Автор: Шпис Виктория Анатольевна
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ "БРИТ"
Населённый пункт: Республика Бурятии
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок учебной практике
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ
РАЗРАБОТКА
УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
по предмету «СЛЕСАРНОЕ ДЕЛО»
ПО ПРОФЕССИИ 23.01.09 Машинист локомотива
ТЕМА УРОКА: «Опиливание металла»
Разработку составила:
мастер производственного обучения
Шпис Виктория Анатольевна
г. Улан-Удэ
2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Перемены
в
системе
профессионального
образования ставят перед
педагогами
задачи поиска и внедрения
новых инновационных
форм
и
средств в
обучение, способствующих развитию интереса к обучению и
получаемой
профессии,
его
качеству.
От
мастерства,
опыта
работы
и
профессионализма
педагога
требуется
такая
организация
учебного
процесса,
при
которой
каждый
урок
должен
быть
интересным,
неординарным,
запоминающимся,
а
обучающиеся
смогли
проявить
себя,
найти применение знаниям,
раскрыть свои
творческие способности,
полюбить будущую профессию, стать настоящими специалистами.
Начальным этапом
овладения
профессией начинается
в учебных
мастерских.
Учебная
практика
для
обучающихся
по
профессии
23.01.09
Машинист
локомотива,
срок обучения 3года 10 месяцев,
начинается
в слесарной
мастерской.
Учебная практика (УП) данной профессии по слесарному делу
входит
в
ПМ
01.
«Техническое
обслуживание
и
ремонт
локомотива»,
в
количестве 108 часов.
В учебной мастерской обучающиеся знакомятся с первоначальными
знаниями и навыками по слесарной обработке металлов, овладевают общими
и профессиональными компетенциями по профессии, овладевают приёмами
работы
с
инструментами,
оборудованием,
приспо соблениями,
используемыми
при выполнении работ с
металлом, а
в дальнейшем
применение их при ремонте локомотива на производственной практике.
Тенденции
развития
современного
образования
предполагают
перевод
обучения
учащихся на новый технологический уровень. Безусловно, на
современном
этапе
обучения
урок
учебной
практики
без
технического
обеспечения не столь продуктивен. Обучающиеся, которые вне учебного
заведения, активно пользуются всеми существующими информационными
средствами,
хотят
видеть
на
уроке
то,
что
им
интересно.
Поэтому
при
планировании урока п/о педагог должен внедрять и использовать ИКТ:
работа
на
компьютере,
демонстрация
презентаций
на
мультимедиа
проекторе, использование ЭОР на разных этапах обучения.
Для качественного проведения урока необходимо грамотно составить
план – конспект урока. План-конспект урока - это основной документ для
проведения конкретного урока по теме. Стандартных, обязательных форм
планов-конспектов урока не установлено,
но есть определённая структура
урока
учебной
практики
–
вводный,
текущий
и
заключительный
инструктаж.
Форма
плана-конспекта,
как
и
его
содержание,
методы
проведения,
глубина
раскрытия
материала
изменяются
в
зависимости
от
содержания
урока,
его
учебной
и
воспитательной
целей,
характера
предстоящих работ, организации упражнений, опыта мастера, но структура
уроков учебной практики не изменяется.
Хорошо
составленный
конспект,
с
использованием
ИКТ,
ЭОР
помогает
вести
современный
урок
учебной
практики
на
высоком
технологическом уровне.
В конспекте урока излагается основная сущность учебного материала,
определяются цели и задачи урока, определяется материально – техническое
оснащение
урока,
разрабатываются
учебные
задание,
критерии
его
оценивания, приводятся необходимые обоснования по отдельно взятой теме.
Конспект целесообразно составлять целиком на тему, которая может быть
рассчитана на 6, 12 или 18 часов.
Например, тема
№7 «Опиливание
металлов»,
данная
тема
рассчитана на 12 часов. Мастер п/о составляет план – конспект урока по
данной теме, при этом можно корректировать ранее составленный конспект
дидактическими материалом:
из интернета, включать ЭОР по изучаемой
теме, видеофильмы, составлять и дополнять презентации к уроку и т.д..
Таким
образом,
конспект
становится
сборником
дидактических,
методических и технических материалов, куда мастер вносит всё новое, что
он
изучил,
узнал,
разработал,
составил.
Такие
конспекты
представляют,
большую ценность при подготовке к урокам.
В данной разработке представлены отдельные элементы современного
урока, обозначена деятельность мастера п/о и обучающихся
на
уроке
производственного обучения по слесарному делу,
при
изучении темы
«Опиливание
металлов»,
определены
формы
и
методы
обучения,
запланировано использование презентации при изучении нового материала,
ЭОР при проверке пройденного материала и закреплении новой темы урока,
разработано
производственное
задание,
критерии
его
оценивания
и
дан
развёрнутый план конспект урока.
