Напоминание

Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в адаптационный период


Автор: Марина Александровна Голованова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Коммунарская ООШ"
Населённый пункт: посёлок Коммунары
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в адаптационный период
Раздел: начальное образование





Назад




МОУ «Коммунарская основная общеобразовательная школа»

Приозерского района Ленинградской области

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

СОПРОВОЖЕНИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Составила:

учитель начальных классов

высшей категории

Голованова

Марина Александровна

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:

1.

Введение

2.

Актуальность темы

3.

Цель деятельности

4.

Задачи

5.

Программа по профилактике и коррекции дезадаптации у

первоклассников

6.

Уровень адаптации

7.

Анкета для детей

8.

Диагностика и коррекционно-развивающие упражнения

9.

Результаты диагностики

10. Коррекционно-развивающие игры с детьми

11. Классные часы

12. Анкета для родителей

13. Темы лекций для родителей

14. Деловые игры для родителей

15. Совместные мероприятия «дети+ родители»

16. Анализ работы

17. Вывод

18. Литература

1.Введение:

Первый класс школы - один из наиболее важных и трудных

периодов в жизни детей. Именно в эти первые месяцы начинают

формироваться те системы отношений ребёнка с миром и самим

собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и

взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной

мере определяют в дальнейшем успешность его школьного

обучения, эффективность стиля общения, возможности

самореализации в школьной среде.

Поэтому основным направлением деятельности педагога и

психолога на данном этапе является психолого - педагогическое

сопровождение первоклассников, профилактика и психокоррекция

трудностей адаптации у первоклассников.

2.Актуальность темы:

Адаптация

-

это

естественное

состояние

человека,

проявляющаяся

в

приспособлении

(привыкании)

к

новым

условиям

жизни,

новой

деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.

Поступление в школу - это перестройка всего образа жизни и деятельности

ребёнка. Из комфортных условий детского сада ребёнок попадает в жёсткий

режим школьной жизни. У детей снижается устойчивость к стрессам и растёт

напряжённость,

усиливается

состояние

тревоги,

капризы.

Проявляются

шероховатости

характера,

упрямство,

не

сосредоточенность,

замкнутость.

Ребёнку

трудно

перестроиться,

изменяется

привычный

стереотип

его

поведения,

возрастает

психоэмоциональная

нагрузка,

в

связи

с

ограничением

двигательной

активности,

развивается

комплекс

не

успешности, порождающий неуверенность, разочарование, потерю интереса

к учёбе; не успешность в общении: защита, уход в себя, появляются новые

обязанности. В период адаптации происходит смена ведущей деятельности:

игровая-свободная

на

учебную,

построенную

на

основе

произвольных

усилий.

Самым значимым человеком для первоклассника в данный период является

учитель.

Поэтому

неотъемлемой

частью

психолого-педагогического

сопровождения

процесса

адаптации

является

тесное

взаимодействие

администрации, школьного психолога с учителем и родителями.

Схематически это можно представить так:

3.Цель деятельности:

Создание педагогических и социально-психологических условий,

позволяющих ребёнку успешно обучаться и развиваться в школьном

коллективе.

Эта

цель

может

быть

достигнута

за

счёт

последовательного

решения

педагогическим коллективом совместно с психологом следующих задач:

4. Задачи:

-Выявление особенностей психолого-педагогического статуса школьников с

целью своевременной профилактики и эффективного

решения проблем,

возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.

-Создание

системы

психолого-педагогической

поддержки

всех

первоклассников в период их первичной школьной адаптации,

позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и

всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения

и деятельности.

-Создание

специальных

педагогических

и

социально-психологических

условий, позволяющих осуществлять коррекционную и развивающую работу

с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.

5.Программа

по

профилактике

и

коррекции

дезадаптации

у

первоклассников.

1.Проведение психолого-педагогической диагностики школьных трудностей

первоклассников;

2.Проведение коррекционно-развивающей работы с детьми, находящимися

в состоянии средней и низкой дезадаптации;

3.Диагностика родителей с целью выявления методов воспитания детей,

реакции на трудности ребёнка в общении со сверстниками и овладении

учебным материалом.

4Просвещение и консультирование родителей на родительских собраниях и

педагогических лекториях с целью психолого-педагогической поддержки и

помощи в период адаптации к школьной жизни;

5Проведение деловой игры с родителями по выработке единых требований

семьи и школы к первокласснику.

