Напоминание

Активизация познавательной деятельности студентов на лабораторно-практическом занятии при изучении дисциплины "Техническая механика"


Автор: Летуновская Галина Ивановна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГБП ОУ "Тверской колледж им. П.А. Кайкова"
Населённый пункт: г.Тверь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Активизация познавательной деятельности студентов на лабораторно-практическом занятии при изучении дисциплины "Техническая механика"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГБП ОУ «Тверской колледж им. П.А. Кайкова»

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

НА ЛАБОРАТОРНО - ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ

ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА»

Методическая разработка преподавателя

Летуновской Г.И.

Тверь, 2020

1

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.

Обоснование выбора темы

4

2.

Организация лабораторных работ

студентов

5

3.

Активные методы обучения

7

4.

Активизация познавательной деятельности студентов

9

4.1 Методика развития творческих способностей

студентов через систему индивидуальных заданий

10

5.

Методы и приемы активизации познавательной

активности студентов

11

5.1 Методы контроля и коррекции знаний

12

6.

План урока по теме: «Определение центра тяжести

сложного сечения»

13

7.

План-конспект урока по теме: «Определение центра

тяжести сложного сечения»

14

8.

Заключение 17

Список использованной литературы 18

2

«Знание только тогда знание,

когда оно приобретено усилиями

своей мысли, а не памятью».

Л.Н.Толстой.

ВВЕДЕНИЕ

Одна

из

основных

задач

преподавателя

организовать

процесс

обучения

таким

образом,

чтобы

каждое

усилие

по

овладению

з н а н и я м и

п р о т е к а л о

в

у с л о в и я х

р а з в и т и я

п о з н а в а т е л ь н ы х

способностей

студентов,

формирования

у

них

таких

о сновных

п р и е м о в

у м с т в е н н о й

д е я т е л ь н о с т и ,

к а к

а н а л и з ,

с и н т е з ,

абст рагирование,

обобщение,

сравнение.

Необходимо

у ч и т ь

студентов

делать

само стоятельные

наблюдения,

в ы с ка з ы ват ь ,

проверять

предположения

и

догадки,

уметь

делать

обобщения

и зу ч а е м ы х

ф а к т о в ,

т в о рч е с к и

п р и м е н я т ь

з н а н и я

в

н о в ы х ,

изменяющихся

ситуациях.

Задача

педагога

создать

благоприятные

условия,

организовать

п р о д у м а н н у ю

с и с т е м у

р а б о т ы

д л я

а к т и в н о г о

участия

каждого

студента

в

организации

самообразования,

для

глубокого

и

полного

раскрытия

его

личности.

Создать

творче скую,

заинтере сованную

атмо сферу

в

с амом

н а ч а л е

у р о к а

и

п о д д е р ж и в а т ь

е е

н а

в с е х

э т а п а х

м о ж н о

р а з л и ч н ы м и

п у т я м и

и

с р е д с т в а м и ,

и с п о л ь з у я

п р и е м ы ,

направленные

на

формирование

интереса.

Ц е л ь ю

д а н н о й

м е тод и ч е с ко й

р а з р а б от к и

я вл я е т с я

а н а л и з

использования

педагогических

приемов

при

организации

учебного

процесса

в

направлении

познавательной

деятельности

студентов.

Методическая

разработка

предназначена

для

преподавателей

и

п р е д с т а в л я е т

с о б о й

п о д р о б н о е

о п и с а н и е

л а б о р а т о р н о

практического

занятия

по

теме:

«Определение

центра

тяже сти

с л ож н ы х

с еч е н и й »

( д и с ц и п л и н а

« Тех н и ч е с ка я

м е х а н и к а » ) .

3

1.

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ

В функции преподавателя всегда входило не только сообщение знаний,

но

и управление процессом их усвоения. Процесс усвоения знаний - это

всегда выполнение обучающими определенных познавательных действий.

4

Главная

особенность

процесса

усвоения

состоит

в

активности

учащихся.Немалую роль в этом играет самостоятельная работа студентов.

