Автор: Летуновская Галина Ивановна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГБП ОУ "Тверской колледж им. П.А. Кайкова"
Населённый пункт: г. Тверь
Наименование материала: Статья
Тема: Шесть этапов формирования умственных действий на уроках технической механики
Раздел: среднее профессиональное
ШЕСТЬ ЭТАПОВ ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ НА
УРОКАХ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ
Летуновская Г.И.
Процесс
усвоения
знаний
-
это
всегда
выполнение
определенных
познавательных
действий.
Для
того
чтобы
успешно
формировать
у
обучающихся основные виды познавательной деятельности, необходимо знать
закономерности
процесса
усвоения.
Наиболее
конструктивно
эти
закономерности
представлены в
теории учения, известной под названием
теории
поэтапного
формирования
умственных
действий
(ПФУД),
которая
изложена в трудах П.Я. Гальперина. На основе данной теории разработана
представленная
методика
изучения
темы
«Проекция
силы
на
ось».
Для
формирования
познавательной
деятельности
предлагается
задача
нахождения проекции силы на ось. Решение этой задачи в обобщенном виде
дает
возможность
учащимся
подойти
к
условию
равновесия
системы
сходящихся
сил.
При
построении
процесса
обучения
необходима
подача
материала в структурированном виде: с раскрытием цели изучения материала,
теоретических
положений
-
правил,
законов,
необходимых
для
достижения
цели. Систематизированный материал предоставляется в виде учебных карт -
таблиц.
Таблица
состоит
из
трех
колонок
по
вертикали,
которые
имеют
названия:
«Задание»,
«Ориентировочные
признаки»,
«Состав
действий».
В
столбце «Задание» указывается цель: вычислить величину проекции силы на
ось.
Под
рубрикой
«Ориентировочные
признаки»
даются
теоретические
положения
в
форме
правил,
законов.
В
колонке
«Состав
действий»
раскрывается алгоритм конкретных действий для достижения результата. Для
формирования
умений
по
решению
новых
типов
задач,
необходима
их
поэтапная отработка. Она включает следующий порядок действий (этапы):
Мотивационный этап. На этом этапе формулируется актуализация и мотивация
заявленной темы.
1
Этап предварительной ориентировки в задании. Преподаватель решает задачу
с подробной иллюстрацией того, как нужно применять учебные карты.
Этап формирования в материальном виде. На этом этапе действуют
сами
учащиеся. При выполнении алгоритма действий, решая типовую задачу, они
пользуются
информацией
из
учебных
карт,
то
есть
с
опорой
на
внешние
средства материализации ориентировочной основы действия.
Этап формирования действия как внешнеречевого. Задачи воспроизводятся
обучающимися
самостоятельно
письменно
или
проговариваются
вслух
по
памяти, без использования карт.
Этап речи про себя: учащиеся решают задачи тех же типов, выполняя действия
путем рассуждения про себя.
Этап умственного действия. Назначение этапа состоит в том, чтобы довести
действия, которыми овладеют обучающиеся, до быстрого выполнения, когда
результат выдается как бы «сходу».
Практика показала, использование теории ПФУД на уроках технической
механики
приводит
к
более
эффективному
решению
задач,
к
развитию
познавательного интереса у студентов и появлению реальных возможностей
индивидуального подхода к каждому.
2