Напоминание

«Методика изучения учащихся и ученических групп на уроках информатики»


Автор: Горин Михаил Александрович
Должность: Учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: «Методика изучения учащихся и ученических групп на уроках информатики»
Раздел: среднее образование





Назад




«Методика изучения учащихся и ученических групп на уроках

информатики»

1.

Педагогическое наблюдение

Главное

достоинство

наблюдения:

ценные

факты

добываются

непосредственно из жизни (в процессе обучения, в ходе воспитательных

мероприятий и т. д.).

Недостаток

наблюдения:

субъективизм

(субъективное

отношение

наблюдателя к тому или иному явлению).

Это

целенаправленный

сбор

сведений

о

фактах

поведения

и

деятельности человека в различных естественных условиях.

По частоте выделяют:

постоянные наблюдения (охватывают, например, уроки по какому-либо

предмету непрерывно в течение определенного времени);

повторные наблюдения (например, через неделю);

однократные

наблюдения

(регистрируется

виденное

лишь

на

одном

уроке).

По объему охвата различают:

сплошные

наблюдения

(охватывают

одновременно

многие

стороны

поведения и деятельности учащихся);

несплошные (частичные) наблюдения (фиксируется какая-либо сторона

поведения

и

деятельности

учащегося):

монографические

(например,

наблюдается

деятельность

среднеуспевающего

учащегося

при

усвоении

какого-либо навыка, и на основе этого делается вывод об усвоении навыков

всем классом, однако этот вид наблюдения используется редко, так как

таким способом трудно получить достоверные данные) и сопоставительно-

монографические (из учебной группы отбираются самый сильный и самый

слабый ученики, наблюдается некий вид их деятельности, на основе этого

пытаются охарактеризовать всю группу; этот вид наблюдения применим

тогда, когда в классе есть учащиеся, сильно отличающиеся от других по

своим способностям).

По способу получения сведений выделяют:

прямые

(непосредственные)

наблюдения

(исследователь

регистрирует

непосредственно увиденные во время наблюдения факты);

косвенные

(опосредованные)

наблюдения

(когда

наблюдается

не

сам

предмет

или

процесс,

а

его

результат,

например,

мы

не

можем

непосредственно

видеть

процесс

мышления

учащихся,

но

можем

пронаблюдать

процесс

решения

учащимися

задач

и

сделать

вывод

о

последовательности шагов мышления).

В зависимости от того, проводит ли наблюдение постороннее лицо или

лицо, участвующее в учебном процессе, выделяют:

невключенное

наблюдение

(когда

происходящее

на

уроке

оценивает

постороннее

лицо,

у

него

достаточно

времени

для

подробной

записи

результатов наблюдения, однако присутствие постороннего в какой-то мере

мешает нормальному ходу урока);

включенное наблюдение (учитель-наблюдатель активно участвует в жизни

и деятельности воспитанников, не привлекая к себе особого внимания,

однако его субъективное отношение к тому или иному явлению может

оказать влияние на результаты наблюдения, кроме того, одновременное

наблюдение и проведение урока не позволяет учителю-наблюдателю все

время с нужной точностью следить за наблюдаемыми явлениями).

Этапы подготовки и проведения педагогического наблюдения:

1.

выбор объекта, постановка цели и задачи наблюдения;

2.

получение разрешения на проведение наблюдения;

3.

составление плана наблюдения (план наблюдения отвечает на вопросы:

что наблюдать (объект), для чего наблюдать (цель и задачи), когда и

сколько времени наблюдать

(время

наблюдения,

длительность), что

можно

ожидать

в

результате

проведенных

наблюд ений

(предполагаемый

результат,

ожидаемые

изменения

в

обученности

и

воспитанности и пр.);

4.

подготовка

документов

и

оборудования

(инструкции,

протоколы,

аппаратура);

5.

сбор данных наблюдения (протоколы, таблицы и пр.);

6.

оформление результатов наблюдения;

7.

анализ результатов наблюдения;

8.

выводы

(на

основе

анализа

результатов

наблюдения

педагог

осуществляет

корректировку

воспитательных

воздействий,

проектирует дальнейшее изучение учащихся с уточненной целью).

Объективность

выводов

по

данным

наблюдений

значительно

возрастает, если:

педагоги

заранее

составляют

таблицу

для

сбора

информации,

где

фиксируются единицы наблюдения, например:

Приемы общения

Количество за урок

Всего

Поощрение

1, 1, 1

3

Предложение помощи

1

1

Замечания

1

1

...

...

...

педагоги

сопоставляют

получаемую

ими

информацию

с

данными

других коллег;

используются технические средства звукозаписи и видеозаписи уроков,

мероприятий;

наблюдение

сочетается

с

другими

методами

исследования

(беседы,

анкетирование, пр.).

2.

Опрос

Это

метод

сбора

первичной

информации

в

форме

постановки

стандартизированной системы вопросов.

