Автор: Соловьева Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ " СОШ № 11"
Населённый пункт: город Гурьевск, Кемеровской области
Наименование материала: Программа по внеурочной деятельности
Тема: " Маленький мастер"
Раздел: начальное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 11»
УТВЕРЖДЕНО СОГЛАСОВАНО
Директор МАОУ «СОШ №11» Зам. директора по УВР
Сук Т А._________________ Леонова О. Н._________
«___» ____________2012г. «___» ____________2012г.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО
ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ
НАПРАВЛЕНИЮ
Декоративно
-
прикладное
искусство
«
Маленький
мастер
»
Составитель:
Соловьёва Е.В., учитель начальных
классов МАОУ «СОШ № 11»
Пояснительная записка
Актуальность
Декоративное
творчество
является
составной
частью
художественно-
эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с
другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных
образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических
знаний
и
художественного
опыта
у
учащихся
складывается
отношение
к
собственной художественной деятельности.
Декоративное творчество способствует изменению отношения
ребенка к
процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является
базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Программа по
внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного стандарта начального общего образования.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия
для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама
внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к
их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в
обучении.
Цель программы:
-воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы
в области разных видов декоративно – прикладного искусства;
-формирование
у
учащихся
устойчивых
систематических
потребностей
к
саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания
искусства, истории, культуры, традиций.
Задачи:
-расширить
представления
о
многообразии
видов
декоративно
–
прикладного
искусства;
-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе
с декоративно – прикладным искусством;
-вооружить
детей
знаниями
в
изучаемой
области,
выработать
необходимые
практические умения и навыки;
-учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.
- приобщать школьников к народному искусству;
-реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников,
развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
-воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
-помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Содержание программы внеурочной деятельности соотносится целям и задачам
основной образовательной программы МАОУ « СОШ № 11».
Содержание программы «Маленький мастер» является продолжением
изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии,
истории) в освоении различных видов и техник искусства. В программу включены
следующие направления декоративно – прикладного творчества: пластилинография,
бумагопластика, изготовление кукол, которые не разработаны для более глубокого
изучения
в
предметных
областях.
Большое
внимание
уделяется
творческим
заданиям,
в
ходе
выполнения
которых
у
детей
формируется
творческая
и
познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают
вопросы композиции, цветоведения.
Педагогические принципы:
- принцип природосообразности, один из самых старых педагогических прин-
ципов:
в
процессе
обучения
следует
опираться
на
возраст
и
потенциальные
возможности
учащихся,
зоны
их
ближайшего
развития;
следует,
направлять
обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся;
- принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогический
процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип
ставит
педагога
и
ученика
на
одну
ступень
-
ученик
заслуживает
такого
же
уважения, как и педагог;
- принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи
всех компонентов педагогического процесса;
- принцип культуросообразности - заключается в использовании в воспитании
тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде;
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в
жизни;
-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
-обучению
практическим
навыкам
художественно
–
творческой
деятельности,
пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению
обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных
средств;
-созданию
творческой
атмосферы
в
группе
воспитанников
на
основе
взаимопонимания коллективной работы;
-знакомству
с
историей
пластилина,
бумагопластики,
и
изготовления
кукол,
народными традициями в данных областях.
Программа
строится
на
основе
знаний
возрастных,
психолого–
педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.
Программа «Маленький мастер» разработана на четыре года в объёме 135
часов ( из расчёта 1 час в неделю) : 1 кл. – 33 ч., 2-4 кл. – 34 ч.занятий с детьми
младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на
занятиях во внеурочной деятельности.
Основной
формой
работы
являются
учебные
занятия.
На
занятиях
предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
o
индивидуальная,
o
фронтальная,
o
коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность
обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного
материала
(с
использованием
компьютерных
технологий).
Изложение
учебного
материала
имеет
эмоционально
–
логическую
последовательность,
которая
неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ,
качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности
при
работе
с
техническими
средствами,
которые
разнообразят
деятельность
и
повышают интерес детей.
Планируемые результаты
Освоение детьми программы
внеурочной деятельности по общекультурному
направлению декоративно – прикладное искусство «Маленький мастер» направлено
на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение
выпускниками
начальной
школы
следующих
личностных,
метапредметных
и
предметных результатов.
