Напоминание

Организация повседневной жизнедеятельности в кадетских корпусах Российской Империи.


Автор: Семененко Ярослав Александрович
Должность: воспитатель учебного курса
Учебное заведение: Санкт-Петербургское суворовское военное училище
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Организация повседневной жизнедеятельности в кадетских корпусах Российской Империи.
Раздел: полное образование





Назад




1

ФГКОУ «Санкт-Петербургское суворовское военное училище МО РФ»

Организация повседневной жизнедеятельности в кадетских корпусах

Российской Империи.

Выполнил:

воспитатель учебного курса

Семененко Ярослав

Санкт-Петербург

2020

2

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

История возникновения кадетских корпусов в России 5

Повседневная жизнь воспитанников. Распорядок дня кадета.

10

Примеры организации досуга в Псковском кадетском корпусе. 16

Проведение праздников в кадетских корпусах 25

Заключение 26

Список литературы 30

Приложение 32

3

.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

Исторически сложилось так, что развитие Российского государства и

укрепление

в

нем

экономических,

политических,

социальных

устоев

происходило

совместно

с

заботой

о

становлении

и

совершенствовании

сухопутных войск и военно-морского флота, качественный уровень которых в

значительной

мере

определялся

степенью

подготовленности

офицерского

корпуса. Обновления, вызванные проводимыми в стране реформами, в том

числе в военной области, потребовали коренного пересмотра всей системы

обучения и воспитания военных кадров, переориентации их на жизнь в

принципиально

новых

условиях.

Актуальность

исследования

обусловлена

еще

и

воссозданием

кадетских

корпусов

в

России,

что

само

по

себе

подтверждает жизненность этой формы образования и воспитания. Это дает

благоприятную

возможность

для

рассмотрения

и

изучения

особенностей

деятельности этих корпоративных общественных организаций прошлого в

интересах повышения у воспитанников уровня знаний, формирования у них

общей и нравственной культуры, закрепления сложившихся прогрессивных

традиций в светской и профессиональной среде.

Хронологические рамки исследования в основном заключают период от

начала XYIII столетия до радикального изменения социально-политических

отношений в нашем государстве в 1917 году. Избранный для исследования

исторический

отрезок

времени

позволяет

проанализировать

процессы

зарождения отечественного военного образования для раскрытия вопросов

повседневной внеклассной жизни воспитанников кадетских корпусов, когда в

1701 году была создана в Москве Школа математических и навигационных

наук, готовившая артиллеристов и военных инженеров для армии и флота.

4

Затем

последовал

более

чем

200-летний

период

становления

и

развития

российской военной школы, накопления опыта обучения и воспитания буду-

щих защитников и служебных деятелей Отечества, завершившийся к концу

1917 года, когда после Октябрьской революции кадетские корпуса ушли в

«белое движение».

Объект исследования: кадетские корпуса и военные училища в России

(1701-1917гг)

Предмет исследования: организация отдыха и досуга кадетов.

Цель исследования: выявление и описание различных форм досуговой

деятельности кадетов в аспекте использования положительного опыта закры-

тых военных учебных заведений России в настоящее время.

Задачи исследования:

1.Отобрать и проанализировать литературу по теме исследования;

2.Выявить

и

классифицировать

возможные

формы

отдыха

и

организации досуга кадетов в разные периоды;

3.Определить основные направления досуговой деятельности;

4.Обосновать значение исторического опыта в современных условиях

возрождения кадетских корпусов.

Исследовательская база:

Исторические

и

архивные

материалы,

Музей

истории

СВУ,

отчеты

учебных заведений, мемуары выпускников, диссертации.

5

История возникновения кадетских корпусов в России.

Вот какую историческую справку дал кадет Первого Русского кадет-

ского корпуса 26 – го выпуска Андрушкевич Игорь Николаевич.

«Уже в XV – XVI веках в России существовали полки, в которых слу-

жили дворянские недоросли и даже принимали участие в качестве вспомога-

тельных частей в военных действиях. Эти полки и являются прямыми отече-

ственными предшественниками русских кадетских корпусов».[ 1, с.2]

Однако само слово «кадет» французского происхождения и по своему

общему смыслу обозначает младший. В свою очередь, это французское слово

происходит от уменьшительного «капдет» на гасконском наречии, производ-

ного от латинского «капителлум», что буквально значит «маленький капи-

тан»,

или

«маленький

глава».

Соединение

этих

«кадет»

в

роты

или

специальные

школы

для

военной

подготовки

при

одновременном

общем

образовании и было зачатком современных кадетских корпусов, которые в

разных странах и в разные эпохи также назывались военными гимназиями,

кадетскими школами, военными лицеями и военными училищами[1].

Кадетские корпуса – интересная страница в истории отечественной

системы

образования.

Круг

преподаваемых

предметов

был

достаточно

широким. В рапорте, поданном на высочайшее имя в 1738 году директором

старейшего из кадетских корпусов – Сухопутного шляхетского – генералом

И.Л.Люберасом

фон

Потом,

среди

прочего

можно

встретить

следующее

замечание: «А понеже не каждого человека природа к воинскому склонила,

тако же и в государстве нужно политическое и гражданское обучение: того

ради иметь при том учителей чужестранных языков, истории, географии,

юриспруденции, танцования, музыки и прочих полезных наук, дабы видя

природную склонность, потому б и учению определить».[ 10, с.10 ]

6

В России зарождение военно-учебных заведений связанно с именем

Петра I. Вернувшись из заграничного путешествия, Петр I указом от 14

января 1701 года в Москве открыл Навигационную школу, которая положила

начало созданию отечественной системы военного образования.

В период 1711 году Императором Петром Великим было учреждено

звание «паж», а через год учреждена Инженерная школа в Москве.

17

марта

1719

года

такое

же

учебное

заведение

создано

в

Санкт-

Петербурге.

В 1721 году Петр I повелел при каждом гарнизонном полку учредить

школу на 5 детей солдат для обучения грамоте и мастерству. Однако учились

там и дети других сословий, такие как незаконнорожденные, цыгане, евреи,

бродяги. Таких школ было образованно 49. В них принимались мальчики от 7

до 15 лет, которым преподавались предметы: артиллерия и фортификация,

пение

и

музыка,

мастерство

и

письмоводство.

Эти

школы

с

самого

зарождения претендовали на универсальность даваемых знаний и навыков.

Однако, не смотря на все начинания и преобразования Петра I, эти военные

учебные заведения еще не играли главной, лидирующей роли в системе

подготовки

офицерских

кадров

для

армии

и

флота

России.

Основное

значение продолжала иметь служба в гвардейских полках - Преображенском

и Семеновском[10.С.13].

Изменения в системе военного образования были сделаны в период

правления императрицы Анны Иоанновны, которая в 1731 году издала указ

об учреждении Кадетского корпуса. Русский кадетский корпус представлял

собой учебное заведение по образцу существовавших кадетских корпусов во

Франции, Дании и Пруссии. Учебная программа была рассчитана на 5-6 лет

и, по сравнению с прусским корпусом, была значительно расширена. Это

было связанно стремлением подготовить воспитанников не только для воен-

ной службы, но и гражданской. Учебная программа включала: изучение За-

кона Божия, русского и французского языков, немецкого и латыни - по жела-

нию, чистописание, арифметику, геометрию, географию, историю, складное

7

письмо, риторику, юриспруденцию и музыку (для особо одаренных). А также

мораль, геральдику, фортификацию и артиллерию. Проводя исследования в

области закрытых военно-учебных заведений необходимо отметить Паже-

ский корпус. В начале правления императрицы Елизаветы Петровны при

дворе содержалось по штату, установленному указом от 5 октября 1742 года,

24 пажа и 8 камер-пажей (личных пажей царствующих особ). Указом за па-

жами

был

закреплен

определенный

перечень

постоянных

придворных

обязанностей. Таким образом, институт пажей стал необходимой структурой

для выполнения определенных функций и придания блеска царскому двору.

Не смотря на кажущийся внешний лоск, придворные не всегда превосходили

по своему внутреннему содержанию рядовых дворян. Историк Забелин И.Е.

отмечал, распространенными видами наказания в воспитательном процессе

было

битье

розгами

и

мытье

провинившимися

пажами

посуды.

Так

продолжалось до 1759 года, до вступления в должность гофмейстера двора

остзейца Карла Ефимовича Сиверса и в этом же году из Франции был выпи-

сан в Россию барон Шуди и назначен на должность гофмейстера. Барон

Шуди,

ознакомившись

с

постановкой

воспитания

и

образования

пажей,

выступил против насильственных наказаний. Идеи воспитания Амоса Камен-

ского и Локка уже были известны в Петербурге. Он разработал стройную сис-

тему воспитания пажей по принципу приобретения воспитателем доверия

воспитанников. 28 июня 1762 году на русский престол вступила Екатерина II.

