежал на улицу. Там он встретил кошку, она

сначала испугалась, фыркнула и выгнула спинку (упражнение «Киска

сердится»

). Язычок погладил Киску и угостил её

12

блинчиком.

Вместе

они

пошли

кататься

с

горки

(упражнение

«Ветерок с горки»

).

Сказка «У бабушки с дедушкой»

13

ЖИЛИ БЫЛИ ДЕДУШКА И БАБУШКА.

К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ

(надуваем щёки),

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ

(втягиваем щёки).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ

(губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние

зубы),

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ

(губы тянутся вперёд).

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ

(снова широкая улыбка).

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ

(широкий язык за верхними зубами)

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ

(соответствующие движения широким языком).

14

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ

(повторение этих движений языком в положении за

нижними зубами).

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ

(поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают

воздух),

И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ

(одновременное надувание обеих щёк с последующим

выпусканием воздуха через губы).

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ

(широкий язык лежит на нижней губе).

ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО

(подуть на широкий язык).

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ

(жуём распластанный язык, потом прикусываем

его, завернув за нижние зубы).

15

Сказка «Невоспитанный мышонок»

Жил в лесу невоспитанный мышонок. Он никому не говорил

«Доброе утро» и «Спокойной ночи». Рассердились на него все звери в

лесу — не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошел он к

маме и спросил: «Как мне помириться со всеми зверями в лесу?»

Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок

решил исправиться: почистил зубки (упражнение «Почистим зубки»

), причесался (упражнение «Расческа»

).

Видит,

зайчик

на

качелях

качае т с я (упражнение

«Качели»

). Пошел он и громко пропищал: «Доброе утро!»

16

Улыбнулся

зайчик (упражнение «Улыбочка»

)

и

угостил

мышонка

морковкой.

Обрадовался

мышонок,

дальше

пошел. Навстречу ему змейка ползет, хвостиком в разные стороны

вертит (упражнение «Часики»

).

И с ней он поздоровался. Удивилась змейка. Очень понравилось

мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-

нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона, бублик во рту

держит (упражнение «Катушка»

).

Мышонок громко закричал ей: «Доброе утро!» Ворона каркнула

ему в ответ и полетела всем рассказать, что мышонок стал вежливым.

17

А мышонок все бегал по лесу, всем кричал «доброе утро» и так

устал, что споткнулся и покатился

с

горки (упражнение «Горка»

).

Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его задержал, который

лягушата построили (упражнение «Заборчик»

).

Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, при-

глашают его поиграть с ними.

Но

мышонку

некогда

играть

еще

не

всем

доброго

утра

пожелал.

Бежит

он

по

лесу

и

видит:

на

дереве

летучая

мышь

проснулась.

«Доброе

утро!»

кричит

ей

мышонок.

«Уже

вечер

наступил, — отвечает летучая мышь, — добрый вечер, мышонок!» И

18

мышонок

засви стел

ве с ело,

как

п а р о в о з и к (Произнесение

длительного С-С-С-С!).

И побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его нет так

долго.

Сказка « Бабочка Загадка»

Эту красивую бабочку все называли Загадкой. Знаете почему? Да

потому, что она очень любила загадывать всем загадки и не говорить

отгадки. Летела однажды наша бабочка и увидела птенчика. Он сидел

под кустом и сильно плакал, открывая при этом свой клюв

(упражнение

«Окошко»

).

А бабочка ему говорит:

Явился в желтой шубке:

- Прощайте, две скорлупки!

19

Перестав плакать, птенчик сказал: «Это что, про меня?»

А бабочка все свое:

Летом в болоте

Вы ее найдете.

Зеленая квакушка

Улыбается от ушка до ушка.

Птенчик стал уже улыбаться, как лягушка

(упражнение

«Улыбочка»

).

- А еще знаешь, про кого-нибудь большого загадку? - спросил он.

И тут бабочка не растерялась:

У этого зверя огромный рост,

Сзади у зверя маленький хвост,

Спереди у зверя - хвост большой.

Ну, конечно, это он!

Ну, конечно, это…

- Слон! -закричал весело птенчик

(упражнение

«Трубочка»

).

- Вот теперь я вижу, ты в полном порядке! Скажи, почему ты так

громко плакал? - спросила бабочка.

- Я остался один, потому и плакал.

Рядом с птенчиком стояла маленькая лопатка. И бабочка сразу

20

загадала новую загадку:

Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю

Делать горку, строить дом.

- Это про мою лопатку

(упражнение

«Блинчик»

)

Я отгадал. А еще знаешь? - спросил птенчик.

Бабочка предложила птенчику отправиться искать маму, но он не

научился еще летать. Тогда бабочка загадала ему следующую загадку:

Сегодня всё ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные… (шары).

И бабочка с птенчиком стали надувать шарик. Друзья его надували, но

он все равно сдувался

(упражнение

«Ветерок с горки»

)

Они даже пошлепали свои язычки

21

(упражнение

«Накажем непослушный язычок»

),но

шарик все равно сдувался. А когда шарик сдувался, из него дул

сильный ветер, так что у птенчика разлетались перышки в разные

стороны. Посмотрела на него бабочка и говорит:

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

Птенчик сразу отгадал загадку и причесался

(упражнение

«Расческа»

).

Затем друзья покачались на качелях

(упражнение

«Качели»

)

И не заметили, как время прошло.

22

- А что всегда идет, а с места не сходит? - спросила бабочка.

И снова отгадал птенчик загадку. Тут и мама прилетела.

Поблагодарила она бабочку за чудесные загадки и пригласила к себе в

гости. Так загадочная бабочка нашла себе друзей.