Личностные результаты
- учебно – познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству, как
одному из видов изобразительного искусства;
-
чувство
прекрасного
и
эстетические
чувства
на
основе
знакомства
с
мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических
творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
-
заложены
основы
социально
ценных
личностных
и
нравственных
качеств:
трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность,
любознательность,
потребность
помогать
другим,
уважение
к
чужому
труду
и
результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-
творческой
деятельности,
осуществлять
самореализацию
и
самоопределение
личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему
общечеловеческих ценностей.
Метапредметные рузультаты
Регулятивные
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности
для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о
цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои
действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов
посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять
констатирующий
и
предвосхищающий
контроль
по
результату
и
способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
- пользоваться средствами выразительности языка
декоративно – прикладного
искусства, художественного конструирования ;
-
моделировать
новые
формы,
различные
ситуации,
путем
трансформации
известного
создавать
новые
образы
средствами
декоративно
–
прикладного
творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой
информации;
-отбирать
и
выстраивать
оптимальную
технологическую
последовательность
реализации собственного или предложенного замысла;
Познавательные
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их
место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном
творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств,
материалов и
техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
-
развивать
художественный
вкус
как
способность
чувствовать
и
воспринимать
многообразие видов и жанров искусства;
-
художественно
–
образному,
эстетическому
типу
мышления,
формированию
целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку
зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно –
прикладного искусства;
Младшие школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
-
понимать
культурно
–
историческую
ценность
традиций,
отраженных
в
предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно –
творческой деятельности в целом.
Коммуникативные
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
-сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить
свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции
других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать
вопросы,
необходимые
для
организации
собственной
деятельности
и
сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся
должны
быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность,
трудолюбие, целеустремленность.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит
через
участие
их
в
выставках,
конкурсах,
массовых
мероприятиях,
создании
портофолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки :
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогом изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся,
организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения
итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его
усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов
исполнительской
деятельности,
продукты
собственного
творчества,
материала
самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Предметные результаты
-уважать и ценить искусство и художественно-творческую деятельность человека;
-понимать образную сущность искусства;
-сочувствовать
событиям
и
персонажам,
воспроизведенным
в
произведениях
пластических
искусств,
их
чувствам
и
идеям;
эмоционально-ценностному
отношению
к
природе,
человеку
и
обществу
и
его
передачи
средствами
художественного языка;
-выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства;
-создавать
элементарные
композиции
на
заданную
тему
на
плоскости
и
в
пространстве;
-создавать
графическими
и
живописными
средствами
выразительные
образы
природы, человека, животного.
Учащиеся должны знать:
- пластилин, виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и
приспособления,
применяемые
при
работе
с
пластилином.
Разнообразие
техник работ с пластилином;
- особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в
природе и в рисунке;
- историю возникновения
и развития бумагопластики,
сведения о материалах,
инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой
бумаги, способы декоративного оформления готовых работ;
-общие
понятия
построения
объемно-пространственной
композиции.
Понятия:
масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Технология создания панно. Перенесение
рисунка на прозрачную основу;
-понятие
«аппликация»,
виды
аппликации,
исторический
экскурс.
Цветовое
и
композиционное решение;
-историю возникновения
и развития бумагопластики, историю возникновения
бумаги,
сведения
о
материалах,
инструментах
и
приспособлениях,
о
технике
создания работ с использованием мятой бумаги;
-
виды
бумаги,
ее
свойства
и
применение.