Г.Е Ковалевой самостоятельная работа студентов определяется , «как

деятельность,

которая

направлена

на

решения

познавательных

задач

по

овладению

знаниями,

умениями

и

навыками

посредством

выполнения

конкретных учебных заданий под руководством преподавателя.

В.П.Бондаревский

считает, что одним из важнейших направлений

повышения

эффективности

работы

студентов

является

пробуждение

и

развития интереса к знаниям и потребности в самообразовании на различных

этапах урока.

«Воспитать

глубокий

интерес

к

знаниям

и

потребность

в

самообразовании

значит

пробудить

познавательную

активность

и

самостоятельность мысли».

Заинтересованность обучаемого создает благоприятные условия

для

активизации познавательной деятельности в процессе обучения.

Эффективность

процесса

самоподготовки

зависит

от

правильной

организации

и

разнообразия

самостоятельной

работы,

что

позволяет

студентам

приобрести

опыт

изучения,

заполнения,

конспектирования

и

умение применять на практике полученные теоретические знания.

Развитию

познавательной

активности

способствует

такая

организационная форма обучения, как лабораторно – практические занятия,

при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска новых

знаний.

Лабораторно – практические занятия в техникуме играют важную роль

в процессе обучения студентов, они направлены

на развитие,

умения

приобретать самостоятельные теоретические знания в решении практических

задач.

Тема

«Определение

центра

тяжести

сложного

сечения»

одна

из

важнейших

тем

для

дальнейшего

изучения

теории

сопротивления

материалов.

Умение определять центр тяжести сложного сечения необходимо для

вычисления геометрических характеристик плоских сечений. Знания по этой

теме востребованы по дисциплине

«Конструкция и расчет вагонов» при

расчете

геометрических

параметров,

сечений

балок

рамы

тележки

и

по

дисциплине «Теория и конструкция автомобилей», темы «Устойчивость»,

«Тяговые свойства».

Если на уроках технической механики реализовать систему приемов

направленных на активизацию познавательной деятельности студентов, то

это

приведет

к лучшему

усваиванию

учебного

материала,

к

более

эффективному

решению

задач,

к

развитию

познавательного

интереса

у

студентов и более реальной возможности индивидуального подхода к ним.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ

5

Лабораторное занятие – форма организации обучения, когда учащиеся

выполняют задание под руководством преподавателя.

О с н о в н ы е

д и д а кт и ч е с к и е

ц е л и

л а б о р ато р н ы х

р а б от

экспериментальное

подтверждение

изученных

теоретических

положений:

экспериментальная проверка формул, расчетов; ознакомление с методикой

проведения

экспериментов,

исследований.

В

ходе

работы

у

учащихся

формируется умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать,

делать

выводы

и

обобщения,

самостоятельно

вести

исследования,

пользоваться различными приемами измерений, оформлять результаты в виде

таблиц, схем, графиков и т.п.

Одновременно у учащихся формируются

профессиональные умения и навыки обращаться

различными приборами,

аппаратурой,

установками

и

другими

техническими

средствами

при

проведении опытов. Однако ведущей дидактической целью лабораторных

работ

является

овладение

техникой

эксперимента,

умением

решать

практические задачи путем постановки опыта.

В соответствии с дидактическими целями определяется и содержание

лабораторных

работ:

установление

и

изучение

свойств

вещества,

его

качественных характеристик, количественных зависимостей; наблюдение и

изучение явлений и процессов, поиск закономерностей; изучение устройства

и работы приборов, аппаратов и другого оборудования, их испытание, снятие

характеристик; экспериментальная проверка расчетов, формул; получение

новых

веществ,

материалов,

образцов,

исследования

их

свойств.

Содержание работы на лабораторных занятиях должно включать те вопросы,

которые

с

точки

зрения

подготовки

специалиста

имеют

практическое

значение

в

развитии

его

умений

и

навыков.

Правильно

организованное

занятие дают возможность поэтапно формировать навыки исследования и

анализа количественных и качественных показателей изучаемых объектов.

