Автор: Гаджиева Жагбат Алхуватовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Дылымская гимназия имени Махмуда Салимгереева"
Населённый пункт: село Дылым Казбековский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Главное слово в любом языке
Раздел: среднее профессиональное
МКОУ « Дылымская гимназия имени Махмуда Салимгереева»
«Главное слово в любом языке»
(Методическая разработка для 6 класса)
Подготовила и провела учитель
русского языка и литературы
Гаджиева Ж.А.
(Звучит песня «Мамины глаза», одинокая флейта).
Голос за кадром: Дождь в окошко стучит, как замерзшая птица.
Но она не уснет, продолжая нас ждать.
Я сегодня хочу от души поклониться
Нашей женщине русской по имени МАТЬ!
Той, которая жизнь подарила нам в муках,
Той, что с нами порой не спала по ночам,
Прижимали к груди ее теплые руки,
И молилась за нас всем святым образам.
Той, которая Бога просила о счастье
За здоровье своих дочерей, сыновей.
Каждый новый наш шаг для нее был как праздник,
И больнее ей было от боли детей.
Из родного гнезда вылетаем, как птицы,
Поскорее нам хочется взрослыми стать.
Я сегодня хочу до земли поклониться
Нашей женщине русской по имени МАТЬ!
Звучит («АВЕ МАРИЯ»)
За день до рождения ребенок спросил у Бога:
«Я не знаю, что я должен делать в этом Мире»
Бог ответил:
«Я подарю тебе Ангела, который всегда будет рядом с тобой».
«Но я не понимаю его язык».
«Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед». «А
как зовут моего ангела?».
«Неважно как его зовут, ты будешь называть его: MAMA...»
Ученик:
Указом президента Российской Федерации от 30 января 1998 года было решено:
«В целях повышения социальной значимости материнства установить праздник
День матери и отмечать его в последнее воскресение ноября». И теперь каждый
год в этот день мы поздравляем своих дорогих мам.
УЧИТЕЛЬ: Мы поздравляем всех мам с этим замечательным праздником и
хотим вместе с детьми сегодня подарить вам самое прекрасное: КРАСОТУ,
ЛЮБОВЬ И РАДОСТЬ.
Наш праздник я хочу начать словами Зои Ивановны Воскресенской:
«САМОЕ ПРЕКРАСНОЕ СЛОВО НА ЗЕМЛЕ – МАМА. ЭТО ПЕРВОЕ СЛОВО,
КОТОРОЕ ПРОИЗНОСИТ ЧЕЛОВЕК, И ЗВУЧИТ ОНО НА ВСЕХ ЯЗЫКАХ
ОДИНАКОВО НЕЖНО. У МАМ САМЫЕ ДОБРЫЕ И ЛАСКОВЫЕ РУКИ, ОНИ
ВСЁ УМЕЮТ. У МАМЫ САМОЕ ВЕРНОЕ И ЧУТКОЕ СЕРДЦЕ – В НЁМ
НИКОГДА НЕ ГАСНЕТ ЛЮБОВЬ, ОНО НИ К ЧЕМУ НЕ ОСТАЁТСЯ
РАВНОДУШНЫМ.
И СКОЛЬКО БЫ НИ БЫЛО ТЕБЕ ЛЕТ, ТЕБЕ ВСЕГДА НУЖНА МАТЬ, ЕЁ
ЛАСКА, ЕЁ ВЗГЛЯД. И ЧЕМ БОЛЬШЕ ТВОЯ ЛЮБОВЬ К МАТЕРИ, ТЕМ
РАДОСТНЕЕ И СВЕТЛЕЕ ЖИЗНЬ».
Ученик
Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою.
И, моей не подчиняясь воле,
Рвется к звездам, ширится окрест…
Дорогою музыкой, святою,
Он звенит – души моей оркестр.
Но когда скажу я, как впервые,
Это слово – чудо, слово - свет,
Встаньте, люди, павшие, живые!
Встаньте, дети, дети разных лет!
Встаньте все и выслушайте стоя
Сохраненное во всей красе
Слово это – древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте!.. Встаньте все!
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо,
В нем исток всего. Ему конца нет.
Встаньте! Я произношу его: «Мама»!
Ведущий: Так с чего же начинается мама?
А мама начинается вот с этого волшебного дома!
(«ВОЛШЕБНЫЙ ДОМ». Нарисовать и приклеить на доску)
Ведущий: Что такое счастье? Таким простым вопросом
Пожалуй, задавался не один философ.