Материалы
и
приспособления,
применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой;
-общие
понятия
построения
объемно-пространственной
композиции,
понятия:
масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия;
- традиционные виды аппликации из пряжи, технология создания силуэтной куклы;
- историю русского народного костюма;
-сувенир, виды и назначение сувениров;
Учащиеся должны уметь:
-передавать
в
собственной
художественно-творческой
деятельности
специфику
стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом
местных условий);
-наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы
предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для
создания выразительных образов;
-моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы;
-пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры,
декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования;
-понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и
учиться у мастеров прошлого; осознавать, что в народном быту вещи имели не
только
практический
смысл,
но
еще
и
магическое
значение,
а
потому
изготавливались строго по правилам;
-учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного
искусства
– называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;
-
выполнять
приемы
разметки
деталей
и
простых
изделий
с
помощью
приспособлений (шаблон, трафарет);
-
выполнять
приемы
удобной
и
безопасной
работы
ручными
инструментами:
ножницы, игла, канцелярский нож;
-
выполнять
графические
построения
(разметку)
с
помощью
чертёжных
инструментов: линейка, угольник, циркуль;
- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей
наблюдать и описывать свойства используемых материалов;
-
подбирать
материалы
в
зависимости
от
назначения
и
конструктивных
особенностей изделия;
- сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях,
творческих работах;
-добывать необходимую информацию (устную и графическую).
- анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;
- определять основные конструктивные особенности изделий;
–
подбирать
оптимальные
технологические
способы
изготовления
деталей
и
изделия в целом
- соблюдать общие требования дизайна изделий;
-планировать
предстоящую
практическую
деятельность,
о суще ствлять
самоконтроль.
Основные формы и методы работы.
Для
достижения
поставленных
целей
предусматривается
отбор
основных
форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие
формы
и
методы
обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-
иллюстративный
(объяснение
сопровождается
демонстрацией
наглядного
материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с
детьми ищет пути её решения); частично- поисковый; практический.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и
коллективные формы работы.
Тематическое планирование
1
класс
№
п/п
Темы
Количество
часов
Оригами – 6 часов
1
Знакомство
с
видами
бумаги. Т.Б.
с
инструментами.
1
2
Правила складывания бумаги.
1
3
Самолёт. Кораблик.
1
4
Кошка.
1
5
Собачка.
1
6
Тюльпан.
1
Аппликация из бумаги – 6 часов
8
О с в о е н и е
п р и ё м о в
о б р ы в н о й
аппликации. Ваза.
2
9
Обрывная аппликация. Снеговик.
2
1
0
Освоение техники объёмной аппликации.
Коровка.
2
Лепка из пластилина – 6 часов
11
Лисичка.
1
1
2
Зайчик.
1
1
3
Рисунок на пластилине. Кошка.
2
1
4
Рисунок
на
пластилине
в
цвете.
Аквариум.
2
Работа с тканью и нитками – 4 часа.
1
5
Аппликация из ткани. Вырезной цветок.
2
1
6
Брелок из ниток.
2
Объёмная аппликация и моделирование – 4 часа
17
Игрушка на ёлку из бумажных полосок.
2
18
Барашек на лугу. Панно.
2
Работа с бросовым материалом – 6 часов
1
9
Лягушка из спичечных коробков
2
2
0
Аппликация из перьев. «Лебедь».
2
2
1
Аппликация из ватных шариков. Снеговик
2
Организация и обсуждение выставки
детских работ – 1 час
1
Итого:
33
2 класс
№
п
/п
Темы
Коли
чество
часов
Оригами - 6 часов
1
1
Кошка в окошке
2
2
2
Попугай в клетке
2
3
3
Сказочная птица
2
Аппликация из бумаги – 6 часов
4
4
Обрывная аппликация. Собачка.
2
5
5
Объёмная аппликация. «Я парикмахер.»
2
6
6
Птичка
2
Лепка из пластилина -5 часов
7
7
Расписной пластилин. Осеннее дерево.
1
8
8
Мозаика из шариков. Птичка.
2
9
9
Барельеф. Орёл.
2
Работа с тканью и нитками – 4 часа
1
10
Портрет. Оля.
2
1
11
Портрет. Коля.
2
Объёмная аппликация и моделирование – 4 часа
1
12
Панно из бумажных полосок. Зайчик.
2
1
13
Подвесная игрушка. Рыбка.
2
Работа с бросовым материалом – 8 часов
1
14
Аппликация из перьев. Собачка.
2
1
15
Аппликация из ваты. Верба.
2
1
16
Паровозик из спичечных коробков.
2
1
17
Ваза из пластиковой бутылки.
2
Организация выставки детских работ -1 час
Итого:
34
3 класс
Оригами – 6 часов
1
1
Рыбки в аквариуме.
2
2
2
Панно. Бабочки на лугу.
2
3
3
Панно. Лиса с лисятами.