Все

расчеты

и

результаты

исследования

записываются

в

отчет

по

лабораторным работам. После выполнения программы лабораторных работ с

каждым учащимся проводится индивидуальное собеседование. В процессе

обучения на занятиях мы имеем дело с системой преподаватель – учащийся

на уровне сложных психологических процессов в системе управления. В

данном случае, чтобы увидеть, - надо уметь смотреть, а чтобы услышать, -

надо уметь слушать. Практическая работа должна быть организована таким

образом, чтобы учащийся проявил активность и направил ее на раскрытие

существенных сторон изучаемой темы.

Преподаватель осуществляет контроль за работой каждого студента,

помогает

тем

из

них,

кто

в

этом

нуждается,

дает

индивидуальные

консультации.

Примерная структура организации лабораторной работы

- Повторение основных теоретических положений изучаемого вопроса

- Разъяснение порядка выполнения работы, постановка цели работы

- Самостоятельная работа студентов

- Оформление отчета, работа в соответствии с разделами «Подготовка

6

и порядок выполнения работы», «Оценка результатов испытаний».

- Проверка преподавателем заключения по результатам испытаний.

Лабораторно – практические занятия являются связующим звеном

между теорией и практикой, на них студенты углубляют и закрепляют

теоретические знания, полученные на лекциях и уроках, проверяют

теоретические

положения

экспериментальным

путем.

Научить

правильно

анализировать

и

обобщать

полученную

на

практических

занятиях

информацию

можно

только

на

основе

умения

студентов

самостоятельно ориентироваться в изучаемом материале.

Организация

проведения

практических

работ

складывается

из

следующих этапов:

1.

Предварительная теоретическая подготовка учащихся;

2.

Приобретение

навыков

исследования

при

выполнении

самостоятельных работ;

3. Закрепление материала на лабораторно – практических работах.

При проведении лабораторно – практических работ исследовательским

методом, преподавателю необходимо:

- Проверить знания учащимися теоретических основ для постановки

постановки опыта, наблюдения, эксперимента;

- Определить результаты выводов и проверить запись выводов

( таблица, схема, ответ на контрольные вопросы, рисунок ) ;

- Четко сформулировать задачу исследования;

- Определить методы исследования (наблюдение, эксперимент);

- Сформулировать гипотезу, разработать план и программу опыта.

Практические

занятия

должны

быть

построены

таким

образом,

чтобы учащийся понимал цель работы, поставленные перед ним задачи,

и хотел их решить. Если студенту трудно понять цель лабораторной

работы или ему не интересна сама работа, то в этом не всегда только

его вина. Методическое пособие по лабораторной работе должно быть

составлено умело,

т.е. быть не слишком сложным и не слишком

простым, а интересным по содержанию. Путь от понимания цели до

выполнения работы не должен быть долгим и сложным.

Лабораторные

занятия

являются

разновидностью

программного

обучения

и

представляют

собой

один

из

основных

элементов,

предназначенных

для

формирования

у

студентов

готовности

к

творческой

деятельности.

При

выполнении

лабораторно

практических работ самостоятельность студентов достигает наиболее

высокого уровня.

При проблемном изложении цели лабораторно – практических

работ

познавательная

активность

студентов

повышается,

делается

попытка

раскрыть

сложные

закономерности

свойств

изучаемых

7

объектов.

Все

это

побуждает

учащихся

к

активному

поиску

обоснованных ответов на основе имеющихся у них знаний.

ВЫВОД:

При выполнении лабораторно – практической работы у

студентов

вырабатываются

расчетно

аналитические

умения,

познавательная активность, творческая самостоятельность.

3. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

8

Активные

методы

обучения

это

методы,

которые

побуждают

учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе

овладения

учебным

материалом.

Активное

обучение

предполагает

использование такой системы методов, которая направлена главным образом

не

на

изложение

преподавателем

готовых

знаний,

их

запоминание

и

воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и

умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности.