А на самом деле счастье –это просто!
Начинается оно с полуметра роста.
Это распашонки. Пинетки и слюнявчик,
Новенький описанный мамин сарафанчик.
Рваные колготки…
Сбитые коленки,
Это разрисованные в коридоре стенки…
Счастье – это мягкие теплые ладошки,
За диваном фантики, на диване крошки…
Это целый ворох сломанных игрушек,
Это постоянный грохот погремушек…
Счастье –это пяточки босиком по полу…
Градусник под мышкой, слезы и уколы…
Ссадины и раны. Синяки на лбу…это постоянное «Что» да «Почему?»…
Счастье – это санки. Снеговик и горка…
Маленькая свечка на огромном торте…
Это бесконечное «Почитай мне сказку»,
Это ежедневные Хрюша со Степашкой…
Это теплый носик из-под одеяла…
Заяц на подушке, синяя пижама…
Брызги по всей ванной, пена на полу…
Кукольный театр, утренник в саду…
Что такое счастье? Каждый вам ответит;
Оно есть у всякого, у кого есть дети!
Ведущий. Мама нужна человеку всегда. И совсем неважно, сколько вам лет, где
вы живете и какая у вас профессия Это вам с удовольствием докажут наши
артисты. Итак, встречайте! Сценка «Помощник».
Сценка «Помощник».
Мальчик Вова усердно подметает пол, напевая «В траве сидел кузнечик». В дверь
входит одетая мама, в руках сумки. Смотрит на сына круглыми глазами, испугано
роняя сумки, спрашивает:
Мама: Вова, что случилось?
Вова: Ничего!
Мама. Как ничего? А почему ты подметаешь пол?
Вова. А потому что он был грязный.
Мама.- Вова, я умоляю тебя, скажи, что случилось? Последний раз ты подметал
пол, когда тебе поставили двойку за поведение, а предпоследний, когда хотели
оставить на второй год. Ты и пыль вытер?
Вова. Вытер!
Мама. Сам?
Вова. Сам!
Мама. Вова, ну скажи, что случилось? Говори, что ты натворил?
Вова. Да говорю же ничего! Просто было грязно, и я убрал.
Мама. (подозрительно) А постель свою, почему убрал?
Вова. Просто так. Убрал и всё.
Мама. (завязывает голову полотенцем и садится на стул) Вова, правду!!! За что
меня вызывают к директору школы?
Вова. Да не бойся, мама! Всё хорошо. Я и уроки сделал, и пообедал, посуду
помыл, и зубы почистил.
Мама. Сам?
Вова. Сам.
Мама падает в обморок.
Вова. (испуганно) Мамочка! Что с тобой? Сейчас я тебе водички принесу.
(наливает воды)
Вова. День помощи родителям, день помощи родителям!!! Вот полюбуйтесь!
(показывает на маму) Надо было сразу сказать, что это только на один день.
Мама. (заинтересованно поднимает голову) А завтра всё будет по старому?
Вова. По- старому, по- старому! Не беспокойся мамочка.
(Мама опять падает в обморок)
Ведущий: Всегда ли мы справедливы по отношениям к своим мамам?
На своих партах вы видите текст старинной легенды. Нам предстоит
проанализировать этот текст. Но сделаем мы это необычным способом, и помогут
нам в этом …лепестки.
Суть технологии состоит в следующем (объяснение). Каждая группа – это
лепесток определенного цвета, она будет выполнять только то задание, которое
указано для шляпы этого цвета.
Задание для белого лепестка
1.
Изложить сюжет легенды.
2.
Определить стиль текста (научный, художественный, разговорный,
публицистический), найти характерные признаки этого стиля.
Задание для чёрного лепестка
1.
Какие негативные поступки совершают персонажи легенды?
Задание для желтого лепестка
1.
Оцените положительные стороны этой легенды.
2.
Формированию каких человеческих ценностей он способствует?
Задание для красного лепестка
1.
С помощью каких художественных средств выражаются эти эмоции (эпитеты,
метафоры, олицетворения, сравнения, восклицательные, вопросительные
предложения)?
Задание для зелёного лепестка
Прочитав легенду, создайте собственное пожелание , которое отражало бы ваше
отношение к прочитанному тексту.
Работа с текстом.
Замечательный
педагог
-
Василий
Александрович
Сухомлинский
в
одном
из
писем сыну рассказал ему старинную легенду.
«Был
у
матери
единственный
сын.
