Напоминание

"Собственные и нарицательные имена существительные"


Автор: Белица Евгения Васильевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №15
Населённый пункт: село Ивановское, Кочубеевского района, Ставропольского края
Наименование материала: Урок. Русский язык. 2 класс
Тема: "Собственные и нарицательные имена существительные"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.

Составила: Белица Е.В., учитель начальных классов МКОУ СОШ №15

с. Ивановское Кочубеевского района Ставропольского края

Программа «Перспектива»

Тип урока: получение новых знаний

Цель: познакомить с именами собственными и нарицательными; иметь

представление о различии имён собственных и нарицательных.

Задачи:

Образовательные:

- формировать представление детей об основном назначении имен

собственных;

- ввести термины «имена собственные» и «имена нарицательные»;

-

закрепить

орфографический

навык

использования

заглавной

буквы

в

именах собственных.

Развивающие:

- развивать у учащихся орфографическую зоркость, логическое мышление,

устную и письменную речь.

Воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к предмету.

Предметные:

- формировать представление учащихся об основном назначении имен

собственных как названий единичных предметов;

- познакомиться со значением понятий «имена собственные» и «имена

нарицательные»;

- понимать различие в функциях имен собственных и нарицательных.

Метапредметные:

- развивать речь учащихся при работе с предложениями и текстом.

Личностные:

- уметь использовать разные варианты собственного имени лица в

конкретных ситуациях общения.

Формируемые УУД

Уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и

того, что еще неизвестно.

Уметь осуществлять самооценку, взаимо оценку результатов работы.

Уметь планировать учебное сотрудничество в паре

объяснять различие

существительных нарицательных и собственных и обосновывать своё мнение

выполнять учебное задание в соответствии с правилом

формулировать

понятные высказывания, используя термины.

Оборудование к уроку:

компьютер, проектор, электронное приложение

,

презентация к уроку, учебник

«Русский язык» 2 класс Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина , карточки для

фронтальной, индивидуальной, парной.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Минутка чистописания.

3. Актуализация знаний.

4. Постановка целей и задач урока.

5. Открытие нового знания.

6. Физкультминутка.

7.Первичное закрепление новой темы.

8.Физкультминутка для глаз.

9.Выборочное списывание.

10. Итог урока .

11. Домашнее задание

Ход урока.

1. Организационный момент

Организация учащихся.

В класс крадётся тишина,

Подожди её пока,

Ну, а чтобы подождать

Надо просто замолчать.

Раз, два, смолк звонок,

Три – ротик на замок,

На четыре помолчи,

А на пять – урок начни!

Организация рабочего места учащихся.

- Ребята, проверьте готовность принадлежностей к уроку.

- Проверьте порядок на рабочем месте. Садитесь. Начнём наш урок.

II. Минутка чистописания.

Я тетрадь свою открою,

И наклонно положу.

Я от вас друзья не скрою

Ручку я, вот так держу.

Сяду ровно, не согнусь,

За работу я возьмусь!

1.

Записать число, классная работа, (один ученик комментирует)

2.

Записать минутку чистописания.

- строчные и заглавные буквы, обозначающие гласные звуки. В соединение.

III. Актуализация знаний.

1. Словарная работа. ( Один ученик пишет у доски)

Казань, Москва, город, река, ученик, Волга, Ока, Вася, Вова.

Учитель.

У.- Почему некоторые из этих слов надо пишутся с заглавной буквы?

Д. - Это названия городов, рек и имена людей.

У. - А сегодня мы узнаем что-то новое об этих словах.

Чтобы узнать тему нашего урока выполните задание.

- Распределите данные слова по группам. (работа в парах)

1.Имена

2.Названия городов

3.Названия рек

У.- Какие слова остались? Давайте соберём их в отдельную 4 группу.

У.-

Внимательно

ещё

раз

рассмотрите

группы

слов

и

скажите,

чем

отличаются слова трёх первых столбиков от слов 4 столбика?

Д.- Написанием.

У.- Какое общее название можно дать словам с заглавной буквы?

У.-

В

русском

языке

для

обозначения

этих

существительных

давно

придуманы

специальные

термины.

Это

-

имена

собственные

и

нарицательные.

IV Постановка темы и целей урока.

Для этого поможем Незнайке исправить ошибки. (взаимопроверка)

Машина мчялась по глаткой дароге. Мы едем к бабушке дарйе. Скоро

москва. Бабушка жывет на улице пушкинской. ( Всего 8 ошибок)

У.- Попробуйте назвать тему нашего урока

Д.-Тема урока «Имена собственные и нарицательные».

У.- Что мы знаем об именах собственных? Какие слова относятся к именам

собственным?

У.- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?

Д. – Научиться различать имена собственные и нарицательные;

V Открытие нового знания.

