Напоминание

Работа с родителями - домашний клуб


Автор: Новикова Лариса Викторовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ школа № 24
Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: Работа с родителями - домашний клуб
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 24»

Домашний клуб

«Мы семья и друзья»

Работа

Новиковой Ларисы Викторовны,

МБОУ школа № 24,

г. Дзержинск, Нижегородской области

2019 год

Введение

На

сегодняшний

день

такое

явление

действительности,

как

социально-

неблагополучная

или

неполная

семья,

стало

явлением

ве сьма

распространенным.

Какими

бы

факторами

ни

было

обусловлено

неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на

развитии ребенка. Эти дети, как правило, являются отторгнутыми семьей,

обществом.

Такое

отторжение

обусловлено

дезадаптацией

родителей,

потерей

ими

жизненных

ориентиров,

алкоголизм,

наркоманией,

безработицей, родительской некомпетентностью.

Большинство

детей

в

таких

семьях

испытывают

значительные

психологические

проблемы

при

взаимоотношениях

со

взрослыми

(часто

испытывают проблемы дети в возрасте от 10 до 18 лет); детско-родительские

взаимоотношения осложняются как неправильным выбором родителя стиля

воспитания, так и некомпетентностью в возрастных особенностях развития

ребенка, а также нежеланием родителей заниматься своими детьми, понимать

их.

Актуальность

проекта

состоит

в

том,

что

для

того,

чтобы

оказать

образовательную

помощь

детям

во

взаимодействии

с

родителями;

организовать

социально-психологическую

поддержку,

направленную

на

создание благоприятного микроклимата в семье в период кризиса; коррекцию

межличностных

отношений

-

необходимо

придерживаться

программно-

целевого принципа работы, который возможно реализовать через создание

клубов

по

интересам

при

образовательном

учреждении

или

учреждении

социальной защиты населения.

Одной из приоритетных задач для детей и родителей из неблагополучных

неполных

семей

выступает

создание

условий

для

их

полноценного

физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального

развития, взаимопонимания.

Цель проекта: создание социально-психолого-педагогических условий для

коррекции межличностного общения детей и родителей из неблагополучной

неполной семьи через организацию классных часов для родителей.

Задачи проекта:

- провести диагностику характера семейного неблагополучия в плане

развития межличностных отношений;

- организовать помощь и содействие в формировании знаний, умений,

практических навыков по нравственному и половому воспитанию детей из

неблагополучных семей;

- повысить социально-психолого-педагогическую компетентность родителей

при взаимоотношении с детьми;

- активизировать эффективность социально ролевого поведения в процессе

построения детско-родительских, деловых, гражданских отношений;

- установить отношения партнерства и сотрудничества подростка с

родителями;

- создать условия для саморазвития участников проекта;

- формировать навыки общения подростков и родителей;

Описание проекта:

Проект «Классный час для родителей» включает в себя 4 этапа:

1.

«Неблагополучная семья» - диагностика характера семейного

неблагополучия конкретной семьи, определение интересов и проблем

целевой группы;

2.

«Мир детских вопросов и проблем» - работа с детьми по

нравственному и половому воспитанию;

3.

«Взгляд со стороны» - работа с родителями по повышению социально-

психолого-педагогической компетентности;

4.

«Я и Ты – Мы семья и друзья» - работа по установлению

межличностных отношений между детьми и родителями из

неблагополучной семьи.

Ключевые идеи проекта:

1.Пропаганда семейных ценностей;

2.Профилактический характер деятельности проекта;

3.Широкий социальный контекст;

Целевая группа:

- дети с проблемами в обучении, общении, поведении

- родители

География проекта: проект может реализоваться в общеобразовательных

учреждениях

Сроки реализации - проект рассчитан на 1 год.

При реализации проекта необходимо учитывать:

1. Специфику организации деятельности с родителями и детьми:

- работа организуется в досуговое время детей и родителей;

- группы не являются статичными, они подвижны и открыты;

- в классных часах участвуют только добровольно, самостоятельно принимая

такое решение.

2. Положительные факторы организации деятельности с родителями и

детьми:

- возможность организации нерегламентированного и неформального

общения в силу отсутствия отношений «учитель-ученик»;

- возможность оказания комплексной помощи социально-педагогического,

психологического, экономического и другого характера;

- реализация комплексного подхода, обеспечивающего единство процесса

коррекции;

- взаимодействие со специалистами других учреждений, позволяющее

предупредить дальнейшее развитие асоциальной направленности личности,

успешно реабилитировать подростка;

- направленность работы на защиту интересов подростков, создание условий

для изменения отношений к ним в позитивную сторону, в том числе и

родителей.

3. Каждая стадия проекта состоит из реабилитационных мероприятий

психологического и педагогического направления.

Материально-техническая база

Анкеты, наглядные пособия.

Методы, используемые при реализации проекта:

- В рамках мероприятий психологического направления:

1.

Нарушение детско-родительских отношений: проведение бесед;

родительские конференции; ролевые игры (моделирование семейных

отношений); деловые игры.

