Автор: Заморщикова Ирина Павловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: С.Октемцы, Хангаласский район, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: медическая разработка
Тема: Занимательные задания на уроках математики
Раздел: полное образование
Использование игровых форм деятельности
на уроках математики
Заморщикова Ирина Павловна - учитель математики «МБОУ Октемская средняя
общеобразовательная школа имени П.И. Шадрина», Хангаласский район,
Республика Саха (Якутия)
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в
большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена
учебная работа. Как организовать учебную работу, чтобы на уроках каждый ученик
работал активно и увлеченно? Что нужно знать тому, кто стремится создать на своих
уроках положительную эмоциональную обстановку?
Прежде всего, то, что на уроках
такой строгой науки как математика, сделать это можно введением в них занимательных
моментов. Рассмотрим эти приемы.
Первое.
Занимательные элементы на уроке могут быть напрямую связаны с изучаемой темой
(К.Д. Ушинский называл их «внутренними»), а могут быть с нею совсем не связанными
(по К.Д. Ушинскому – «внешними»).
Скажем идет урок по теме «Сложение и вычитание целых чисел» (6кл.). Учитель
замечает, что дети слегка притомились, выполняя однотипные упражнения, говорит «Я
вижу, что 18 из вас уже научились складывать целые числа, а 16 – хорошо вычитают. А вы
теперь, сообразите, сколько в классе ребят, которые научились уже и складывать, и
вычитать целые числа, если всего на уроке сегодня 21 человек?»
Это «внешний» элемент занимательности, так как выполнение этого задания не имеет
никакого отношения к сложению и вычитанию целых чисел.
Другой пример. Урок в 7 классе по теме «Множество. Пересечение и объединение
множеств ». Учитель предлагает задачу «На зимних каникулах из 14 учащихся класса
только двое просидели дома, а 9 ребят ходили в кино, 5 – в театр, 7 – в цирк. В кино и
театр посетили 11 человек, кино и цирк -12, театр и цирк – 6. Сколько ребят побывали и в
кино, и в театре, и в цирке?». Решаем задачу с помощью кругов Эйлера. Значит, это
«внутренний» занимательный элемент данного урока. Деление занимательного материала
на эти два вида весьма условно.
Второе.
Следует отличать элементы, занимательные по форме, от элементов, занимательных
по
содержанию.
Рассмотренные
моменты,
задачи
–
элементы
занимательности
по
содержанию. А можно взять самое банальное задание из школьного учебника и подать его
как игру.
Обычная форма задания: функция задана формулой у=х+3.
На доске заготовлена таблица:
Ученик из класса называет
какое-нибудь значение х.
Х
У
Ученик у доски вписывает это число в таблицу и, подставив его в формулу, находит и
вписывает в таблицу соответствующему значению у. Затем другой ученик из класса
называет другое значение х, и ученик у доски проделывает те же операции. Задача класса
– «угадать» формулу, записанную на карточке. Выигрывает тот ученик, который первым
назовет формулу.
Третье.
Занимательные
моменты
на
уроках
математики
могут
быть
непосредственно
связанными с программным материалом, а могут быть с ним совершенно не связанными.
«Сделать
учебную
работу
насколько
возможно
интересной
для
ребенка
и
не
превратить ее в забаву – это одно из труднейших и важнейших задач дидактики» (К.Д.
Ушинский).
Занимательность ради занимательности малоэффективна в вопросе выполнения
учебных задач, а то и вовсе уводит от них в сторону. Да и учебная занимательность дает
разные результаты в зависимости от места и времени, которые она занимает в процессе
обучения. Поэтому, готовясь к уроку, следует четко определить для себя, с какой целью
привносится в этот урок тот или иной занимательный элемент.
Если есть опасность невосприятия учениками какого – либо трудного учебного
материала, надо постараться найти такой занимательный элемент, который послужит
пропедевтикой.
Если предстоит урок, на котором требуется выполнить много однотипных
упражнений, надо предусмотреть введение занимательного элемента в тот момент, когда
мыслительный процесс пойдет на спад.
Какой бы прием занимательности ни использовался на уроке, самое главное соблюсти
разумный баланс между «развлекаловкой» и кропотливым трудом, ибо малейший перекос
к тому, что «заигранные» дети не окажутся готовыми работать серьезно. При
формировании этого баланса необходимо считаться с возрастом учащихся.
Если мы намереваемся внушить пятиклассникам интерес к математике и охоту к
занятиям ею, то занимательные элементы того или иного типа (но не однотипные) могут
присутствовать на каждом уроке. Остановимся на этом поподробнее (нумерация уроков,
естественно, условная).
Первый урок – игровой момент.
Второй урок – задача с интересной фабулой.
Третий урок – тестовые вопросы.
Четвертый урок – эстафета.
Пятый урок – поиск закономерности.
Шестой урок – творческая работа.
Седьмой урок – викторина.
Восьмой урок – кроссворд.
Десятый урок – найди ошибку.
Одиннадцатый урок – логическая задача.
Двенадцатый урок – фокус.