Содержание артикуляционных упражнений

Артикуляционное упражнение «Блинчик»

Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней

губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от

10 до 15 секунд.

Артикуляционное упражнение «Ветерок с горки»

Поставить язычок в положение «горка, а потом спокойно и плавно

подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным. Если, не

меняя

положение

языка,

прикрыть

рот,

оставив

между

зубами

небольшую щелку и подуть, то у ребенка может получиться звук [С].

Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху

вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

Артикуляционное упражнение «Горка»

Рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка

приподнять,

боковые

края

прижать

к

верхним

коренным

зубам.

Удержать 15 секунд. Покусать спинку языка, затем скатиться зубами

по языку вниз (прокатиться с горки).

23

Артикуляционное упражнение «Заборчик»

Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые

стоят

друг

на

друге,

как

заборчик.

Про

себя

говорить «И».

Удерживать так под счет от 5 до 10.

Артикуляционное упражнение «Катушка»

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края

прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается

вперед и убирается в глубь рта.

Артикуляционное упражнение «Качели»

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо

к верхним и нижним резцам.

Артикуляционное упражнение «Киска сердится»

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка

поднята вверх.

Артикуляционное упражнение «Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу

и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом

покусать зубами: « тя-тя-тя».

Артикуляционное

упражнение

«Остудить

блинчик».

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю

губу

и,

как

бы

произнося

длительно

звук

[ф],

сдуть

ватку

на

противоположный край стола (подуть на кончик языка) », щеки не

надувать.

Артикуляционное упражнение «Почистим зубки»:

Артикуляционное упражнение «Почистим нижние зубки»

Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними

зубами влево - вправо, нижняя челюсть не двигается

( зубы можно чистить и снаружи и внутри).

Артикуляционное упражнение «Расчестка»

Улыбнуться,

закусить

язык

зубами.

«Протаскивать»

язык

между

зубами вперёд- назад, как бы "причёсывая" его.

24

Артикуляционное упражнение «Трубочка»

Сомкнуть

зубы,

сделав

«Заборчик».

Округлить

губы

и

вытянуть

вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до

10.

Расслабить

губы

и

повторить

упражнение

несколько

раз.

Чередовать « Заборчик» - « Трубочка».

Артикуляционное упражнение «Улыбочка»

Удерживание губ в улыбке.

Артикуляционное упражнение «Футбол»

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую

щеку.

Артикуляционное упражнение «Хомячок»

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

Артикуляционное упражнение «Часики»

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка

попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

25

Список литературы

1.

Буденная,

Т.

В. Логопедическая

гимнастика

[Текст]:/Т.

В.

Буденная.-

СПб.: Детство-Пресс, 2009. - 75с.

2.

Костыгина,

В.

Н.

Тру-ля-ля.

Артикуляционная

гимнастика

[Текст]:/ В. Н. Костыгина.- М.: Карапуз, 2006. - 20 с.

3.

Волошина,

И.

А.

Артикуляционная

гимнастика

для

мальчиков [Текст]:/ И. А. Волошина СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,

2011. — 32 с.

4.

Косинова, Е. М. Гимнастика для развития речи. [Текст]: учебное

пособие/Е.М. Косинова.– М.:РОСМЭН, 2003.-127с.

5.

Костыгина,

В.

Н.

Бу-бу-бу.

Артикуляционная

гимнастика

[Текст]:/В.Н. Костыгина.- М.: Карапуз, 2008. - 19 с.

6.

Лу к и н а ,

Н .

А .

И с п о л ь з о в а н и е

и г р о в ы х

п р и е м о в

в коррекционной

работе с

детьми

с

ОНР

[Текст]

/

Н.

А.

Лукина

//Воспитание

и

обучение

детей

с

нарушениями

развития.- 2004.- №4. – С. 38 - 43.

7.

Малец,

М.

В.

Комплекс

артикуляционных

упражнений

«Веселый лягушонок» [Текст] / М.В.Малец // Воспитание и

обучение детей с нарушениями развития.- 2007.- № 3. - С. 52 –

54.

26

8.

Мецлер,

Т.

В.

Многофункциональные

пособия

тренажеры

[Тескт] / Т. В. Мецлер // Логопед. -2008.- №4. - С. 54 - 59.

9.

Нищева,

Н.

В.

Веселая

артикуляционная

гимнастика[Текст]:

учебное пособие / Н. В. Нищева. – СПб. Детство-Пресс, 2012 –

124с.

10.Новиковская, О. А.

Речевая гимнастика. Игры и задания для

развития речи у дошкольников [Текст]: / О. А. Новиковская М.:

АСТ, 2011.- 64с.

11. Рогожникова,

М.

В.

Артикуляционные

и

пальчиковые

игры-

сказки [Текст] / М. В. Рогожникова // Логопед.- 2008.- № 2. – С.

66 - 73.

12.Рожкова,

Т.

В.

Веселые

истории

для

артикуляционной

гимнастики [Текст] / Т. В. Усова // Логопед.- 2005. - № 1. – С. 49

– 63.

13.Рыжова, Н. В. Артикуляционная гимнастика как эффективное

средство

формирования

правильного

звукопроизношения

у

детей [Текст]/ Н. В. Рыжова//Дошкольная педагогика.- 2010.-

№4. – С.16 - 22.

14.Чернякова,

В.

Н.

Стихотворно-игровые

комплексы

для

дошкольников с недостатками речи [Текст]/ В. Н. Чернякова //

Логопед.- 2005.- № 2.- С. 61 – 63.

27

28



В раздел образования