При ней образовался круг людей, понимавших, насколько было важно нала-

дить процесс обучения и воспитания. Среди них особое место занимал лич-

ный

секретарь

императрицы

Иван

Иванович

Бецкой,

инициатор

реформирования и создания системы учебно-воспитательных учреждений. В

1763 году он представил Екатерине II план реорганизации воспитания детей

«Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», в котором

использовал идеи А.Коменского, Д.Локка и Ж.Руссо. Следует отметить, что

заботы о совершенствовании обучения в корпусе не ограничились только

программой обучения барона Шуди. В течение последующих двадцати лет в

8

пажеском корпусе руководствовались обширной программой, разработанной

академиком Федором Ивановичем Миллером. План академика предусматри-

вал воспитательную и образовательную части. Образовательная часть вклю-

чал ряд предметов гражданской направленности, а воспитанники, которые

должны были выйти в военную службу, изучали геометрию, тригонометрию,

геодезию и механику. Программой Миллера при обучении руководствовались

формально (по приведенным выше причинам), так как в основном продол-

жали придерживаться программы Шуди [16, с.33].

Смена

начальства

влекла

за

собой

и

полное

изменение

системы

педагогических приемов и подходов.

Считается, что лучшим периодом в истории Кадетского корпуса было

время, когда пост генерал-директора занимал генерал-адъютант Ф.Е. Ангальт.

Он придал корпусу характер образовательного и воспитательного заведения.

В учебном заведении имело место хождении европейской и русской перио-

дики. Воспитанники могли воспользоваться прессой, выразить свои настрое-

ния и мысли на так называемой «говорящей стене» (следы зачатков демокра-

тии). Офицеры видели надписи в духе преследуемого тогда «вольтеранства»,

безусловно это приводило к порицаниям.

Когда на престол вступил Император Павел I, Сухопутный кадетский

корпус снова принял строевую организацию. На пост директора корпуса

назначен герой Измаила и в будущем фельдмаршал - М.И.Кутузов. В корпусе

ужесточилась дисциплина, был закрыт театр, а офицеры, не согласные с

взглядами нового директора, уходили из корпуса. Он как человек, воспитан-

ный

армией,

в

отличие

от

Бецкого

и

Ангальта,

поддерживал

воинскую

дисциплину и порядок не только методом убеждения, но и принуждения.

Устав корпуса не подлежал изменению без ведома императора. В 1830–

1840-е годы наступил новый период в истории кадетских корпусов. Это

характеризовалось тем, что была создана единая система военного образова-

ния

и

в

ней

Пажеский

корпус,

который

начал

занимать

особое,

первенствующее положение по качеству и глубине образования.

9

В

начале

второй

половины

XIX

века

среди

необходимых

реформ,

которые

проводил

уже

в

России

Александр

II,

важное

место

занимала

коренная

военная

реформа.

Проведение

такой

реформы

требовало

от

правительства глубокой реконструкции системы военного образования[10,т.1,

с.35].

Военная реформа 1860-1870-х годов и реформа военного образования

была проведены по программе, которую разработал и осуществил военный

министр Д.А. Милютин. Военные гимназии стали общеобразовательными

учебными заведениями. Они заменили приготовительные и общие классы

кадетских

корпусов,

прекратив

совместное

воспитание

в

одном

учебном

заведении

детей

и

почти

взрослых

молодых

людей.

В

ущерб

классным

теоретическим занятиям была ограничена строевая подготовка и устранялась

необходимость выбора в одном лице и педагога и офицера. С воцарением на

престол

Александра

III,

1

марта

1881

года

Д.А.Милютин

ушел

с

поста

военного министра. И уже 22 июля 1882 года все военные гимназии были

переименованы

опять

в

кадетские

корпуса.

3

августа

1886

года

было

утверждено новое положение о кадетских корпусах и были открыты новые

корпуса[16, с.60]. Россия всегда нуждалась в офицерских кадрах и, несмотря

на

ведение

многочисленных

войн,

численность

ее

вооруженных

сил

за

период с момента отмены крепостного права (1861 года) до начала Первой

мировой войны (1914 года) в среднем не превышала 1 % от численности

населения страны. К 1913 году страна имела под ружьем 1 млн. 320 тыс.

человек

[11,т.2,с.401].

Соотношение

количества

офицерского

состава

и

нижних чинов в основном соответствовало стандартам, принятым в других

государствах-1:24.

В

период

правления

Николая

II

численность

русской

армии постоянно возрастала и к январю 1917 года численность уже доходила

до 6900000 человек из них 145916 офицеров[4, с.166]. Эти цифры вызывают

сомнение,

так

как

путем

математических

вычислений

можно

прийти

к

выводу, что на одного офицера российской армии приходилось почти 47284

солдат. К началу февральской революции 1917 года в России насчитывалось

10

29 кадетских корпусов,Что случилось с этими военно-учебными заведениями

после 1917 года не входит в хронологические рамки нашего исследования.

Повседневная жизнь кадетских корпусов. Распорядок дня.

Исследуя вопросы отдыха и досуга в кадетских корпусах до 1917 года

необходимо обратиться к распорядку дня в этих военно-учебных заведениях.

Опираясь на источники, распорядок кадет к началу XX в.в основном был сле-

дующий:

Утренняя заря (подъем)-6 часов утра.

Утренний осмотр и завтрак.

Занятия до 11 утра с 10-минутными перерывами через каждый час.

Обед-12 часов (офицеры обедают вместе с воспитанниками).

Занятия с 14 до 16 часов в классах.

Самостоятельные занятия с 16 до 20 часов.

Ужин.

Вечерняя заря 21 час.

Отбой-22 часа.

Так же предписывалось проводить внеклассные занятия и упражнения

ежедневно, они проводились в часы самоподготовки[9,т.1, приложение]. Как

видно,

распорядок

по-военному

спланирован

и

мало

чем

отличается

от

современного

распорядка

в

кадетских

корпусах

и

военных

училищах

министерства обороны РФ. Кроме того, воспитанникам кадетских корпусов,

как и в любом военном заведении, приходилось нести караульную службу, а

пажи кроме этого несли придворную службу и принимали участие в различ-

ных торжественных церемониях. Следует сразу отметить отличия между

кадетскими корпусами, различными военными школами, созданными при

Петре I и Пажеским корпусом. Если первых два вида учебных заведений

отличались в основном только сословной принадлежностью воспитанников

(в военных школах преимущественно обучались дети бедных дворян, солдат

и

т.д.),

то

Пажеский

корпус

отличался

от

предыдущих

своей

привилегированностью и функциональностью. Право быть пажом к высочай-

11

шему двору считалось особенной милостью и предоставлялось только детям

высших дворянских фамилий. Пажеский корпус был единственным заведе-

нием, выпускники которого по своему выбору выходили прямо офицерами в

полки старой гвардии, куда стремилось все высшее и почетнейшее дворян-

ство. При таких условиях поступление в Пажеский корпус представляло

большее затруднение, чем в другие кадетские корпуса. Пажи отличались от

кадетов своим богатым обмундированием. Они делились, в отличие от каде-

тов,

на

отделения,

а

не

на

роты.

Пажи

часто

требовались

во

дворец

к

высочайшим выходам. Проанализировав и обобщив воспоминания пажей,

этих документов отражающих субъективное восприятие событий далекой

вековой давности, можно прийти к выводу, что служба им очень нравилась.

В своих воспоминаниях они повествуют в значительных объемах о своей

учебе, традициях и службе при дворе, почти не затрагивая вопросы досуга и

отдыха. К сожалению, эта тема полностью не раскрыта и информация по ней

очень скудна. Так для того, что бы получить материалы по досугу и отдыху в

закрытых военных учреждениях того времени приходиться обобщать и де-

тально выявлять их из различных источников, часто рассматривая при этом

вопросы самого зарождения кадетства в России. Опираясь главным образом и

анализируя

в

основном

воспоминания

бывших

воспитанников

кадетских

корпусов.

Следует

сразу

отметить

сложное,

параллельное

развитие

военно-

учебных заведений в России. Так само звание «паж» было учреждено Петром

Великим, который в 1711 году образовал его по образцу германских дворов.

Но

при

Екатерине

I

и

Петре

II

пажи

лишь

изредка

привлекались

к

придворной службе. В это время они жили в домах своих родителей, без

всякого надзора, проводя время вне службы, а иногда и на службе, при этом

их поведение далеко не соответствовало их званию и близкому ко Двору

положению. Имеются сведения, что они не редко буянили, и случалось, как

значится

в

записях,

«что

их

за

непорядочные

поступки

и

неоднократно

чинимые продерзости - арестовывали и, сняв камер - пажескую ливрею,

12

ученяли

довольное

наказание

розгами,

держа

потом

недопускно».

Если

«институт»

пажей

отсутствовал,

то

военные

школы

в

России

уже

функционировали. И в последующем во время действующих военных школ

был

образован

кадетский

корпус

(Сухопутный

шляхетский

кадетский

корпус).

