Автор: Елисеева Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Старокарачинская СШ
Населённый пункт: Чановский район Новосибирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект урока "Текст- описания"-3класс
Раздел: начальное образование
Тема: «Текст-описание и роль прилагательных в нём».
Класс 3 Учитель: Елисеева И.А. Дата: 3 марта 2020г
Цели:
закрепить понятие об отличительных признаках текста-описания; развивать речь, коммуникативные навыки, орфографическую зоркость;создать
условия для умений распознавать имена прилагательные и правильно их употреблять в тексте-описания.
Задачи:
Обучающие:
научить подбирать к существительным имена прилагательные;
устанавливать связь между существительным и прилагательным;
Развивающие:
Развивать навыки самостоятельного поиска решения поставленной задачи;
Развивать логическое и творческое мышление через умение анализировать, сравнивать и делать выводы;
Развивать умение слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения и обосновывать разные позиции.
Воспитывающие:
воспитывать чувства взаимопомощи и сотрудничества при работе;
воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе.
Тип урока: решение учебной задачи.
Формы организации учебной деятельности:парная, индивидуальная и фронтальная.
Оборудование: учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 3 класс, фото собака такса, карточки с текстами, карточки с планом.
Планируемые результаты урока:
Личностные:
- умение проявлять учебно – познавательный интерес к учебному заданию;
- умение применять на практике свои знания;
- адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
Метапредметные:
Познавательные :
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- осуществляют анализ объектов, выделять главное, проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
Регулятивные :
-формировать умение принимать учебную задачу урока;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
1
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-использовать речь для регуляции своего действия
Предметные:
Научатся:
- распознавать имена прилагательные и правильно их употреблять в тексте-описании.
- самостоятельно осуществлять проверку написания парных по глухости и звонкости согласных звуков;
- соотносить произношение и написание парного по глухости и звонкости согласного звука в корне слова;
- подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов.
Этап урока
Содержание деятельности педагога
Содержание
деятельности
обучающихся
(
регулятивная
Познавательная,
коммуникативная
Планируемые результаты
(
личностные, метапредметные,
предметные)
Мотивация к учебной деятельности.
1.
1.
Организаци-
2.
онный
момент
3.
2.Актуализа
ция знаний.
Минутка
чистописания.
Орфографическ
ая минутка
Добрый день! - тебе сказали.
- Добрый день! - ответил ты,
Нас две ниточки связали.
Теплоты и доброты.
Улыбнитесь
друг
другу,
поприветствуйте
наших
гостей.
Откройте
тетради, запишите число, классная работа
Минутка чистописания
.
- Сегодня мы вспомним как пишется буква Аа письмо буквы А а в
тетрадях ( напишем слова со строчной и заглавной буквы)
Орфографическая минутка
.
(На доске записаны слова.)
Найди ошибку в словах
Мороз, лесница, ребята Т
декабрь, сентябрь, фивраль Е
вогзал, яблоко, магазин К
суббота, сапог, клас, С
принимают и
сохраняют
учебную задачу
Приветствие учителя
Открывают тетради
и записывают
письмо буквыА,а в
тетрадях,
придумывание и
записывание слов.
Вспоминают
изученные правила
орфограм,исправля
ют ошибки,
Личностные: учебно –
познавательный интерес к
учебному заданию;
Познавательные: умение
принимать учебную задачу;-
осуществление решения
учебной задачи под
руководством учителя;
Регулятивные:
выполнение учебного
задания в соответствии с
поставленными задачами;
Коммуникативны:
- использовать речь для
регуляции своего действия;
2
,холод, голод, робод Т
-
составляют
ключевое слово.
выражение собственного
мнения, аргументирование
его с учетом ситуации
общения;
Предметные:-
самостоятельно
осуществлять проверку
написания парных по
глухости и звонкости
согласных звуков;
, вспоминают написание
словарных слов..
Личностные:
применение на практике
своих знаний.
Регулятивные:
- выполнение учебного задания
в соответствии с
поставленными задачами
;
3.Постановк
а учебных
задач
4.
4.Работа по
теме урока.
5.
Работа в
парах.
- Ключевое слово…. ( текст)
- Что такое ТЕКСТ? ( Текст-это два и более предложений
связанных по смыслу, объединены одной темой)
- Из скольких частей состоит текст? (из 3-х, начало, основная
часть, концовка)
- С какими видами текстов мы познакомились? (текст-
повествование, текст-описание, текст-рассуждение).
( рабочие тексты на столах у учащихся)
Шла собака через речку по мосту, несла в зубах мясо. Увидела в
воде свое
отражение. Бросила собака своё мясо и кинулась в воду за чужим.
