Напоминание

"Безопасность в интернете"


Автор: Леонтьева Наталья Владимировна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: ОГБУСО
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Безопасность в интернете"
Раздел: дополнительное образование





Назад




БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНТЕРНЕТЕ.

Сегодня трудно представить жизнь без гаджетов – смартфоны, компьютеры,

ноутбуки и планшеты стали не только роскошью, но и необходимостью. Кто-то

использует новую технику только для связи, для других – это основной рабочий

инструмент. Кто-то коротает своей досуг играми, для кого-то – интернет и

соответствующий гаджет способ узнавать новости в мире.

Современные

технологии

и

средства

связи

компьютеры,

смартфоны,

планшеты

привлекают

не

только

внимание

взрослых,

но

и

детей,

поэтому

заботливые родители все чаще задаются вопросами, опасен ли интернет для ребёнка

и в каком возрасте можно начинать знакомство с электронными новшествами.

Все ученые сходятся во мнении, что будущее – за новыми технологиями,

поэтому бессмысленно категорически запрещать ребёнку знакомство с гаджетами.

Интернет может помочь родителям в развитии их чада:

В первую очередь, речь идёт о тактильном восприятии. Лёгкие вибрации

экрана при нажатии, знакомство с перемещением иконок по движению пальца – всё

это помогает развивать мелкую моторику.

Многие игры способствуют становлению логического мышления – с

раннего возраста ребёнок учится самостоятельно принимать решения и оценивать

полученный результат.

Использование

обучающих

приложений

может

способствовать

повышению

успеваемости

в

школе

в

форме

игры

проводится

изучение

иностранных языков, решение математических и логических задач и т.д.

Если в доме растёт непоседа, то планшет станет отличной помощью для

родителей – он может ненадолго занять ребёнка. Использование гаджета с умом

способствует интеллектуальному развитию малыша, поэтому присутствие новейших

технологий в жизни современного ребёнка просто необходимо.

Однако

крайне

важно

соблюдать

осторожность.

Несмотря

на

все

свои

положительные стороны, гаджеты и интернет могут быть опасны.

Чем может быть опасен интернет?

1.

Мошенники, которые охотятся на ваши личные данные и деньги. Педофилы.

2.

Радикальные и экстремистские сообщества.

3.

Доступная информация о наркотиках и преступлениях.

4.

Депрессивные и суицидальные группы в соцсетях.

5.

Опасные и азартные игры, Онлайн-казино.

6.

В Сети интереснее, чем в реальности, и всегда есть что-то новое, способное

полностью увлечь.

7.

То, что смотрит один - смотрят все. Кнопочный телефон, запреты,

ограничения и критика не спасают от доступа к порнороликам, УоиТиЬе-

каналам, музыке и играм, которые смотрит и показывает одноклассник на

перемене.

8.

Всё не проконтролируешь. В войне «родители против интернета» всегда рано

или поздно проигрывают родители.

9.

Родители не успевают за новинками и трендами детского интернет-

пространства, а постоянная критика «неправильного» контента приводит к

скрытности ребёнка и «холодной войне».

10. Эмоциональная зависимость от друзей в интернете и сообществ по

интересам.

11. Потеря контакта с реальностью (игромания).

12. Опасная система ценностей (популярность любой ценой, заражение какой-

либо идеологией, «тлен и безысходность» - культ депрессивного состояния и т.

д.).

13. Потеря мотивации к учёбе, развитию в реальной жизни, потеря интереса ко

всему вне Сети.

14.Потеря родительского влияния на детей.

Когда стоит волноваться о влиянии

интернета?

Плохие слова и выражения из интернета, которые ребёнок повторяет.

Неожиданные вопросы, спровоцированные «недетским» контентом.

Подражание героям мультфильмов, шоу или УоиТиЬе - блогов.

Явное нежелание отрываться от телефона или планшета, готовность сидеть в

интернете всё свободное время.

Просмотр контента эротического или порнографического содержания.

Осваивание нецензурной лексики, часто используемой в УоиТиЬе.

Затягивающие игры.

Мессенджеры и соцсети, открывающие возможность к общению с

посторонними.

Последствия рекламы: дети одержимы очередными «феями Винкс» или

«куклами Лол» и хотят заниматься только ими.

Первые попытки обмануть родителей, чтобы проводить в Сети больше

времени.

