Автор: Малафеевская Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Основная общеобразовательная школа №5 имени А.И. Деревянчука"
Населённый пункт: г. Кандалакша Мурманской области
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи младших школьников"
Раздел: начальное образование
Развитие речи младших школьников
«Знать русский язык, причём на высоком уровне, должен каждый
гражданин Российской Федерации» - Владимир Путин.
Развитие речи обучающихся в образовательном процессе происходит
непрерывно и постоянно во время всех школьных моментов:
- на уроках;
- на кружковых занятиях;
- во внеурочной деятельности;
- на переменах.
На каждом уроке формируем и оттачиваем умение учеников отвечать
полным развёрнутым ответом. Для этого перед глазами детей всегда есть
подсказки с началом фразы («Я думаю, что…», «По моему мнению…», «Я
считаю, что…»). Этот приём незаконченных предложений помогает ребёнку
сориентироваться и выстроить правильно свой ответ.
Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка находится
на кончиках его пальцев». Ум, то есть мышление и речь, находится в тесной
взаимосвязи с мелкой моторикой рук. В головном мозге человека центры,
отвечающие
за
речь
и
тонкие
движения,
расположены
рядом.
Моторная
область,
развиваясь,
стимулирует
развитие
речевой.
Развитием
мелкой
моторики
рук
мы
с
учениками
занимаемся
на
уроках
технологии
и
на
занятиях кружка «Волшебный мир бумаги», которые посещает весь класс без
исключения. С каждым уроком и занятием кружка дети показывают всё
лучшие и лучшие результаты в развитии мелкой моторики. Так же занятия
ручным
трудом
обогащают
словарь
учеников,
развивают
мышление,
воображение, эмоционально-волевую сферу.
Одна
из
форм
работы
по
развитию
речи,
применяемая
мною
с
учениками, – ребусы. Использую ребусы в тексте. Дети отгадывают слова,
зашифрованные в ребусе, чтобы получить связный текст.
Так же для развития речи составляем с учениками рассказы по серии
сюжетных картинок. Данные картинки могут отображать жизнь животных,
людей, сказочных персонажей. Детям очень нравится составлять рассказы по
серии сюжетных фотографий своей семьи, которые они приносят на урок.
В качестве речевой разминки ученикам полюбилась игра «Слова из
слов»,
когда
из
одного
длинного
слова
составляются
много
коротких.
Используем разные виды этой работы: и я пишу на доске под диктовку детей,
и ученики работают самостоятельно в тетрадях.
Ещё одна форма работы по развитию речи в нашем классе – составление
связного текста из неполных предложений. Ребята на карточках дописывают
недостающие слова, в этом им помогают слова для справок, расположенные
на этих же карточках. Эти задания делятся по уровням сложности: в менее
сложных слова для справок расположены в правильном порядке и стоят в
нужной
форме,
а
в
сложных
–
необходимо
продумать
порядок
слов
и
поставить их в нужную форму.
Активно
использую
несколько
видов
работы
с
деформированными
предложениями.
1. Ребята на доске нумеруют слова в правильном порядке, а потом
записывают их в тетради.
2.
Работа
с
деформированным
текстом,
который
необходимо
ещё
и
озаглавить. Ученики расставляют слова в правильном порядке и записывают
текст в тетрадях, после чего сверяются с эталоном на доске.
3.
Работа
с
деформированными
предложениями
в
интерактивном
режиме. Разделив учеников на группы, раздаю каждой «шифровки» – листы
бумаги
с
тремя
картинками
и
схемой
предложения.
Ученики
расшифровывают загаданное в картинках предложение, в этом им помогает
схема спрятанного предложения. Дальше требуется найти нужные карточки
со словами, которые «разбежались» по всему кабинету, и наклеить их на лист,
чтобы
получилось
предложение.
Результаты
работы
крепим
на
доску.
Предлагаю Вашему вниманию небольшой видео фрагмент такой работы.
Начиная со второго полугодия первого класса, применяю с учениками
написание изложений. Текст из трёх-четырёх предложений написан на доске.
Ученики читают
хором, по одному, про себя, по цепочке. Разбираем и
обсуждаем
каждое
слово.
Обговариваем
знаки,
которыми
заканчиваются
предложения,
как
выделяем
начало
каждого
предложения.
Считаем
количество предложений и слов в них. После этого с доски «исчезают»
некоторые
слова
и
буквы.
Ребята
записывают
восстановленный
текст
в
тетрадях.
Во втором классе веду работу по написанию сочинений по темам «Как я
болел», «Мой День рождения», «Моя мама», «Волшебник».
Фантазии учеников 2 класса в сочинении.
Если бы у меня была волшебная палочка...
...я бы дарила людям радость.
...я бы стал супер-героем.
...я бы была русалкой.
...я бы стал сильно умным.
...я бы наколдовал дождик из черники и малины.
...я бы хотел быть президентом.
...я бы наколдовал, чтобы не было войны.
Работа над такими темами сочинений помогает раскрыть творческий
потенциал детей, увидеть их переживания, радости, страхи, желания.
Развитие речи детей является одной из ведущих задач в современной
начальной школе. Известно, что хорошо развитая речь младших школьников
оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и
всем
учебным
дисциплинам,
являясь
показателем
интеллектуального
развития.
Трудно
стать
активным
участником
общественной
жизни,
интересным собеседником, не владея связной речью.