Автор: Горин Михаил Александрович
Должность: Учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: «Методика изучения учащихся и ученических групп на уроках информатики»
Раздел: среднее образование
«Методика изучения учащихся и ученических групп на уроках
информатики»
1.
Педагогическое наблюдение
Главное
достоинство
наблюдения:
ценные
факты
добываются
непосредственно из жизни (в процессе обучения, в ходе воспитательных
мероприятий и т. д.).
Недостаток
наблюдения:
субъективизм
(субъективное
отношение
наблюдателя к тому или иному явлению).
Это
целенаправленный
сбор
сведений
о
фактах
поведения
и
деятельности человека в различных естественных условиях.
По частоте выделяют:
постоянные наблюдения (охватывают, например, уроки по какому-либо
предмету непрерывно в течение определенного времени);
повторные наблюдения (например, через неделю);
однократные
наблюдения
(регистрируется
виденное
лишь
на
одном
уроке).
По объему охвата различают:
сплошные
наблюдения
(охватывают
одновременно
многие
стороны
поведения и деятельности учащихся);
несплошные (частичные) наблюдения (фиксируется какая-либо сторона
поведения
и
деятельности
учащегося):
монографические
(например,
наблюдается
деятельность
среднеуспевающего
учащегося
при
усвоении
какого-либо навыка, и на основе этого делается вывод об усвоении навыков
всем классом, однако этот вид наблюдения используется редко, так как
таким способом трудно получить достоверные данные) и сопоставительно-
монографические (из учебной группы отбираются самый сильный и самый
слабый ученики, наблюдается некий вид их деятельности, на основе этого
пытаются охарактеризовать всю группу; этот вид наблюдения применим
тогда, когда в классе есть учащиеся, сильно отличающиеся от других по
своим способностям).
По способу получения сведений выделяют:
прямые
(непосредственные)
наблюдения
(исследователь
регистрирует
непосредственно увиденные во время наблюдения факты);
косвенные
(опосредованные)
наблюдения
(когда
наблюдается
не
сам
предмет
или
процесс,
а
его
результат,
например,
мы
не
можем
непосредственно
видеть
процесс
мышления
учащихся,
но
можем
пронаблюдать
процесс
решения
учащимися
задач
и
сделать
вывод
о
последовательности шагов мышления).
В зависимости от того, проводит ли наблюдение постороннее лицо или
лицо, участвующее в учебном процессе, выделяют:
невключенное
наблюдение
(когда
происходящее
на
уроке
оценивает
постороннее
лицо,
у
него
достаточно
времени
для
подробной
записи
результатов наблюдения, однако присутствие постороннего в какой-то мере
мешает нормальному ходу урока);
включенное наблюдение (учитель-наблюдатель активно участвует в жизни
и деятельности воспитанников, не привлекая к себе особого внимания,
однако его субъективное отношение к тому или иному явлению может
оказать влияние на результаты наблюдения, кроме того, одновременное
наблюдение и проведение урока не позволяет учителю-наблюдателю все
время с нужной точностью следить за наблюдаемыми явлениями).
Этапы подготовки и проведения педагогического наблюдения:
1.
выбор объекта, постановка цели и задачи наблюдения;
2.
получение разрешения на проведение наблюдения;
3.
составление плана наблюдения (план наблюдения отвечает на вопросы:
что наблюдать (объект), для чего наблюдать (цель и задачи), когда и
сколько времени наблюдать
(время
наблюдения,
длительность), что
можно
ожидать
в
результате
проведенных
наблюд ений
(предполагаемый
результат,
ожидаемые
изменения
в
обученности
и
воспитанности и пр.);
4.
подготовка
документов
и
оборудования
(инструкции,
протоколы,
аппаратура);
5.
сбор данных наблюдения (протоколы, таблицы и пр.);
6.
оформление результатов наблюдения;
7.
анализ результатов наблюдения;
8.
выводы
(на
основе
анализа
результатов
наблюдения
педагог
осуществляет
корректировку
воспитательных
воздействий,
проектирует дальнейшее изучение учащихся с уточненной целью).
Объективность
выводов
по
данным
наблюдений
значительно
возрастает, если:
педагоги
заранее
составляют
таблицу
для
сбора
информации,
где
фиксируются единицы наблюдения, например:
Приемы общения
Количество за урок
Всего
Поощрение
1, 1, 1
3
Предложение помощи
1
1
Замечания
1
1
...
...
...
педагоги
сопоставляют
получаемую
ими
информацию
с
данными
других коллег;
используются технические средства звукозаписи и видеозаписи уроков,
мероприятий;
наблюдение
сочетается
с
другими
методами
исследования
(беседы,
анкетирование, пр.).
2.
Опрос
Это
метод
сбора
первичной
информации
в
форме
постановки
стандартизированной системы вопросов.