2.

Конфликтность, агрессивность: тренинги организации взаимодействия

без агрессии; ролевые игры; сказкатерапия (рефлексия поведения

героев); этюды на выражение и понимание чувств; участие в

социальных видах деятельности.

3.

Личностные нарушения: обучение методам саморегуляции; игровые

методы: подвижная игра, психодрама, разыгрывание ситуаций;

тренинги повышения самооценки; АРТ-терапия; обучение

противострессовым упражнениям.

4.

Девиантное поведение: тренинги, обучение поведению в трудных

ситуациях, активные формы работы по профилактике наркомании,

алкоголизма.

5.

Нарушение межличностного общения: консультационная работа;

проведение тренингов общения.

6.

Воспитание нравственных качеств: игры и упражнения «Повышаем

самоуважение»; ролевые игры (коррекция поведения); лекция

«Нравственное воспитание».

7.

Нарушение познавательной сферы: индивидуальный подход в

обучении; коррекция познавательных процессов.

- В рамках мероприятий педагогического направления:

1.

Организация работы с родителями: патронаж семьи; консультации;

беседы; тренинговые группы; деловые ролевые игры; анкеты; опрос;

интервью; семейная АРТ-терапия.

2.

Обучение психотерапевтическим методам родителей, детей: ролевые

игры; методы драматизации; методы интеграции чувств; методы

релаксации; методы медитации и саморегуляции; тренинги.

Ожидаемые результаты: по окончании проведения мероприятий по проекту

предполагаются следующие результаты:

- выстроить комплексную социально-психологическую и социально-

педагогическую помощь и поддержкудетям и их родителям;

- оказать психологическую помощь в процессе решения проблемных

ситуаций;

- повысить социально-психолого-педагогическую компетентность родителей

во взаимоотношениях с детьми;

- овладеть знаниями и навыками эффективного межличностного общения

между членами семьи;

- повысить уровень профессиональных психологических и педагогических

знаний и профессиональной культуры общения детей и родителей.

Планирование проекта

Этапы

Цель

1.

«Неблагополучие

в семье»

Блок диагностики

- Определить характер семейного неблагополучия в

плане развития межличностных отношений

подросток/родитель;

- определить направления работы и темы занятий

каждого блока целевой группы

2. «Мир детских

вопросов и

проблем»

Организовать помощь и содействие в формировании

знаний, умений, практических навыков по нравственному

и половому воспитанию детей из неблагополучных семей

3. «Взгляд со

стороны»

повысить социально-психолого-педагогическую

компетентность родителей при взаимоотношении с

детьми

4. «Я и Ты – Мы

семья и друзья»

- активизировать эффективность социально ролевого

поведения в процессе построения детско-родительских,

деловых, гражданских отношений;

- установить отношения партнерства и сотрудничества

подростков и родителей;

- создать условия для саморазвития;

- формировать навыки общения детей с родителями.

Для определения тем занятий клуба для 2,3,4 этапов и специалистов,

ответственных за проведение - необходима первичная диагностика группы

подростков и родителей для определения их интересов, проблем,

межличностных отношений в семье. Т.е. при реализации проекта

диагностическую стадию пропускать нельзя, для того чтобы соблюдать

подход индивидуальности и направленности на конкретную целевую группу.

Занятия 2,3,4 этапов выстраиваются в следующем порядке: 2ч/мес. – занятия

2 блока; 2ч/мес. – занятия 3 блока; 4ч/мес. – занятия 4 блока.

Оценка результатов проекта:Оценка результатов проекта производится

путем сопоставления данных анкетирования целевой группы, проведенного

до и после занятий.

Приложение 1

Поведенческие приемы, которым можно обучить родителей:

1.- Позитивное подкрепление – предоставление позитивного стимула (награждение,

поощрение словесное или иное);

2. - Выключение и позитивного подкрепления (тайм-аут) - отсрочка подкрепления на 10

мин. После неадекватного поведения

3. - Планируемое игнорирование – ребенок н получает внимания за неадекватность

поведения

4. - Техника шкалирования_ помогает замерить чувства и ситуацию, т. Е правильно

осознать ее выраженности ( в 5 или по 10-балльной шкале)

5. - Самоинструкции – т е. внутреннее осмысление стрессовой ситуации и реагирования

на нее по плану:

1)подготовка к столкновению со стрессором-

«я могу разработать план, чтобы справиться с этим», помни о чувстве юмора,

2) Реагирование во время провокации (если человек не владеет собой, он не владеет

ничем, сосчитаю до 10-ти)

3) Отражение опыта:

4) –когда конфликт неразрешим: забудь, думать об этом – только разрушать себя!