Проведем исследование в хронологическом порядке с самого начала

возникновения и развития военно-учебных заведений России до возникнове-

ния и массовости кадетских корпусов. Имеются сведения, что первая военная

(артиллерийская) школа была основана в Москве еще в 1698 году, но о ней

достоверных данных нет. Первые точные сведения появляются с 1712 года,

когда 6 и 9 марта двумя Высочайшими указами Сенату было предписано на-

брать 20 дворянских недорослей и отдать генерал-майору от артиллерии Пин-

теру в артиллерийскую науку. Наверно это и положило началу создания

артиллерийской школы. 13 марта 1721 года была основана Артиллерийская

школа при Санкт-Петербургском Лабораторном доме. В последующие годы

появилось еще несколько школ подобного типа в Санкт-Петербурге и Москве.

После смерти Петра Великого, при его приемниках до 1758 года школа то

была в загоне, то о ней вспоминали снова; средства отпускались скупо, курс

обучения

не

прогрессировал,

число

учеников

и

их

сословие

менялось,

воспитательной работы не велось. Ученики голодали и часто ходили в рваной

одежде, а некоторые и без башмаков. Часто практиковались отпуска в де-

ревню к родителям, где ученики иногда оставались долгое время, продлевая

себе

свой

отпуск.

При

наличии

таких

отрицательных

факторов

вопросы

организации досуга и отдыха отпадают сразу.

В 1739 году было обнаружено, что трое учеников женились в отпуске;

это привело к запрещению таких браков с угрозой отдать виновных на три

года каторжных работ. И это учебное заведение развивалось параллельно с

открытым в 1732 году сухопутным шляхетским кадетским корпусом, где

условия обучения и воспитания были намного благоприятнее. И только после

вмешательства крестника Петра I генерал - инженера А.П. Ганнибала, а так

13

же

при

покровительстве

графа

П.И

Шувалова

в

уже

объединенной

«Дворянской Артиллерийской и Инженерной школе» были предпосылки к ее

реформированию.

К

сожалению,

смерть

графа

П.И.Шувалова

помешала

проведению в жизнь этих реформ. Но проект графа не был забыт, и 25 ок-

тября 1762 года императрица Екатерина II утвердила это военно-учебное

заведение

как

Артиллерийский

и

Инженерный

шляхетский

корпус

в

последующем 2-й Кадетский Императора Петра великого корпус.

Небезынтересен

тот

факт,

что

кадеты

Первого

кадетского

корпуса

кроме учебы занимались еще, говоря современным языком, и общественно

полезным трудом, который выходил за рамки регламентированной корпусной

жизни. Они приняли участие в составлении плана Петербурга 1737 года, од-

ного из самых первых и наиболее полных планов российской столицы. После

пожара 1736 года учащиеся инженерного класса под руководством И. фон

Зигхейма проводят в разных концах города топографические съемки, а в

классах составляют чертежи и рабочие эскизы. В течение нескольких месяцев

производились работы по подготовке аксонометрии и картографированию

Васильевского острова, Адмиралтейской стороны и других районов. «Кадет-

ский»

план

послужил

основанием

для

создания

планов

Петербурга

в

последующие годы. Немаловажную роль играли воспитанники корпуса в ра-

боте на Ладожском канале. Сам Б.К.Миних наблюдал за действиями кадет,

отмечая наиболее «сметливых». При этом, взращивая плеяду преданных ему

людей, он добивался присвоения этим практикантам внеочередных офицер-

ских званий. Кадеты помогали в проектировании Гостиного двора самому

Деламоту [10,т.1, с.29].

Значение

Сухопутного

корпуса

в

культурной

жизни

Петербурга

в

середине XIII столетия было очень высоким. В корпусе имелась одна из

лучших библиотек в Петербурге и самой богатой в России. С середины XIII

века кадетское книжное собрание начинает пополняться и выпусками своей

типографии.

Это

«История

персидская»,

«Приключения

Фемистокла»,

«Воспитание девиц» - всего более двухсот названий. Особое место в этой

14

продукции занимали небольшие книжки (10-15 страниц), в которых печата-

лись переводы немецких и итальянских сказок, сделанные воспитанниками и

преподавателями корпуса. Некоторые кадеты исполняли роль наборщиков,

участвуя, таким образом, непосредственно в издании своих работ. Такие

книжки можно было найти и в лавках книготорговцев, и в частных библиоте-

ках. Кадетские издания занимали важное место в книжном мире Петербурга

XVIII века.

Кадеты участвовали в театральной жизни столицы, создав свой собст-

венный кадетский театр, где кадет Ф.Г.Волков получил первые навыки актер-

ской игры. Местные петербургские газеты много писали о том, как воплоща-

лось сценическое искусство будущих местных корифеев сцены в представле-

ниях кадетской труппы. Кадеты сами сшили театральные костюмы. В корпус

был приглашен специальный портной, под его руководством кадеты готовили

костюмы к постановке немецких и французских пьес. Они же мастерили и

декорации, для чего закупались краски, доски, материя. В помощь кадетам

был направлен один из плотников, работавших на территории корпуса. Так

что

кадеты

выступали

одновременно

в

качестве

актеров,

режиссеров

и

реквизиторов. Особым успехом пользовалась написанная А.В.Сумароковым

трагедия под названием «Хорев», которую сыграли на сцене корпуса сами же

воспитанники в 1749 году. А уже в 1 января следующего года во дворце Им-

ператрицы Елизаветы Петровны ее сыграли для всего двора. В главных ролях

выступали

кадеты

А.В.Сумароков

(будущий

директор

Русского

театра),

П.И.Мелиссино

последствии

генерал

от

артиллерии,

директор

Артиллерийского

и

Инженерного

кадетского

корпуса),

П.С.Свистунов

последствии действительный тайный советник), Н.А.Бекетов (в последствии

генерал-поручик). Так благодаря стараниям кадет корпуса было положено

основание Русского театра.

Похожих

малоизвестных

фактов

можно

привести

множество.

Чего

стоят хотя бы записи в корпусном журнале о том, что учащиеся четвертого

15

возраста вместе с садовником и огородником приводят в порядок, а, по сути,

возвращают к жизни заброшенный было знаменитый парк А.Д.Меньшикова.

В

1794

году

в

командование

Сухопутным

шляхетским

корпусом

вступил М.И.Кутузов. Его многогранный опыт позволил ему провести ряд

реформ

в

корпусе.

Так

вместо

пяти

возрастов

в

корпусе

ввели

четыре

мушкетерские

роты

и

одну

гренадерскую.

При

нем

было

организованно

малолетнее

отделение,

в

котором

дети

4-7

лет

под

присмотром

воспитательниц проводили дни в активных играх и прогулках на свежем

воздухе в любую погоду. Эти малыши, почти поголовно сироты или дети

малоимущих дворян, постепенно привыкали к нормам корпусной жизни (от

посещения

занятий

они

освобождались).

Летом

старшие

воспитанники

переносили свои занятия на два месяца в летние лагеря, что впоследствии

стало обязательным для всех военно-учебных заведений. Учеба в лагере

давала

возможность

кадетам

отрабатывать

тактические

приемы

на

местности,

заниматься

огневой

подготовкой

из

ружей

и

артиллерийских

орудий,

распознавать

подаваемые

сигналы.

В

свободное

время

кадеты

укрепляли свое здоровье физическими упражнениями, купанием и др.

М.И.

Кутузов

умел

отличать

способных

людей.

Кадету

Карлу

Федоровичу Толю (1772-1842), который больше других помогал в свободное

от занятий время директору в рисовании и черчении различных тактических

схем, он уже перед самым выпуском того из корпуса предложил остаться еще

годика на два - поучиться. Карл Федорович остался и в Отечественную войну

1812 года был правой рукой фельдмаршала в разработке планов сражений[10,

с.33].

В

свободные

от

учебы

дни,

на

выходные

кадеты,

имевшие

родственников в городе, уходили в отпуск. И.И. Бецкой придавал особое

значение личному общению начальника корпуса с кадетами. Приглашение

хорошо успевающих кадетов к себе домой на чай – стало одним из видов

поощрения. Малолетних кадетов для игр с внуками приглашала к себе и

императрица Екатерина II. Наиболее достойные пажи в долгосрочный отпуск

16

к

родителям

уходили

по

утвержденному

ей

лично

списку.

Еще

можно

отметить, что в последующем и при других царствующих особах общение

будущих

наследников

престола

с

воспитанниками

корпусов

всегда

было

очень тесным. Так, в царствование Николая I, как видно из журнала лагерных

занятий кадет, Наследник престола Великий князь Александр Николаевич, а в

последствии и все остальные сыновья Государя, ставшие кадетами Первого

корпуса,

участвовали

в

парадах,

маневрах,

строевых

занятиях,

разводах,

церемониях, караулах и т.п., перенося с кадетами все невзгоды лагерной и

походной жизни, неоднократно разделяли с кадетами трапезу, присылали в

корпус угощения для кадет, участвовали в играх. С соизволения Государя

императора часто приглашали кадет во дворец к обеду и просто для игр,

причем в играх нередко принимал участие и сам Государь император. В это

время в корпусе стала культивироваться игра в лапту, кстати сказать, игра

отличная, высокоспортивная и чисто русская. Но почему-то в те времена

иные

ее

считали

слишком

демократичной,

крестьянской

игрой,

больше

внимания отдавалось зарубежным играм (крокет и теннис).