Принимают
учебную задачу
урока, учитывать
выделенные
учителем
ориентиры
действия.
Анализируют,
сравнивают виды
текстов.
Формулирование и
аргументация
своего мнения
Регулятивные:
-умение принимать учебную
задачу урока,
-умение учитывать
выделенные учителем
ориентиры действия.
Познавательные :
Формулирование проблемы,
речевое высказывание в
устной форме;
Предметные:
3
Работа в
тетради
физминутка
Работа в
парах
ФИЗМИНУТКА
Чужое н не поймала, и её мясо водой унесло. Осталась собака ни с
чем.
Это
—
собака.
У
неё
короткие
и
сильные
лапы,
длинное,
приземистое тело.
У этой собаки — висячие уши и длинный хвост. Мне она очень
нравится.
Почему я хочу, чтоб мама купила мне собаку? Ведь собака — это
преданный друг,настоящий
помощник. Она может поиграть со мной, защитить меня
от обидчика. Многое может хорошо воспитанная собака. Поэтому мне
хочется её приобрести.
-В каком из текстов больше всего прилагательных? Какова их роль
в тексте(делают его ярким, выразительным, помогают описать
предмет т.е собаку)
Определите тему сегодняшнего урока (выслушивается мнение
детей
Цели урока
– На какие вопросы мы должны будем отвечать в ходе
урока? Какие задачи постараемся решить?
(Повторить изученное об имени прилагательном.
Проанализировать тексты и узнать, какова роль прилагательных в
речи.
Создать собственный текст, используя имена прилагательные.)
1.
Придумайте заголовок . Спишите текст-описание про собаку,
подчеркните прилагательные. (Такса)
-Давайте проверим.
За кем чаще всего гоняются собаки ? ( за кошками)
Как коты и кошки от них спасаются? ( Забираются на заборы и крыши)
(
первый
-
текст
-
п о в е с т в о в а н и е ,
т . к .
рассказывает
о
том,
что
произошло,
и
отвечает
на
в о п р о с что
случилось?,
что произошло?
В т о р о й
-
т е к с т -
описание,
о пис ыва е т с я
собака, и текст отвечает на
вопрос какой?
Третий - текст
рассуждение,
поясняет почему
мальчик хочет
завести собаку, и
отвечает на вопрос
почему?)
Списывают текст,
находят
прилагательные.
Работают в парах
Придумывают
заголовок,
Находят
прилагательные
Познавательные:
-сравнение, классификация
по разным критериям
Коммуникативные: -
Осознанно строят речевые
высказывания, рефлексия
своих действий
Воспринимают ответы
обучающихся
Личностные: учебно –
познавательный интерес к
учебному заданию;
Предметные:
Находить нужные
прилагательные,
Познавательные :
- умение строить речевое
высказывание в устной и
письменной форме.
Воспринимают ответы
обучающихся
Личностные: учебно –
познавательный интерес к
4
Работа в
группах
ФИЗМИНУТКА
Шли по крыше три кота,
Три кота Василия
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее.
Сели тихо на карниз,
Посмотрели с верху вниз
И сказали три кота: «Красота!»
- Анализ текста «Такса».
План:
1. Название текста
2. Главные признаки
3. Подробности
4. Своё отношение
Сейчас будем работать в группах. По рядам.
- Ребята, теперь у каждого из вас есть карточка. Мы будем
работать над заданием.
- Вы должны, вставить пропущенные слова. Чтоб получился
текст -описания.
Этот … зверек живет в лесу. Она …, а хвост … и …. У неё
… и … глазки. Ушки стоят торчком. Шерсть …, …. Живёт в
дупле на дереве.
Это самый … и …зверек.
Слова для справок: пушистый, шустрый, рыжая, хлопотливый,
маленькая, большие, красивые, густая, весёлый.
Белка.
Этот пушистый зверек живет в лесу. Она маленькая, а
хвост большой и пушистый. У неё большие и красивые
глазки. Ушки стоят торчком. Шерсть рыжая, густая.
Живёт в дупле на дереве.
Это самый веселый и хлопотливый зверек.
Отвечают на
вопросы
Выполняют
упражнения
Приходят к выводу,
что текст-описания
имеет свой план .
Работают в
группах
по плану
учебному заданию;
Предметные:
Находить нужные
прилагательные,
Познавательные :
- умение строить речевое
высказывание в устной и
письменной форме.
. Регулятивные :
- выполнение учебного
задания в соответствии с
поставленными задачами;
Личностные:
- интерес к решению
проблемы
Познавательные:
-формирование умения
принимать учебную задачу
урока;
- построение логической
цепочки рассуждения;
- самостоятельное
нахождение способов и
путей решения проблемы;
5
.