Для

активизации

познавательной

деятельности

учащихся

используются и традиционные методы обучения, но с применением таких

приемов, как постановка вопросов при изложении материала, включение в

него отдельных практических упражнений, ситуационных задач, обращение к

наглядным

и

техническим

средствам

обучения,

побуждение

к

ведению

записей, созданию опорных конспектов.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их

основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности,

без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед

обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и

обеспечить

формирование

и

развитие

познавательных

интересов

и

способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного

умственного

труда.

Возникновение

новых

задач

обусловлено

бурным

развитием

информации.

Если

раньше

знания,

полученные

в

школе,

техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его

трудовой

жизни,

то

в

век

бума

информации

их

необходимо

постоянно

обновлять,

что

может

быть

достигнуто

главным

образом

путем

самообразования, а это требует от человека познавательной активности

и

самостоятельности.

Познавательная

активность

означает

интеллектуально

эмоциональный

отклик

на

процесс

познания,

стремление

учащегося

к

выполнению

индивидуальных

и

общих

заданий,

интерес

к

деятельности

преподавателя и других учащихся.

Под

познавательной

самостоятельностью

принято

понимать

стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться

в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не

только понять усваиваемую учебную информацию, но способы добывания

знаний,

критический

подход

к

суждениям

других,

независимость

собственных суждений.

9

Познавательная

активность

и

познавательная

самостоятельность

качества,

характеризующие

интеллектуальные

способности

учащихся

к

учению.

Как

и

другие

способности,

они

проявляются

и

развиваются

в

деятельности.

Отсутствие

условий

для

проявления

активности

и

самостоятельности приводит к тому, что они не развиваются. Вот

почему

только

широкое

использование

активных

методов,

побуждающих

к

мыслительной

и

практической

деятельности,

причем

с

самого

начала

процесса обучения, развивает столь важные

интеллектуальные качества

человека,

обеспечивающие

в

дальнейшем

его

активность

в

постоянном

овладении знаниями и применении их на практике.

Активные

методы

обучения

могут

быть

использованы

на

разных

этапах

учебного

процесса:

при

первичном

овладении

знаниями,

при

закреплении

и

совершенствовании

знаний,

при

формировании

умений

и

навыков. Нельзя резко разделять имеющиеся методы обучения на активные и

не активные; используя разнообразные приемы активизации познавательной

деятельности, преподаватель добивается того, что познавательная активность

учащихся повышается.

В зависимости от направленности на формирование системы знаний

или овладение умениями и навыками активные методы обучения делят на не

имитационные и имитационные. Имитационные предполагают, как правило,

обучение

профессиональным

умениям

и

навыкам,

и

связаны

с

моделированием профессиональной деятельности.

При их

применении

имитируются

как

ситуации

профессиональной

деятельности,

так

и

сама

профессиональная деятельность. Имитационные методы, в свою очередь,

делят на игровые и неигровые, в зависимости от тех условий, в которые

включаются учащиеся, ролей, которые они выполняют, взаимоотношений

между

ролями,

устанавливаемых

правил,

наличия

эл е м е н то в

состязательности при выполнении заданий.

Активные методы, направленные на первичное овладение знаниями,

способствует

развитию

мышления,

познавательных

интересов

и

способностей, формированию умений и навыков самообразования, однако

при

планировании

их

следует

помнить,

что

они

требуют

значительного

времени.

Именно по этому невозможно перевести весь учебный процесс

только на применение активных

методов, наряду с ними используются и

традиционные: обычная лекция, объяснение, рассказ.

В преподавательской деятельности часто пользуются термином «прием

обучения».

Прием – это часть метода, которая усиливает, повышает его

эффективность. Так, в практике обучения широко используются наглядные

приемы обучения, сопровождающие лекцию, объяснение, рассказ, беседу:

показ изображений на таблицах, плакатах, учебных картах, демонстрация

моделей,

натуральных

объектов,

устройств,

механизмов.