Любимым зимним спортом кадет был каток на плацу и ледяные горы.

Большим

развлечением

были

также

«баталии»

снежками.

Обычно

ходил

класс на класс либо рота на роту. Для равновесия шансов 1-я рота была с 4-й

против 2-й и 3-й. Атака и оборона снежного вала вокруг катка велась под

руководством дежурных воспитателей. «Пленных», как правило, «казнили» в

рыхлом снегу.

Примеры организации досуга в Псковском кадетском корпусе.

Наибольший

интерес

на

меня

произвело

исследование

постановки

вопроса

досуга

в

Псковском

кадетском

корпусе.

Вышедший

на

правах

рукописи

в

Париже

«Досуг

кадета-псковича»

наиболее

ясно

просвещает

вопросы воспитательного процесса, а так же обучения в кадетских корпусах

по воспоминаниям современников того времени.

17

Возглавлявший

заведение

в

1902—1905

гг.

В.

А.

Шильдер

и

в

особенности его преемник В. П. Родионов имели педагогические взгляды,

сходные со взглядами Великого князя Константина Константиновича. В своих

выступлениях

перед

подчинёнными

Шильдер

неоднократно

подчёркивал

важность

установления

между

педагогами

и

питомцами

«отношений

взаимного доверия и уважения». По инициативе Родионова в корпусе часто

организовывались походы, экскурсии, военные игры и другие мероприятия,

способствовавшие развитию у кадет инициативности, сплачивавшие кадет

разного возраста и педагогов.

Обучавшийся в корпусе с 1906 по 1913 года М. А. Зайцев вспоминал в

своих

мемуарах:

«Поход

проделывался

пешим

порядком

со

скатками,

винтовками и прочим. Ночевали обыкновенно в палатках с распорядком,

взятым

из

уставов

армии…

Каждая

прогулка

крепче

нас

сплачивала

и

невольно приближала одного к другому»[6, с.6].

В собрании приказов директора корпуса за 1906 год имеется план

экскурсии кадет старшей роты в пригородный монастырь. Он включал в себя,

помимо собственно посещения обители, ознакомление с кожевенным заводом

помещика Лавриновского, разбивку лагеря и даже ночную ловлю раков на

реке Черёхе. Воспитатель В. И. Обух (служил в корпусе с 1906 по 1917 гг.)

регулярно проводил с воспитанниками походы на весельных лодках по рекам

Псковского уезда. Все эти мероприятия не только способствовали физиче-

скому развитию кадет, но и требовали от них активных самостоятельных

действий.

Согласно

требованиям

«Инструкции

по

воспитательной

части»,

формируя у кадет те или иные качества характера, педагоги должны были

учитывать те трудности, с которыми их воспитанники могли столкнуться во

взрослой жизни. Быт большинства армейских офицеров на рубеже XIX—XX

веков был непростым: маленькое жалование, обстановка уездных городков, в

которых

нередко

квартировали

части,

и

т.

д.

Это

предъявляло

к

педагогической

системе

корпусов

особые

требования.

Воспитателям

18

надлежало приучать кадета к «…деятельной заботливости о самом себе, к

воздержанности и довольству своим положением и строгой расчётливости в

пользовании материальными средствами»[8, с.55].

Жизнь в корпусе носила аскетический характер, и список разрешённых

развлечений

был

весьма

ограниченным.

Согласно

Циркуляру

Главного

управления военно-учебных заведений от 8 февраля 1885 г. и составленному

на его основе параграфу «Инструкции для кадет Псковского кадетского кор-

пуса»

учащиеся

могли

посещать

театры,

цирки,

концерты

только

в

сопровождении педагога, а во время отпусков — старших родственников.

Безусловно запрещалось кадетам посещение читален, судебных заседаний,

трактиров, ресторанов, клубов, общественных бань, гостиниц и меблирован-

ных комнат, публичных гуляний, где установлена плата за вход, маскарадов,

публичных танцевальных вечеров, винных погребов, питейных домов[17,

с.34].

Говоря

об

организации

досуга

воспитанников

в

стенах

корпуса,

«Инструкция по воспитательной части» требовала ограничиться «скромными

развлечениями, смягчающими и облагораживающими нравы». К таковым

относились:

чтение

специально

подобранной

литературы,

концерты

и

спектакли,

организованные

самими

кадетами,

танцевальные

вечера.

Последние,

впрочем,

вызывали

у

педагогов

большое

сомнение.

Весной

1893года

в

Петербурге

состоялось

заседание

Педагогического

комитета

Главного

управления

военно-учебных

заведений,

участники

которого

говорили о вреде танцевальных вечеров. Решением комитета проведение

балов и танцевальных вечеров в корпусах было запрещено. Часть военных

педагогов сочла такую меру слишком строгой. В адрес Главного управления

поступил ряд писем с просьбой отменить запрет, что и было сделано в 1898

году.

Мемуары выпускника Псковского корпуса А. Булгакова содержат яркую

картину корпусного бала. «Три раза в году, — пишет он, — на масленицу, 14

ноября и 16 декабря, бывали балы, привлекавшие массу гостей… Помещения

19

1-й и 2-й рот превращались в артистически убранные танцевальные залы,

каждый

со

своим

оркестром

от

стоявших

в

Пскове

полков,

классы

же

превращались

в

гостиные

разных

эпох

и

стилей,

в

зимние

сады

со

множеством зелени и уютных прохладных уголков, где так хорошо и приятно

было отдохнуть, а то и поухаживать. В спальнях устраивались буфеты с

изобилием

разных

бутербродов,

пирожных,

фруктов

и

прохладительных

напитков. В дни балов квартиры воспитателей опустошались, мебель их

перетаскивалась в здание корпуса для украшений гостиных»[2, с.21].

Наряду с привычкой к воздержанности педагоги всемерно воспитывали

у кадет трудолюбие. В первую очередь под трудом подразумевалась, конечно,

учёба. Но, кроме того, дети должны были держать в порядке свои вещи,

самостоятельно чистить и иногда ремонтировать обмундирование. Во всех

кадетских корпусах имелись также столярные и переплётные мастерские, в

которых кадеты обучались ремёслам.

Псковский

кадетский

корпус

прославился

своей

гравировальной

мастерской. Литографии, выполненные кадетом А. Городецким (5-й класс), в

1885 году заслужили высокую оценку Главного управления военно-учебных

заведений. «Инструкция по воспитательной части» также считала весьма

полезным привлечение кадет к работе в саду, разбивке клумб и газонов. При

этом подчёркивалось, что воспитание трудолюбия должно быть свободно от

«развития в юношах меркантильного направления». «Инструкция» строго

запрещала продавать изделия кадетских мастерских и даже выставлять на их

благотворительные аукционы.

Большое

значение

придавалось

формированию

у

воспитанников

благородного отношения к женщине. Любимицами псковских кадет были

ученицы

Мариинской

женской

гимназии,

которая

располагалась

как

раз

напротив корпуса. М. А. Зайцев, будучи уже взрослым человеком, в далёкой

эмиграции, вспоминал о переживаниях юности: «Редко посаженные вдоль

ажурной

решётки

плаца

деревья

и

кусты

боярышника

позволяли

видеть

улицу.

Выходящие

из

широких

дверей

женской

гимназии…

гимназистки

20

привлекали наше внимание. Одна из них особенно заинтересовала меня

лёгкостью и грациозностью движений… Часы вечерних занятий, свободное

время, всё было занято мыслями о виденной днём незнакомке… О милая

юность, как немного надо, чтобы сильнее забилось твоё сердце»[5, с.95].

Вообще

воспоминания

кадет

о

гимназистках

носят

подчёркнуто

романтический, светлый характер.

Обращаясь к информационной сети, на сайт Псковского края

для

доступа в архив по данному вопросу можно выяснить, что при этом во всех

корпусах

педагоги

тщательно

следили,

чтобы

кадеты

соблюдали

«установленные

людьми

чести

границы».

Характеризуя

одного

из

воспитанников,

А.

Винтера,

переходившего

из

Псковского

корпуса

в

Александровский, офицер-воспитатель отметил: «Отличительной чертою…

его

характера

может

служить

сильная

влюбчивость».

Встревоженная

администрация Александровского корпуса немедленно обратилась с требова-

нием разъяснить, на каких фактах основывается такой отзыв. В ответном

письме сообщалось, что офицером-воспитателем было случайно обнаружен

черновик письма Винтера к некой Любочке, «из которого очевидно, что она

уже не первая его любовь»[19, с.77]. К этому сообщению прилагалось и

письмо кадета, «преступные» фразы в котором директор лично подчеркнул

красным карандашом[19, с.78].