Нарушения сна, появление тревожности.

Просмотр недетского контента и общение на недетские темы, о чем часто

родители узнают случайно.

Снижение успеваемости, потеря интереса к учёбе.

Общение с опасными людьми (мошенники, педофилы, старшие подростки,

рекламные игровые сообщества).

Нежелание рассказывать родителям о проблемах или впечатлениях, грубость,

обманы, скрытность, фальшивые страницы, выход в интернет по ночам или в школе

и т.п.

Конфликты, травля в сети.

Эмоциональная зависимость от количества лайков и подписчиков в соцсетях и

на УоиТиЬе.

Авторитет любимых УоиТиЬе - блогеров превыше всего.

Потеря интереса к реальной жизни в целом. Потеря контакта с родителями.

Тест: «Мой ребёнок защищен»

1.

Вы знаете топ-5 любимых музыкальных групп вашего ребенка, вы

слушаете его любимую музыку и не критикуете ее. Ваш ребенок сам

делится с вами любимой музыкой.

2.

Вы знаете топ-5 любимых видеоблогеров вашего ребенка, вы смотрите их

ролики, вы в курсе их тем, философии, новостей. Ваш ребенок сам иногда

показывает вам самые прикольные на его взгляд ролики.

3.

Вы - взаимные друзья во всех соцсетях, в которых есть ваш ребенок. Вы

обмениваетесь сообщениями, фотографиями, ссылками.

4.

Вы не критикуете содержание его страниц и содержание страниц его

виртуальных друзей, даже если видите там нецензурную лексику или

эротику, даже если вам что-то кажется глупым, опасным, неприятным,

шокирующим. Когда вы заходите в комнату, ребенок никогда не закрывает

окно монитора или телефона. Ребенок не закрывает вам доступ ни к

одной странице в соцсетях.

5.

Ваш ребенок, приходя домой из школы, с курсов, или еще откуда-то, с

удовольствием делится с вами впечатлениями, новостями, проблемами.

6.

Ваш ребенок рассказывает вам о своих личных отношениях. Вы знаете, в

кого он влюблен, знаете, кто его лучшие друзья, кого он не любит и

почему. Друзья вашего ребенка приходят к вам в гости и считают вас

«классной мамой» или «отличным отцом».

7.

Вы не раз разговаривали с вашим ребенком о смысле жизни, о проблемах

социума, о внутренней свободе, о праве выбора своего пути, о том, что вы

поддержите его, даже если его решения о его будущем вам не понравятся.

8.

Вы не оскорбляете и не бьете своего ребенка. И крайне редко повышаете

на него голос. Если вы неправы, вы всегда извиняетесь перед ребенком.

9.

Вы спрашиваете его совета, интересуетесь его мнением по разным

вопросам, делитесь с ним своими впечатлениями и новостями, как с

другом. Вы не задаете каждый день одни и те же вопросы «Как дела в

школе?», «Какие оценки?», «Пообедал?».

10. Вы рассказываете вашему ребенку о своем подростковом и юношеском

возрасте, в том числе о проблемах, «плохих поступках», двойках,

влюбленностях, обманах, проявлениях трусости или агрессии,

депрессиях, ссорах, конфликтах с вашими собственными родителями, о

том, когда вы попробовали алкоголь, сигареты или наркотики и других

вещах, не делающих вас «хорошим примером».

БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ.

Памятка: «Что можно и нельзя выкладывать в соцсетях»

ТИП ИНФОРМАЦИИ

МОЖНО ИЛИ НЕЛЬЗЯ

ВЫКЛАДЫВАТЬ ЭТУ ИНФОРМАЦИЮ В

ПУБЛИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Ф.И.О.

МОЖНО

Домашний адрес

НЕЛЬЗЯ

Геолокация

НЕЛЬЗЯ

Номер телефона

НЕЛЬЗЯ

Почта

НЕЛЬЗЯ

Фото свои

МОЖНО,

Кроме фото с дорогими подарками, эротики,

компрометирующих фото.

Фото чужие

МОЖНО,

Кроме компрометирующих, оскорбительных

и унижающих фото.

Номер школы

МОЖНО,

В аккаунте с доступом только для друзей.

Данные родителей

НЕЛЬЗЯ

Имущество

НЕЛЬЗЯ

Интересы и хобби

МОЖНО,

Кроме фото, по которым легко

идентифицировать местоположение.