2
Аппликация из бумаги – 6 часов
4
4
Мозаика из гофрированной бумаги. Филин.
2
5
5
Объёмная аппликация .Петушок.
2
6
6
Прорезная аппликация. Панда.
2
Лепка из пластилина – 5 часов
7
7
Пластилиновая живопись. Русалочка.
2
8
8
Расписной пластилин.( раскатывание)Барыня.
3
Работа с тканью и нитками – 4 часа
9
9
Аппликация
из
цельных
нитей.
Снежинка.
Одуванчик
2
1
10
Хижина.
2
Объёмная аппликация и моделирование – 4часа
1
11
Аппликация . Берёзки.
2
1
12
Васильковое поле из карандашных стружек.
2
Работа с бросовым материалом – 8 часов
1
13
Мозаика из поролона. Ягода – малина.
2
1
14
Работа с поролоном. Ёжик.
2
1
15
Аппликация из ваты. Собачка.
2
1
16
Осьминог из пластиковой бутылки.
2
Организация выставки детских работ – 1 час
Итого:
34
4 класс.
Оригами – 6 часов
1
1
Панно « Зоопарк».
2
2
2
Панно «Лиса и заяц».
2
3
3
Панно «Караван в пустыне».
2
Аппликация из бумаги - 6 часов
4
4
Объёмная аппликация. Лебеди.
2
5
5
Аппликация из геометрических фигур .Бабушка
2
6
6
Аппликация . Берёзовая роща.
2
Лепка из пластилина -5 часов
7
7
Способ резания. Курочка.
1
8
8
Черепаха.
2
9
9
Малахитовая шкатулка.
2
Работа с тканью и нитками – 4 часа
1
10
Аппликация из скрученных ниток. Улитка.
2
1
11
Аппликация из жатой ткани. Грибы.
2
Объёмная аппликация и моделирование – 4 часа
1
12
Аппликация из газетных комков Барашек
2
1
13
Аппликация из гофрированной бумаги. Домик.
2
Работа с бросовым материалом -8 часов
1
14
Работа с поролоном. Поросёнок.
2
1
15
Кит из яичной скорлупы.
2
1
16
Работа с поролоном .Клоун.
2
1
17
Привидение из пластиковой бутылки.
2
Организация выставки детских работ -1 час
Итого:
34
Содержание программы «Декоративное творчество»
Первый год обучения (33 ч.)
Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в
приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техники работы с
материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, проволока и т.д.),
знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства,
изготовление простейших декоративно – художественных изделий, дети учатся
организации своего рабочего места.
Раздел 1 «Оригами» -6ч.
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и
оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.
1.Вводное занятие: «Техника безопасности . Знакомство с видами бумаги»
Знакомство
с
материалами
и
инструментами.
Правила
безопасности
при
работе с инструментами. Знакомство с различными видами бумаги.
2. Правила складывания бумаги.
Теория. Как делать квадрат из прямоугольника. Делим квадрат на части.
Практическая часть. Показать приемы складывания бумаги.
3. Самолёт. Кораблик.
Практическая
часть.
Изготовление
объёмных
работ
«Кораблик»,
«
Самолёт»,
путём складывания из бумаги.
4. «Кошка».
Практическая часть. Изготовление объёмной работы «Кошка», путём складывания
из бумаги.
5.« Собачка»
Практическая
часть.
Изготовление
объёмной
работы
«Собачка»,
путём
складывания из бумаги.
6. «Тюльпан».
Практическая
часть.
Изготовление
объёмной
работы
«Тюльпан»,
путём
складывания из бумаги.
Раздел 2 «Аппликация из бумаги» -6 часов
1.Знакомство с обрывной аппликацией. Аппликация «Ваза» -2 часа.
Теория Понятие обрывная аппликация .
Практическая часть. Работа в технике мозаики, выкладывание вазы на плоскости.
2.Обрывная аппликация «Снеговик» - 2 часа.
Практическая
часть.
Работа
в
технике
мозаики,
выкладывание
снеговика
на
плоскости.
3. Объёмная аппликация «Корова» - 2 часа.
Теория Знакомство с техникой объёмной аппликации.
Практическая часть. Выполнение объёмной аппликации «Корова».
Раздел
3
Лепка
из
пластилина
-6
ч
.