Такая щепетильность, однако, была присуща только по отношению к

женщинам «своего» круга. Парадоксально, но администрация большинства

корпусов смотрела сквозь пальцы на встречи кадет старшего возраста со

жрицами

любви.

Воспитанник

Нижегородского

корпуса

А.

Спиридович

ставший

в

последующем

генералом

Отдельного

жандармского

корпуса

вспоминал в своей автобиографической книге «Записки жандарма», как он и

его

товарищи

ходили

в

«некоторое

учреждение»,

где

«барышни

были

молодые, весёлые, брали пустяки…»[14, с.17].

Не

слишком

строго

карались

подобные

проступки

и

в

Псковском

корпусе.

В

отчёте

офицера-воспитателя

за

1884—

1885

учебный

год

21

сообщается, что кадет 5-го класса А. Фабрициус «в отпуску на сырной неделе

в компании со сверстником (воспитанником классической гимназии) посетил

Торговые

ряды,

где

имел

сношение

с

публичной

женщиной».

За

этот

проступок кадет был лишён нескольких очередных отпусков в город. Для

сравнения можно отметить, что точно так же были наказаны одноклассники

Фабрициуса — А. Крыгин, который, желая спасти курившего товарища,

спрятал у себя его портсигар, и В. Андреянов, виновный лишь в том, что,

«будучи

в

отпуску,

на

прогулке,

остановил

и

обнял

проходившую

горничную»[14, с.96]. За дерзкий ответ офицеру- воспитателю наказывали

гораздо строже.

Встречаются в отчётах офицеров-воспитателей и протоколах заседаний

Педагогического комитета корпуса и сведения о кадетах, замеченных в хране-

нии литературы «цинического содержания», порнографических картинок и

фотографий.

Борьба

с

нарушениями

нравственности

не

ограничивалась,

однако, одними лишь преследованиями и изобличениями. Вначале XX в. в

Псковском корпусе стали регулярно проводиться беседы «нравственного»

содержания. В «Периодических отчётах офицеров-воспитателей» за 1907—

1908 учебный год есть упоминание о разборе с кадетами 7-го класса статьи

«О

половой

жизни»

[15,

с.26].

Это

свидетельствует

о

том,

что

к

этому

времени было преодолено негативное отношение к просвещению юношей в

интимной сфере, характерное для 1880—90-х годов. Сходные выводы позво-

ляют сделать документы Орловского и Полоцкого корпусов.

«Инструкция по воспитательной части» рекомендовала служившим в

корпус ах

пед агогам

сод ейст воват ь

«возможному

развит ию

в

воспитанниках… любви и вкуса к прекрасному и возвышенному в природе и

искусстве»[8,

с.34].

Большую

роль

в

выполнении

этой

задачи

играли

проводившиеся во всех корпусах занятия музыкой, танцами, рисованием.

Цели эстетического воспитания служили также регулярно проводившиеся

экскурсии.

Уже

упоминавшийся

М.

Зайцев

вспоминал:

«Так

называемые

«дальние» воскресные прогулки знакомили нас с сельским хозяйством и

22

жизнью

крестьян.

Знакомили

с

прекрасным

зодчеством

русских

православных церквей Псковско-Новгородского и более северного стилей, а

также с иконо-писью. Они вызывали много хороших чувств, связанных с

прочитанными книгами исторического характера»[6, с.6].

Все

направления

воспитательной

работы

в

кадетских

корпусах

(формирован и е

с т р е мле н и я

к

во е н н о й

с лужбе ,

т о в а р и щ е с т в а ,

дисциплинированности,

инициативности

и

т.

д.)

были

подчинены

основополагающему

принципу,

который

может

быть

выражен

известной

формулой

«За

Веру,

Царя

и

Отечество».

Раскрывая

основную

задачу

кадетских

корпусов,

генерал-лейтенант

А.

Д.

Бутовский

на

1-м

съезде

офицеров-воспитателей

подчёркивал:

«Мы

должны

готовить

для

нашей

армии молодых людей… заботливо воспитанных в религиозно-нравственном

отношении,

с

прочно

установившимся

чувством

беззаветной

верности

монарху и любви к Родине»[15, с.4].

«Инструкция по воспитательной части» придавала основополагающий

характер

для

формирования

личности

будущего

офицера

именно

религиозным принципам и гласила: «Всё, чем человек может и должен быть,

выражено вполне в Божественном учении, и воспитателю остаётся только

прежде всего и в основу всего заложить вечные истины христианства»[8, с.4].

Значение религиозного воспитания подчёркивалось тем особым положением,

которое занимал среди учебных дисциплин Закон Божий, являясь в первую

очередь не суммой знаний, но воспитательным предметом.

Педагоги

Псковского

корпуса

очень

активно

использовали

для

патриотического

воспитания

местный

материал.

Как

уже

говорилось,

с

кадетами

часто

проводились

экскурсии,

посвященные

историческим

памятниками Псковской земли, и соответствующие беседы. Этому в немалой

степени способствовало то, что служивший с 1881 по 1901 гг. Ф. А. Ушаков

являлся активным членом Псковского археологического общества.

Патриотическое

воспитание

и

в

Псковском,

и

в

других

кадетских

корпусах не ограничивалось одними лишь беседами, экскурсиями и т. д., а

23

пронизывало все направления педагогической работы, всю повседневную

жизнь

воспитанников.

Это

проявлялось

в

преобладании

в

учебных

программах по словесности, истории и географии отечественного материала,

подборе книг для корпусной библиотеки, спектаклей для кадетских вечеров и

т. д. Неслучайно воспитанник Полтавского кадетского корпуса П. Волошин

отмечал в своих мемуарах: «Мальчик, поступивший в корпус, сразу окунался

в атмосферу великодержавности нашей России»[3, с.9]. Слова эти в полной

мере могут быть применены и к Псковскому корпусу.

Вполне естественно, что в кадетских корпусах, призванных готовить

юношей

к

службе

в

«офицерском

звании»,

основной

задачей

являлось

воспитание в духе преданности монархии. Именно так трактовалась сама

цель этих учебных заведений в «Положении Военного Совета» 1886 г. и

«Инструкции

по

воспитательной

части»,

в

многочисленных

циркулярах

Главного

управления

военно-учебных

заведений.

«Инструкция

по

воспитательной части для кадет Псковского кадетского корпуса» гласила:

«Кадет воспитывается для того, чтобы из него вышел прямой, твёрдый и

честный слуга, преданный своему Государю и Отечеству»[7, с.6].

Деятельность

педагогов

по

воспитанию

у

кадет

монархических

убеждений во многом облегчалась тем, что большинство воспитанников были

выходцами из офицерской, дворянской среды. Однако служившие в корпусах

воспитатели

стремились

не

только

укрепить

в

своих

питомцах

взгляды,

«соответствующие принципам государственного устройства», но и оградить

их

от

«разрушающего

влияния

вредных

идей».

Один

из

параграфов

«Инструкции по воспитательной части» гласил: «…каждый воспитанник,

хотя бы с отличием преуспевающий во всех других отношениях, но подпав-

ший влиянию атеистической и анархической пропаганды, неминуемо готовит

себе

верную

гибель,

родителям

своим

безысходное

горе

и

всем

своим

наставникам

тяжкую

ответственность

перед

совестью

и

законом»178.

Требование неукоснительно руководствоваться данным положением содер-

24

жится в речи директора Псковского кадетского корпуса А. С. Курбатова на

заседании Педагогического комитета 16 мая 1888 г [18, с.123].

«Инструкция

по

воспитательной

части

для

кадетских

корпусов»

уделяла большое внимание не только содержанию педагогической работы, но

и методам её осуществления. «К числу общих воспитательных средств, —

говорилось

в

одном

из

её

параграфов,

должны

быть

отнесены:

установление порядка в жизни воспитанников, производительное наполнение

внеклассного

времени,

постоянный

надзор

над

детьми

и

неослабное

поддержание школьной дисциплины»[8,с.32].

Для

«производительного

наполнения

внеклассного

времени»

в

Псковском

корпусе

проводились

уже

отмеченные

балы,

концерты,

самодеятельные спектакли. Особое место среди форм досуга отводилось

воспитательному чтению духовной, научно-популярной и художественной

литературы.

В

«Инструкции

по

воспитательной

части»

говорилось:

«Внеклассное чтение книг воспитанниками, как самостоятельное, так и с

воспитателями, имеет первенствующее, после учебной работы, значение в

ряду образовательных средств заведения и вообще оказывает весьма сильное

влияние

на

развитие

и

направление

детей

и

юношей

в

нравственном

отношении»[8,

с.34].

В

каждом

кадетском

корпусе

существовали

главная

корпусная

и

«малые»

ротные

библиотеки.

