Напоминание

Развитие словаря у детей с ТНР через нейропсихологические приемы


Автор: Рамазанова Наталия Модестовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №56
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: статья
Тема: Развитие словаря у детей с ТНР через нейропсихологические приемы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему:

«Развитие словаря у детей с ТНР через нейропсихологические

приемы»

Подготовила: учитель-логопед Рамазанова Н.М.

Сургут 2020

Наш опыт использования нейропсихологических методов и приемов в

работе

с

детьми

с

ТНР

показывает

хорошие

результаты

по

коррекции

речевых

нарушений. Активизация межполушарных взаимодействий дает

возможность

более

продуктивно

корректировать

имеющиеся

у

детей

речевые,

двигательные,

интеллектуальные

недостатки,

поведенческие

расстройства

и

способствует

созданию

базы

для

успешного

преодоления

психоречевых нарушений.

Нейропсихологические

методы

улучшают

работу

правого

и

левого

полушария, обеспечивают и укрепляют взаимодействие тела и интеллекта.

Каждое

из

упражнений

активизирует

определенный

участок

мозга

и

запускает механизм объединения мысли и движения. В результате новый

учебный материал воспринимается более естественно, как бы умом и телом,

и поэтому лучше усваивается.

Обогащение

пассивного

и

активного

словарного

запаса

новыми

словами,

уточнение

их

и

закрепление

происходит

не

только

за

счет

зрительного и слухового аппарата («увидел» и «услышал»), но и за счет

мускульно-двигательного

и

кинестетического

анализаторов

(«повторил

слово» и «ощутил движения тела, отдельных органов и их частей»).

Нейропсихологическое поле

Для игры необходимо демонстрационное поле для общей работы и

раздаточные поля для индивидуальной работы каждого ребенка.

На демонстрационном поле размещаются картинки с изображением слов-

предметов (существительных) в зависимости от возраста детей (детям 5-ти

лет – пять картинок, 6 лет – 6 картинок, 7 лет – 7 картинок) в рамках

определенной лексической темы.

Дети называют предметы на демонстрационном поле, после чего это поле

закрывается, и дети должны разместить каждый самостоятельно на своем

поле

картинки

в

показанной

последовательности (например,

по

теме

«Овощи»).

Аналогично

проводится

игра

по

обогащению

словами-признаками

(прилагательные), словами-действиями (глаголы).

«Звуковая дорожка»

На полу расстилается либо готовый коврик-дорожка с кармашками,

либо выкладывается дорожка из кубиков, пирамидок, колечек. В кармашке

или возле кубика размещается картинка с изображением слов-предметов,

слов-признаков, слов-действий.

Ребенок шагает по дорожке, называет, что изображено на картинке.

«Мобильные пружинки»

Ребенку

предлагается

3-5

резинок-пружинок,

педагог

называет слова по определенной лексической теме, на каждое

названное

слово

ребенок

надевает

резинку

на

пальчик,

как

колечко, четко повторяя названное слово (например, по теме

«Дикие

животные»

-

медведь,

волк,

лиса…). Также можно закреплять и

слова-признаки, и слова-действия (например, по теме «Домашние птицы» -

плавает, летает, крякает, болбочет).

«Что без чего?»

Ребенок подбирает предметную картинку к предметам, изображенным

в верхней части карты и раскладывает подходящие в нижнюю часть карты.

Карта № 1. Развитие представлений о многозначности слова: дверь без

ручки, кресло без ручки, сумка без ручки.

Картинки: дверная ручка, ручка кресла, ручка сумки.

Карта № 2. Развитие представлений о многозначности слова: цветок

без ножки, стул без ножки, гриб без ножки.

Картинки: стебель цветка, ножка стула, ножка гриба.

Карта № 3. Развитие представлений о внешнем облике предметов

посуды: кастрюля без ручки, чайник без носика, сахарница без крышки.

Картинки: ручка кастрюли, носик чайника, крышка сахарницы.

Карта № 4. Уточнение представлений о внешнем облике разных видов

транспорта: самолет без крыла, грузовик без кузова, автомобиль без дверцы.

Картинки: крыло самолета, кузов грузовика, дверца автомобиля.

Карта № 5. Уточнение представлений о внешнем облике предметов

одежды: кофта без рукава, рубашка без манжеты, платье без воротника.

Картинки: рукав кофты, манжета рубашки, воротник платья.

Карта № 6. Уточнение представлений о внешнем облике Предметов

обуви: ботинок без шнурка, туфля без каблука, кроссовки без язычка.

