Автор: Рамазанова Наталия Модестовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №56
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: статья
Тема: Развитие словаря у детей с ТНР через нейропсихологические приемы
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему:
«Развитие словаря у детей с ТНР через нейропсихологические
приемы»
Подготовила: учитель-логопед Рамазанова Н.М.
Сургут 2020
Наш опыт использования нейропсихологических методов и приемов в
работе
с
детьми
с
ТНР
показывает
хорошие
результаты
по
коррекции
речевых
нарушений. Активизация межполушарных взаимодействий дает
возможность
более
продуктивно
корректировать
имеющиеся
у
детей
речевые,
двигательные,
интеллектуальные
недостатки,
поведенческие
расстройства
и
способствует
созданию
базы
для
успешного
преодоления
психоречевых нарушений.
Нейропсихологические
методы
улучшают
работу
правого
и
левого
полушария, обеспечивают и укрепляют взаимодействие тела и интеллекта.
Каждое
из
упражнений
активизирует
определенный
участок
мозга
и
запускает механизм объединения мысли и движения. В результате новый
учебный материал воспринимается более естественно, как бы умом и телом,
и поэтому лучше усваивается.
Обогащение
пассивного
и
активного
словарного
запаса
новыми
словами,
уточнение
их
и
закрепление
происходит
не
только
за
счет
зрительного и слухового аппарата («увидел» и «услышал»), но и за счет
мускульно-двигательного
и
кинестетического
анализаторов
(«повторил
слово» и «ощутил движения тела, отдельных органов и их частей»).
Нейропсихологическое поле
Для игры необходимо демонстрационное поле для общей работы и
раздаточные поля для индивидуальной работы каждого ребенка.
На демонстрационном поле размещаются картинки с изображением слов-
предметов (существительных) в зависимости от возраста детей (детям 5-ти
лет – пять картинок, 6 лет – 6 картинок, 7 лет – 7 картинок) в рамках
определенной лексической темы.
Дети называют предметы на демонстрационном поле, после чего это поле
закрывается, и дети должны разместить каждый самостоятельно на своем
поле
картинки
в
показанной
последовательности (например,
по
теме
«Овощи»).
Аналогично
проводится
игра
по
обогащению
словами-признаками
(прилагательные), словами-действиями (глаголы).
«Звуковая дорожка»
На полу расстилается либо готовый коврик-дорожка с кармашками,
либо выкладывается дорожка из кубиков, пирамидок, колечек. В кармашке
или возле кубика размещается картинка с изображением слов-предметов,
слов-признаков, слов-действий.
Ребенок шагает по дорожке, называет, что изображено на картинке.
«Мобильные пружинки»
Ребенку
предлагается
3-5
резинок-пружинок,
педагог
называет слова по определенной лексической теме, на каждое
названное
слово
ребенок
надевает
резинку
на
пальчик,
как
колечко, четко повторяя названное слово (например, по теме
«Дикие
животные»
-
медведь,
волк,
лиса…). Также можно закреплять и
слова-признаки, и слова-действия (например, по теме «Домашние птицы» -
плавает, летает, крякает, болбочет).
«Что без чего?»
Ребенок подбирает предметную картинку к предметам, изображенным
в верхней части карты и раскладывает подходящие в нижнюю часть карты.
Карта № 1. Развитие представлений о многозначности слова: дверь без
ручки, кресло без ручки, сумка без ручки.
Картинки: дверная ручка, ручка кресла, ручка сумки.
Карта № 2. Развитие представлений о многозначности слова: цветок
без ножки, стул без ножки, гриб без ножки.
Картинки: стебель цветка, ножка стула, ножка гриба.
Карта № 3. Развитие представлений о внешнем облике предметов
посуды: кастрюля без ручки, чайник без носика, сахарница без крышки.
Картинки: ручка кастрюли, носик чайника, крышка сахарницы.
Карта № 4. Уточнение представлений о внешнем облике разных видов
транспорта: самолет без крыла, грузовик без кузова, автомобиль без дверцы.
Картинки: крыло самолета, кузов грузовика, дверца автомобиля.
Карта № 5. Уточнение представлений о внешнем облике предметов
одежды: кофта без рукава, рубашка без манжеты, платье без воротника.
Картинки: рукав кофты, манжета рубашки, воротник платья.
Карта № 6. Уточнение представлений о внешнем облике Предметов
обуви: ботинок без шнурка, туфля без каблука, кроссовки без язычка.
