Напоминание

"О ходе подготовки к ОГЭ по русскому языку в свете новых КИМ для ГИА-2020"


Автор: Левченко Елена Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 5
Населённый пункт: станицы Бриньковской Прморско-Ахтарского района Краснодарского края
Наименование материала: статья
Тема: "О ходе подготовки к ОГЭ по русскому языку в свете новых КИМ для ГИА-2020"
Раздел: среднее образование





Назад




Левченко Е.А.

Обобщение опыта. 2019 – 2020 уч.г.

О ходе подготовки к ОГЭ по русскому языку в

свете новых КИМ для

ГИА-2020.

Итоговая

аттестация

первая

по-настоящему

серьезная

проверка

эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя.

Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от

того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.

В

настоящее

время

педагогическое

сообщество

накопило

определенный

опыт

проведения

и

подготовки

к

ОГЭ.

Процесс

этот

трудоёмкий. Для успешной сдачи экзамена по русскому языку недостаточно

грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена.

Подготовка

к

сдаче

ОГЭ

должна

обязательно

отличаться

от

традиционного

повторения

школьной

программы

по

русскому

языку

и

должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на

специфическую систему проверки.

Приступая к процессу подготовки школьников к ОГЭ по русскому языку,

учитель прогнозирует

результат, учитывая индивидуальные способности

каждого ученика. Результаты ОГЭ зависят не только от интеллектуальных

способностей, но и от личностного развития: уровня притязаний, желания

познавать

новое,

мотивации,

ценностной

ориентации,

способности

к

самообразованию и т. д. У каждого учителя вырабатывается своя система

работы по подготовке учащихся к ОГЭ.

Изменения ГИА -9 в 2020 г.:

Экзаменационная работа по русскому языку в 9-м классе (ОГЭ) в

2020 году претерпела существенные изменения, хотя её структура в

целом осталась прежней.

Экзаменационная работа состоит из трёх частей:

1)

часть 1 (задание 1) – написание сжатого изложения;

2)

часть 2 (задания 2 – 8) – выполнение заданий, в том числе и на

основе печатного текста.

3)

Часть 3 (задания 9.1 – 9.3) – написание небольшого по объёму

сочинения – рассуждения на альтернативную тему.

Изменилась жанровая специфика текстов для изложении:

появились путевые заметки, рецензии, дневники, письма.

В ОГЭ по русскому языку количество заданий уменьшилось с 15 до

9, также изменен первичный балл за выполнение работы (с 39 до 33).

Если школьник набрал меньше 15 первичных баллов, результат будет

неудовлетворительным.

В систему моей работы по подготовке учащихся 9-а класса к ОГЭ и

ГВЭ по русскому языку входят:

1.

Организация

информационной

работы с

родителями

учащихся по подготовке к ОГЭ и ГВЭ.

Важное условие обеспечения качества подготовки и проведения ОГЭ

- тесная связь с родителями. Поэтому все родители 9-а класса, как и

учащиеся, были ознакомлены со структурой и содержанием контрольно-

измерительных материалов, процедурой проведения экзамена, критериями

оценивания, ходом подготовки к ОГЭ и уровнем готовности каждого

девятиклассника.

В рамках информационной работы в кабинете 1.13 оформлен стенд,

отражающий общую информацию, связанную с ОГЭ по русскому языку

( инструкции по выполнению работы, рекомендации для выпускников,

список литературы и адреса сайтов). В отдельной папке в кабинете

содержатся КИМы - 2020 г.

Родители обучающихся 7 вида (ФИ…) были ознакомлены с

особенностями проведения ГВЭ и получили письменные методические

рекомендации.

2.

Создание методической базы.

Приобретаем силами родителей учебно-методические пособия ФИПИ и

пособия,

авторами

которых

являются

разработчики

контрольно-

измерительных материалов. Учебные пособия

структурированы

в

соответствии со спецификацией 2020 г. и снабжены ответами.

Все обучающиеся класса приобрели учебно-методическое пособие

под редакцией Н.А.Сениной «Русский язык. 9-й класс. Подготовка к

ОГЭ-2020» (по новой демоверсии 2020). Некоторые учащиеся занимаются

дополнительно и по другому пособию этого автора: «Русский язык.