Женился
он
на
девушке
изумительной,
невиданной красоты. Но сердце у девушки было черное, недоброе.
Привел сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила она свекровь, сказала
мужу: «Пусть не ходит мать в хату, посели ее в сенях». Поселил сын мать в сенях,
запретил заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза. Но мало
показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай». Переселил
сын мать в сарай. Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей
яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к
мужу: « Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди ее сердце и
принеси мне!» Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его красота жены. Он
убил
мать,
вынул
из
груди
ее
сердце,
положил
на
кленовый
листик,
несет.
Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом;
упало горячее материнское сердце на камень, окровавилось, встрепенулось и
прошептало: «Сыночек, мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь,
отдохни,
потри
ладонью
ушибленное
место».
Зарыдал
сын,
схватил
горячее
материнское сердце ладонями, прижал к груди, вложил сердце в растерзанную
грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так
преданно и бескорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой
была материнская любовь, столь глубоким было желание материнского сердца
видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, встала мать и прижала
кудрявую голову сына к груди».
(Песня «Мамины глаза» Т.Ц)
Ведущая: Сегодня все стихи и песни будут звучать только для вас.
Дети читают стихи:
1-й чтец:
Кто может быть дороже мамы?!
Кто свет и радость нам несёт?!
Когда больны мы и упрямы,
Кто пожалеет и спасёт?!
2-й чтец:
Следит за домом и бюджетом,
Уютом, модой, чистотой
Лихой зимой и жарким летом,
Легко справляясь с суетой?!
3-й чтец:
Украсит будни вечерами,
А к празднику накроет стол!
Непринуждённо улыбаясь,
Заварит утром свежий чай.
4-й чтец:
Нам мамы многое прощают,
Не обижаясь, не браня.
Лишь терпеливо объясняют,
Не осуждая, не виня.
5-й чтец:
Спасибо, мамочка, за нежность,
Твою святую доброту!
Любви вселенскую безбрежность,
Терпенье, такт и теплоту!
6-й чтец:
Ты дорога мне, ты – бесценна!
Поймешь, поможешь и простишь…
Твоя улыбка – драгоценна,
Ты, улыбнувшись,- исцелишь!
7-й чтец:
Знай, мама, ты – необходима!
Нужна мне каждый миг и час!
Ты – обожаема, любима,
Потом, недавно и сейчас.
Конкурс «Узнай цветок» (участвуют дети)
Ведущая.
Все наши мамы в любое время года очень любят цветы. Наша игра так и
называется: «Узнай цветок». Цветы дарят людям радость. И летом они не
наскучат, и зимой приносят нам свежесть и теплоту.
Отгадываем названия цветов: (на доске с помощью магнитов прикрепляем
угаданный цветок)
Этот цветок похож на перевёрнутый головной убор: именуют его “лала”, “лола”,
“ляля”. Какое же настоящее название у этого цветка?
т ю л ь п а н
Этот цветок называют сестрой милосердия. Его народные названия: поповник,
белоголовник, Иванов цвет. Этот цветок считают национальным символом в
России.
р о м а ш к а
Цветок солнца – так называют его.
В Россию он попал из Голландии.
п о д с о л н у х
В народе этот цветок называют бобыльником, переполохом, звон травой.
в а с и л ё к
В народе этот цветок называют девичьей красой, горожанкой. А ещё говорят, что
природа дарит силу и яркость тем, кто не боится жизненных невзгод.
г в о з д и к а
Вот и получился букет для мамы.
Конкурс мам «Ромашка» для мам (на доске нарисован круг где написано слово
«ДЕТИ»)
- А какими вы, мамы, хотите видеть своих детей? (опрос мам)
У вас на столе тоже лежат лепестки напишите на них качества своих детей,
которые вы в них цените больше всего, может быть каких вашим детям не хватает,
но вы хотели бы в них эти качества видеть.
-А пока наши мамы работают, мы с вами, ребята, поиграем в загадки.
Загадки о маме:
1.Этим качеством обладает каждая любящая ребенка мама.
Ответ: доброта
2.Таким удивительным словом обозначено это качество! Оно всегда в маминой
душе.
Ответ: забота
3.Это свойство души можно увидеть во взгляде мамы, услышать в ее голосе.
Ответ: нежность
4. Эти шарики на нити
Вы примерить не хотите ль?
На любые вкусы
В маминой шкатулке …(бусы).
5. В ушах маминых сверкают,
Цветом радуги играют.
