Автор: Жданова Ольга Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО «ДМШ №1»
Населённый пункт: г.Новомосковск
Наименование материала: статья
Тема: "Публичное выступление домриста: подготовительный этап"
Раздел: дополнительное образование
Публичное выступление домриста: подготовительный этап.
Подготовка
к
выступлению
-
это
сложный
и
трудоемкий
процесс.
Чтобы грамотно построить работу, прежде всего, нужно объективно оценить
уровень
реактивности
нервной
системы
музыканта,
особенности
использования приемов саморегуляции психических состояний. Одним из
важных
показателей
уровня
реактивности
нервной
системы
является
способность к накоплению и расходованию психической энергии. Для того
чтобы нервная система нормально функционировала, ей нужно находиться в
определенном оптимальном режиме возбуждения.
Очень
важна
организация
режима
дня
в
преддверии
выступления.
Практика показывает, что эта проблема должна находиться в поле зрения
педагога, входить в единую и целостную структуру подготовки учащегося к
выступлению. Оптимальному концертному состоянию противостоят такие
два неблагоприятных для выступления состояния, как сценическая лихорадка
и
апатия.
В
первом
случае
нарастающее
волнение
п е р е с т а е т
уравновешиваться усиливающимся процессом торможения. Это происходит в
силу того, что у большинства людей сила возбуждения нервной системы
сильнее силы торможения.
Точкой
отсчета
начального
периода
подготовки
к
ответственному
выступлению или конкурсу может служить момент, когда домрист выучил
программу целиком и стабильно исполняет её на память. Целесообразным
будет сказать, что выучить программу необходимо не позднее, чем за месяц
до назначенной даты концерта, поскольку музыкальный материал должен
«устояться, прижиться» в рефлекторных ощущениях и собственном слуховом
восприятии.
Если
период
составляет
менее
4
недель,
то
процессы
формирования стабильности и уверенности в исполнении могут не успеть
закрепиться как в памяти, так и в психомоторике.
Как
бы
ни
были
велики
психологические
сложности
публичного
исполнения, они могут быть с успехом устранены, если ученик будет владеть
соответствующими приемами и способами их преодоления. Как правило,
удачным
выступлениям
сопутствуют
приподнятое
настроение,
желание
играть
хорошо,
особый
боевой
задор,
отсутствие
утомления,
хорошие
отношения
с
окружающими,
нормальное
физическое
самочувствие.
Неудачным выступлениям, предшествуют общее утомление и переутомление,
плохое
питание,
отсутствие
режима
труда
и
отдыха,
плохая
физическая
подготовка, пониженное настроение.
Одним
из
важных
моментов
в
самостоятельной
работе
учащегося
должно быть умение структурировать соответствующим образом время своих
занятий. Существует два основных принципа их построения - режимное и
целевое. При режимном подходе музыкант старается заниматься каждый день
положенное количество часов и не превышает установленную норму, даже
если после работы остается что-то недоделанным. При целевом подходе не
прекращает своих занятий до тех пор, пока не добьется того, что он задумал
сделать, например, выучить в быстром темпе какой-нибудь пассаж, запомнить
наизусть произведение, петь без ошибок.
Предварительное проигрывание. При достаточно частых и регулярных
выступлениях
организм
адаптируется
к
сложной
ситуации,
и
человек
начинает учиться все более уверенно и успешно справляться с волнением.
Если перерывы между выступлениями растягиваются, достигая 2-3 месяцев,
то
адаптации
не
происходит.
Выступления
перед
главным
концертом
-
предварительные проигрывания - призваны выявлять множество проблем в
подготовительном
этапе:
от
обнаружения
недостатков
в
исполнении
до
анализа
динамики
и
состояния
готовности
музыкальной
программы
и
психологической
натренированности
исполнителя.
Многие
музыканты
-
исполнители полагают, что страсть, волевые усилия, духовное напряжение
нужно приберегать для публичного выступления, для сцены, дома же можно
заниматься
без
полной
эмоциональной
отдачи.
Это
является
глубокой
ошибкой и заблуждением. Конечно же, сценическое увлечение не заменит
выучки, оно опирается на нее, дополняя импровизационными находками,
придавая
игре
артиста
особую
окраску,
сообщая
новое
качество
его
исполнению. Тем не менее, медленное проигрывание может чередоваться с
моментами
«примерки»
настоящего
исполнения
данного
места
(и
произведения в целом), примерки в быстром темпе или в полной звучности,
как
если
бы
дело
происходило
на
концерте.
При
этом
полный
эффект
достигается только при условии мобилизации всех сил исполнителя: пусть
это
исполнение
будет
редким,
но
наиважнейшим
событием
в
процессе
работы.
Повторное проигрывание уменьшает влияние волнения на исполнение.
Также полезно перейти к творческому общению с аудиторией. Это нужно,
прежде всего, для того, чтобы создать более близкое подобие концертной
атмосферы. Для этой цели годятся любые слушатели, вне зависимости от
того, насколько они сведущи в музыке; нужно играть всем, кто готов слушать.
Уметь себя слышать очень важно и очень сложно; хорошим подспорьем в
этом деле может служить звукозапись. Она откроет много неожиданного в
исполнении. Поможет услышать материал в новом свете и «рассмотреть» его
под новым углом.
Сценическое
волнение
в
определенной
мере
уменьшается,
делается
менее болезненным при условии всесторонней и тщательной подготовки
исполнителя к выступлению. При всей кажущейся аксиоматичности этого
положения,
нельзя
недооценивать
его
принципиально
важный
психологический аспект: осознание того, что «все сделано и сделано на
совесть,
надежно
и
прочно»
само
по
себе
успокаивающим
образом
воздействует
на
психику,
снижает
уровень
волнения,
стимулирует
целенаправленную
активность
музыканта,
отвечающую
определенной
творческой потребности. В то же время ощущение, что «произведение не
отработано должным образом, выходить с ним на сцену рано» усиливает
тревожное состояние исполнителя (тем более учащегося, не обладающего
опытом
публичных
выступлений),
со
всеми
вытекающими
отсюда
последствиями.
Уменьшению
волнения
способствует
также
предварительная
«обыгранность»
концертной
(или
экзаменационной)
программы
в
присутствии
посторонних
слушателей:
желательно
коллег
педагога
по
учебному заведению, учеников, родителей. Ученик должен быть приучен
исполнять подготовленные произведения не только дома или в классе в
присутствии педагога, но и «на людях».
Необходимо
отметить,
что
определенный
положительный
эффект
может дать исполнителю владение элементами аутотренинга - даже в их
наиболее простых, базовых модификациях. К последним принадлежит, как
известно,
нормализация
дыхания,
мышечная
релаксация
(расслабление
мышц,
освобождение
от
разного
рода
«зажимов»)
и
словесные
самовнушения.
В
ряде
случаев
оправдывает
себя
метод
приучения
к
публичным
выступлениям
в
составе
ансамбля.
Неустойчивых
в
нервно-психическом
отношении учеников также следует по возможности выпускать на сцену в
роли участника ансамбля, иногда с разрешением «играть по нотам», так как,
имея перед глазами ноты, они чувствуют себя спокойнее. Выступления в
амплуа
ансамблистов
и
аккомпаниаторов,
если
они
практикуются
с
относительной
регулярностью,
способны
отчасти
облегчить
решение
проблемы сценического стресса.