Тринадцатый урок – математическое лото.
Четырнадцатый урок – альтернатива.
Пятнадцатый урок – скачки.
Шестнадцатый урок - …
Можно повторять понравившиеся из приведенных выше форм работы, можно
позаимствовать у своих коллег что- нибудь новенькое, можно это новенькое придумать
самим и т. д.
Эстафета.
Эта форма работы очень эффективна в начале урока, когда надо быстро перестроить
мысли учащихся на рабочий лад, или повторить определенную тему, или оценить степень
усвоения того или иного материала. Эстафету можно выполнять устно, а можно с
привлечением черновика. Она может быть посвящена одной теме, а может быть
«сборной».
Задания эстафеты могут содержать не только программный материал, но и
дополнительный, причем разного уровня сложности, а также включать вопросы
нематематического характера. Оптимальное количество заданий от 5 до 7.При подборе
материала руководствоваться следует и уровнем подготовки класса.
Как проводить эстафету ?
Учитель предлагает ученикам комплект заданий (предварительно записав его на
доске), который надо выполнить, но не по порядку, а следующим образом: сначала всегда
выполняется первое задание; число, полученное в результате его выполнения, есть номер
задания, которое надо выполнить следом; выполнив его, получаем номер следующего
задания и т.д. Окончательный ответ, записанный на листочке, ученик показывает учителю
(молча).
Первым трем ученикам, показавшим правильные ответы можно поставить «5». Прием
ответов прекратить сразу же, как только возникнет подозрение в «утечке информации».
После этого пригласить к доске одного из учеников, успешно справившихся с эстафетой,
который объяснит классу, как он это сделал.
Приведу примеры, разработанных мною эстафет.
5 класс
Эстафета 1.
1)
Решите уравнение 13+х=17.
2)
При каком значении х выполняется равенство 10: х=2 ?
3)
Найдите х, если х-23=19.
4)
Найдите х, если 21-х=19.
5)
Решите уравнение 72-х=69.
Ответ: 42
Эстафета 2.
1)
Найдите
2
15
от 30.
2)
Найдите четвертую часть от 20.
3)
Сколько граммов в
7
20
килограмма?
4)
Найдите число, половина которого равна 1.
5)
Вычислить 7
2
– 23*2.
Ответ: 350 г.
6 класс
Эстафета 1.
1)
Решите уравнение 7х – 8 = 27.
2)
Найдите наименьшее общее кратное чисел 6 и 8.
3)
Найдите наибольший общий делитель чисел 6 и 8.
4)
Вычислите 0,74 + 2,26.
5)
В семье 3 дочери, каждая имеет брата. Сколько детей в семье?
Ответ: 24.
Эстафета 2
1)
Укажите большее из чисел -7; 4;
1
33
; 0; - 12.
2)
Назовите число, обратное числу 3.
3)
Решите уравнение 20 : х = 8 : 2.
4)
Укажите число, противоположное числу -3.
5)
Вычислите -8 + 150: 15.
Ответ:
1
3
7 класс
Эстафета 1
1)
Решите уравнение
1
3
х = 2.
2)
Найдите корень уравнения 0,2 : х = 0,04.
3)
При каком значении х верно равенство
1
5
х = 0,4?
4)
Сколько человек тянули репку в сказке «Репка» ?
5)
Найдите х, если х:10 = -9,33?
6)
Укажите наибольший целый корень уравнения:
х(х-5,3)(х +3)(х -4) = 0.
Ответ: -93,3.
Эстафета 2
1)
Вычислите 0,4*16,5 – 0,4*6,5.
2)
Решите уравнение
|
х
|
= 3.
3)
Укажите положительный корень уравнения
х(х+3)(х-2) = 0.
4)
Найдите натуральный корень уравнения
|
х
|
=5.
5)
6 – это сколько процентов от 200?
Ответ: -3; 3.
8 класс
Эстафета 1.
1)
Найдите натуральный корень уравнения х
2
– 3х=0.
2)
При каком значении х выполняется равенство
|
х
|
= - х?
3)
Сколько букв в фамилии математика, автора теоремы о сумме и
произведении корней квадратного уравнения?
4)
Назовите неотрицательный корень уравнения 2х
2
– 50=0.
5)
Найдите сумму корней уравнения х(х+6)(х-8)=0.
Ответ: при любом неположительном х.
Эстафета 2
1)
Определите сумму корней уравнения х
2
+5- 3х=0.
2)
При каких значениях х имеет смысл выражение
√
х
−
5
+
√
1
−
х
?
3)
Определите произведение корней уравнения
Х
2
– 3х + 5=0.
4)
Назовите наименьшее значение функции у=х
2
+2.
5)
Найдите модуль разности корней уравнения
|
х
|
= 2.
Ответ: ни при каких.
Литература:
1.
В.Г. Коваленко. Дидактические игры на уроках математики. – М.: Просвещение,
1990.
2.
Занимательная математика. 5 – 11 классы. Автор – составитель Т.Д. Гаврилова. –
Волгоград: Учитель, 2005.