Авторы: Булавчук Валентина Романовна, Евдокимова Лариса Леонтьевна
Должность: учитель информатики, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Войсковицкая СОШ №2"
Населённый пункт: п.Новый Учхоз пл.Усова д.28, Ленинградская обл.
Наименование материала: технологическая карта интегрированного урока
Тема: "Использование алгоритмов для решения геометрических задач"
Раздел: начальное образование
Урок комплексного применения знаний и умений (интегрированный)
(Математика+информатика) 3 класс
Тип урока: Урок решения практических, проектных задач
Тема: «Использование алгоритмов для решения геометрических задач»
Цели: Закрепить представление о геометрических фигурах, нахождении их площади;
использование алгоритмов для вычисления площади прямоугольника.
Предметные результаты по
математике:
Знать формулы площади и периметра прямоугольника, уметь использовать их при решении
задач.
Предметные результаты по
информатике:
Уметь использовать алгоритм для решения математических задач.
Метапредметные
результаты:
Уметь:
-
самостоятельно
планировать
пути
достижения
целей, осознанно
выбирать
наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи,
собственные
возможности
её
решения;
- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
-
организовывать
учебное
сотрудничество
и
совместную
деятельность
с
учителем
и
сверстниками; - работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты
на
основе
согласования
позиций
и
учёта
интересов;
формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение.
Задачи:
Образовательная: Совершенствовать умения самостоятельно решать задачи на нахождение площади квадрата и
прямоугольника.
Развивающая: Развивать навыки устного и письменного счёта; формировать умение решать задачи на нахождение площади
фигур, состоящих из нескольких прямоугольников; способствовать развитию математической речи учащихся, умение
логически мыслить и рассуждать.
Воспитательная: воспитывать аккуратность, самостоятельность, чувства взаимопомощи и товарищества, умение работать в
коллективе, вести диалог в паре и умение слушать ответы друг друга .
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация; доска, геометрические фигуры, разноцветные
листья деревьев ,Лаб Диски ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ.
План урока.
1.Организационный этап. (2 мин)
2.
Актуализация знаний. (10 мин)
3.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (2 мин)
4.
Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные) (10 мин)
5.
Применение знаний в новой ситуации (проблемные задания) (15 мин)
6.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (3 мин)
7.
Рефлексия (подведение итогов занятия) (3 мин)
№ п/п
Этапы
учебного
занятия
Содержание этапа
Задачи этапа
М е т о д ы
и
формы
обучения
I.
Организацио
нный
момент.
«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно
поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете,
если будете постоянно работать над собой, ставить новые
цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо)
Садитесь, пожалуйста.
Создание
эмоционального
настроя.
Введение
в
работу.
Психологический
тренинг
II.
Актуализаци
я
з н а н и й .
Применение
теоретически
х
положений
в
условиях
выполнения
упражнений.
1. Найти закономерность и продолжи ряд чисел (слайд 1)
3, 6, 12, …, ….
2. На какие группы можно разделить эти числа?
(однозначные и двузначные)
Представьте двузначные числа в виде суммы разрядных
слагаемых. (слайд 2)
12=10+2
24=20+4
48=40+8
3. Возьмем число 24. Произведение каких двух чисел
равняется этому числу?
4. с.42 №2 (устно)
Найти тройки чисел, из которых нельзя составить верные
равенства.
5. Перед вами геометрические фигуры: назовите их (квадрат,
прямоугольник, параллелепипед, кубик, цилиндр.
Сгруппируйте их (плоские и объемные) (слайд 3)
Площадь каких фигур мы можем найти?
Какие единицы измерения площади вы знаете? (кв.см, кв.дм,
кв.м)
Что нужно сделать, чтобы найти площадь? Давайте составим
Самостоятельная
работа в группах.
план нахождения площади прямоугольника.