Офицерам-воспитателям

вменялось

в

обязанность

регулярно

читать

своим

подопечным

книги

и

обсуждать

с

ними

их

содержание,

для

чего

ежедневно

выделялось

определённое время.

Однако,

как

видно

из

печатавшихся

в

«Педагогическом

сборнике»

материалов, на начальном этапе существования кадетских корпусов многие

педагоги

не

придавали

«воспитательному

чтению»

должного

значения

и

предпочитали

использовать

отведённое

на

него

время

на

иные

нужды

(дополнительную учебную подготовку, разбор дисциплинарных проступков,

подгонку обмундирования и т. п.).

25

Праздники в кадетских корпусах

В

биографии

маршала

Тухачевского

М.Н,

который

окончил

1-й

Московский

кадетский

корпус,

можно

встретить

описание

субботних

и

праздничных дней в корпусе. Опираясь на изложенные в его воспоминаниях

факты можно узнать, что по субботам и в праздничные дни кадеты имевшие

родных, родственников или знакомых ходили в отпуск. Те чьи родители жили

в провинции, оставались в корпусе. Начальство очень заботилось об их

развлечениях: устраивались поездки в театр, посещение музеев, картинных

галерей, древних монастырей и т.д. Кадеты первого класса по воскресениям

группами выстраивались в квартиру директора, где его дочери заботливо кор-

мили малышей пирожными и поили какао или чаем. Все кадеты оставшиеся в

корпусе, должны были поротно идти в корпусную церковь ко всенощной, а в

воскресенье и в праздники - к литургии. Стоять в церкви полагалось смирно,

можно было отставить в сторону только ногу, разговаривать не разрешалось.

В

царские

дни

после

торжественной

церковной

службы,

на

которой

присутствовал лично директор и все воспитатели, одетые так же, как и

кадеты, в полную парадную форму, все три роты строились в Тронном зале и

проходили церемониальным маршем перед директором корпуса. После этого

подавался улучшенный праздничный обед.

Особенно

помпезно

праздновался

корпусный

праздник.

Съезжались

юнкера петербургских и московских военных училищ, приезжали генералы и

офицеры,

бывшие

питомцы

корпуса,

и

все

желающие

из

них

получали

довольствие и ночлег в его стенах. На другой день начинался сам праздник. С

утра

-

съезд

гостей

и

начальства.

В

10

часов

-

начало

обедни,

служит

архиерей, поет Чудовский хор. Церковь полна до отказа. После службы -

парад в Тронном зале с выносом корпусного знамени, церемониальный марш

и выдача наград кадетам, успешно закончившим прошлый учебный год.

После

парада

-

обед.

Каждому

кадету

помимо

традиционного

гуся

26

выдавалась бутылка меда, фрукты и большая кружка конфет. Во время обеда

играл оркестр Александровского военного училища. На следующий день -

корпусный бал, попасть на который было мечтой многих молодых москвичек.

Кадеты старательно угощали гостей и развлекали приглашенных дам. Играли

два оркестра московских гренадер, и танцы в Тронном зале продолжались до

поздней ночи. Следующий день-праздник Георгиевских кавалеров, а затем

жизнь

входила

нормальную

колею,

изредка

прерываемую

приездами

высокопоставленных лиц или каким-нибудь событием.

Заключение

Изучение научной литературы и материалов, содержащих анализ

различных аспектов досуговой работы и отдыха воспитанников кадетских

корпусов, показывает, что именно в рассматриваемый период были заложены

традиции эстетического воспитания и организации досуга кадет в России,

наложившие глубокий отпечаток на все последующее его развитие в закры-

тых

учебных

заведениях.

Исходя

из

этого

можно

выделить

целый

ряд

тенденций

по

рассматриваемой

теме.

Развитие

данной

проблематики

показывает постепенный переход с момента образования кадетских корпусов

и до 1917 года от частных вопросов к общим, от описания отдельных сторон

досуга

к

систематическому

анализу

главных

направлений

культурно-

досуговой работы. Заметно наличие общих направлений, по которым шло

изучение

культурно-досуговой

работы

в

течение

всего

данного

периода.

Систематически

выпускались

книги,

брошюры

и

статьи

о

важнейших

событиях

эпохи

преимущественно

по

случаю

юбилейных

дат,

истории

кадетских корпусов. В связи с чем современники часто обрекали себя на

несложный рассказ и толкование известного.

Но не смотря на это сведения об мероприятиях культурно-досуговой

работы и отдыха в данные периоды довольно отрывочны. Тем не менее, в

совокупно сти,

при

анализе

и

обобщении

опубликованных

и

неопубликованных

источников,

мемуаров

и

воспоминаний,

материалов

27

периодической кадетской печати, то они дают некоторое представление о

культурно-досуговой работе, включая вопросы и отдыха. Проводя выводы по

данной работе можно сразу отметить, что в практике культурно-досуговой

работы

в

кадетских

корпусах

применялся

обширный

арсенал

средств,

предполагающих

воспитательную

и

эмоциональную

направленность

воздействия на воспитанников.

К

средствам

воспитательного

и

эмоционального

воздействия

относились устная, печатная и наглядная пропаганда, искусство, наука и

духовенство.

Воспитательная

роль

искусства

осуществлялась

через

сложный

процесс эстетического воздействия на кадет. Музыка относилась к числу

наиболее

популярных

видов

искусства

среди

воспитанников

кадетских

корпусов. В лучших музыкальных произведениях воспевались героические

традиции, патриотизм российского народа, доблесть и мужество защитников

Родины.

Изобразительное искусство предоставляло кадетскому зрителю

возможность неограниченного по продолжительности восприятия наглядного

и

осязаемого

изображения

видимого

мира.

Высокая

художественная

выразительность хореографии сделала ее одним из важных средств идейного

и

эмоционального

воздействия

на

зрителя,

в

том

числе

и

кадетского.

Использование в культурно-досуговой работе научных понятий, результатов

научных достижений помогало выработать у личного состава мировоззрение,

такие высокие морально-нравственные качества, как преданность вере, царю

и Отечеству, ненависть к потенциальному противнику, осознание обществен-

ного

долга,

характера

и

требований

войны,

стремление

к

постоянному

совершенствованию своего боевого мастерства. Обще известно, что в тот пе-

риод времени особое место в обществе занимало религия. Армия и церковь

образовали единый отлаженный организм, в котором духовенству ставилась

задача

патриотического,

нравственного

и

воинского

воспитания

с

целью

формирования особой атмосферы, позволяющей ощутить святость воинского

долга.

Основу

деятельности

кадетских

корпусов

составляли

методы

28

воспитательного и эмоционального воздействия, а также методы совместного

действия и коллективного творчества. Содержанием досуговой работы по

своей

сути

являлся

процесс

воспитания.

Под

формой

каждого

данного

мероприятия следовало понимать определенные способы организации людей

и сочетания различных средств и методов воздействия, т. е. способы отбора и

подачи материала, составляющего основу содержания, идейно-тематический

замысел мероприятия. Формы культурно-досуговой работы подразделялись

на индивидуальные, кружковые и массовые, а также комплексные и простые.

К числу наиболее распространенных форм отдыха кадет после занятий

и работ по праву можно, прежде всего, отнести игры, популярность которых

объяснялась доступностью и простотой, возможностью организации в любых

условиях (в помещении, на воздухе, в движении), коллективным характером

и т.п. Вечера отдыха были популярной формой культурно-досуговой работы

в предвыходные, выходные и праздничные дни. Они носили комплексный

развлекательный характер и имеют целью снятие физического и умственного

напряжения после учебы.

Практически во всех военно-учебных заведениях того времени для

проведения спортивно-массовой работы были оборудованы гимнастические и

фехтовальные

залы,

в

некоторых

-

плавательные

бассейны.

Анализируя

приведенные ниже в приложении мероприятия, можно сделать выводы, что

важнейшим

элементом

воспитательного

процесса

в

кадетских

корпусах

оставалось

активное

использование

корпусных

музеев,

художественных

библиотек, драмкружков, выпусков литературных журналов, приобщение ка-

дет

к

художественным

ремеслам.

Следует

особо

подчеркнуть

важность

установившейся традиции отслеживать судьбы воспитанников – георгиев-

ских кавалеров, устанавливать мемориальные доски в честь особо отличив-

шихся. И так называемые «черные доски» с фамилиями погибших в боях

воспитанников и кратким описанием обстоятельств их гибели.

Культурно-досуговая

работа

и

отдых

в

кадетских

корпусах

была

направлена,

прежде

вс его,

на

развитие

бо евой

п од го т о в к и ,

29

совершенствование

учебного

процесса

и

образцовое

несение

службы,

за

искличением времени милютинских реформ. Это достигалось обеспечением

высокого

духовно-нравственного

состояния

кадет,

воспитателей

и

преподавателей, умелой организацией культурного досуга и отдыха. Данные

материалы

могут

стать

источником

для

разработки

мероприятий

по

организации досуга учащихся кадетских корпусов и в настоящее время, а

также

при

обучении

педагогов-воспитателей

кадетских

корпусов

и

Суворовских военных училищ.