БЕСЕДА
-
метод
исследования,
который
предполагает
получение
информации на основе вербальной (словесной) коммуникации в вопросно-
ответной форме.
Условия эффективности применения метода беседы:
педагог намечает цель предстоящей беседы;
педагог намечает круг основных и вспомогательных вопросов (учитывая
возможные
варианты
беседы),
предусматривает
ее
ход
в
случае
позитивных или отрицательных ответов;
умение
создавать
в
общении
благоприятную
психологическую
атмосферу;
наблюдение
за
поведением
собеседника,
его
эмоциональными
реакциями, желанием отвечать или уходить от ответов;
наличие форм фиксации получаемой информации (протокол, диктофон).
ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ
(устный
опрос)
-
в
отличие
от
беседы,
интервью не предполагает постановки целого ряда уточняющих вопросов,
которые
имеют
место
в
обычной
беседе.
Метод
интервьюирования
особенно
полезен
в
тех
случаях,
когда
педагог
заранее
может
быть
уверенным в объективности ответов учащихся.
АНКЕТИРОВАНИЕ (опрос на компьютере) - метод массового сбора
информации с помощью анкет.
Требования, предъявляемые к применению метода:
подбор вопросов, наиболее точно характеризующих изучаемое явление и
дающих надежную информацию;
исключение подсказок в формулировках вопросов;
предупреждение двойственного понимания смысла вопросов;
использование как закрытых анкет с ограниченным вариантом ответов,
подобранных
исследователем,
так
и
открытых,
позволяющих
опрашиваемому высказать свое мнение;
предварительная
проверка
степени
понимания
вопросов
анкеты
на
небольшом числе испытуемых и внесение коррективов в содержание
анкеты.
РЭЙТИНГ.
Это
метод
оценки
тех
или
иных
сторон
деятельности
компетентными судьями (экспертами). Требования к подбору экспертов:
компетентность;
креативность;
положительное
отношение
к
экспертизе;
отсутствие
склонности
к
конформизму
(чрезмерному
следованию
авторитету
в
науке); аналитичность и широта мышления;
свойство коллективизма; самокритичность.
Например,
оценивание
работы
учителя
по
развитию
у
учащихся
интереса
к
предмету
может
осуществляться
на
основании
следующих
критериев оценок:
5 - применяет специальные приемы развития у учащихся интереса к
предмету, использует новизну содержания, сравнение изучаемых понятий,
элементы
занимательности,
разнообразные
методы
обучения,
обеспечивает индивидуальный подход к учащимся;
4 - в основном обеспечивает формирование интереса к предмету;
3 - слабо формирует у учащихся интерес к предмету, не обеспечивая
индивидуального подхода в этой работе;
2 - обучение не способствует формированию у учащихся интереса к
предмету (формализм преподавания, однообразие методов).
3.
Компьютерное тестирование
Это процесс оценки соответствия личностной модели знаний ученика
экспертной модели знаний.
Слово «тест» (в переводе с англ.) - испытание, проба.
В педагогике используются тесты успеваемости - серия кратко и точно
сформулированных вопросов или заданий, на которые ученик должен дать
краткие и точные ответы. Типы тестов:
Открытые тесты
(испытуемый сам записывает правильный ответ)
Закрытые тесты
(предполагают выбор правильного ответа из 4-5 вариантов)
1) задания на дополнение (краткий ответ: формула, слово и др.);
2)
задания
со
свободно
конструируемыми
ответами
(ответ
в
развернутой форме, при этом оговаривается полнота ответа для получения
максимального балла).
1) альтернативный тест (задания с двумя ответами: да-нет, правильно-
неправильно, имеют высокий процент угадывания, поэтому их одиночное
использование в тесте считается неэффективным);
2) задания с выбором нескольких правильных ответов;
3) задания на установление соответствия;
4) тест, требующий расположения предметов по порядку.
Социометрия
Это
способ
исследования
структуры
межличностных
отношений
людей на основе измерения их межличностного выбора.
Социометрия
проводится
в
коллективе,
где
участники
знают
друг
друга. С помощью социометрии определяется социометрический индекс
личности по формуле:
S = R +
N-1,
гдеS - величина индекса, R+ - количество положительных выборов, N-1
- число учащихся в коллективе.
Посредством социометрии (заполнения учащимися листков опроса с
вопросами типа «кого бы вы пригласили на день рождения, с кем бы вы
хотели
участвовать
в
походе»
и
пр.)
определяют
место
личности
в
коллективе,
выявляют лидеров
(получавших
максимальное
по
группе
количество
положительных
выборов), предпочитаемых
(меньшее
число
положительных
выборов), пренебрегаемых
(минимальное
чи сл о
положительных
выборов)
и отвергнутых
(не
получивших
ни
одного
положительного выбора).
Исследователь также может определить взаимовыборы учащихся.