1. «Лисичка» 1 ч.
Теория : Создание объёмной работы из пластилина, алгоритм выполнения работы.
Практическая часть: Поэтапное выполнение работы «Лисичка».
2.«Зайчик» 1 ч.
Практическая часть: Поэтапное выполнение работы «Зайчик».
3. Рисунок на пластилине «Кошка» 2 ч.
Теория
Освоение приемов работы с пластилином путём намазывания на картон.
Практическая часть. Изготовление панно из пластилина «Кошка»
4. Рисунок на пластилине «Аквариум» 2 ч.
Практическая часть. Изготовление панно из пластилина в цвете «Аквариум»
Раздел
4
Работа
с
тканью
и
нитками
– 4
ч
.
1.Аппликация из ткани «Вырезной цветок» 2 ч.
Теория Знакомство с видами ткани. Технология изготовления тканей.
Практическая часть : Вырезание цветка по контуру из лоскута ткани и наклеивание
его на картон.
2.Брелок из ниток 2ч.
Теория: Знакомство с различными видами нитей, их предназначение в быту
Практическая часть. Изготовление брелока из пряжи.
Раздел
5
Объёмная
аппликация
и
моделирование
– 4
ч
.
1. Игрушка на ёлку из бумажных полосок 2ч.
Практическая
часть.
Освоение
способов
выполнения
игрушки
из
бумажных
полосок.
2. Барашек на лугу. Панно. 2ч.
Практическая часть. Освоение способов объёмной аппликации «Спираль».
Раздел
6
Работа
с
бросовым
материалом
6
ч
.
1.
Лягушка
из
спичечных
коробок
2
ч
.
Практическая часть. Изготовление лягушки из спичечных коробок.
2. Аппликация из перьев «Лебедь» 2 ч.
Практическая часть. Изготовление лебедя из перьев.
3. Аппликация из ватных шариков «Снеговик» 2ч.
Практическая
часть.
Изготовление
ватных
шариков
и
изготовление
из
них
аппликации «Снеговик».
Итоговое занятие . 1ч.
Организация выставки и обсуждение детских работ.
Второй год обучения (34ч.)
Второй год обучения направлен на использование обучающимися приобретенных
умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделия,
работая по: эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям.
Раздел 1 Оригами 6 ч.
1.Кошка в окошке – 2 ч.
Практическая часть: Изготовление отдельных элементов композиции и соединение
их в единое панно.
2.Попугай в клетке - 2 ч.
Практическая часть: Изготовление отдельных элементов композиции и соединение
их в единое панно.
3.Сказочная птица – 2 ч.
Практическая часть: Изготовление отдельных элементов композиции и соединение
их в единое панно.
Раздел 2 Аппликация из бумаги 6 ч.
1.Обрывная аппликация. Собачка.- 2 ч.
Практическая часть: Развитие навыков работы в мозаичной технике.
2.Объёмная аппликация. Я парикмахер. – 2 ч.
Практическая часть: Совершенствование приёмов работы с бумагой: складывания,
закручивания. Изготовление объёмного портрета.
3.Птичка – 2 ч.
Практическая часть: Изготовление отдельных элементов и создание композиции.
Раздел 3 Лепка из пластилина 5 ч.
1.Осеннее дерево -1 ч.
Практическая часть: Выполнение работы в технике « Расписной пластилин»
2.Мозаика из шариков. Птичка- 2 ч.
Практическая часть: Освоение способов выполнения работы из пластилиновых
шариков.
3.Барельеф. Орёл – 2 ч.
Практическая
часть:
Совершенствование
приёмов
работы
с
пластилином
Выполнение работы в технике «Барельеф».
Раздел 4 Работа с тканью и нитками 4 ч.
1.Портрет Оля- 2 ч.
Практическая часть: Изготовление из ниток и ткани на картоне портрет девочки.
2.Портрет Коля – 2 ч.
Практическая часть: Изготовление из ниток и ткани на картоне портрет мальчика.
Раздел 5 Объёмная аппликация и моделирование 4 ч.
1.Панно из бумажных полосок. Зайчик – 2 ч.
Практическая
часть:
Освоение
техники
«скручивание
бумаги»
.Выполнение
работы.
2.Подвесная игрушка. Рыбка – 2 ч.
