Напоминание

Обучение детей с разной нозологией в начальной школе


Автор: Кушеева Елена Буянтуевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №12
Населённый пункт: г. Мирный Республика Саха(Якутия)
Наименование материала: презентация
Тема: Обучение детей с разной нозологией в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Обучение детей с разной нозологией в начальной школе

(из опыта работы)

Автор: Кушеева Е.Б

.

г. Мирный

Вероятно, человечество победит раньше

или позже и слепоту, и глухоту, и

слабоумие. Но гораздо раньше оно

победит их социально и педагогически,

чем медицински и биологически.

(Л. С. Выготский)

При организации обучения ребёнка с ОВЗ в

обычной школе возникает очень много вопросов и

сложностей.

Как обучать ребенка с ОВЗ с другими,

нормальными детьми?

Как оценивать знания такого ребенка?

Как быть, если для такого ребенка не

предусмотрены сокращенные уроки?

Как к этому отнесутся родители других детей?

Основные задачи, стоящие перед педагогическим коллективом

введение и реализация ФГОС обучающихся с ОВЗ;

изучение психофизических особенностей детей с ОВЗ:

(слабослышащий, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями

опорно-двигательного аппарата);

изучение возможностей их бытовой, учебной и социальной

адаптации, выявление трудностей и причин, их обуславливающих;

разработка системы психолого-педагогической поддержки учащихся

на разных возрастных этапах;

содержание специальных занятий по коррекции нарушенных

функций, обоснование вариативности форм учебно-воспитательного

процесса;

адаптирование программного материала по основным предметам.

После изучения анамнеза и обследования логопеда

выявлено:

Дима- слабослышащий с кохлиарным имплантом. В 5

лет появились первые слова, ОНР (II-III уровень).

Рома – ОНР (III уровень) на фоне нарушения голоса

(дисфония)

Полина – ДЦП, слабослышащая (со слуховым

аппаратом), фонетико – фонематическое нарушение

речи.

Создание условий

В условиях совместного обучения ребенок с нарушением слуха сидит за первой

партой, близко от учителя (1,5—2,0 м).

У учителя во время объяснения должно быть постоянное и статичное положение.

Учащимся легче считывать с лица, когда оно находится на уровне глаз ученика.

Не рекомендуется вести объяснение, перемещаясь по классу, поворачиваясь к

ученикам в профиль.

Ни в коем случае не допустимо говорение «в доску», когда слабослышащие лишены

возможности восприятия того, что говорят.

Учитель осваивает неторопливую речь, четкую артикуляцию, следит, чтобы лицо

было хорошо освещено.

Организация логопедической помощи.

Диагностика и консультации психолога.

При создании условий совместного обучения детей с ДЦП необходимо

учитывать:

нарушение эмоционально- волевой сферы (упрямство,

раздражительность, слезливость, неуверенность, боязливость и т.п. )

проявления ДЦП как замедленность и несформированность

двигательных навыков и умений.

нарушения моторики, осложняющиеся насильственными движениями

(гиперкинезами), особенно усиливаются при волнении, испуге,

неожиданном обращении к ребенку .

При создании условий совместного обучения детей с нарушением речи необходимо:

формировать фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового

анализа и синтеза;

совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

развивать связную речь;

формировать пространственно-временные представления и понятия;

развивать зрительное восприятие, речевое внимание и память;

совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей;

оказывать помощь обучающимся в овладении навыками письма и

чтения с учетом индивидуальных особенностей;

создавать базу для успешного овладения орфографическими навыками

применение комплекса дыхательных упражнений.

трудности

пути решения

индивидуализация темпа работы

Дифференцированный подход на разных этапах урока с учетом

психофизических возможностей; Смена видов деятельности и

форм работы, используя различные педагогические приемы

непонимание инструкции

учителя, обращённой ко всему

классу в целом

При возникших затруднениях в решении познавательных задач на

абстрактно-логическом уровне подключается наглядность. Четкое

структурирование учебного материала, использование структурно-

логических схем, помогающих в выделении существенного.

система оценивания

Использование накопительной системы оценивания (портфолио),

характеризущей динамику индивидуальных образовательных

достижений;

оценка достижений планируемых результатов через

КПР; использование персонифицированных процедур

адекватная самооценка детей

Привлечение детей к совместному оцениванию;

Работа с родителями по выработке единых требований в обучении

и в воспитании; Сочетание внешней и внутренней оценки как

механизма обеспечения качества образования

рассеянное внимание у детей с

различной патологией и их

слабая организация на уроке

Требуется дополнительная работа, уточняющая и углубляющая

эмоциональную направленность учебного материала.

Сравнительный анализ комплексных работ

Комплексные работы, отличия

для обучающихся по ООП НОО

для обучающихся по АООП НОО

Количество заданий – 12

Количество заданий 9 – 12

Время выполнения – 40 мин.

Время выполнения – 60 мин.

Процедура выполнения –

самостоятельно

Процедура выполнения – под

руководством учителя (по

необходимости)

Дополнительная инструкция –

отсутствие

Дополнительная инструкция – наличие

Доступность уровня предъявления

заданий

Особенности деятельности педагогов:

необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах,

обеспечить ученику субъективное переживание успеха при

определённых усилиях;

трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально

возможностям ребёнка;

не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и

быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания;

в момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на

какие-либо дополнения;

стараться облегчить учебную деятельность за счет использования

зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не слишком

увлекаться;

активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного,

слухового, кинестетического);

необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно

находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично;

важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и

правильность выполнения заданий;

давать кратковременную возможность для отдыха с целью

предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в

урок динамических пауз;

в работе стараться активизировать не столько механическую, сколько

смысловую память;

создавать максимально спокойную обстановку на уроке;

консультировать родителей по работе над программным материалом;

сигнализировать о затруднениях учеников, конкретизировать

предупредительную и дополнительную работу над тем, что изучается.

Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы

обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не

исключался бы из общества детей с нормальным развитием.

Претворяя в жизнь инклюзию, среднестатистическая школа проживает

все свойственные ей проблемы в увеличенном объеме.

Что мешает?

…неготовность социума, низкий уровень контактов взрослых и детей с

детьми-инвалидами, плохая осведомленность про общие причины и

проблемы инвалидности, стереотипы про неоправданность совместного

обучения и опасения ухудшения его качества.



В раздел образования