Объяснение

учебного материала может сопровождаться демонстрацией опытов, слайдов,

показом

диафильмов

и

кинофильмов

и

их

фрагментов,

видеозаписей,

телефильмов и т. п. Использование наглядных приемов помогает не только

10

понять,

но

и

лучше

запомнить

учебный

материал,

а

также

создает

эмоциональное отношение к изучаемому, повышает интерес к нему.

4. АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ

Основная цель работы преподавателя – дать прочные осознанные

знания студентам. Этого можно достичь благодаря активной познавательной

деятельности студентов. Под словом активизировать в педагогике понимают

усиление

внутренней

активности

студентов

и

стимулирование

их

мыслительной деятельности.

Сложность

заключается

в

том,

что

нет

готовых

рецептов,

чтобы

добиться 100% активности учащихся на уроке. В печати часто пишут о

работе педагогов - новаторов, но зачастую даже использование их методов и

форм работы не даст желаемого результата. Причина здесь кроется в одном:

У каждого учебного коллектива свой опыт познавательной деятельности,

свой средний уровень развития. А каждый прием или метод учебной работы

рассчитан на определенный уровень познавательной деятельности студентов.

Поэтому накопленный опыт работы по активизации познавательной

деятельности

студентов

и

передовые

методы

обучения

требуется

теоретически осмыслить и для успешного применения передового опыта

стараться не просто копировать, а переносить опыт других в свою группу.

Прежде всего,

необходимо выделить основные

моменты по активизации

познавательной деятельности, выбрать те приемы и методы, которые можно

применить в каждой группе.

Непременным условием результативности обучения является развитие

интереса к предмету. Важным пунктом здесь является отношения между

студентами

и

преподавателем.

Нужно

выбрать

правильный

стиль

взаимоотношений. Это будет достигнуто в том случае, если:

1.

есть основа для взаимоотношений;

2.

помимо

возможности

взаимодействия,

для

формирования

взаимоотношений необходима общая цель;

3.

при

установлении

взаимоотношений

должен

осуществляться

определенный порядок;

4.

когда

есть

порядок

и

цель,

возникают

взаимоотношения,

определяемые

двумя

составляющими:

процессами

отдачи

и

принятия.

Выполнение

этих

пунктов

предполагает

создание

между

преподавателем и студентами обстановки гуманных отношений, взаимного

уважения и доверия,

помощи и творческого настроя. Такая обстановка

устраняет отрицательные и порождает положительные

эмоции студентов,

вызывает желание заниматься учебной деятельностью.

11

«Сущность познавательного интереса в стремлении…. Проникнуть в

познаваемую

область

более

глубоко

и

основательно,

в

постоянном

побуждении заниматься предметом своего интереса».

Также

следует

обращать

внимание

на

стиль

взаимоотношений

студентов, степень корректности их отношений к преподавателю и друг к

другу,

общий

настрой

группы

и

тот

психологический

климат

занятий,

который

создан

общей

организацией

урока,

требовательностью

и

стилем

руководства преподавателя познавательной деятельностью студентов.

Организованность,

дисциплинированность

и

заинтересованность

студентов

являются

следствием

организованности,

четкости

и

заинтересованности самого преподавателя, а студенты – в своем отношении

к личности педагога и в отношении к учебному предмету, который этот

педагог преподает.

При таком психологическом климате успешно выполняются основные

принципы

дидактики,

способствующие

активизации

познавательной

деятельности студентов: это связь с жизнью; принцип научности; принцип

сознательности обучения и прочности усвоения знаний. Но все эти принципы

могут быть реализованы только в процессе активного обучения.

Активизация учения может быть решена более полно при условии

реализации

ряда

мер.

Во-первых,

в

содержании

учебных

предметов

необходимо

видеть

систему

ведущих

знаний,

способов

получения

и

переработки информации. Это включает в себя отбор тех научных понятий,

сведений,

законов

и

правил,

которые

должны

быть

прочно

усвоены

студентами.

Во-вторых, личности, глубине и осознанности знаний способствует

выполнение

принципа

непрерывного

повторения.