Практическая
часть:
Освоение
способов
выполнения
объёмной
аппликации:
спираль.
Раздел 6 Работа с бросовым материалом 8 ч.
1.Аппликация из перьев. Собачка – 2 ч.
Практическая часть: Совершенствование приёмов работы с перьями и бумагой,
навыков самостоятельного творческого труда.
2.Аппликация из ваты. Верба – 2 ч.
Практическая часть: Освоение техники накручивания ваты. Выполнение работы.
3.Паровозик из спичечных коробков – 2 ч.
Практическая
часть:
Выполнение
разметок
на
бумаге
с
помощью
линейки,
изготовление работы.
4. Ваза из пластиковой бутылки – 2 ч.
Теория: Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами, шилом.
Практическая часть: Выполнение работы.
Итоговое занятие 1 ч.
Организация выставки детских работ.
Третий год обучения (34ч.)
На
третий
год
обучения,
учащиеся
закрепляют
свои
умения
на
основе
полученных
представлений
о
многообразии
материалов,
их
видах,
свойствах,
происхождении подбирать доступные в обработке материалы и технологические
приемы для изделий в соответствии с поставленной задачей.
Раздел 1 Оригами 6 ч.
1.Рыбки в аквариуме- 2 ч.
Практическая часть: Изготовление отдельных элементов и складывание из них
общей композиции.
2.Панно. Бабочки на лугу- 2 ч.
Практическая часть: Выполнение работы из отдельных элементов.
3.Панно. Лиса с лисятами – 2 ч.
Практическая часть: Выполнение работы из отдельных элементов.
Раздел 2 Аппликация из бумаги 6 ч.
1.Мозаика. Филин- 2 ч.
Практическая часть: Освоение приёмов изготовления мозаики из гофрированной
бумаги.
2.Объёмная аппликация, Петушок- 2 ч.
Практическая часть: Выполнение работы по образцу.
3.Прорезная аппликация. Панда- 2 ч.
Практическая часть: Совершенствование приёмов работы с бумагой. Изготовление
работы по выкройкам.
Раздел 3 Лепка из пластилина 5 ч.
1.Пластилиновая живопись. Русалочка – 2 ч.
Практическая часть: Изготовление портрета русалочки из пластилина на картоне.
2.Расписной пластилин. Барыня – 3 ч.
Практическая
часть:
Совершенствование
приёмов
работы
с
пластилином.
Знакомство с техникой « раскатывание». Выполнение работы.
Раздел 4 Работа с тканью и нитками 4 ч.
1.Аппликация из цельных нитей. Снежинка. Одуванчик – 2 ч.
Практическая часть: Изготовление работы по образцу.
2.Хижина – 2 ч.
Практическая часть: Изготовление работы по алгоритму.
Раздел 5 Объёмная аппликация и моделирование 4 ч.
1.Аппликация. Берёзки -2 ч.
Практическая часть: Совершенствование приёмов работы с бумагой: трубочки,
спираль, сминание.
2.Васильковое поле – 2 ч.
Практическая
часть:
Выполнение
работы
в
новой
технике
с
использованием
карандашных стружек.
Раздел 6 Работа с бросовым материалом 8 ч.
1.Мозаика из поролона. Ягода – малина – 2 ч.
Практическая часть: Выполнение работы в новой технике по образцу.
2.Работа с поролоном. Ёжик – 2 ч.
Практическая часть: Выполнение работы по образцу.
3.Аппликация из ваты. Собачка – 2 ч.
Практическая часть: Выполнение работы по образцу.
4.Осьминог из пластиковой бутылки – 2 ч.
Практическая часть: Выполнение работы по алгоритму.
Итоговое занятие 1 ч.
Организация выставки детских работ.
Четвёртый год обучения (34ч.)
Четвертый
год направлен
на обучение учащихся проектной деятельности:
разрабатывать
замысел, искать пути его реализации, воплощать его в изделии,
демонстрировать как в собственной творческой деятельности, так и в работе малыми
группами.
Раздел 1 Оригами 6 ч.
1.Панно . Зоопарк – 2 ч.
Практическая часть: Изготовление элементов панно, составление композиции.
2.Панно. Лиса и заяц – 2 ч.
Практическая
часть:
Индивидуальная
работа
по
изготовлению
элементов,
работа в группах по составлению панно.
