Авторы: Базелюк Маргарита Альфредовна, Корсунова Ольга Александровна
Должность: преподаватель лабораторных гематологических исследований, преподаватель химии
Учебное заведение: ГБПОУ
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: ОТКРЫТОЕ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ КАК ФОРМА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО ОПЫТА ПЕДАГОГА
Раздел: среднее профессиональное
О Т К Р Ы Т О Е
У Ч Е Б Н О Е
З А Н Я Т И Е
К А К
Ф О Р М А
РАСПРОСТРАНЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
И
МЕТОДИЧЕСКОГО
ОПЫТА ПЕДАГОГА В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИСТОВ
СРЕДНЕГО ЗВЕНА. ПОДГОТОВКА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ.
О.А.Корсунова
М.А. Базелюк
Открытое
учебное
занятие
–
специально
подготовленная
форма
организации
педагогической
деятельности
и
средство
распространения
педагогического опыта преподавателей колледжа.
На открытом учебном занятии преподаватель демонстрирует коллегам
свой
эффективный
или
инновационный
опыт,
реализацию
методической
цели, эффективное применение педагогических технологий, методик, техник,
методов, концепций образовательной деятельности.
Помимо триединой, реализуемой на занятии, цели (образовательной,
развивающей,
воспитательной),
приоритетную
роль
при
проведении
открытого занятия отводят методической цели.
Подробнее
остановимся
на
том,
что
же
такое
методическая
цель
открытого занятия?
Почему она отличается от целей обычного учебного
занятия
и
как
ее
правильно
сформулировать?
Дело
в
том,
что
целью
открытого
занятия
является
демонстрация
передовых
форм
и
методов
обучения, анализ и эффективность применения методов, приёмов, средств,
дидактических
материалов
с
использованием
различных
педагогических
технологий.
Поэтому
у
открытого
занятия не может быть формулировки
методической цели:
─ научить ….,
─ сформировать понимание …,
─ расширить и углубить…,
─ систематизировать и обобщить … и т.д.
Формулировка методической цели открытого занятия должна звучать
так:
─
апробировать метод (указываем метод, приём на материале темы …);
отработать организацию (указываем форму работы обучающихся на занятии);
─
отработать применение (указываем технологию, метод, приём, форму,
средство обучения);
─
отработать
методику
организации
применения
(аудиторной
самостоятельной работы обучающихся на практическом занятии по учебной
дисциплине или профессиональному модулю);
─
проверить эффективность (указываем технологию, метод, приём, форму
обучения…).
Например, проверить эффективность применения технологии «мозгового
штурма» на занятии;
─
показать
результаты
использования
той
или
иной
педагогической
технологии;
─
познакомить преподавателей с …(указываем новую форму, технологию,
методику).
Первое, с чем сталкивается преподаватель при подготовке открытого
занятия, это - выбор темы. Тему преподаватель выбирает самостоятельно,
учитывая следующие аспекты:
─
требования
Федерального
государственного
образовательного
стандарта к уровню подготовки специалистов по данной дисциплине/МДК в
пределах конкретной темы;
─
объём,
уровень
сложности
и
практической
востребованности
материала, планируемого к изложению на занятии;
─
максимальная
наглядность,
эффективность
и
оправданность
применения педагогических приёмов и методов обучения;
─
демонстрация нескольких видов учебной деятельности обучающихся
на разных этапах занятия.
К основным условиям подготовки преподавателя к открытому занятию
относят:
─
апробацию
демонстрируемой
формы
организации
учебной
деятельности, чтобы иметь навыки управления аудиторией и коррекции хода
учебного занятия при внезапном изменении условий его проведения;
─
разработку методического обеспечения занятия (технологическая карта
занятия, методические указания к практическому занятию для студентов и
т.д.);
─ использование
современных
информационных
источников,
подбор
материала из периодической, научной и методической литературы.
Не рекомендуют планировать открытое занятие на начало учебного
года или в первые недели после каникул.
Методическая разработка открытого занятия должна включать основные
структурные компоненты:
1.
Пояснительную
записку, в которой отражены основные цели и задачи
открытого занятия.
2.
Выписку из рабочей программы, которая подтверждает, что содержание
занятия
соответствует
ФГОС
СПО
и
рабочей
программе
учебной
дисциплины или профессионального модуля.
3.
Мотивацию
темы
(почему
выбрана
именно
эта
тема
для
открытого
занятия?).
4.
Цели открытого занятия (как методическую, так и триединую).
5.
Методы
организации
учебного
процесса
(методы
обучения,
стимулирования познавательной деятельности, контроля и т.д)
6.
Карту межпредметных связей.
7.
Карту внутрипредметных связей.
8.
Хронологическую карту лекционного занятия, которая включает в себя
основные этапы занятия с соблюдением регламента по времени.
9.
Оснащение занятия (оборудование, приборы, реактивы)
10. Литература:
─ для преподавателя;
─ для студентов.
11.
Технологическую
карту
лекционного
или
практического
занятия
в
соответствии с хронометражем и основными этапами занятия (постановка
целей,
начальная
мотивация,
основная
часть,
закрепление
изученного,
систематизация и актуализация изученного, домашнее задание);
12. Приложение (скриншоты презентации, если таковая используется при
проведении занятия).
Презентация к учебному занятию в программе Power Point является
приложением к методической разработке учебного занятия, так как служит
только для визуализации представляемой информации и не описывает всех
этапов педагогического процесса и не отражает деятельность преподавателя
и обучающихся в ходе занятия.