ОГЭ-2020. Тематический тренинг». Для подготовки к выполнению 3

части экзамена используем на уроках и консультациях материалы книг

Г.Т. Егораевой «Русский язык. Сочинение - рассуждение», «Русский язык.

200 образцов сочинений на «отлично», Н.Ю. Калашниковой «ГИА.

Основной Государственный Экзамен. Сочинение – рассуждение. 9 класс.

Экзаменационные модели» (изд. «Учитель») и др.

Пособия

помогают

обучающимся понять, как переосмыслить предложенный фрагмент текста

и сформулировать тезис

сочинения – рассуждения,

отразив

в нём

смысловую

структуру

исходного

текста,

подобрать

материал

для

аргументации тезиса, ввести в текст сочинения – рассуждения примеры –

аргументы, используя различные средства передачи чужой речи, создать

текст с элементами толкования.

Также в работе использую учебно - тренировочный комплект из двух книг

под редакций С.И.Львовой:

«ОГЭ - 2020. Русский язык. Тренировочные

варианты. 9 класс», «ОГЭ - 2020. Русский язык. Сборник заданий. 9 класс».

Пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе,

самостоятельную

работу

дома,

осуществлять

дифференцированный

и

индивидуальный подход.

3. ИКТ в системе подготовки к ОГЭ.

Активно использую ИКТ

(цифровые образовательные ресурсы,

а

также Интернет - ресурсы),

которые эффективно помогают ученикам в

подготовке как к урокам, так и к

экзамену. Многие материалы для

составления тестов беру из открытой базы данных ФИПИ.

Учащимся и их родителям рекомендую прежде всего официальные

сайты ГИА-9, ФИПИ, «По уши в ГИА(ОГЭ) и ЕГЭ» и многие другие.

В

работе

использую

презентации,

интерактивные

тесты,

интерактивные таблицы.

4. Работа с текстом

Первым заданием ОГЭ по русскому языку является написание сжатого

изложения. Работу по формированию навыка компрессии текста я начинаю

уже

в

5

классе,

программой

предусмотрено написание подробного и

сжатого

изложения.

Очень

важно

обращать

внимание

на

определение

микротем текста (абзацное членение). Этот критерий проверки изложения

дает 2 балла, поэтому очень важно научить учащихся приемам компрессии

(сжатия).

На уроках и консультациях практикую прослушивание учащимися

текстов

изложений

из

открытого

банка

данных

ФИПИ.

Ребята

пересказывают тексты устно, разбивают их на абзацы, выделяют важную

информацию. Для работы над ошибками письменного изложения раздаю

ученикам напечатанные исходные тексты, в которых они зачеркивают

второстепенную информацию и оставляют важную. Сообща на этих же

листах

создаем

идеальный

вариант сжатого

изложения,

разбираем

пунктуационные и орфографические ошибки.

В пособии под редакцией Н.А.Сениной подробно описаны этапы

работы над сжатым изложением, даны образцы изложений, показаны

способы проверки. Поэтому все эти материалы изучаются и на уроках,

и на консультациях, и самостоятельно дома.

Ученики получили печатные шаблоны для написания изложений

(для сильных и слабых).

5.

Создание банка тестовых заданий.

Использую тестовые технологии на этапах изучения нового материала,

закрепления, систематизации, обобщения и проверки знаний.

Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора

ответов,

с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков,

на установление истинности или ложности, на понимание текста.

При работе с тестами по книге Н.А.Сениной в целях экономии

времени

тесты

решаем

в

самой

книге (чертим

схемы,

выделяем

обособленные члены и т.д). Поскольку пособие содержит ответы на

тестовые задания, мы разбираем, почему другие ответы ошибочные.

6.

Собственное высказывание на заданную тему.

Умение

создавать

собственное

высказывание

на

заданную

тему

оказывается востребованным не только на экзамене в 9 классе, но и на ЕГЭ в

11классе.

Более

того,

культура

доказательного

аргументированного

рассуждения является показателем общей культуры человека.