Мнение

МОЖНО,

Кроме оскорбительных и унижающих

достоинство других.

Алгоритм разговора с ребёнком о безопасности в соцсетях

Подготовка:

Когда вы хотите поговорить с ребенком об опасностях в социальных сетях, в

первую очередь спросите себя, в каких социальных сетях состою я, что я там делаю,

какую информацию размещаю.

Не будут ли мои слова противоречием по отношению к тому, как я себя веду. И

если будут, - постарайтесь изменить свое поведение, наполнение и настройки

аккаунтов до разговора с ребенком. Дети очень тонко чувствуют двойные стандарты

и ловят отсутствие аргументов.

Как расставить акценты:

Интернет - это тоже реальность. Понять и осознать ее опасности непросто.

Для разговора с ребенком легче всего вооружиться сравнениями с обычной

окружающей его реальностью.

Обсуждение опасностей не так просто - в каком- то возрасте велик риск

чересчур напугать ребенка, а в каком-то возрасте дети, наоборот, хотят встретиться с

этими опасностями, кроме того, верят, что уж с ними-то ничего не произойдет. Но

никто из детей не хочет быть обманутым, именно об этом и стоит говорить.

Разговор:

О незнакомцах и мошенниках.

Родитель: Знаешь, в интернете общаются реальные люди, как думаешь,

можно ли в реальности представиться не тем, кто ты есть? Ребёнок: Да.

Родитель: Как считаешь, где проще это сделать? Ребёнок: В интернете.

Родитель: Как в интернете опознать мошенника? Ребёнок: На 100% никак.

Родитель: В таком случае, чтобы не попасть на «развод» от мошенника или

просто от незнакомого человека, постарайся просто не вступать в разговор с

незнакомцами, то есть не давать им шансов тебя обмануть.

Разговор:

Размещение личной информации.

Родитель: Ты готов на остановке подойти к незнакомым людям и показать им

все свои фото и рассказать, что ты делал вчера вечером? Ребёнок: Нет.

Родитель: Открытый профиль в интернете - все равно, что рассказывать

незнакомым людям о себе - закрой его, пожалуйста, только для друзей.

Ребёнок: Хорошо.

Родитель: Ты готов встать в середине класса и раздеться до купальника?

Ребёнок: Нет.

Родитель: В твоем профиле на тебя смотрят твои друзья, все равно, что в

классе, фильтруй то, что выкладываешь о себе.

Разговор:

Опасные группы.

Родитель: Раньше мы играли в игры про чёрную комнату и чёрную руку, но у

нас не было интернета. Все знали, что это байки, но рассказывать о них было

интересно. С появлением интернета страшилки остались, просто немного

изменились, но они тоже могут казаться интересными. Если тебе пишут про угрозу

жизни, твоей семьи, просят причинить себе вред, все это страшилки, за которыми

нет правды - это просто обман. Чтобы тебе не досаждали такие сообщения,

блокируй сообщения, касающиеся смерти и насилия. Но, как и в жизни, некоторые

люди заигрываются, их обман может стать уголовно наказуем - поэтому расскажи

нам, мы вместе решим, что делать с этими сообщениями.

ОБЩИЕ СОВЕТЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЁНКА

1.

Дети есть дети, родители ответственны за них, поэтому регулярно заходите

на страницы ребенка, смотрите, кто и что ему пишет на общей странице.

2.

Вовлекайте себя в интернет-деятельность ваших детей с самого раннего

возраста, давая понять, что это норма, потому что вы для них главный

Наставник.

3.

Ведите разговоры, в которых дети будут рассказывать о своей сетевой

деятельности, в частности могут рассказать, если чувствуют какой-то

дискомфорт или ощущают явную угрозу.

4.

Знайте друзей ребёнка, одноклассников, интересуйтесь ими. Тогда

появление нового человека в его жизни станет для вас заметным.

5.

Следите за настроением ребёнка - и его изменениями, это может стать для

вас сигналом к беспокойству. Если вы видите, что ребёнок расстроен, не

обесценивайте его чувства, а наоборот расскажите похожие примеры из

жизни.

6.

