Автор: Белица Евгения Васильевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №15
Населённый пункт: село Ивановское, Кочубеевского района, Ставропольского края
Наименование материала: Урок. Русский язык. 2 класс
Тема: "Собственные и нарицательные имена существительные"
Раздел: начальное образование
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.
Составила: Белица Е.В., учитель начальных классов МКОУ СОШ №15
с. Ивановское Кочубеевского района Ставропольского края
Программа «Перспектива»
Тип урока: получение новых знаний
Цель: познакомить с именами собственными и нарицательными; иметь
представление о различии имён собственных и нарицательных.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление детей об основном назначении имен
собственных;
- ввести термины «имена собственные» и «имена нарицательные»;
-
закрепить
орфографический
навык
использования
заглавной
буквы
в
именах собственных.
Развивающие:
- развивать у учащихся орфографическую зоркость, логическое мышление,
устную и письменную речь.
Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к предмету.
Предметные:
- формировать представление учащихся об основном назначении имен
собственных как названий единичных предметов;
- познакомиться со значением понятий «имена собственные» и «имена
нарицательные»;
- понимать различие в функциях имен собственных и нарицательных.
Метапредметные:
- развивать речь учащихся при работе с предложениями и текстом.
Личностные:
- уметь использовать разные варианты собственного имени лица в
конкретных ситуациях общения.
Формируемые УУД
Уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и
того, что еще неизвестно.
Уметь осуществлять самооценку, взаимо оценку результатов работы.
Уметь планировать учебное сотрудничество в паре
объяснять различие
существительных нарицательных и собственных и обосновывать своё мнение
выполнять учебное задание в соответствии с правилом
формулировать
понятные высказывания, используя термины.
Оборудование к уроку:
компьютер, проектор, электронное приложение
,
презентация к уроку, учебник
«Русский язык» 2 класс Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина , карточки для
фронтальной, индивидуальной, парной.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Минутка чистописания.
3. Актуализация знаний.
4. Постановка целей и задач урока.
5. Открытие нового знания.
6. Физкультминутка.
7.Первичное закрепление новой темы.
8.Физкультминутка для глаз.
9.Выборочное списывание.
10. Итог урока .
11. Домашнее задание
Ход урока.
1. Организационный момент
Организация учащихся.
В класс крадётся тишина,
Подожди её пока,
Ну, а чтобы подождать
Надо просто замолчать.
Раз, два, смолк звонок,
Три – ротик на замок,
На четыре помолчи,
А на пять – урок начни!
Организация рабочего места учащихся.
- Ребята, проверьте готовность принадлежностей к уроку.
- Проверьте порядок на рабочем месте. Садитесь. Начнём наш урок.
II. Минутка чистописания.
Я тетрадь свою открою,
И наклонно положу.
Я от вас друзья не скрою
Ручку я, вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я возьмусь!
1.
Записать число, классная работа, (один ученик комментирует)
2.
Записать минутку чистописания.
- строчные и заглавные буквы, обозначающие гласные звуки. В соединение.
III. Актуализация знаний.
1. Словарная работа. ( Один ученик пишет у доски)
Казань, Москва, город, река, ученик, Волга, Ока, Вася, Вова.
Учитель.
У.- Почему некоторые из этих слов надо пишутся с заглавной буквы?
Д. - Это названия городов, рек и имена людей.
У. - А сегодня мы узнаем что-то новое об этих словах.
Чтобы узнать тему нашего урока выполните задание.
- Распределите данные слова по группам. (работа в парах)
1.Имена
2.Названия городов
3.Названия рек
У.- Какие слова остались? Давайте соберём их в отдельную 4 группу.
У.-
Внимательно
ещё
раз
рассмотрите
группы
слов
и
скажите,
чем
отличаются слова трёх первых столбиков от слов 4 столбика?
Д.- Написанием.
У.- Какое общее название можно дать словам с заглавной буквы?
У.-
В
русском
языке
для
обозначения
этих
существительных
давно
придуманы
специальные
термины.
Это
-
имена
собственные
и
нарицательные.
IV Постановка темы и целей урока.
Для этого поможем Незнайке исправить ошибки. (взаимопроверка)
Машина мчялась по глаткой дароге. Мы едем к бабушке дарйе. Скоро
москва. Бабушка жывет на улице пушкинской. ( Всего 8 ошибок)
У.- Попробуйте назвать тему нашего урока
Д.-Тема урока «Имена собственные и нарицательные».
У.- Что мы знаем об именах собственных? Какие слова относятся к именам
собственным?
У.- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?
Д. – Научиться различать имена собственные и нарицательные;
V Открытие нового знания.
У. – Ребята, а вы знаете, что обозначают термины «имя собственное»,
«нарицательное?»