Виды сочинений на экзамене:

Задание 9.1 – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Задание 9.2 – сочинение-рассуждение по цитате из текста.

Задание 9.3 - сочинение-рассуждение на морально-этическую тему

Все обучающиеся ознакомлены с алгоритмом написания сочинений-

рассуждений. Папку по подготовке к ОГЭ школьники пополнили

распечатанными мною образцами сочинений- рассуждений 9.1, 9.2 и 9.3

на основе одного текста. Подробные теоретические сведения содержатся

в пособии по подготовке к ОГЭ, поэтому девятиклассники работают по

книге не только в школе, но и дома. В качестве домашнего задания они

получат задания написать сочинения по текстам из книги Н.А.Сениной.

Учащиеся 9-а написали по 3 тренировочных сочинения, но сдавали

работы не все.

Работа по книгам Г.Т.Егораевой позволяет подготовить

обучающихся к выполнению задания Части 3. К каждому предложенному

для анализа тексту в пособии даны от 3 до 6 образцов сочинений о

важных

нравственных

понятиях:

дружбе,

жестокости,

милосердии,

героизме

и

т.д.;

даны образцы сочинений по заданию 9.1 и 9.2.

Эти

сочинения прочитываются на уроках и консультациях, однако работа

над сочинением ещё не проводилась в полном объёме - этот материал

изучается полнее в 3-4 четвертях.

7.

Внеурочная деятельность в системе подготовки к ОГЭ-2020.

Внеурочное занятие 1 раз в неделю «Занимательная стилистика» в 9

классе направлен

на обучение ребят умениям читать, говорить, писать,

что позволит обучающимся подготовиться к экзамену по русскому языку.

Система

специальных

заданий

поможет

глубже

понять

художественно-

языковую форму изучаемых в 9 классе произведений, понять особенности

стиля и языка того или иного произведения.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть: повторение

правил,

определение

этапов

создания

текста

и

практическая

часть:

выполнение различных упражнений,

помогающих сформировать языковую,

лингвистическую

и

коммуникативную

компетентности;

закрепить

знания

орфографических

и

пунктуационных

правил,

приобрести

устойчивые

навыки.

Систематически

провожу

лингвистическую

разминку

«Найди

речевую или грамматическую ошибку».

8.

Диагностика уровня подготовки обучающихся.

Как показывает опыт, не все дети способны на одном уровне овладеть

изучаемым материалом. С

целью создания ситуации успеха для каждого

ученика

применяю технологию уровневой

дифференциации - внутреннюю

дифференциацию, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика.

Для этого применяю

карточки базового и продвинутого уровней.

Все ученики 9-а класса разделены на 2 группы в зависимости от

уровня

подготовленности

к

ОГЭ. В

отдельную

группу

входят

обучающиеся 7 вида ( ФИ).

Немаловажную роль в диагностике уровня подготовки учащихся 9-х

классов играют КДР по русскому языку (в 1 полугодии проведена одна

КДР).

9.Индивидуальные папки учащихся 9-х классов «Подготовка к ОГЭ-

2020 по русскому языку».

Теоретические сведения по темам ОГЭ, алгоритмы решения тестовых

заданий, схемы, таблицы, опорные конспекты,

памятки собраны

в

одну

папку.

Информация, собранная в соответствии с заданиями КИМов, даёт

возможность быстро находить нужный раздел и систематически повторять

материал по всем частям экзаменационной работы.

Помимо теории в

папках находятся «Диагностические

карты», в

которые

заносятся

результаты

всех

работ в формате

ОГЭ каждого

ученика.

Подобная

практика

позволяет

и

учителю,

и

учащемуся

анализировать

и

выявлять

результативность

подготовки

к

экзамену

на

протяжении всего учебного года.

Все учащиеся ведут тетради «Подготовка к ОГЭ-2020».

Трудности в работе по подготовке к ОГЭ-2020:

1.

Слабый уровень подготовленности по предмету следующих

обучающихся: (ФИ, 7 вид).

2.

Низкий уровень подготовленности прибывшей в этом учебном

году в 9 класс (ФИ )

3.

Пропуски консультаций по подготовке к ОГЭ.



В раздел образования