Автор: Ефимов Дмитрий Владимирович
Должность: учитель информатики, физики и матемаки
Учебное заведение: ГБОУ ВСОШ
Населённый пункт: г.Салават
Наименование материала: рабочая программа
Тема: по Информатике и ИКТ 10-12
Раздел: полное образование
Приложение №38 к Основной
образовательной программе
(ФКГОС) МБОУ СШ №30,
утвержденной приказом дирек-
тора от 29.06.2017г. №279-п
Рабочая программа
по предмету «Информатика и ИКТ»
10 – 11 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике разработана в соответствии с федеральным компонен-
том государственного образовательного стандарта, региональным базисным учебным планом Ни -
жегородской области, учебным планом школы на 2014-2015 учебный год, на основе авторской
программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы по курсу «Информатика и ИКТ» для
старшей школы на базовом уровне («Программы для образовательных учреждений: Информатика.
2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012,
стр.464) и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных ма-
териалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики
и ИКТ в основной школе.
Цели программы:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование
современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических
и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные мо-
дели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные
технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей пу-
тем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных
учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм ин-
формационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и
коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономер-
ностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно ав-
томатизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения
мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значитель-
ное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С
точки
зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования
основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных
с анализом и представлением основных информационных процессов.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методическо -
го комплекса, в который входят:
учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса / Н.Д. Угри -
нович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009»;
учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 11 класса / Н.Д. Угри -
нович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008»;
методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в
основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие /Н.Д. Угринович– М.: БИНОМ. Ла-
боратория знаний, 2008»;
комплект цифровых образовательных ресурсов.
В авторском тематическом планировании отводится на изучение предмета в 10 классе 34
часов, в 11 классе – 33 часа.
Количество часов отведенных автором на изучение темы «Коммуникационные технологии»
уменьшено на 3 часа, они переведены на изучение темы «Кодирование и обработка графической,
2
звуковой и числовой информации», т.к. данные темы широко представлены в КИМах ЕГЭ и требу-
ют более глубокого изучения.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение
нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практи -
ческих работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований Сан -
ПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что
позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение.
Возможно выполнение практиче-
ских занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации
учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практи-
ческих работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме те-
стирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного мате-
риала в форме, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.
Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, в 1 полугодие - 17 часов; во 2 полугодие -18 часов.
Программой предусмотрено проведение:
в 10 классе: количества практических работ – 16 количество контрольных работ - 1.
в 11 классе: количество практических работ – 6, количество контрольных работ - 3.
Учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут
выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Структура предмета в 10 классе (учебно-тематический план)
(1 ч в неделю, 34 ч в год)
№
Название темы
Количество
часов
Количество
практических
работ
Количество
контрольных те-
стов
1
Введение. Информация и Ин-
формационные процессы
4
1
1
2
Информационные технологии
13
11
-
3
Коммуникационные технологии
16
4
-
Повторение
1
-
-
Всего
:
34
16
1
3
Структура предмета в 11 классе (учебно-тематический план)
(1 ч в неделю, 33ч. в год)
№
Название темы
Количество
часов
Количество
практических
работ
Количество
контрольных те-
стов
4
Компьютер как средство
автоматизации информацион-
ных процессов
11
3
1
5
Моделирование и формализа-
ция
8
-
1
6
Системы управления базами
данных
8
3
1
7
Информационное общество
2
-
-
8
Повторение. Подготовка к
ЕГЭ.
4
-
-
Итого:
33
6
3
Основные образовательные технологии:
• Проблемное обучение
• ИКТ - технологии
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик 10 класса дол-
жен знать/понимать:
1.
понятия: информация, информатика;
2.
виды информационных процессов; примеры источников и приемников
информации;
3.
единицы измерения количества информации, скорости передачи информации и соотно-
шения между ними;
4.
сущность алфавитного подхода к измерению информации
5.
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных техноло-
гий;
6.
представление числовой, текстовой, графической, звуковой информации в компьютере;
7.
понятия: компьютерная сеть, глобальная сеть, электронная почта, чат, форум,
www, Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, URL-адрес, HTTP-протокол,
поисковая система, геоинформационная система;
8.
назначение коммуникационных и информационных служб Интернета;
уметь:
решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного
подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при извест -
ной скорости передачи;
4
выполнять пересчет количества информации и скорости передачи информации в разные
единицы;
представлять числовую информацию в двоичной системе счисления, производить ариф -
метические действия над числами в двоичной системе счисления;
создавать информационные объекты, в том числе: компьютерные презентации на основе
шаблонов, текстовые документы с форматированием данных, электронные таблицы, гра-
фические объекты, простейшие Web-страницы;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) компьютер -
ных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, катало-
гах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисци -
плинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием
(принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой,
цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены,
эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и
коммуникационных технологий;
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик 11 класса дол-
жен знать/понимать:
1.
Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".
2.
Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный.
Знать единицы измерения информации.
3.
Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной
деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов,
электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей).
4.
Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или
процессы.
5.
Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности
6.
Назначение и функции операционных систем.
уметь:
Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
Распознавать информационные процессы в различных системах.
Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному
объекту и целям моделирования.
4.Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с
поставленной задачей.
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных
технологий.
Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив,
график, диаграмма и пр.)
10.Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при
использовании средств ИКТ.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
5
повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, ди -
намических (электронных) таблиц, презентаций, текстовых документов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной
работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллек -
ций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной пере -
писке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответству-
ющих правовых и этических норм.
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной дея-
тельности.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение
нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практи -
ческих работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований Сан -
ПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что
позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение.
Возможно выполнение практиче-
ских занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
(групповые; фронтальные; практикумы)
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации
учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практи-
ческих работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме те-
стирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного мате-
риала в форме, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.
(наблюдение; беседа; фронтальный опрос; тест; зачет; практикум)
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература
1.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угри-
нович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009, 2013.
2.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угри-
нович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
3.
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: ме-
тодическое пособие / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
4.
Демонстрационный вариант ЕГЭ по информатике (2009 и 2010 г.г.).
5.
Комплект цифровых образовательных ресурсов.
Перечень средств КТ, необходимых для реализации программы
6
Аппаратные и программные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Интерактивная доска
Устройства
для
ручного
ввода
текстовой
информации
и
манипулирования
экранными
объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат;
видеокамера
Интернет.
ОС Windows или Linux.
Microsoft Office
MyTest
7