30

Список литературы

1.

Андрушкевич И.Воспитание русской военной молодежи.: Доклад

на XVI Общекадетском съезде.- М.-СПб.,1998

2.

Булгаков А. В. Материалы для истории Псковского кадетского

корпуса. Досуг кадета-псковича. Париж, 1957.

3.

Волошин П. Ф. Три времени года в четырёх стенах.// Военная

быль. 1959.

4.

Головин Н.Н. Военные усилия России в Мировой войне.- М.: Изд-

во «Кучково поле», 2001

5.

Зайцев М. А. Из воспоминаний юности. Досуг кадета-псковича.

Париж, 1957.

6.

Зайцев М. А. Походы и экскурсии в корпусе.// Военная быль.

1954.

7.

Инструкция

для

кадет

Псковского

кадетского

корпуса.

Псков,

1903.

8.

Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов.

СПб., 1905.

9.

Левшин Д. Пажеский корпус за 100 лет.- СПб,1858

10.

Меньшов В.М. Российские кадеты. - СПб.: Изд-во «Береста»,

2003

11.

Миронов

Н.Б.

Социальная

история

России

периода

империи

(XVIII-начала XXвеков): В 2т. СПб.: «Дмитрий Буланин», 1999

12.Ромашкевич О.Д. Материалы к истории Петровского

Полтавского кадетского корпуса. //Панский ряд. 1907 г.

13.Совершенствование системы воспитания и образования. -М.:

«СП» Мысль, 2002

14. Спиридович А. А. Записки жандарма.- М., 1991.

15. Труды 1-го съезда офицеров-воспитателей кадетских

31

корпусов. СПб., 1909.

16. Хазин О.А. Пажи, кадеты, юнкера. – М. : СП Мысль, 2002

17. Циркуляр Главного управления военно-учебных заведений от 8

февраля 1885 г.// Педагогический сборник. 1885. Кн. 5.

Архивные материалы

18. ГАПО. Ф. Псковского кадетского корпуса. Оп. 1. Д. 75.

19. РГВИА. Ф. 672. Оп. 1. Д. 445.

32

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Из истории Петровского Полтавского кадетского корпуса

Проводя исследования по документам того времени в материалах к

истории Петровского Полтавского кадетского корпуса ярко выражен период

событий в 1906 года проходивших в корпусе. В журнале за штудированы все

на

и

более

главные

события

в

корпусе.

Безусловно,

некоторые

записи

раскрывают вопросы внеклассной работы, досуга и отдыха воспитанников,

буквально окунают в атмосферу тех событий.

18 октября. В корпусе отслужена панихида, по воинам на брани живот

свой положившим, а затем, в присутствии служащих и кадет, препод. И. Ф.

Павловским сделано сообщение "О Куликовской битве".

21 октября. В 1-й роте состоялся музыкальный вечер, по следующей

программе:

1. "Генерал Потоцкий", марш, исп. дух.орк.

2. Попурри из оп. "Фауст", исп. дух.орк.

3. "В бурю во грозу" ... хор кадет 1-й роты.

4. "Berceuse" ... исп. кад. Сокольский.

5. "Siao", вальс, исп. хор балалаечников.

6. "Ave Maria" ... исп. кад. Юматов.

7. "Цыганские напевы" квинтет балалаечников.

8. "Славянские мотивы" исп. дух.орк.

9. "Конкурс", марш исп. дух.орк.

По окончании концерта состоялись танцы.

На вечере известным скрипачом М. Г. Эрденко было сыграно несколько

номеров.

Артистическое

исполнение

г.

Эрденко

доставило

большое

удовольствие публике и М. Г. награжден шумными и долгими аплодисмен-

тами. Аккомпанировал пианист г. Менялер, исполнивший и сам на рояле

"Риголето" Листа.

33

2 декабря одиннадцать кадет балалаечников участвовали в концерте с

благотворительной целью в здании театра.

5 декабря вечером, в корпусной церкви была отслужена панихида по в

Бозе почившим русским императорам, а также бывшим питомцам корпуса на

брани живот свой положившим за Веру, Царя и Отечество.

3 января 1907 г. была елка. Посреди залы красовалась, вся залитая

электрическим светом, огромная и роскошная ель, присланная корпусу из

Карловки бывшим кадетом

Евгением Михайловичем Шейдеман. Детский

праздник, как и всегда, прошел с большим оживлением. Дети качались на

качелях, катались с горки, играли, танцевали и получили елочные подарки.

Кадеты 3 и 4 р. р., кроме лакомств, также получили подарки, какие

заблаговременно сами себе и выбрали.

8 февраля в 3 роте состоялась вечеринка, на которой присутствовали

кадеты 1, 2 и часть 4 роты.

2 марта вечеринка во 2 роте; были кадеты 1 и 3 рот.

4 марта кадетами 2 класса, при участим В. и О. Байдак, А. Лигикиной,

К. и Т. Ходолей и О. Эмних, была поставлена сказка в 4 дейст. с прологом

"Царевна Горошина". Пролог декламировал к-т Малиновский, а в исполнении

сказки приняли участие кадеты: Велецкий, Войнаховский 1-й, Герценберг,

Гладыш, Грюнеталь, Джунковский, Дьяков, Жданович, Ковалевский, Коряков,

Красовский,

Красноглядов,

Магомаев

1-й,

Оношко,

Полднев

1-й,

Попов,

Петровский, Сагатовский, Тударовский, Холевинский, Чумаченко и Яковлев.

Сказка закончилась русским танцем всех участников, поставленным

преподавателем г. Тарасовым.

Все исполнители были безупречны. Отличное знание ролей, прекрасная

игра, чудные декорации дали ту отраду публике-кадетам, их родителям и

с е м ь я м

с л у ж а щ и х ,

ко т о р а я

н а в с е гд а

о с т а н е т с я

п р и я т н ы м

воспоминанием.Успех

спектакля

превзошел

все

ожидания.

Публика

была

положительно в восторге и щедро награждала юных исполнителей вполне

заслуженными аплодисментами.Это было отрадное утешение к-ру 4 роты

34

полк. Никушкину, неустанно и долго порадевшему, чтобы праздник вышел

столь интересным и удачным. После спектакля состоялись танцы, во время

которых балет был повторен.

6 мая, в день рождения Государя Императора, состоялся блестящий

парад кадетского корпуса. Часам к одиннадцати дня, перед зданием корпуса

были

выстроены

шпалерами

воспитанники

корпуса;

при

батальоне

находились

в

парадной

форме

начальники

частей.

Вскоре

на

парадном

крыльце показалось знамя; раздалась команда "батальон смирно, слушай на

караул", оркестр заиграл "под знамя"; знамя было пронесено по фронту,

после

чего

батальон

церемониальным

маршем

двинулся

повзводно

к

кадетскому плацу; туда же направилась и масса публики. Парад принял

директор корпуса, полк. Попов, который поздравил батальон с праздником.

Долго носилось в воздухе несмолкаемое "ура" в честь Верховного Вождя под

звуки народного гимна. Особенно как-то милы были слуху русского человека

тоненькие

голоса

крохотных

кадетиков

3

и

4

роты,

этих

ныне

еще

беззаботных детей, а в недалеком будущем защитников своего Царя, веры и

родины. Затем батальон дважды продефилировал перед своим начальником,

при

чем,

не

смотря

на

быстрый

и

крупный

шаг

первых

двух

рот,

воспитанники

младших

рот

успешно

справлялись

с

трудностями

церемониального

марша,

за

что

и

были

вознаграждены

начальническим:

"хорошо такая-то рота". Несколькими воспитанниками был сфотографирован

батальон

на

ходу

со

знаменем

впереди.

Затем

батальон

был

выстроен

повзводно и под звуки оркестра отведен обратно в корпус".

22 мая не разъехавшиеся на лето кадеты первых пяти классов в числе

40, выступили в лагерное расположение корпуса, близ Шведской могилы. 27

мая к ним присоединилось еще 25 кадет 1 роты, по окончании экзаменов в 7

классе.

Помимо

строго

и

правильно

организованных

научных

занятий

и

подготовок к переэкзаменовкам, все лето производились огородные, садовые,

плотничьи и столярные работы; рубились и пилились сухие деревья на дрова,

35

шедшие

для

надобностей

лагерной

кухни;

производилась

сигнализация

флагами; обучались фотографии; наблюдали в подзорную трубу звезды и

планеты;

собирали

гербарий,

грибы;

занимались

набивкой

чучел,

изготовлением фейерверка, рыбной ловлей, как удочками, так и бреднем;

обучались гребле и управлению лодками и уходу за лошадью. Старшие

занимались фехтованием. Три раза в неделю брали уроки плавания и к концу

лагерного

сбора

сделали

хорошие

успехи.