У. – Ребята, а вы знаете, что обозначают термины «имя собственное»,

«нарицательное?»

Д.- Нет

У.- А хотите узнать?

Д.- Да

У.- Посмотрите на слова, которые вы разделили на группы. Скажите, сколько

городов можно назвать словом город?

Д.-много.

У.- А сколько городов можно назвать словом Москва?

Д.- Один.

У.- Сколько рек можно назвать словом река

Д.- много

У.- А сколько рек можно назвать словом Волга?

Д.- Одну.

У.- Что же обозначают имена собственные? Для чего они нужны?

Д.- Они называют предмет своим именем.

У.- Найдите общее слово для слов Москва, Тверь.

Д.-Город.

У.- Что обозначают имена нарицательные?

Д.-Они обозначают общее слово для группы похожих предметов.

У.- Сделайте вывод, что такое имена собственные и нарицательные.

Формирование представления о различие имен собственных и

нарицательных.

Работа с учебником.

Упражнение 13 страница 14.

У.- Прочитайте правило на странице 15 рядом с условным значком.

У.- Какие имена существительные называются собственными?

У.- Подберем примеры из окружающего мира.

У.- В какой стране вы живете?

Д.- Россия.

У.- Как называется наше село?

Д.- Ивановское.

У.-

Сделайте

вывод:

какие

слова

относятся

к

собственным

именам

существительным?

«Имя собственное называет предмет особым именем, выделяя его среди

других и пишется всегда с заглавной буквы, другие слова - имена, общие

для целой группы похожих предметов называют нарицательными и пишутся

со строчной буквы».

У.-Значит, ребята, ФИО и названия областей, городов, рек, морей, океанов,

гор,

а

ещё

клички

животных

-

это

собственные

имена.

Они

пишутся

с

заглавной буквы.

У.- Как называются все остальные имена существительные?

Д.- Нарицательными.

У.-Почему их так называют?

Д.- Они обозначают общее слово для группы похожих предметов.

У.- Придумайте примеры из окружающего мира.

VI Физкультминутка

РАНО УТРОМ В ПАРК ХОДИЛИ,

ТАМ СНЕГОВИКА ЛЕПИЛИ.

А ПОТОМ С ГОРЫ КАТИЛИСЬ,

ВЕСЕЛИЛИСЬ И РЕЗВИЛИСЬ.

В КАТЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,

В МАРИНУ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,

В ВАРЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ.

ПОЛУЧИЛСЯ СНЕЖНЫЙ КОМ.

ХОЛОДНО ГУЛЯТЬ ЗИМОЙ,

ПОБЕЖИМ СКОРЕЙ ДОМОЙ!

- Встретились ли в словах физминутки собственные имена

существительные?

VII. Первичное закрепление полученных знаний.

- Молодцы, но у вас ещё впереди есть уроки, на них вы разберётесь до

конца в этой теме.

- А теперь давайте учиться различать имена собственные и

нарицательные.

- Снова посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные

имена существительные.

Подойти, сними любую карточку, прочитай существительное и

определи, какое оно – собственное или нарицательное и

объяснить почему.

- Какие существительные мы называем собственные?

С какой буквы они пишутся?

- Какие существительные мы называем нарицательные?

С какой буквы они пишутся?

VIII

. Вторичное закрепление знаний

- Какие слова, кроме имён, отчеств и фамилий людей относятся к именам

собственным.

- Где в жизни мы встречаемся с именами собственными?

- Как называется село, в котором мы живём?

- Наше очень красивое, у него есть своё собственное красивое имя –

Ивановское.

- Наше село имеет свою историю, традиции, праздники. В нашем селе

жили и живут замечательные люди, о которых вы много говорите дома, в

школе на классных часах.

Мое село.

…….. – это мое село. Оно красивое и светлое. Рядом с селом течет

река ……. В нашем селе живут замечательные люди.

IX. Физкультминутка для глаз.

X. Выборочное списывание.

У.- Где в жизни мы встречаемся с именами собственными?

Д.- Название книг, фильмов, газет, журналов .

У.- Как будем писать их названия?

Д.- С заглавной буквы.

У.- Ребята, названия книг, журналов, газет пишутся с заглавной буквы и в

кавычках. Об этом подробно вы узнаете, когда будете учиться в старших

классах.

Работа в парах.

У. - У вас на столах лежат детские журналы и газеты. Выпишите имена

собственные.

У.- Чему мы учились, выполняя это упражнение?

XI. Итог урока.

У. Наш урок подошёл к концу.

- Что нового мы узнали на уроке?

- Какие существительные называются собственными?

- С какой буквы они пишутся?

- Какие существительные называются нарицательными?

Домашнее задание

Выполнить упражнение 19 стр16 .



В раздел образования