Закрепление
знаний и
способов
действий
(Карточка № 1)
(На парте лежат карточки с подсказами нужных слов).
Карточка 1.
Подбери и вставь в текст имена прилагательные, чтобы получился
рассказ. Наш кот.
У нас жил ___________ кот. У него была _________ , ________,
_____ шубка, ____ усы. На всех четырёх лапах ______ манжетки,
глаза цвета ____ волны.
Слова для справок: отличный, морской, бурые, чёрная, опасные,
пушистая, блестящая, страшный, белые, длинные, белые.
Карточка 2.
Вставь подходящие по смыслу прилагательные, чтобы получился
рассказ о волке.
Волк.
Волк_________
зверь. Он живет в лесу. У волка __________ ,
___________ зубы, _______ , ________ шерсть. Хвост у
волка _________. Ноги _________ , __________. Мы видели волка.
У-У-У -______________ какой!
Слова для справок: хищный, трусливый, серая, острые, быстрые,
большие, сильные, длинный, густая, трусливый, страшный.
Зачитывают получившиеся тексты-описания.
Работают в парах.
Читают тексты,
вставляют
подходящие имена
прилагательные.
Работают
самостоятельно и
зачитывают свои
тексты.
Читают
предложение,
отвечают на
вопросы.
Осуществляют
самопроверку,
выявляют и
корректируют
осуществляют
анализ способов
проверки.
Формулирование и
аргументация своего мнения
и позиции в коммуникации
. Регулятивные :
- выполнение учебного
задания в соответствии с
поставленными задачами;
Личностные:
- интерес к решению
проблемы
Познавательные:
-формирование умения
принимать учебную задачу
урока;
- построение логической
цепочки рассуждения;
- самостоятельное
нахождение способов и
путей решения проблемы;
Итог урока
Повторите тему урока и цель
Как мы работали на уроке.
Сегодня я узнал(а)….
Принятие и
сохранение
Предметные:отрабатывать
умение правильно находить
прилагательные,
6
Рефлексия
Д/З
Было интересно…
Я выполнял(а)…
Списать текст с карточки, подчеркнуть имена прилагательные,
надписать прилаг.
учебной задачи.
Самоконтроль по
результату и
способу действия.
Контроль,
коррекция,
саморегуляция.
закрепление нового знания.
Регулятивные:
- выполнение учебного
задания в соответствии с
поставленными задачами;
Коммуникативные:
- формулирование и
аргументирование своего
мнения;
согласование позиции с
партнерами и находить
общее решение.
Личностные:
- проявление учебно –
познавательного интереса к
учебному заданию;
- применение на практике
своих знаний.
7
Карточка№1.
План:
1. Название текста
2. Главные признаки
3. Подробности
4. Своё отношение
____________________________
Этот ……………. зверек живет в лесу. Она ……………, а хвост …………………. и
…………………………. .
У неё …………….. и ……………….. глазки. Ушки стоят торчком. Шерсть …………………………..,
………………….. . Живёт в дупле на дереве. Это самый ……………………. и ………………………
зверек.
Слова для справок:
пушистый, шустрый, рыжая, хлопотливый, маленькая, большие, красивые, густая, весёлый.
Задание:
Спишите текст-описание в тетрадь. Подчеркните имена прилагательные. Надпишите над ними прил.
Карточка№2.
8
План:
1. Название текста
2. Главные признаки
3. Подробности
4. Своё отношение
____________________________
Подбери и вставь в текст имена прилагательные, чтобы получился рассказ.
________________________
У нас жил __________________ кот. У него была ____________ , _____________, ____________ шубка
_______________ усы. На всех четырёх лапах _______________ манжетки, глаза цвета ___________ волны. Я его
очень любил.
Слова для справок: отличный, морской, бурые, чёрная, опасные, пушистая, блестящая, страшный, белые, длинные,
белые.
Задание:
Спишите текст-описание в тетрадь. Подчеркните имена прилагательные. Надпишите над ними прил.
9
Карточка№3.
План:
1. Название текста
2. Главные признаки
3. Подробности
4. Своё отношение
____________________________
Подбери и вставь в текст имена прилагательные, чтобы получился рассказ.
____________________________
Волк_________________________ зверь. Он живет в лесу. У волка _________________________ , ___________ зубы,
____________________ , __________________ шерсть. Хвост у волка _______________.
Ноги _____________________ , ______________________. Мы видели волка. У-У-У -____________________________
какой!
Слова для справок: хищный, трусливый, серая, острые, быстрые, большие, сильные, длинный, густая, трусливый,
страшный.
Задание:
Спишите текст-описание в тетрадь. Подчеркните имена прилагательные. Надпишите над ними прил.
10
11
12
13