Данная методическая разработка урока по слесарному делу поможет
мастерам производственного обучения, ведущих производственное обучение
в
группах
по
металлообработке,
при
планировании
уроков
производственного обучения.
Таблица 1
I. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
№
Этапы урока
Время
Мотивация
ИКТ и
ЭОРесурсы
Деятельность
преподавателя
обучающегося
1.
Организационный
момент урока.
1 мин.
Настроить
обучающихся к
практической
деятельности в
мастерской.
Вступительное
слово мастера.
1.Организует внимание
обучающихся.
2.Проверка отсутствующих и
готовность обучающихся к
уроку производственного
обучения (спецодежда,
перчатки).
3. Назначение дежурных.
1.Самоорганизация
обучающихся.
2.Дежурный
докладывает о
готовности группы к
уроку.
2.
Вводный инструктаж
2.1 Формулирование
темы и цели урока.
Мотивация темы.
2,5мин Настроить
обучающихся на
получение новой
информации.
1.Сообщает тему, цели
урока.
2.Знакомит с планом урока,
производственным заданием,
способами деятельности.
3.Мотивирует обучающихся
к восприятию и осмыслению
социальной и практической
значимости изучаемой темы.
1.Обучающиеся
воспринимают,
осмысливают, отвечают,
анализируют.
2.2 Повторение
пройденного
материала по теме
«Рубка».
2,5мин Актуализация
опорных знаний.
Устный опрос
обучающихся.
Анализ знаний
обучающихся на
1.Опрос обучающихся по
темам «Рубка».
2.Обсуждает вместе с
обучающимися их ответы,
комментирует и
1.Воспринимают,
осмысливают, отвечают.
2.Анализируют свои
знания и комментарии
педагога.
данном этапе
обучения.
Выявление
пробелов в знаниях
анализирует.
2.3 Изложение нового
материала по теме
«Опиливание
металла».
Формулирование
цели урока и задач
совместно с
обучающимися.
7 мин
Формирование
профессиональных
и общих
компетенций по
теме урока
«Опиливание
металла».
Презентация.
Сопровождение
проектора.
1.Мотивирует обучающихся
на получение новых знаний -
2.Организует условия для
самостоятельного поиска
решения проблемы.
3.Актуализация знаний
обучающихся (связь с
теоретическим циклом).
4.Демонстрирует приёмы
работы при опиливании
металла. Указывает на т/б
при работе причины брака
и способы их устранения.
5.Рассматривает типичные
ошибки, способы их
предупреждения и
устранения.
6.Активизирует
деятельность обучающихся
на данном этапе урока.
1.Слушают,
воспринимают,
осмысливают,
анализируют,
сравнивают.
2.Смотрят презентацию,
видео, ЭОР: закрепляют
знания, понятия, приёмы
работы, технологию
выполнения операций
на сверлильном станке.
2.4 Демонстрация
образца
производственного
задания – номерка.
Мотивация его
выполнения.
10 мин Формирование
практических
знаний и умений
по опиливанию
металла.
1. Демонстрирует образец
готового изделия – номерка, с
поэтапным его выполнением и
шаблоном изделия.
2. Совместно с обучающимися
выстраивает технологический
процесс (алгоритм) его
выполнения, с определением
временных рамок по этапам.
3. Предлагает вносить
1. Изучают содержание
производственного задания
(образец).
2. Осмысливают
поставленную задачу,
обсуждают, рассуждают.
3. Совместно с мастером
выстраивают
технологический процесс
выполнения задания.
коррективы в технологический
процесс выполнения задания
(проявить творческий
подход).
3. Рассматривает и анализирует
совместно с обучающимися
критерии оценивания
производственного задания.
4. Предлагает обучающимся
повторить и
продемонстрировать
отдельные этапы и элементы
выполнения
производственного задания.
5. Слушает, корректирует
ответы, оценивает результат
осмысления выполнения
производственного задания.
4. Анализируют ход
выполнения работы.
5. Выполняют отдельные
трудовые приёмы.
6. Проявляют
индивидуальные
творческие способности по
изменению алгоритма
выполнения задания.
3.
Текущий инструктаж.
3.1 Самостоятельная
работа
обучающихся.
Выполнение
производственного
задания.
15 мин.
Выполнение
практической
работы.
1. Осуществляет целевые
обходы рабочих мест
обучающихся, дополнительное
инструктирование при
необходимости оказание
помощи и показ практических
навыков по отработке
отдельных операций.
2. Организует
самостоятельную работу
обучающихся.
3. Предлагает обучающимся
при изготовлении изделия
руководствоваться образцом-
эталоном, а также образцами с
1. Самостоятельно
выполняют
производственное задание,
отрабатывают
практические навыки по
новой теме.
