Напоминание

Шесть этапов формирования умственных действий на уроках технической механики


Автор: Летуновская Галина Ивановна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГБП ОУ "Тверской колледж им. П.А. Кайкова"
Населённый пункт: г. Тверь
Наименование материала: Статья
Тема: Шесть этапов формирования умственных действий на уроках технической механики
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ШЕСТЬ ЭТАПОВ ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ НА

УРОКАХ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ

Летуновская Г.И.

Процесс

усвоения

знаний

-

это

всегда

выполнение

определенных

познавательных

действий.

Для

того

чтобы

успешно

формировать

у

обучающихся основные виды познавательной деятельности, необходимо знать

закономерности

процесса

усвоения.

Наиболее

конструктивно

эти

закономерности

представлены в

теории учения, известной под названием

теории

поэтапного

формирования

умственных

действий

(ПФУД),

которая

изложена в трудах П.Я. Гальперина. На основе данной теории разработана

представленная

методика

изучения

темы

«Проекция

силы

на

ось».

Для

формирования

познавательной

деятельности

предлагается

задача

нахождения проекции силы на ось. Решение этой задачи в обобщенном виде

дает

возможность

учащимся

подойти

к

условию

равновесия

системы

сходящихся

сил.

При

построении

процесса

обучения

необходима

подача

материала в структурированном виде: с раскрытием цели изучения материала,

теоретических

положений

-

правил,

законов,

необходимых

для

достижения

цели. Систематизированный материал предоставляется в виде учебных карт -

таблиц.

Таблица

состоит

из

трех

колонок

по

вертикали,

которые

имеют

названия:

«Задание»,

«Ориентировочные

признаки»,

«Состав

действий».

В

столбце «Задание» указывается цель: вычислить величину проекции силы на

ось.

Под

рубрикой

«Ориентировочные

признаки»

даются

теоретические

положения

в

форме

правил,

законов.

В

колонке

«Состав

действий»

раскрывается алгоритм конкретных действий для достижения результата. Для

формирования

умений

по

решению

новых

типов

задач,

необходима

их

поэтапная отработка. Она включает следующий порядок действий (этапы):

Мотивационный этап. На этом этапе формулируется актуализация и мотивация

заявленной темы.

1

Этап предварительной ориентировки в задании. Преподаватель решает задачу

с подробной иллюстрацией того, как нужно применять учебные карты.

Этап формирования в материальном виде. На этом этапе действуют

сами

учащиеся. При выполнении алгоритма действий, решая типовую задачу, они

пользуются

информацией

из

учебных

карт,

то

есть

с

опорой

на

внешние

средства материализации ориентировочной основы действия.

Этап формирования действия как внешнеречевого. Задачи воспроизводятся

обучающимися

самостоятельно

письменно

или

проговариваются

вслух

по

памяти, без использования карт.

Этап речи про себя: учащиеся решают задачи тех же типов, выполняя действия

путем рассуждения про себя.

Этап умственного действия. Назначение этапа состоит в том, чтобы довести

действия, которыми овладеют обучающиеся, до быстрого выполнения, когда

результат выдается как бы «сходу».

Практика показала, использование теории ПФУД на уроках технической

механики

приводит

к

более

эффективному

решению

задач,

к

развитию

познавательного интереса у студентов и появлению реальных возможностей

индивидуального подхода к каждому.

2



В раздел образования