Д.- Нет
У.- А хотите узнать?
Д.- Да
У.- Посмотрите на слова, которые вы разделили на группы. Скажите, сколько
городов можно назвать словом город?
Д.-много.
У.- А сколько городов можно назвать словом Москва?
Д.- Один.
У.- Сколько рек можно назвать словом река
Д.- много
У.- А сколько рек можно назвать словом Волга?
Д.- Одну.
У.- Что же обозначают имена собственные? Для чего они нужны?
Д.- Они называют предмет своим именем.
У.- Найдите общее слово для слов Москва, Тверь.
Д.-Город.
У.- Что обозначают имена нарицательные?
Д.-Они обозначают общее слово для группы похожих предметов.
У.- Сделайте вывод, что такое имена собственные и нарицательные.
Формирование представления о различие имен собственных и
нарицательных.
Работа с учебником.
Упражнение 13 страница 14.
У.- Прочитайте правило на странице 15 рядом с условным значком.
У.- Какие имена существительные называются собственными?
У.- Подберем примеры из окружающего мира.
У.- В какой стране вы живете?
Д.- Россия.
У.- Как называется наше село?
Д.- Ивановское.
У.-
Сделайте
вывод:
какие
слова
относятся
к
собственным
именам
существительным?
«Имя собственное называет предмет особым именем, выделяя его среди
других и пишется всегда с заглавной буквы, другие слова - имена, общие
для целой группы похожих предметов называют нарицательными и пишутся
со строчной буквы».
У.-Значит, ребята, ФИО и названия областей, городов, рек, морей, океанов,
гор,
а
ещё
клички
животных
-
это
собственные
имена.
Они
пишутся
с
заглавной буквы.
У.- Как называются все остальные имена существительные?
Д.- Нарицательными.
У.-Почему их так называют?
Д.- Они обозначают общее слово для группы похожих предметов.
У.- Придумайте примеры из окружающего мира.
VI Физкультминутка
РАНО УТРОМ В ПАРК ХОДИЛИ,
ТАМ СНЕГОВИКА ЛЕПИЛИ.
А ПОТОМ С ГОРЫ КАТИЛИСЬ,
ВЕСЕЛИЛИСЬ И РЕЗВИЛИСЬ.
В КАТЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,
В МАРИНУ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,
В ВАРЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ.
ПОЛУЧИЛСЯ СНЕЖНЫЙ КОМ.
ХОЛОДНО ГУЛЯТЬ ЗИМОЙ,
ПОБЕЖИМ СКОРЕЙ ДОМОЙ!
- Встретились ли в словах физминутки собственные имена
существительные?
VII. Первичное закрепление полученных знаний.
- Молодцы, но у вас ещё впереди есть уроки, на них вы разберётесь до
конца в этой теме.
- А теперь давайте учиться различать имена собственные и
нарицательные.
- Снова посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные
имена существительные.
Подойти, сними любую карточку, прочитай существительное и
определи, какое оно – собственное или нарицательное и
объяснить почему.
- Какие существительные мы называем собственные?
С какой буквы они пишутся?
- Какие существительные мы называем нарицательные?
С какой буквы они пишутся?
VIII
. Вторичное закрепление знаний
- Какие слова, кроме имён, отчеств и фамилий людей относятся к именам
собственным.
- Где в жизни мы встречаемся с именами собственными?
- Как называется село, в котором мы живём?
- Наше очень красивое, у него есть своё собственное красивое имя –
Ивановское.
- Наше село имеет свою историю, традиции, праздники. В нашем селе
жили и живут замечательные люди, о которых вы много говорите дома, в
школе на классных часах.
Мое село.
…….. – это мое село. Оно красивое и светлое. Рядом с селом течет
река ……. В нашем селе живут замечательные люди.
IX. Физкультминутка для глаз.
X. Выборочное списывание.
У.- Где в жизни мы встречаемся с именами собственными?
Д.- Название книг, фильмов, газет, журналов .
У.- Как будем писать их названия?
Д.- С заглавной буквы.
У.- Ребята, названия книг, журналов, газет пишутся с заглавной буквы и в
кавычках. Об этом подробно вы узнаете, когда будете учиться в старших
классах.
Работа в парах.
У. - У вас на столах лежат детские журналы и газеты. Выпишите имена
собственные.
У.- Чему мы учились, выполняя это упражнение?
XI. Итог урока.
У. Наш урок подошёл к концу.
- Что нового мы узнали на уроке?
- Какие существительные называются собственными?
- С какой буквы они пишутся?
- Какие существительные называются нарицательными?
Домашнее задание
Выполнить упражнение 19 стр16 .