2. Самостоятельно или
совместно с мастером п/о
контролируют свою работу.
3. Анализируют и
исправляют ошибки во
время выполнения задания.
4. Развивают творческое
отношение к выполнению
работы.
поэтапным выполнение
задания.
4. Анализирует, наблюдает,
совместно с обучающимися
корректирует их
деятельность, направляет на
исправление ошибок в работе.
5. Воспитывают
ответственность,
дисциплинированность,
культуру выполнения
работы.
6. Формируют
практические навыки в
работе по данной теме.
4.
Заключительный
инструктаж.
4.1 Анализ и оценка
успешности
достижения цели,
определение
перспективы
последующей
работы. Выдача
домашнего задания
6 мин
Подведение итогов
урока учебной
практики
1.Сообщяет о достижении цели
урока: анализирует
выполнение практического
задания.
2.Определяет качество
изделий, оценивает результат
работы совместно с
обучающимися, анализирует и
комментирует ошибки,
допущенные в процессе
работы.
3. Отмечает лучшие работы и
неудавшиеся.
4. Анализирует соблюдение, ТБ
и нормы времени,
организацию рабочего места.
5.Объявляет оценки за
выполнение задания.
1. Воспринимают,
оценивают работу свою и
своих сокурсников.
2. Анализируют ошибки в
своей работе, находят
причины брака.
3. Подводят итог своей
работе и достижения целей
урока.
4.2 Выдача домашнего
1 мин.
Называет тему для повторения.
Записывают задание.
задания.
4.3 Уборка рабочих мест.
Обходит совместно с
дежурными рабочие места и
принимает их.
ПЛАН УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт локомотива
Профессия 23.01.09 Машинист локомотива. Группа ПМт-216. Курс 1.
Тема урока: «Опиливание металла».
Цели:
. Обучающая: сформировать знания, умения и навыки по теме «Опиливание»
ПК1.2.Производить монтаж, разборку, соединение и регулировку частей ремонтируемого
объекта локомотива.
ОК1. – ОК7.
Воспитательная:
с п о с о б с т во ват ь
ф о рми р о ва н и ю
о т в е т с т в е н н о с т и ,
исполнительности, аккуратности, добросовестности.
Развивающая: Создать условия для развития интереса к выбранной профессии
средствами поискового и творческого подхода к решению поставленных задач,
развития мышления, внимания, памяти, наблюдательности.
Вид урока: практическая работа.
Материально-техническое и дидактическое оснащение урока:
1.
Слесарный верстак – 12 шт.
2.
Металлическая линейка – 12шт.
3.
Чертилка _12 шт.
4.
Напильники разные – 24 шт.
5.
Зубила -12 шт.
6.
Молоток слесарный – 12 шт.
7.
Шаблон – 12 шт.
8.
Образцы поэтапного выполнения задания (номерка).
9.
Компьютер и мультимедийная приставка для демонстрации призентации.
10. Критерии оценивания производственного задания.
11. Рейтинговая таблица.
Место проведения: слесарная мастерская
Междисциплинарные связи:
ОП 02 Слесарное дело.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (1 минуты).
Здравствуйте!
Садитесь.
Проверка
присутствующих
на
уроке.
Визуальный
осмотр
обучающихся, с целью определения готовности их к уроку (спецодежда, перчатки) и
настрой обучающихся на получение знаний.
2. Вводный инструктаж (15 мин).
2.1 Мастер объявляет тему урока «Опиливание металла», цели и задачи. (2,5 мин.)
Цель:
Обучающая: сформировать знания, умения и навыки по теме «Опиливание»
ПК1.2.Производить монтаж, разборку, соединение и регулировку частей ремонтируемого
объекта локомотива.
ОК1. – ОК7.
Воспитательная:
с п о с о б с т во ват ь
ф о рми р о ва н и ю
о т в е т с т в е н н о с т и ,
исполнительности, аккуратности, добросовестности.
.
Развивающая: Создать условия для развития интереса к выбранной профессии
средствами поискового и творческого подхода к решению поставленных задач, развития
мышления, внимания, памяти, наблюдательности
Вводное слово мастера по применению и использованию этой слесарной операции в
профессии, значимости знаний и практических умений по данной теме при выполнении
ремонтных работ.
С
помощью
напильника
слесарь
придаёт
деталям
требуемую
форму
и
размеры,
производит пригонку деталей друг к другу, подготавливает кромки деталей под сварку
Ручная обработка напильником в настоящее время заменена опиливанием на специальных
станках, но полностью ручное опиливание эти станки вытеснить не могут, так как
пригоночные работы при сборке и монтаже оборудования часто приходится выполнять
вручную.
Для формирования практических умений по теме «Опиливание», сегодня на уроке вы
будете изготавливать изделие при изготовлении которого необходима эта слесарная
операция.