5) – когда конфликт успешно разрешен: «Это оказалось не так страшно, как я думал»

6. Прием «Стоп-сигнал» позволяет вовремя остановить негативные мысли

(члены группы с закрытыми глазами вспоминают картину, вызывающую негативные

мысли и эмоции. Когда они появляются, следует поднять палец., тогда ведущий говорит

«Стоп»!. Затем процедура повторяется, но нужно уже самому сказать себе «Стоп»! и

представить красный свет светофора. Затем следует глубоко подышать и успокоиться

7. Рефрейминг – прием изменения отношения к чему-либо:

а) позитивное переименование ситуации- назови по-новому, позитивно свою проблему,

найди ей юмористическое имя

б) восприятие проблемы как друга – что хорошего дает мне моя проблема

в) письмо-перевертыш (если у родителя и ребенка конфликт, им рекомендуется описать в

письме конфликт и в тексте заменить имя оппонента. Затем письма зачитываются друг

другу

Приложение 2

Родительский дневник (ежедневная запись дисфункциональных мыслей и

работа с ними, подсчет, сколько раз в день я похвалила ребенка, ругала,

наказывала, оказывала поддержку, просила совета?Сколько раз в день я

раздражалась, кричала, как мне удалось остановиться, какие приемы)

Запись проблемной ситуациии рисование ее в нескольких вариантах

разрешения.

· Графики изменения настроения в течение дня

· Заполнение опросников

· Чтение литературы

· Моделирование конфл. ситуаций с помощью кукол

· Закончить предложения ребенку : я заслуживаю…, я умею…, я научился

говорить нет…, Я могу выразить чувства…. у меня есть талант, у меня

мнго…, Моя мама одобряет меня.

Темы семинаров для родителей:

Как любить своего ребенка

Секреты детской памяти, детские страхи

Что нам делать с детской агрессивностью

Трудные дети, трудные родители

Приложение 3

Диагностика воспитательного потенциала семьи:

Воспитательный потенциал семьи определяется: 1) психологической

коммуникабельностью, 2) нравственной направленностью, 3) педагогической культурой

родителей.

План работы:

-педагог организует цикл бесед с родителями по проблемам воспитания

-знакомит с содержанием анкеты, которую родители дома обсуждают и отмечают свой

уровень по каждому вопросу

- педагог обобщает результаты и составляет диагностическую карту класса., по ней

намечает тематику бесед с родителями

Компоненты

воспитат.

потенциала

семьи

Характеристики уровней развития

Низкий (н)

Средний (с)

Высокий (в)

1. Понимание

Отсутствие

Цели и задачи чаще

Правильно(научно)

целей и задач

воспитания в

семье

ставятся из представлений

семьи

понимаются цели и задачи

2. Уровень

педагогическо

й культуры

Низкий, от посещения

занятий педагогич.

всеобуча уклоняются

Знания имеют отрывочный

характер.Занятия в

основном посещают, но

часто

игнорируют.Самообраз. не

занимаются

Имеют хорошую

подготовку, активно

занимаются

самообразованием

3. Умение

применить на

практике

методы и

средства

воспитания

Не умеют

целенаправленно

использовать

Не всегда умеют

применять на

практике.Чащепед.

Методы используют

интуитивно

Правильно и осознанно

применяют

4. Наличие

ответственнос

ти родителей

за воспитание

детей

недостаточно или

безответственно.не

проявляют должных

требований, плохо

контролируют учебу и

поведение, не прививают

положительных привычек

Стараются относиться

ответственно, но в силу

занятости,

недост.грамотности,

занятости, допускают отд.

ошибки

Осознают ответственность.

Системат.занимаютсявоспи

танием,осуществляют

контроль за поведением

детей, создают в семье

условия для успешного

воспитания

5. Характер

внутрисемейн

ых отношений

ВО носят

деорганизованный,

конфликтныйхар-р, а в

ряде случаев и

аморальный

Видимых конфликтов нт, о

есть отд.случаи отсутствия

взаимопонимаия

Полная согласованность

внутрисемейных

отношений.Наличие

взаимопонимания

6. Наличие

примера и

авторитета

родителей

Родители или один из них

оказывают отрицательное

влияние на формирование

личности ребенка

Возможны проявления

мещанства, вещизма,

ложного авторитета

(жестнокости) и др.

отклонения

Родители являют

высоконравственныйприме

рдля детей и пользуются у

них авторитетом

7.

Согласованнос

ть семьи

школы в

воспитании

детей

Не поддерживают

контактов со УДО или под

нажимом педагога, к

советам не

прислушиваются

Согласованность в отд.

Случаях , часто с

доверием относятся к

УДО, но сами активного

участия не принимают.

Согласуют свои воспит

воздействия с школой и

УДО, прислушиваются к

советам,, отзывчивы,

инициативны в восптании

Диагностическая карта воспитательного потенциала семей:

Фамилии

родителей

Уровень развития обозначенного компонента

Поним целей

Уровень

пед.культ.

Умение

примен.

на

практике

Наличие

ответствен-

ности

Хар-р

семейных

отношений

Наличие

примера

родителей

Согласованность

семьи и УДОд

Аникина

в

с

с

с

с

с

в

Беляев

в

с

с

с

с

с

с

Гусева

с

н

с

с

с

с

с



В раздел образования