Определить уровень адаптации первоклассника можно с помощью

показателей данной таблицы по следующим параметрам:

6. Уровень адаптации

Параметры

Высокий

Средний

Низкий

Отношение

к школе

Положительное

Требования

воспринимаются

адекватно

Положительное

Нет отрицаний

Отрицательное

Частые жалобы на

здоровье

Подавленное

настроение

Усвоение

учебного

материала

Усваивает легко

Решает по условию

задачи

Понимает материал,

если учитель

подробно излагает,

решает текстовые

задачи

Усваивает

фрагментарно

Материал,

трудности с

решением задач

Самостоятель

ная работа

Прилежен,

внимателен, не

нуждается во

внешнем контроле

Сосредоточен,

внимателен, но при

контроле взрослых

Интереса не

проявляет,

самостоятельная

работа затруднена

Статусное

положение

благоприятное

Дружит со многими

Близких друзей нет

Для определения эмоциональной сферы детей в первые дни обучения

предлагается следующая анкета, допускающая ответы: ДА, НЕТ.

7.Анкета для детей

-Тебе понравился праздник 1 сентября?

-Тебе нравиться быть учеником?

-Утром ты охотно собираешься в школу?

-Если бы мама разрешила тебе остаться дома, ты бы остался?

-Ты всегда спросишь учителя, если что-то не понимаешь?

-У тебя есть друзья в классе?

-Ты радуешься успехам своих одноклассников?

-Ты рассказываешь родителям о своём классе?

-Ты рассказываешь родителям только об успехах?

-Ты рассказываешь родителям о проблемах в школе?

-Родители радуются твоим новым знаниям?

-Ты охотно выполняешь домашние задания?

-Родители помогают тебе с уроками?

Для определения школьной мотивации, личностных отношений провожу

диагностику и коррекционно-развивающие упражнения.

8.Диагностика и коррекционно-развивающие упражнения

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных

ориентаций. «Домики» А. Эткинд -О.А. Орихова

(диагностика эмоциональной сферы ребёнка)

Анкета для определения школьной мотивации Н.Г. Лускановой

Методика «Беседы о школе» Т.А. Нежновой

Проектная методика «Что мне нравиться в школе?»

Тренинг « Теперь я первоклассник.», Арт-терапия»

9.Результаты диагностики

Параметры

Высокий

Средний

Низкий

Отношение к школе

2 уч.- 20%

5 уч.-50%

3 уч.-30%

Усвоение учебного

материала

2 уч.-20%

6 уч.-60%

2 уч.-20%

Самостоятельная

работа

2 уч.-20%

6 уч.-60%

2 уч.-20%

Статусное

положение

3 уч.-30%

5

уч.-50%

2уч.-20%

Чтобы помочь младшему школьнику приобрести навыки работы в классе,

умение принять учебную задачу, самостоятельную деятельность,

актуализировать познавательные процессы, расширить кругозор, получить

новый деятельностный опыт, возникает необходимость в проведении раз-

вивающих занятий и классных часов.

10.

Коррекционно-развивающие игры с детьми:

Игры на межличностное общение: « Подружись со мной!», «Хоровод

знакомств», «Найди пару».

Игры на внимание: «Запомни внешность», «Кто меня позвал?», « Я умею

делать так!», « Займи своё место».

Игры на развитие восприятия: «Особенный узор», Волшебные краски»

Игры на развитие памяти: «Гуляем по кругу», « Что изменилось»?

Иры на развитие воображения: « Волшебное яйцо», « Испорченный

телефон», « Я- сказочник», Дорисуй за мной»

Игры на повышение самооценки: «Кто ошибся?», « Кто смешнее», «Артист»

11.Классные часы

«Наш класс-наша семья»

«Алло, мы ищем таланты!»

«Классные олимпийские игры»

«Без друга в жизни туго!»

«У меня есть четвероногий друг»

«Дружба и обман»

«Ябеда

«Мои дедушка и бабушка»

«Кем работают мама и папа?»

«Старших будем уважать»

« В гости к дошколятам»

«Мои достижения в 1 классе?»

«Что значит отдохнуть?»

Для

психологической поддержки во время школьного обучения очень

важным является фактор готовности родителей к новому школьному этапу

жизни их ребенка.

Для выявления готовности родителей к принятию ребёнка-первоклассника

предлагается анкета.