Номерок предназначен для гардероба, его изготовляют из листовой стали толщиной 1
мм.
Ставит перед учащимися вопрос:
Вопрос: Какие
слесарные
операции
выполняются
до
операции
опиливание
при
изготовлении номерка?
Ответ: правка, очистка, разметка, рубка металла.
Сегодня повторим отдельные вопросы по теме «Рубка».
Опрос по пройденному материалу.
2.2 Повторение пройденного материала(2,5 мин)
Вопрос: Что такое рубка металла?
Ответ: Рубкой называется слесарная операция, при которой с помощью режущего
инструмента (зубила, крейцмейселя) и ударного инструмента (слесарного молотка) с
поверхности
заготовки
или
детали
удаляются
лишние
слои
металла
или
заготовка
разрубается на части.
Вопрос: Какой инструмент для рубки металла вы знаете?
Ответ: Слесарное зубило – состоит из трёх частей:
1.
Ударная часть сделана сужающейся кверху, вершина ее закруглена
2.
Средняя часть.
3.
Рабочая часть – стержень с клиновидной режущей частью на конце, заточенной
под определённым углом.
Вопрос: На каком расстоянии от разметочной риски рубят заготовку?
Ответ: 0,4-1мм
2.3 Объяснение нового материала(7 мин).
Обучающимся представляется презентация по теме урока с использованием проектора,
плакатами на доске по теме «Опиливание металла», демонстрацией
инструментов,
оборудования,
приспособлений,
готовых
изделий,
образца
производственного задания – номерка Мастер п/о ведёт объяснение нового материала.
Демонстрация презентации
1.
Опиливанием называется операция по обработке металлов и других материалов
снятием небольшого слоя напильниками вручную или на опиловочных станках
2.
Напильник представляет собой стальной брусок определённого профиля и длины,
на поверхности которого имеются насечки, имеющие в сечении форму клина.
Состоит из рабочей части, пятки, хвостовика.
3.
Виды насечки: (одинарная, двойная, рашпильная, дуговая)
4.
Виды
напильников
по
форме
поперечного
сечения:
(плоские,
квадратные,
трёхгранные, круглые, полукруглые, ромбические, ножовочные)
5.
По числу насечек на 1 см.: (№0 и 1-драчевые, №2 и 3-личные, №4 и 5-бархатные)
6.
Положение при опиливании.
7.
Движение рук.
8.
Очистка напильника.
9.
Техника безопасности при опиливании.
2.4. Объяснение производственного задания (10 мин)
Объяснение
выполнения
производственного
задания.
Критерии
оценивания
задания.
Норма времени на его выполнение.
Демонстрация образца – номерок, с поэтапным его выполнением.
Знакомство с последовательностью выполнения задания: Учебный элемент
«Изготовление номерка»
Совместно с обучающимися мастер п/о
выстраивает алгоритм его
выполнения. Он
напоминает,
что
не
обязательно
строго
следовать
ему,
можно
изменить
порядок
выполнения
слесарных
операций,
здесь
каждый
из
вас
может
проявить
свой
индивидуальный подход и творчество, но так, чтобы в конечном итоге получилось то
задание, которое выдано мастером п/о. т.е.. номерка должны соответствовать габаритные
размеры, согласно шаблону, были выполнены все слесарные операции, которые были
заявлены для его изготовления и качество его выполнения.
Обучающиеся приступают к самостоятельной работе.
3. Текущий инструктаж (практическая часть 15 мин)
Мастер п/о организует самостоятельную работу обучающихся.
Выполнение производственного задания обучающимися.
Мастер п/о в процессе работы оюучающихся осуществляет целевые обходы рабочих
мест:
Наблюдает за работой обучающихся;
Следит за правильной организацией рабочего места;
Направляет деятельность обучающихся на правильность построения
технологического процесса, выполнения задания;
Предотвращает ошибки, анализирует вместе с обучающимися и направляет на их
исправление;
Следит за соблюдением Т/Б при выполнении слесарных работ;
Отдельным обучающимся демонстрирует приёмы работы с инструментами и
оборудованием, а также выполнение отдельных приёмов слесарных операций.
4. Заключительный инструктаж (7 мин)
Подведение итогов урока учебной практики.
Мастер п/о
совместно с обучающимися анализирует
и оценивает работы, согласно
разработанным критериям, вносит их в рейтинговую таблицу.
Анализирует
и
комментирует
работы
обучающихся,
отмечает
более
успешные
и
неудавшиеся, анализирует совместно с обучающимися причины неудавшихся работ.
Анализирует
успешность
достижения
целей
урока,
определяет
перспективы
последующей работы.
4.1. Домашнее задание. Повторить тему «Гибка металла».
4.2. Уборка рабочих мест. Сдача рабочих мест дежурным и мастеру п/о.