С

этой

целью

можно

задавать большое количество задач, вопросов.

В-третьих,

теоретические

знания

обязательно

должны

быть

подкреплены

самостоятельной

работой

студентов

через

систему

индивидуальных заданий, где одно из важных мест занимают тесты.

4.1 Методика развития творческих способностей студентов через

систему индивидуальных заданий

Методика развития творческих способностей студентов через систему

индивидуальных

заданий

способствует

активизации

познавательной

деятельности

студентов,

углублению

знаний

по

изучаемой

дисциплине,

расширению

общего

кругозора;

содействует раскрытию, проявлению и

непрерывному

развитию

индивидуальных

особенностей

юношества;

развивает умение самостоятельной работы;

формирует нравственные

качества личности студента, повышает культуру общения при организации

работы

коллективного

характера,

создает

благоприятную

обстановку

для

процесса обучения и воспитания.

12

Каждый

преподаватель,

после

практического

о смысления,

необходимого содержания курса намечает себе основную схему – план по

формированию основной базы своего предмета, преследуя конкретную цель

накопления

дидактического

материала.

Для

этого

преподаватель

должен

достаточно хорошо представлять тематическое планирование своего курса,

продумать формы уроков и их организацию, познакомиться

с объемом

литературы

по

темам,

наличием

наглядных

пособий.

Основным

звеном

данной схемы является сочетание тематики индивидуальных и коллективных

заданий

различной сложности обязательного минимума содержания, при

этом большая часть заданий предполагает углубленное изучение материала.

Темы,

осмысленные

студентами

через

индивидуальные

задания

остаются в памяти более длительное время, чем другие, изученные в данном

курсе.

5. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

Какие же методы и приемы использовались на лабораторно –

практическом занятии?

- Использовались имитационные, неигровые активные методы

обучения – лабораторно-практическое занятие.

Именно такие уроки позволяют формировать целостную систему

знаний, формировать гибкость мышления, способность переключаться с

одного вида деятельности на другой.

- Использовалось создание ситуации желания изучения знаний

На этапе ознакомления с лабораторной работой преподаватель

ориентирует на внутренние связи данной темы, как в содержание изучаемого

материала, так и между предметами, показывает прикладной характер

изучаемого материала, информирует о значимости.

- Использовалась индивидуальная форма организации учебной

работы.

Учебная деятельность организовывалась таким образом, что каждый

учащийся выполнял индивидуальное задание на лабораторной работе.

Студентам были выданы сложные сечения разной формы для определения

центра тяжести опытным и расчетным путем. Такой подход к организации

урока, несомненно, стимулирует познавательную активность студентов.

- Использовался практический метод обучения.

Практический метод обучения, реализуемый в данной методике,

заключается в том, что много времени уделено непосредственному

выполнению лабораторной работы. При этом студенты закрепляют и

совершенствуют свои знания и умения, работая самостоятельно и пользуясь

по мере необходимости консультирующей помощью преподавателя.

13

5.1 Методы контроля и коррекции знаний

Контроль и коррекция знаний осуществлялась следующим образом:

-Использовалась технология обучения, как тестовый опрос по теме:

«Определение центра тяжести сложного сечения».

Для быстрого оперативного контроля знаний при повторении

материала были использованы карточки индивидуальных заданий (КИЗ) в

виде тестовых задач (см. приложение …..).

Тестовые задания активизируют мыслительную деятельность студентов

– анализ, сравнение, чтобы в результате сопоставления ответов найти

правильные из них, отклонив другие, в которые заложена неполная или

неверная информация.

-Использовался устный фронтальный опрос по теме:

«Определение центра тяжести сложного сечения».

Фронтальная работа предполагает совместную деятельность всей

группы: преподаватель для всей группы излагает учебный материал, ставит

одинаковые задачи, а учащиеся решают одну проблему, овладевают общей

темой.

- Консультации преподавателя в ходе выполнения лабораторной

работы.