Обмеление

реки

Ворсклы

на

большом пространстве в части, прилегающей к корпусному участку, редко

давало

возможность

кататься

в

лодках;

это

тем

более

огорчало,

что

в

нынешнем году куплены две новые и очень хорошие лодки.

Еженедельно предпринимались прогулки с образовательной целью, при

чем каждый раз расстояние увеличивалось.

Были

осмотрены:

кирпичный

и

черепичный

губернского

земства

заводы; в с. Малые Будища — дуб, под которым, говорит народная молва,

Шведский Король Карл XII, в день Полтавской битвы отдыхал и отдавал

распоряжения

о

бое.

Трудно,

разумеется,

утверждать

действительность

исторической подробности, но что дуб свидетель Полтавской виктории, это

несомненно. Определили обхват дуба (12 аршин, у основания) и сделали

приблизительное

определение

его

высоты

геометрическим

способом

(17

саж).

На обратном пути, проходя мило Шведской могилы, кадеты помогли

рабочим поднять часть каменного креста, для установки на могиле павших

воинов.

Рабочим

долгое

время

самим

поднять

крест

не

удавалось

и

выполнили они это только при помощи кадет.

23 июня, после обеда, совершена прогулка в лодках в д. Вакуленцы. Во

время пути, в виду мелководья реки, приходилось высаживаться на берег, до-

вольно продолжительно идти пешком, а лодки перетягивать. На обратном

пути, лишь только высадились на берег и двинулись в лагерь, поднялась буря,

набежали тучи и пошел проливной дождь. Укрыться было негде и пришлось

около двух верст пройти под сильной грозой. Несмотря на то, что измокли

36

кадеты совершенно, настроение у них было бодрое и веселое. Тот час же по

приходе в лагерь все были переодеты, накормлены ужином и чаем с красным

вином, после чего скоро улеглись спать. Спалось богатырским сном, а на

следующий

день

вспоминалась

вчерашняя

прогулка,

внесшая

столько

оживления

и

не

мало

приключений,

когда

приходилось

взбираться

на

глинистую гору, или идти мокрым лугом.

В следующую субботу посетили Крестовоздвиженский монастырь, где

присутствовали на богослужении, а потом осматривали храм и надгробные

памятники кладбища, поклонились праху бывшего директора, г.-м. Страдец-

кого и любовались видами на Полтаву и окрестности. В монастырской лавке

приобрели крестики, иконки и книжки духовного содержания.

18 июля совершили прогулку в с. Жуки. Здесь осмотрели местный

храм

с

его

историческими

достопримечательностями,

а

потом

посетили

конный

завод

Кн.

Кочубея.

Лошади

породы

"Арденов".

Кадеты

видели

ценных производителей, дорогих маток и породистых жеребят.

В следующие субботы осмотрели заводы: казенный водочно - очистной

и Полтавский Епархиальный свечной и мукомольную мельницу. В июле ме-

сяце совершена была поездка в г. Киев.

В отдельном вагоне 3 класса вечерним поездом 15 числа, экскурсанты

покинули Полтаву. Надо было видеть то радостное настроение, какое было у

всех юных путешественников, чтобы понять насколько эта поездка была им

по

души.

Не

скоро

успокоилось

и

приподнятое

настроение:

всю

ночь

приходилось убеждать и уговаривать большинство уснуть и успокоиться,

иметь в виду, что осмотр Киева начнется с первого же дня, и что нужно

беречь свои силы... молодежь не унималась, уверяя, что спать не хочет... Уже

поздно ночью поуспокоились наши путешественники, но не надолго. Скоро

открылись чудные виды на Киев, которые свободно можно было наблюдать в

окна вагонов. В восьмом часу утра, когда подъезжали к городу, солнечное

освещение еще более придавало эффект картине, за долго до остановки

поезда открывшейся нашим глазам. Восторг был полный и общий...

37

На вокзале нас встретил смотритель зданий Киевского к-са и провел в

лагерное

расположение.

После

небольшого

отдыха

и

завтрака

в

электрическом

трамвае

осмотрели

город,

а

после

обеда

приступили

к

обозрению достопримечательностей Киева.

В три дня осмотрели: Императорский дворец и парк при нем, откуда

наблюдали

виды

на

Днепр;

Лавру,

где

все

достопримечательное

было

показано одним из Иеромонахов. В Лавре обедали и пили чай. Монастыри:

Михайловский

Златоверхий

с

мощами

Св.

Вел.

Варвары;

Софийский

почти

900

лет

сохранившие

первоначальный

свой

вид

и

знаменитый

Владимирский - священнокартинную галерею нового Киева. Церкви:

Десятинную, с гробницами Св. к. Ольги и Владимира, Андреевскую и

Св. Иоанна Златоустого, - кроме фундамента всю выстроенную из железа и

чугуна.

Осмотрели сады: Ботанической, Купеческого собрания и Николаевский

парк; памятники: Св. кн. Владимиру, Крещения Руси, Богдану Хмельницкому,

Св. Ирины, Имп. Николаю І, Аскольдову могилу. Видели так наз. "Золотые

ворота".

С

места

предполагаемой

могилы

Киевского

кн.

Аскольда

любовались чудными видами на огромное расстояние и осмотрели кладбище,

на

котором

похоронена

аристократия

города.

Окинув

могилу,

по

Николаевскому спуску, направились к Цепному мосту. Полюбовавшись здесь

живописными видами вокруг, у Николаевской слободки сели на пароход и

поехали кататься по Днепру.

Поездка доставила большое удовольствие: не говоря уже о том, что

большинство никогда еще не каталось на пароходах, но некоторые из них в

действительности пароход видели впервые. Сколь возможно был показан и

сам пароход. Очаровательные виды не мало приводили в восторг кадет и,

глядя на Киев, они вспоминали те места, где уже пришлось побывать.

Большое

удовольствие

доставил

осмотр

арсенала.

По

счастливой

случайности

все

объяснения,

с

полной

готовностью

и

вниманием

давал

кадетам бывший однокашник — Полтавец, вице-фельдфебель вып. 1896 г.

38

ныне Гв. шт.-кап. Лейбин. Кадеты увидели здесь работу молота в 150 пудов,

гигантские

ножницы,

режущие

железо

в

палец

толщиной;

определение

прочности

стали;

прибор

для

ошиновки

колес

и

для

сгибания

дубового

дерева,

для

них

приготовленного;

печь

для

разогревания

готовых

уже

металлических предметов и их охлаждения. Температура тут может быть

доведена до 2000°.

Приборы

для

перенесения

тяжестей;

изготовление

различного

типа

коробок

для

снарядов;

распилку

толстого

железа

и

пр.

Тут

же

видели

различной системы уже готовые металлические лафеты.

Недалеко

от

арсенала

осмотрели

два

понтона,

только

недавно

извлеченные со дна р. Дуная, где они затонули еще в последнюю Русско-

Турецкую войну.

Большой

интерес

представил

осмотр

панорамы

"Вифлеем".

Полная

иллюзия

действительности

дополнялась

описанием,

сделанным

кадетам

полк.

Ромашкевичем,

по

приобретенной

тут

же

брошюре,

с

описанием

картины.

Со

вниманием

осмотрели

три

нижних

зала

городского

музея

древностей

и

искусств,

где

богатый

археологический

отдел

знакомит

с

жизнью человека в среднем Приднепровье. Всего музея, по случаю ремонта,

осмотреть не удалось.

На

четвертый

день

подробно

осмотрели

здание

и

все

помещения

Киевского

кадетского

корпуса.

В

церкви

кадеты

обратили

внимание

на

несколько икон, висевших по стенам храма, в деревянных рамах: рамы эти

работа

бывших

кадет

корпуса

и

никоторые

из

них

выполнены

весьма

художественно. В этот же день, распростившись с радушными Киевлянами,

мы

покинули

древний

Киев

и

отправились

в

обратный

путь.

Кадеты

Киевского корпуса, со своим Командиром роты и воспитателями, провожали

нас на вокзал.

Литературно-музыкальное утро состоялось 30 сентября.

39

В 12 ч. дня собралась корпусная семья: кадеты и служащие во главе с г.

Директором корпуса. Портрет Вел. Кн. был изящно задрапирован и украшен

национальными флагами. Ровно в 12 ч. дня оркестр грянул Преображенский

марш, который все выслушали стоя. Затем последовала торжественная речь

преподавателя русского языка г. Грановского. В этой речи оратор дал целый

художественный образ Августейшего поэта и указал значение его произведе-

ний для русской литературы. Одушевленная, очень красочная по языку, мес-

тами сама поэтическая речь, произвела сильное впечатление и вызвала друж-

ные аплодисменты.

Затем

началось

собственно

литературно-музыкальное

утро;

тут

ряд

кадет всех классов явились и чтецами, и мелодекламаторами, прекрасного

хорового ансамбля[12, с.51].



В раздел образования