Игра «Слово напомнит картинку»

Взрослый показывает картинку и называет ее словом, обозначающим

признак изображенного предмета (например, взрослый показывает картинку

«помидор», говоря

«круглый»). Поочередно вниманию детей предлагается

несколько картинок. После того как картинка была названа и связь слова с

предметом

была

объяснена

взрослым,

изображение

переворачивается

обратной к детям стороной. Взрослый: «Что я показала, когда сказала слово

„круглый"?»

Ребенок:

«Помидор».

Взрослый

показывает

картинку:

«Пра-

вильно. Я показала помидор, а сказала слово „круглый", потому что помидор

круглой

формы».

Картинка

передается

ребенку,

вспомнившему

слово.

Выигрывает тот игрок, который вспомнил больше картинок.

Овощи: морковь - оранжевая, помидор - круглый, кабачок - толстый,

тыква - тяжелая, огурец - пупырчатый, картофель - шершавый, лук - горький;

Фрукты: груша - зеленая, яблоко - круглое, мандарин - маленький,

банан - длинный, ананас - колючий, лимон - кислый, апельсин - душистый;

Ягоды: смородина - черная, малина - красная, крыжовник - круглый,

брусника - мелкая, шиповник - твердый, клюква - кислая, клубника - душис-

тая;

Игрушки: мяч - синий, кукла - большая, скакалка - длинная, коляска -

тяжелая, робот - железный, лисичка - пушистая, кубики - деревянные;

Одежда: юбка - короткая, платье - полосатое, варежки - вязаные, пальто

- теплое, сарафан - летний, перчатки - кожаные, шуба - пушистая;

Головные уборы: шляпа - большая, шапка - вязаная, кепка - клетчатая,

платок - пушистый, косынка - треугольная, берет - кожаный, фуражка -

зеленая;

Обувь: кроссовки - белые, сапоги - высокие, ботинки - тяжелые, валенки

- мягкие, туфли - праздничные, тапки - домашние, босоножки – летние;

Дикие животные: волк - серый, мышь - маленькая, лиса - пушистая,

медведь - неуклюжий, еж - колючий, заяц - трусливый, белка - быстрая;

Домашние животные: корова - большая, лошадь - высокая, свинья -

толстая, кошка - ласковая, собака - пушистая, овца - кудрявая, коза - рогатая;

Птицы: ворона - черная, голубь - сизый, воробей - маленький, лебедь -

длинношеий, аист - тонконогий, соловей - голосистый, сова - хищная;

Посуда: сахарница - круглая, кастрюля - глубокая, сковорода - горячая,

кружка - железная, чашка - стеклянная, стакан - прозрачный;

Мебель: стол - круглый, шкаф - высокий, диван - широкий, кровать -

длинная, кресло - мягкое, стул - деревянный, табурет - старый;

Явления природы: снег - белый, солнце - круглое, дождь - теплый, ветер -

холодный, небо - ясное, облако - легкое, звезда - яркая.

Игра «Сравни и разложи»

Дети раскладывают на больших картах, разделенных на 8 квадратов, в

верхнем

ряду

4

картинки

в

порядке

увеличения

степени

выраженности

признака.

К

каждой

карте

прилагаются

4

картинки

с

изображениями

предметов с различной степенью выраженности признака (веса, ширины,

длины и др.).

Например:

От темного к светлому: черный круг, темно-серый круг, серый круг,

белый круг.

Картинки (тема «Время суток»): ночь, вечер, утро, день.

От тонкого к толстому: белка, барсук, кабан, слон.

Картинки (тема «Дикие животные»): цапля, олень, медведь, бегемот.

От короткого к длинному: ветка, бревно, река, солнечный луч.

Картинки: ручка, линейка, лента, веревка.

От низкого к высокому: котенок, кошка, поросенок, свинья.

Картинки (тема «Домашние животные»): щенок, собака, жеребенок,

лошадь.

От пушистого к колючему: белый одуванчик, зеркало, огурец, елка.

Картинки (темы «Овощи» и «Фрукты»): меховая шапка, яблоко,

картофель, кактус.

От легкой одежды к теплой: носок, гольф, колготки, брюки.

Картинки (тема «Одежда»): сарафан, платье, пальто, шуба.

От легкого к тяжелому: конверт, тетрадь, книга, дрова.

Картинки (тема «Зима»): снежинка, снежок, большая сосулька, ведро с

водой.

От мягкого к твердому: вата, подушка, банан, ваза из стекла.

Картинки (темы «Овощи», «Фрукты»): варежка, персик, лук, камень.

От тихого к громкому: вода из крана, мяч, молоток и гвоздь, барабан.

Картинки (тема «Времена года»): снег, дождь, метель, гроза.



В раздел образования