3.Панно. Караван в пустыне – 2 ч.
Практическая часть: Изготовление отдельных элементов композиции и соединение
их в единое панно. Работа в группах.
Раздел 2 Аппликация из бумаги 6 ч.
1.Объёмная аппликация. Лебеди – 2 ч.
Практическая часть: Совершенствование приёмов работы с бумагой: складывание,
закручивание, сгибание.
2.Аппликация из геометрических фигур. Бабушка – 2 ч.
Практическая часть: Изготовление из геометрических фигур портрет бабушки.
3.Аппликация. Берёзовая роща – 2 ч.
Практическая часть: Совершенствование навыков работы с бумагой и картоном.
Выполнение работы по образцу.
Раздел 3 Лепка из пластилина 5 ч.
1.Способ резания. Курочка – 1 ч.
Практическая
часть:
Совершенствование
техники
работы
с
пластилином
( способ резания). Изготовление работы по алгоритму.
2.Черепаха – 2ч.
Практическая часть: Выполнение работы по алгоритму.
3.Малахитовая шкатулка – 2 ч.
Практическая часть: Изготовление шкатулки в технике « резание».
Раздел 4 Работа с тканью и нитками 4 ч.
1.Аппликация из скрученных ниток. Улитка – 2 ч.
Практическая часть: Выполнение работы по образцу.
2.Аппликация из жатой ткани. Грибы -2.
Практическая часть: Освоение техники « жатка». Изготовление аппликации.
Раздел 5 Объёмная аппликация и моделирование 4 ч.
1.Аппликация из газетных комков. Барашек – 2 ч.
Практическая часть: Совершенствование работы с бумагой. Выполнение работы.
2.Аппликация из гофрированной бумаги. Домик – 2 ч.
Практическая
часть:
Освоение
приёмов
изготовления
аппликации
из
гофрированной бумаги.
Раздел 6 Работа с бросовым материалом 8 ч.
1.Работа с поролоном. Поросёнок – 2 ч.
Практическая часть: Выполнение работы по алгоритму.
2.Кит из яичной скорлупы 2 ч.
Практическая часть: Выполнение работы по образцу.
3.Работа с поролоном. Клоун – 2 ч.
Практическая часть: Выполнение работы по образцу или по замыслу.
4.Привидение из пластиковых бутылок – 2 ч.
Теория: Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами, шилом.
Практическая часть: Выполнение работы по алгоритму.
Итоговое занятие 1 ч.
Организация выставки детских работ.
Список литературы
Основная литература:
Григорьев,
Е.
И.
«Современные
технологии
социально
-
культурной
деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004
Иванченко
В.
Н.
Занятия
в
системе
дополнительного
образования
детей.
Учебно
–
методическое
пособие
для
руководителей
ОУДОД,
методистов,
педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию
детей,
руководителей
образовательных
учреждений,
учителей,
студентов
педагогических
учебных
заведений,
слушателей
ИПК.
Ростов
н/Д:
Из-во
«Учитель», 2007. -288с.
Программа
педагога
дополнительного
образования:
От
разработки
до
реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. –
(Методика).
Дополнительная литература:
Астраханцева,
С.
В.
Методические
основы
преподавания
декоративно
–
прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева,
В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. –
Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж:
НПО «Модек», 1997.
Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия /
И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.
Каргина,
З.
А.
Технология
разработки
образовательной
программы
дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. -
№ 5. – С. 11-15.
Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для
руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд.,
дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система
заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.;
под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
– 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач.
классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
Примерные
программы
внеурочной
деятельности.
Начальное
и
основное
образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В.
А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2.
– 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] /
Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей:
Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Б. В. Куприянов, Е. А. салина, Н. Г.
Крылова, О. В. Миновская; Под ред. А. В. Мудрика. – М. : Издательский центр
«Академия», 2004. – 240с.
Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для
проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.
Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А.
Б.
Фомина
//
Дополнительное
образование.
–
2004.
-
№7.
–
С.9-14
Список литературы для детей
Основная литература:
Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс,
2006. – 48с. – (Город мастеров).
Дополнительная литература:
Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова.
Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2006. – 224с., ил. –
(Серия: «Бабушкин сундучок»).
Пластилинография.
«Душа России»