Поговорите с ними о потенциальной опасности. Сегодня культура

«делиться всем» является широко распространенной. Дети, конечно, вряд

ли признают опасности, сопровождающие бездумное распространение

информации о себе, поэтому очень важно понятным языком изложить им

потенциальные проблемы.

7.

Установите чёткие нормы и правила поведения детей в Интернете.

Обязательно объясните, почему вы это делаете. Вы должны пересматривать

эти правила с взрослением ребенка.

8.

Используйте программное обеспечение для родительского контроля, чтобы

установить приемлемые рамки, отводимые на время в Интернете,

определенные виды деятельности (например, заблокировать чаты и

форумы). Родительский контроль можно настроить для нескольких учетных

записей в компьютере, применяя различные правила для разных детей.

Приучите детей проявлять бдительность в отношении их личной жизни и

информации о ней в социальных сетях. Убедите их настроить свой профиль

таким образом, чтобы вся подобная информация была видна только

ограниченному кругу друзей и членам семьи.

РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНТРОЛЬ

ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ТЕХНИЧЕСКИ:

Настроить приватность в социальных сетях себе и ребенку.

Настроить безопасные режимы в УоиТиЬе.

Настроить безопасный поиск в Яндекс и Соо§1е.

Установить программное обеспечение для детской онлайн-безопасности.

Соблюдайте осторожность!

Несмотря на все свои положительные стороны, интернет и планшет могут

оказывать отрицательные действия на развитие ребёнка:

Как

правило,

человек

при

использовании

планшета

принимает

неправильную с физиологической точки зрения позу. Если такая поза сохраняется

в течение длительного времени, она может стать причиной нарушения правильной

осанки.

Чтобы

этого

не

произошло,

отвлекайте

малыша

от

его

занятия

на

планшете каждые 20-30 минут и устраивайте небольшую разминку

Продолжительное

использование

подобной

техники

приводит

к

повышенной утомляемости глаз и возможному снижению зрения – это еще одна

причина делать активные перерывы в работе с гаджетом.

Чрезмерное увлечение техникой негативным образом сказывается на

физическом и социальном развитии ребенка – следите за тем, чтобы малыш не

засиживался за планшетом или компьютером слишком долго. Помните, что у

ребенка

должны

быть

разнообразные

интересы,

а

также

друзья-ровесники,

с

которыми он будет развивать навыки социального взаимодействия.

Иными словами, если время, проводимое за играми на планшете, как и сами

игры, не контролируется, то гаджет может стать причиной серьезного отставания

физического и социального развития у ребенка.

Правила использования гаджетов:

Правило 1. Планшет и интернет – не главное в жизни человека.

Разрешайте

игры

с

устройством

только

тогда,

когда

хотя

бы

частично

выполнены иные дела, например, сделаны уроки, проведена уборка комнаты и т.д.

Правило 2. Ограничение по времени.

Каждые

20-30

минут

игры

делайте

перерыв

на

5-15

минут.

Поручите

ребенку задание или просто позовите попить вместе с вами чаю. Попросите его

рассказать о достижениях – это сильно сблизит вас, ведь малыш поймет, что вам

также интересны его увлечения.

Для малышей с 4-6 летнего возраста общее время занятий с гаджетом в

сутки должно быть не более 1,5-2 часов. Для детей начальной школы это время

можно увеличить до 3-3,5 часов.

Правило 3. Выбирайте приложения вместе с ребенком.

Обратите

внимание

на

приложения,

в

которых

необходимо

решать

логические

задачи,

находить

предметы,

изучать

языки.

Система

достижений

поможет

научить

малыша

доводить

начатое

дело

до

конца.

Если

выбранное

направление вам еще не известно, вы можете играть вместе и вместе радоваться

полученным результатам.

Правило 4. Никаких игр перед сном.

Доказано, что занятия с техникой перед отходом ко сну вредны и для детей и

для взрослых. Свет, излучаемый экраном, снижает выработку мелатонина, из-за

чего

сбиваются

ритмы

сна

и

бодрствования

появляется

бессонница

и

беспокойный сон. Не давайте ребенку планшет за 2-3 часа до сна.

Правило 5. Не забывайте о физической активности.

Занятия

спортом

способствуют

правильному

физическому

развитию

и

укреплению иммунитета. Чередуйте игры на планшете с активным отдыхом, и

тогда с физической точки зрения у малыша не возникнет проблем от занятий с

гаджетом.



В раздел образования