Автор: Александрова Надежда Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГАС УСО ПНИ №10
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: мероприятие
Тема: "Капустные посиделки"
Раздел: дополнительное образование
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
«ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ №10» ИМЕНИ В.Г.ГОРДЕНЧУКА
Конспект открытого мероприятия
по теме:
«Капустные посиделки»
(в рамках программы «Я в социуме»)
Автор-составитель:
Александрова Надежда Ивановна
педагог дополнительного образования
«УСО ПНИ №10» ЦСР
Санкт-Петербург
2019 г.
2
Цель:
- знакомить с русскими традициями проведения «Капустных посиделок»
Задачи:
Образовательные:
-
пробудить
у
обучающихся
сознательный
и
стойкий
интерес
к
русской
культуре, ее традициям и обрядам;
- способствовать усвоению знаний, умений и навыков на основе изучения
музыкального фольклора;
-формировать
умения
практического
применения
полученных
знаний
при
проведении праздников.
Развивающие:
-расширять кругозор и словарный запас.
-развивать эмоциональную сферу;
-развивать чувство коллективизма и взаимопомощи посредством приобщения
к русским традициям.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родной культуре, желание поддерживать и сохранять
народные традиции;
- воспитывать нравственные качества личности (уважение, сопереживание за
общее дело);
- воспитывать коммуникативную культуру, умение общаться в коллективе.
Материально-техническое обеспечение.
Технические средства обучения:
- компьютер (ноутбук);
- проектор;
- экран.
Шумовые музыкальные инструменты:
- ложки, трещотки.
Предметы традиционного народного быта:
- рушники, салфетки, прялка, самовар, сундук, половики и т. д.
Демонстрационно-наглядные материалы:
-натуральные овощи (капуста, морковь, свекла)
-натуральные яблоки, клюква;
-лавровый лист, перец черный горошком;
-банки квашенной капусты;
-влажные салфетки;
-одноразовые тарелки, ложки;
-квашенная капуста для дегустации;
-пакет для мусора.
Предварительная работа:
Сезонные
работы
на
огороде
(выращивание
и
сбор
урожая
капусты).
Подготовка (соление) капусты к дегустации.
Разучивание русских народных игр, хороводов, частушек.
3
Ход мероприятия
На экране слайд № 1
(Обучающиеся стоят группой в зале)
Хозяйка:
(слайд № 2)
На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине кто сидел,
(слайд №3)
Иль под светлым небосводом –
Говорили, песни пели,
И ходили хороводом.
А играли как! в горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам”
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить,
Скучно жить без посиделок!
Их бы надо возродить.
Проходи, честной народ,
Не пыли дорожка.
Ко мне гости пришли,
Поработать да и погулять немножко.
Звучит русская народная музыка
(Обучающиеся проходят и садятся)
Хозяйка:
- Ох, и много праздников на Руси раньше было! Но самые радостные,
щедрые были осенью, когда люди, убрав урожай, делали заготовки на долгую
зиму. Один из таких праздников отмечался в октябре.
В этот день хозяйки приглашали девчат на «капустные вечерки, посиделки» -
помочь нарубить капусту на зиму. (слайд №4,5)
Отказать
хозяйке
было
нельзя.
Это
считалось
неуважение
к
старшим.
Капустницы,
приходя
в
дом,
поздравляли
хозяйку
с
капустой,
как
с
4
праздником. Тут и там во дворах и домах раздавался стук, да веселый смех. А
когда работа была закончена, молодежь веселилась: пели, танцевали, в игры
играли!
(слайд № 6)
Вот и сейчас пришла пора капусту солить и решила я пригласить вас на
капустные посиделки.
(слайд №7)
На капустник, на капустник всех вас приглашаю!
Будет весело у нас, я вам обещаю!
Будем петь, шутить, да капусту рубить.
Весь собрался народ?! Пойдём тогда на огород!
(Хозяйка подходит к корзине с капустой и берет самый большой кочан)
Хозяйка:
-Вот какая огородная красавица на нашем огороде выросла, давайте мы ее
похвалим, пославим. В народе, сажая капусту приговаривали: не будь пустая,
будь густая; не будь голенаста, будь пузаста; не будь красна, будь вкусна; не
будь стара, будь молода; не будь мала, а будь велика.
Давайте и мы поиграем в игру «Передай капусту» и похвалим её.
Игра «Передай капусту»
Обучающиеся встают в круг и передают капусту под музыку, музыка
останавливается –у кого в руках капуста делают ей комплимент, хвалят ее,
танцуют.
Хозяйка:
- Да….. капуста удалась на славу!
Как же вам удалось вырастить такую «Барыню огородную»? Что вы делали,
чтобы она выросла?
Обучающиеся отвечают: сеяли семена в ящики. Затем пикировали в кассеты,
ухаживали за рассадой, высаживали рассаду в гряды, пололи, окучивали,
поливали, собирали гусениц и слизней, собирали урожай.
(слайд № 8-15 фотографии обучающихся)
Хозяйка:
-Молодцы! Благодаря вашему труду, усердию вы получили замечательный и
богатый урожай, а чтобы и на следующий год был хороший урожай, в старину
на Руси заводили «капустный хоровод, он так и назывался «Капустка».
(слайд№16)
-Давайте и мы с вами заведем хоровод про капусту нашу белокочанную.