12. Анкета для родителей

-Охотно-ли ваш ребёнок идёт в школу?

-Приспособлен-ли он к школе?

-Переживает-ли успехи и неудачи?

-Часто-ли делиться школьными впечатлениями?

-Каков преобладающий характер впечатлений?

-Помогаете-ли выполнять домашние задания?

-Как ваш ребёнок преодолевает трудности?

-Часто-ли жалуется на одноклассников?

-Справляется –ли с учебной нагрузкой?

-Охотно-ли участвует в классных и школьных мероприятиях?

-С каким чувством рассказывает об общении с учителем?

-Желает-ли вашего присутствия на школьных мероприятиях?

-Охотно-ли вы общаетесь с учителем о вашем ребёнке?

Главная забота родителей — поддержка и развитие стремления учиться,

узнавать

новое.

Искреннее

участие

и

интерес

родителей

должен

положительно сказаться на развитии познавательных способностей ребенка.

Эти способности родители должны ненавязчиво направлять и укреплять в

дальнейшем.

Родителям

предлагаются

лекции

и

деловые

игры,

на

родительских собраниях.

13.Темы лекций для родителей

«Портрет первоклассника»

«Виды адаптации ребёнка к школе»

«Соблюдение режима дня - это важно»

«Доброжелательность и раздражительность в общении с детьми»

«Чувства в их проявлении»

«Требования родителей: завышенные или заниженные»

«Похвала и её результаты»

«Адекватная оценка неудач ребёнка»

«Детская оценка своих поступков»

«Интересы моего ребёнка мне интересны»

14.

Деловые игры для родителей

«Письмо первоклассника учителю»

«Рисунок моего ребёнка»

«Ситуация ссоры и примирения»

«Я ошибся»

«Завтра в школу»

«Опять двойка»

«Я классный руководитель»

«Ребёнок моё отражение»

«Выступление перед классом»

«Письмо другу»

«Мы на празднике»

«Путешествуем с детьми»

Дети всегда хотят быть увиденными и услышанными своими родителями.

Ничто так не сближает как активное участие в совместных мероприятиях,

проводимых школой.

15.

Совместные мероприятия «дети+ родители»

Праздник «День знаний»

Экскурсия «В гостях у осени»

Экскурсия «Грибное царство»

«Папа, мама, я-дружная семья»

КВН «Кто смекалистей?»

«Новогодняя сказка»

«Весёлая лыжня»

КВН «Рыцари»

«Умелые руки»

«Прощание с азбукой»

«Экскурсия в крепость Карела»

«До свидания 1 класс»

16.

Анализ работы

По итогам проделанной работы % низкой адаптации обучающихся по

отношению к школе снизился до 0%

Усвоение учебного материала на низком уровне - 2 уч.-20%, средний

уровень- 60% плюс 10%-высокий

Самостоятельно работать могут 80% обучающихся

По социальному положению низкий уровень снизился до 0%

В классе доверительные отношения учителя с детьми

Дети соотносят свою оценку с оценкой учителя

Родители выступают друзьями и помощниками класса

На замечания, советы и пожелания учителя реагируют адекватно

17.Вывод

Всё вышеизложенное доказывает необходимость регулярной работы

педагога, психолога с привлечением родителей для создания благоприятной

адаптации первоклассников к школьной жизни: адекватному поведению,

контактов со сверстниками, учителем, овладением навыками учебной

деятельности

18.Использованная литература

Овчарова

Р.В.

Практическая

психология

в

начальной

школе-М.:ТЦ

Сфера,2004г

Калягин

В.А.,Овчинникова

Т.С.

Энциклопедия

методов

психолого-

педагогической диагностики -Спб.: КАРО.2008г

Нижегородцева

Н.В.,Шадриков

Психолого-педагогическая

готовность

ребёнка к школе- «ГИЦ ВЛАДОКС», 2001г

Еремеева

В.Д.,ХризманТ.П.

Мальчики

и

девочки

два

разных

мира-Спб.,

«Тускарора»,-2000г

Фридман

Л.М.,

Кулагина

И.Ю.

Психологический

справочник

учителя-М:

Прсвещение,1991г

Райгородский

Д.Я.

Практическая

психодиагностика.

Методики

и

тесты.

Учебное пособие.- Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М»,2009г

Ланская А. Книга психологических тестов-М:,

ООО»Мир книги»,2003г



В раздел образования