6. ПЛАН УРОКА

Преподавателя Летуновской Г.И.

Дата:

Дисциплина: Техническая механика

Группа:

14

Тема: Определение центра тяжести сложных сечений

Тип урока: Лабораторно – практическое занятие

Цели урока:

1) Обучающая:

- уметь находить (определять) центр тяжести плоских фигур

2) Развивающие:

- умение обобщать, систематизировать информацию

- умение анализировать правильность полученных результатов

- развитие процессов творческого мышления

- умение выполнять задания в ограниченных временных рамках

3) Воспитательные: аккуратность, настойчивость в достижении

результатов, доброжелательное отношение друг к другу

Методические цели урока:

Активизация познавательной деятельности студентов на лабораторно –

практическом занятии.

Межпредметные связи: математика, инженерная графика

Материальное обеспечение:

1.

Оборудование (пластинки плоских фигур, отвесы, Установка

для определения положения ц.т. сложных сечений)

2.

Методические указания для выполнения лабораторной работы

3.

Комплекты заданий для письменного опроса

Ход урока:

1.

Организационный момент

---2 мин.

2.

Проверка усвоения ранее изученного материала

по теме: «Определение положения ц.т. сложных

сечений»

2.1 Письменный опрос по КИЗ.

---10мин.

2.2 Фронтальный устный опрос учащихся, проверка

знаний теоретического материала»

---5мин.

3.

Сообщение цели лабораторной работы и плана

---10мин.

4.

Самостоятельная работа и текущий инструктаж-

выполнение учащимися лабораторной работы.

4.1 Выполнение замера плоской фигуры.

---2мин.

4.2 Определение центра тяжести с помощью отвеса.

- ---5мин.

4.3 Определение центра тяжести в системе координат. ---3мин.

4.4 Аналитическое определение положения центра тяжести.-35м.

4.5 Сравнение результатов и вывод.

---3мин.

5.Подведение итогов урока. Выдача домашнего задания.

---5мин.

15

7.

План конспект урока по теме:

«Определение центра тяжести сложных сечений»

Урок начинается с организационного момента и проверки домашнего

задания. В качестве проверки усвоения пройденного материала проводится

фронтальный опрос.

Фронтальный опрос

1.

Что такое центр тяжести?

* Центр тяжести – это такая точка твердого тела через которую всегда

будет проходить линия действия силы тяжести этого тела.

2.

Зависит ли положение центра тяжести от положения тела в

пространстве?

* Положение центра тяжести не зависит от положения тела в

пространстве.

3.

От чего зависит положение центра тяжести тела?

* Положение центра тяжести тела зависит от размеров, конфигурации и

распределения массы в этом теле.

4.

Где находится центр тяжести симметричного тела?

* Если твердое тело имеет ось симметрии, центр симметрии, или

плоскость симметрии, то центр тяжести этого тела находится

соответственно на оси симметрии, в центре симметрии, или в

плоскости симметрии.

5.

Что называется сложным сечением?

* Сложное сечение это сечение, состоящее из нескольких простейших

сечений.

6.

Как определить положение центра тяжести сложного сечения

(однородной пластинки)?

* Сложное сечение разбивается на отдельные простейшие части,

вычисляются площади каждой части. Проводятся координаты

оси Х и У таким образом, чтобы все сечение находилось в первой

четверти. По специальным формулам вычисляют координаты центра

тяжести всего сложного сечения.

i

A

iXi

А

с

Ai

AiYc

c

16

7. Если в сложное сечение входят различные вырезы и отверстия, то

их параметры принимаются со знаком?

* - минус.

8. Можно ли рассматривать силу тяжести, как равнодействующую

параллельных сил?

* Силы тяжести частиц образуют параллельную систему сил.

Равнодействующая этих параллельных сил равна сумме сил тяжести

отдельных частиц – это и есть сила тяжести тела.

9. Может ли располагаться центр тяжести вне самого тела?

* Центр тяжести может располагаться вне самого тела.