(1)Измерить длину
2) измерить ширину
3) умножить длину на ширину) (слайд 4)
С точки зрения информатики как называется план действия,
который приводит к конечному результату? (алгоритм)
Какие бывают алгоритмы?
Чтобы получить алгоритм, какие команды надо добавить?
(начало и конец) (слайд 4)
4)
Сейчас составим алгоритм
Работа в тетради с. ___ Задание____ «Отправь письмо»
III.
Создание
проблемной
ситуации
и
п о и с к
решения
проблемной
ситуации
5 ) Напишем графический диктант
8 клеток влево
14 клеток вниз
8 клеток вправо
4 вверх
4 влево
4 вверх
4 вправо
4 вверх
Посмотрите на фигуру, которая получилась.
Сколько углов в этой фигуре?
Назовите фигуру (восьмиугольник)
Площадь восьмиугольной фигуры вы умеете находить?
Можно использовать составленный нами алгоритм для
нахождения площади этой фигуры?(нет)
Получается, что мы не можем найти площадь этой фигуры?
(….)
Подвести к названию
темы.
П о с т а н о в ка
т е м ы
урока.
Сделать вывод
Метод сравнения
Анализ
предложения
Подводящий диалог
Словесный
метод
обучения
IV
Постановка
цели и задач
урока.
Мотивация
учебной
деятельност
и учащихся.
Сегодня мы найдем площадь этой фигуры, используя знания,
полученные на уроках информатики.
П о с т а н о в ка
т е м ы
урока.
VI.
Первичное
закрепление
в знакомой
ситуации
(типовые) в
изменённой
ситуации
(конструкти
вные)
Рассмотрите внимательно фигуру. Что нужно сделать с этой
фигурой, чтобы найти площадь? (разделить на
прямоугольники) (Слайд 5)
Возьмите линейки и разделите на удобные для нахождения
площади фигуры. (сам. раб.)
Рассмотрим варианты деления фигуры. (выходят к доске и
делят) (Слайд 6)
Площадь каждой полученной фигуры найти можем? А
площадь всей фигуры?
Составим алгоритм в виде блок-схемы. (слайд 7)
1)Начало
2)Измерить длину
3) измерить ширину
4) умножить длину на ширину
5)Найдены площади всех фигур?
6)Если да, то сложи площади
полученных фигур.
Если нет, то вернись к команде 2)
7) Конец
Площадь фигуры найдена и равна 22 кв.см
Составление
алгоритма
по
блок-
схеме
Фронтальная
работа.
VII.
Применение
з н а н и й
в
новой
ситуации
(проблемные
задания
)
1)
Нахождение площади по алгоритму. с.42 №6.
Сегодня мы находили площадь фигур. Эти знания пригодятся
вам в дальнейшей жизни. В этом классе вы учитесь 3 года. А
площадь
класса
нам
известна?
Измерение
и
вычисление
площади класса
Обобщение
изучаемого
на
уроке
материала и введение
его
в
систему
ранее
усвоенных знаний.
Самостоятельная
групповая работа
Р а б о т а
с
естественно-
научной
лабораторией
(ЛабДиск) работа в
группах
Информация
о домашнем
задании,
инструктаж
по его
выполнению
Начертить свою фигуру и найти ее площадь по
составленному алгоритму.
Некоторые ребята получат задание индивидуально (рисунок
фигуры и алгоритм)
Индивидуальное
задание
VIII.
Рефлексия
(подведение
итогов
занятия)
Оцените свою работу на уроке. Сегодня каждый из вас
трудился в меру своих возможностей. Оцените свою работу
на уроке.
Если вы считаете, что вам все понятно и сами смогли
справиться с заданиями, то на дереве будет ваш зеленый
листочек.
Если иногда возникали трудности, то ваш листочек желтого
цвета.
Если считаете, что не сможете самостоятельно выполнить
работу, то ваш листик будет красным.
П р и к р е п л е н и е
н а
дерево
листьев
трех
цветов
Индивидуальная
работа