Хоровод «Вейся, вейся, капустка» русская народная мелодия
Вейся, вейся, капустка моя,
Вейся. Вейся, белая моя!
Как мне, капустке, не виться,
Белою вилою не навиться?
Обучающиеся берутся за руки, образуя длинную вереницу.
5
Хоровод движется, «завивается улиткой», пока не получится «кочан». Потом
движение повторяются в обратном порядке — капуста «развивается».
Хозяйка:
Чтобы сохранить капусту и всю долгую зиму кушать её, что нужно сделать с
ней?
Обучающиеся отвечают: засолить, квасить.
-Молодцы! Правильно!
- А чтобы придать разный вкус капусте при засолке в неё добавляют
различные продукты. А какие, вы мне сейчас скажете, разгадав загадки.
Сяду рядышком на лавке,
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышлёней погляжу.
(достает корзинку с загадками и натуральными овощами, на каждую загадку
демонстрируется соответствующий овощ или фрукт).
Над землей трава,
Под землей
бордовая голова.
(Свёкла)
Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь - слюнки потекут,
А раскусишь - кисло!
(Клюква)
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос
Лишь торчат на грядке
Зелёные пятки, (морковь).
Красные фонарики,
На ветках качаются,
Длинные стручки,
Горьки внутри! (Перец горький)
Благородный пряный лист -
Я в супах, борщах артист!
В мясе, в овощах красуюсь.
Во всех блюдах я рисуюсь!
Запах придаю и вкус...
В медицине я не трус!
6
Не осиновый, кленовый,
Так какой же я? (лавровый)
Весною повисло, всё лето кисло.
А сладко стало - на землю упало (яблоко).
-Молодцы!
-Итак, что надо сделать, чтобы заквасить капусту?
Обучающиеся отвечают: почистить капусту, морковь, капусту
нашинковать, морковь натереть на терке, все перемешать, посолить.
Помять и уложить в кастрюлю или в стеклянную банку, протыкать
деревянной палочкой, чтобы вышли газы брожения.
Хозяйка:
- А давайте все это покажем под музыку!
Игра «Солим капусту» под русскую народную мелодию.
Мы капусту рубим-рубим,
мы морковку трем-трем,
мы капусту солим-солим,
мы капусту мнем-мнем и в кадушечку кладем!
(Слайд № 17, 18,19 обучающиеся квасят капусту)
Хозяйка:
-Молодцы! Хорошо поработали! Вот и капусту мы заквасили!
(слайд №20 капуста в банках)
(Показать заквашенную капусту в банках)
Хозяйка:
-А сколько в народе пословиц и поговорок о капусте сложено, давайте
послушаем их:
Пословицы и поговорки про капусту
(читают обучающиеся)
Капусту садить, не разиня рот ходить.
Капуста любит воду да хорошую погоду.
Ни один рот без капусты не живет.
Без капусты животы пусты.
Без капусты щи не густы.
Языком капусты не шинкуют.
Хлеб да капуста плохого не допустят.
Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь — капустой.
Хозяйка:
Есть загадка: «Сто одежек и все без застежек» Что это?
Обучающиеся отвечают: капуста
(слайд №21 капуста)
-Правильно, молодцы! А в народе еще говорят: «Оделся, как капуста», кто
скажет, что это значит?
7
Обучающиеся отвечают: человек одел на себя много одежды.
Хозяйка:
-Вот мы сейчас и посмотрим, кто у нас самая нарядная капуста.
Конкурс-игра «Кто быстрее оденется, как капуста».
Звучит музыка.
Хозяйка:
-Про барыню - капусту слагали не только песни, загадки, но и частушки.
Наши обучающиеся тоже подготовили частушки, давайте послушаем их.
(Поют обучающиеся, подыгрывая на ложках и трещетках)
Частушки
Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно.
Мы капустные частушки
Споём замечательно!
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста?
Это ведь - капуста!
Ходит Лена между гряд,
Выдирает всё подряд.
Где капуста, где сорняк –
Не поймёт она не как.
Урожай у нас хорош,
Уродился густо:
И морковка, и горох,
Белая капуста.
Ты позавтракай капустой,
И весь день не будешь грустный.
Жуй капусту каждый день-
Будешь стройный, как олень.
Все:
Можем мы капусту квасить,
От безделья не грустим.
Приходите вы к нам в гости,
Всех капустой угостим!
Хозяйка:
8
-Молодцы! Вот и подходят к завершению наши «капустные посиделки».
Узнали мы как проводили посиделки на Руси в давние времена. Порадовались
нашему урожаю капусты. Похвалили, пославили «Барыню огородную», чтобы
она у нас и в следующем году уродилась.
И в старину, и в наше время капуста является любимейшим овощем. Если в
старину славили капусту в частушках, загадках, пословицах, поговорках, то в
наше время ставят даже памятники капусте!
(слайд № 22,23,24,25 памятники капусте)
Хозяйка:
-Ну что ж,
посиделки удались на славу!
Нам с гостями на забаву.
Вы нас не забывайте,
Наш Центр посещайте!
Очень рады мы гостям!
Приходите снова к нам!
А ещё ребята нужно
Попробовать капусту дружно!
(слайд №26)
(Дегустация квашенной капусты)