БЕСЕДА

-

метод

исследования,

который

предполагает

получение

информации на основе вербальной (словесной) коммуникации в вопросно-

ответной форме.

Условия эффективности применения метода беседы:

педагог намечает цель предстоящей беседы;

педагог намечает круг основных и вспомогательных вопросов (учитывая

возможные

варианты

беседы),

предусматривает

ее

ход

в

случае

позитивных или отрицательных ответов;

умение

создавать

в

общении

благоприятную

психологическую

атмосферу;

наблюдение

за

поведением

собеседника,

его

эмоциональными

реакциями, желанием отвечать или уходить от ответов;

наличие форм фиксации получаемой информации (протокол, диктофон).

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ

(устный

опрос)

-

в

отличие

от

беседы,

интервью не предполагает постановки целого ряда уточняющих вопросов,

которые

имеют

место

в

обычной

беседе.

Метод

интервьюирования

особенно

полезен

в

тех

случаях,

когда

педагог

заранее

может

быть

уверенным в объективности ответов учащихся.

АНКЕТИРОВАНИЕ (опрос на компьютере) - метод массового сбора

информации с помощью анкет.

Требования, предъявляемые к применению метода:

подбор вопросов, наиболее точно характеризующих изучаемое явление и

дающих надежную информацию;

исключение подсказок в формулировках вопросов;

предупреждение двойственного понимания смысла вопросов;

использование как закрытых анкет с ограниченным вариантом ответов,

подобранных

исследователем,

так

и

открытых,

позволяющих

опрашиваемому высказать свое мнение;

предварительная

проверка

степени

понимания

вопросов

анкеты

на

небольшом числе испытуемых и внесение коррективов в содержание

анкеты.

РЭЙТИНГ.

Это

метод

оценки

тех

или

иных

сторон

деятельности

компетентными судьями (экспертами). Требования к подбору экспертов:

компетентность;

креативность;

положительное

отношение

к

экспертизе;

отсутствие

склонности

к

конформизму

(чрезмерному

следованию

авторитету

в

науке); аналитичность и широта мышления;

свойство коллективизма; самокритичность.

Например,

оценивание

работы

учителя

по

развитию

у

учащихся

интереса

к

предмету

может

осуществляться

на

основании

следующих

критериев оценок:

5 - применяет специальные приемы развития у учащихся интереса к

предмету, использует новизну содержания, сравнение изучаемых понятий,

элементы

занимательности,

разнообразные

методы

обучения,

обеспечивает индивидуальный подход к учащимся;

4 - в основном обеспечивает формирование интереса к предмету;

3 - слабо формирует у учащихся интерес к предмету, не обеспечивая

индивидуального подхода в этой работе;

2 - обучение не способствует формированию у учащихся интереса к

предмету (формализм преподавания, однообразие методов).

3.

Компьютерное тестирование

Это процесс оценки соответствия личностной модели знаний ученика

экспертной модели знаний.

Слово «тест» (в переводе с англ.) - испытание, проба.

В педагогике используются тесты успеваемости - серия кратко и точно

сформулированных вопросов или заданий, на которые ученик должен дать

краткие и точные ответы. Типы тестов:

Открытые тесты

(испытуемый сам записывает правильный ответ)

Закрытые тесты

(предполагают выбор правильного ответа из 4-5 вариантов)

1) задания на дополнение (краткий ответ: формула, слово и др.);

2)

задания

со

свободно

конструируемыми

ответами

(ответ

в

развернутой форме, при этом оговаривается полнота ответа для получения

максимального балла).

1) альтернативный тест (задания с двумя ответами: да-нет, правильно-

неправильно, имеют высокий процент угадывания, поэтому их одиночное

использование в тесте считается неэффективным);

2) задания с выбором нескольких правильных ответов;

3) задания на установление соответствия;

4) тест, требующий расположения предметов по порядку.

Социометрия

Это

способ

исследования

структуры

межличностных

отношений

людей на основе измерения их межличностного выбора.

Социометрия

проводится

в

коллективе,

где

участники

знают

друг

друга. С помощью социометрии определяется социометрический индекс

личности по формуле:

S = R +

N-1,

гдеS - величина индекса, R+ - количество положительных выборов, N-1

- число учащихся в коллективе.

Посредством социометрии (заполнения учащимися листков опроса с

вопросами типа «кого бы вы пригласили на день рождения, с кем бы вы

хотели

участвовать

в

походе»

и

пр.)

определяют

место

личности

в

коллективе,

выявляют лидеров

(получавших

максимальное

по

группе

количество

положительных

выборов), предпочитаемых

(меньшее

число

положительных

выборов), пренебрегаемых

(минимальное

чи сл о

положительных

выборов)

и отвергнутых

(не

получивших

ни

одного

положительного выбора).

Исследователь также может определить взаимовыборы учащихся.



В раздел образования