Серебрятся капли-крошки
Украшения…(сережки).
6. Край ее зовут полями,
Верх украшен весь цветами.
Головной убор-загадка-
Есть у нашей мамы…(шляпка).
7. Назовите-ка посуду:
Ручка прищипилась к кругу.
Блин испечь ей- ерунда
Это же…(сковорода)
8. В брюхе у него вода
Заблудила от тепла.
Как разгневанный начальник,
Быстро закипает …(чайник).
9. Это кушанье для всех
Мама сварит на обед.
И половник тут как тут-
Разольет в тарелки …(суп).
Дети читают свои пожелания мамам
(на интердоске фотки детей)
(Звучит песня «Лучше слова в мире нет»).
Конкурс для мам :
«КРАСНА РЕЧЬ ПРИТЧЕЮ»
выносят сундучок, в котором лежат предметы. Дети достают какую-либо вещь
из сундучка, а мамы должны сказать об этой вещи пословицу или поговорку.
? Яблоко ( яблоко от яблони далеко не падает)
? Зеркало ( нечего на зеркало пенять, коли рожа крива)?
Веревка ( сколько веревке не виться, а конец найдется)
? Шапка ( на воре и шапка горит)
? Ложка ( дорога ложка к обеду)
Ведущий :
Пройдут годы, забудутся в нашей памяти многие события, люди, встречи. Но
воспоминания всегда будут возвращать нас в светлый мир детства, к образу
матери, научившей нас говорить, ходить, любить землю, на которой мы родились.
Ученик (картинки «мамы с детьми»).
«Не обижайте матерей»
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.
И уходить за поворот
Вы не спешите, не спешите
И ей, стоящей у ворот,
Как можно дольше помашите.
Ученик:
Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно малыши,
И с этим спорить невозможно.
Так будьте чуточку добрей,
Опекой их не раздражайтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Они страдают от разлук,
И нам в дороге беспредельной
Без материнских добрых рук –
Как малышам без колыбельной.
Пишите письма им скорей
И слов высоких не стесняйтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь
Ведущий: А сейчас, мы будем прославлять наших мам. Слово “мама”
произносим все вместе.
1.
Солнца ярче для меня – мама!
2.
Мир и счастье для меня – мама!
3.
Шум ветвей, цветы полей – мама!
4.
Зов летящих журавлей – мама!
5.
В роднике чиста вода – мама!
6.
В небе яркая звезда – мама!
7.
Пусть звенят повсюду песни
8.
Про любимых наших мам.
Ведущий: Ну что же, наша встреча подошла к концу. С праздником всех вас,
милые женщины, с Днем матери! Что задумали, пусть исполнится, И хорошее
пусть запомнится.
(Песня «Далеко от мамы»)
Приложение
Замечательный педагог - Василий Александрович Сухомлинский в одном из
писем сыну рассказал ему старинную легенду.
«Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной,
невиданной красоты. Но сердце у девушки было черное, недоброе.
Привел сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила она свекровь, сказала
мужу: «Пусть не ходит мать в хату, посели ее в сенях». Поселил сын мать в сенях,
запретил заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза.
Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай».
Переселил сын мать в сарай. Отдыхала однажды вечером молодая красавица под
цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирипела жена,
прибежала к мужу: « Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди
ее сердце и принеси мне!»
Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его красота жены. Он убил мать, вынул
из груди ее сердце, положил на кленовый листик, несет. Трепещет материнское
сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом; упало горячее
материнское сердце на камень, окровавилось, встрепенулось и прошептало:
«Сыночек, мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри
ладонью ушибленное место».
Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди,
вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что
никто и никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать. И
столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким было
желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило
сердце, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди».
Задание для белой шляпы
3.
Изложить сюжет легенды.
4.
Определить стиль текста (научный, художественный, разговорный,
публицистический), найти характерные признаки этого стиля.
Задание для чёрной шляпы
2.
Какие негативные поступки совершают персонажи легенды?
Задание для желтой шляпы
3.
Оцените положительные стороны этой легенды.
4.
Формированию каких человеческих ценностей он способствует?
Задание для красной шляпы
2.
С помощью каких художественных средств выражаются эти эмоции (эпитеты,
метафоры, олицетворения, сравнения, восклицательные, вопросительные
предложения)?
Задание для зелёной шляпы
Прочитав легенду, создайте собственное пожелание , которое отражало бы ваше
отношение к прочитанному тексту.