Следующий этап проверки усвоения пройденного материала –

письменный опрос по КИЗ в виде тестовых задач (см. приложение…,

2 варианта тестовых задач).

Сообщение цели лабораторной работы и плана.

Тема «Определение центра тяжести сложного сечения» одна из

важнейших тем для дальнейшего изучения теории сопротивления

материалов. Умение определять центр тяжести сложного сечения необходимо

для вычисления геометрических характеристик плоских сечений.

Целью данной лабораторной работы является экспериментальная

проверка формулы для определения центра тяжести заданного сложного

сечения.

План работы:

1.

Вырезать бумажный контур сложного сечения и нанести размеры.

2.

Подвесить сложное сечение с бумажным контуром на ось и провести

сквозь прорезь стрелки линию силы тяжести. (Во время сообщения

плана работы преподаватель демонстрирует опыт на установке для

испытания.)

3.

Выполнить то же самое подвесив сложное сечение через другое

отверстие.

4.

Провести на бумажном контуре оси координат Х и У таким образом,

чтобы прямой угол сложного сечения находился в нижнем левом углу.

5.

Опустить перпендикуляры из точки пересечения линий сил тяжести на

координатные оси, замерить их (Хс опыт, Ус опыт).

6.

Вычислить расчетным путем эти же координаты Хс и Ус.

6.1 Разбить заданное сложное сечение на простейшие части.

6.2 Вычислить площадь простейших частей.

6.3 Провести координаты оси Х и У.

6.4 Вычислить координаты центра тяжести простых сечений.

6.5 Результаты занести в таблицу (см. методические указания).

17

6.6 Вычислить координаты центра тяжести всего сложного сечения по

формулам:

A

AiXi

Xc

(мм),

A

AiYi

Yc

(мм).

6.7 Сравнить полученные результаты и оценить погрешность опыта по

формулам:

%

100

*

.

.

.

.

ан

Хс

опыт

Хс

ан

Хс

Kxc

,

%

100

*

.

.

.

.

ан

Ус

опыт

Ус

ан

Ус

Кус

,

Студенты приступают к выполнению лабораторной работы

Роль преподавателя – консультант в ходе выполнения лабораторной

работы

По окончании лабораторной работы необходимо сравнить результаты и

сделать вывод, что центр тяжести фигуры, найденный опытным путем

и расчетным путем совпадают.

Заключительный этап урока

1.

Объяснение домашнего задания: Отчет,Л1, §47.

2.

Подведение итогов.

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе используются методы и приемы обучения,

что в своей совокупности приводит к положительным результатам

при обучении и воспитании студентов.

18

Уровень

подготовки

студентов

разный

и

при

правильной

организации

труда

в

группе

можно

добиться

активности

всех

присутствующих

на

занятиях

студентов.

Же л ат е л ь н о

предоставления

большей

самостоятельности

студентам,

как

на

стадии получения знаний, так и проверки, и корректировки. Умение

самостоятельно

исследовать

проблему

разными

способами,

анализировать полученные результаты, работы в группе призваны

формировать

у

студентов

качества,

позволяющие

легко

адаптироваться

к

современным

условиям

рыночной

экономики.

Учащимся становится интересен сам процесс мышления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

19

1.

Вереина, Л.И. Техническая механика: Учебник / Л.И. Вереина. - М.:

Academia, 2015. - 176 c.

2.

Михайлов, А.М. Техническая механика: Учебник / А.М. Михайлов. - М.:

Инфра-М, 2018. - 160 c.

3.

Молотников, В.Я. Техническая механика: Учебное пособие / В.Я.

Молотников. - СПб.: Лань, 2017. - 476 c

4.

Олофинская, В.П. Техническая механика. Сборник тестовых заданий:

Учебное пособие / В.П. Олофинская. - М.: Форум, 2014. - 48 c.

5.

Олофинская, В.П. Техническая механика: Курс лекций с вариантами

практических и тестовых заданий: Учебное пособие / В.П. Олофинская. -

М.: Форум, 2013. - 352 c.

20



В раздел образования