Игра «Слово напомнит картинку»
Взрослый показывает картинку и называет ее словом, обозначающим
признак изображенного предмета (например, взрослый показывает картинку
«помидор», говоря
«круглый»). Поочередно вниманию детей предлагается
несколько картинок. После того как картинка была названа и связь слова с
предметом
была
объяснена
взрослым,
изображение
переворачивается
обратной к детям стороной. Взрослый: «Что я показала, когда сказала слово
„круглый"?»
Ребенок:
«Помидор».
Взрослый
показывает
картинку:
«Пра-
вильно. Я показала помидор, а сказала слово „круглый", потому что помидор
круглой
формы».
Картинка
передается
ребенку,
вспомнившему
слово.
Выигрывает тот игрок, который вспомнил больше картинок.
Овощи: морковь - оранжевая, помидор - круглый, кабачок - толстый,
тыква - тяжелая, огурец - пупырчатый, картофель - шершавый, лук - горький;
Фрукты: груша - зеленая, яблоко - круглое, мандарин - маленький,
банан - длинный, ананас - колючий, лимон - кислый, апельсин - душистый;
Ягоды: смородина - черная, малина - красная, крыжовник - круглый,
брусника - мелкая, шиповник - твердый, клюква - кислая, клубника - душис-
тая;
Игрушки: мяч - синий, кукла - большая, скакалка - длинная, коляска -
тяжелая, робот - железный, лисичка - пушистая, кубики - деревянные;
Одежда: юбка - короткая, платье - полосатое, варежки - вязаные, пальто
- теплое, сарафан - летний, перчатки - кожаные, шуба - пушистая;
Головные уборы: шляпа - большая, шапка - вязаная, кепка - клетчатая,
платок - пушистый, косынка - треугольная, берет - кожаный, фуражка -
зеленая;
Обувь: кроссовки - белые, сапоги - высокие, ботинки - тяжелые, валенки
- мягкие, туфли - праздничные, тапки - домашние, босоножки – летние;
Дикие животные: волк - серый, мышь - маленькая, лиса - пушистая,
медведь - неуклюжий, еж - колючий, заяц - трусливый, белка - быстрая;
Домашние животные: корова - большая, лошадь - высокая, свинья -
толстая, кошка - ласковая, собака - пушистая, овца - кудрявая, коза - рогатая;
Птицы: ворона - черная, голубь - сизый, воробей - маленький, лебедь -
длинношеий, аист - тонконогий, соловей - голосистый, сова - хищная;
Посуда: сахарница - круглая, кастрюля - глубокая, сковорода - горячая,
кружка - железная, чашка - стеклянная, стакан - прозрачный;
Мебель: стол - круглый, шкаф - высокий, диван - широкий, кровать -
длинная, кресло - мягкое, стул - деревянный, табурет - старый;
Явления природы: снег - белый, солнце - круглое, дождь - теплый, ветер -
холодный, небо - ясное, облако - легкое, звезда - яркая.
Игра «Сравни и разложи»
Дети раскладывают на больших картах, разделенных на 8 квадратов, в
верхнем
ряду
4
картинки
в
порядке
увеличения
степени
выраженности
признака.
К
каждой
карте
прилагаются
4
картинки
с
изображениями
предметов с различной степенью выраженности признака (веса, ширины,
длины и др.).
Например:
От темного к светлому: черный круг, темно-серый круг, серый круг,
белый круг.
Картинки (тема «Время суток»): ночь, вечер, утро, день.
От тонкого к толстому: белка, барсук, кабан, слон.
Картинки (тема «Дикие животные»): цапля, олень, медведь, бегемот.
От короткого к длинному: ветка, бревно, река, солнечный луч.
Картинки: ручка, линейка, лента, веревка.
От низкого к высокому: котенок, кошка, поросенок, свинья.
Картинки (тема «Домашние животные»): щенок, собака, жеребенок,
лошадь.
От пушистого к колючему: белый одуванчик, зеркало, огурец, елка.
Картинки (темы «Овощи» и «Фрукты»): меховая шапка, яблоко,
картофель, кактус.
От легкой одежды к теплой: носок, гольф, колготки, брюки.
Картинки (тема «Одежда»): сарафан, платье, пальто, шуба.
От легкого к тяжелому: конверт, тетрадь, книга, дрова.
Картинки (тема «Зима»): снежинка, снежок, большая сосулька, ведро с
водой.
От мягкого к твердому: вата, подушка, банан, ваза из стекла.
Картинки (темы «Овощи», «Фрукты»): варежка, персик, лук, камень.
От тихого к громкому: вода из крана, мяч, молоток и гвоздь, барабан.
Картинки (тема «Времена года»): снег, дождь, метель, гроза.