Напоминание

«Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные». ( 5 г класс)


Автор: Кунгаа Долана Николаевна
Должность: учитель руского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Кызыл Республика Тыва
Наименование материала: Разработка урока
Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные». ( 5 г класс)
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные». ( 5 г класс)

Дата проведения: 18 февраля 2016 года. ( перед завучами города).

Цель:

1.

Закрепление умения определять грамматические признаки имени

существительного, расширить представление учащихся об одушевлённых и

неодушевлённых существительных;

2.

Формирование умения составлять предложения и связные тексты, пополнение

словарного запаса по теме «Птицы»;

3.

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Ход урока:

1)

Оргмомент.–Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли

гости, давайте улыбнёмся друг другу и настроимся на рабочий лад, желаю успехов.

2)

Проверка дом.задания: Выполним мини-тест, тем самым проверим знания по

предыдущим темам.

1/Выберите приставку:

Несколько дней лил дождь бе…прерывно.

А) Бес- Б) Без-

2/Выберите приставку:

Утром брат с сестрой решили ра…бить копилку.

А) Рас-Б) Раз-

3/Если за приставками Без-, воз-, раз-, низ-, через-, из- следуют буквы р, н, м, л,

то в приставках:

А) Пишется буква З Б) Пишется буква С.

4/Определите последовательность пропущенных гласных:

Возр…ст, пор…сль, отр…сль, Р…стислав.

А) А-а-о-о Б) А-о-а-о

5/Определите последовательность пропущенных гласных:

Изл…гать, сл…гаемое, изл…жение, пол…жение.

А) А-а-о-о Б) А-о-о-а

(Далее идёт работа со слайдами 1-9).

(3) Работа с текстом (СЛАЙД №10). –Ребята, перед каждым из вас я разложила

напечатанный материал, на экране это тоже есть. Я вам прочитаю сама, а вы следите за

моим чтением. Но вы во время чтения должны представить себе, что вы находитесь в

лесу.( ПОСТАВИТЬ ГОЛОСА ПТИЦ).

Птичья столовая.

Весёлым выдалось морозное утро. Из ельника вылетел рябчик и расположился на

пеньке. На высокой ёлке пристроилась стайка свиристелей. Снегири слетелись на берёзу и

стали щебетать. За ними следовали другие.

Позаботились люди о лесных птицах. Приготовили они лакомства для птиц: крупу,

хлебные крошки, а для синиц повесили на ветки кусочки сала.

Многие птицы сюда спешат, и целый день в птичьей столовой шум.

Задания по тексту: 1.--Что я вам прочитала?

- Докажите, что это текст.

- Определите тему текста.

-Также определите основную мысль данного текста.

-Давайте дадим тексту заголовок.

- Что такое заголовок текста?

-- Когда я читала текст, вы одновременно слышали голоса птиц. Вам понравилось пение

птиц? Что вы почувствовали? (Радость, приятные моменты, счастье).

2. Словарная работа. Какие непонятные слова в тексте встретились?

Свиристель (итпик), снегирь (кызыл-хорек), синица (бора-хокпеш), щёгол (тулаанын каас

кужу)—это птицы из отряда воробьиных;

Клёст (шавышкак - хаай)—лесная птица с перекрещивающими концами клюва, рябчик

(курту)—лесная птица из семейства тетеревов с пёстрым оперением, щебетать- петь,

пристроилась- расположиться около чего- нибудь.

Также мы с вами побывали в Национальном музее и посетили предварительно выставку

на тему «Птицы» и много интересного узнали о птицах, также какое название птицы

имеют на тувинском языке. Запишите эти слова у себя в тетрадях и их перевод.

--Сейчас какое время года? (Зима). И поэтому в данном тексте рассказывается о зимующих

птицах. Каких ещё зимующих птиц вы знаете? (Щёгол, клёст, сова).

Физкультминутка. (про яблоню).

3 Работа с орфограммами, с которыми мы встречаемся часто. Внимательно посмотрите на текст и

выпишите слова с орфограммами.( 2 учащихся выходят к доске).

-- Что такое орфограмма?

Расположиться, пристроилась, повесили,? слетелись?, приготовили, о лесных.

Вывод: -- Что такое орфограмма? Какие основные орфограммы мы знаем?

4Назовите имена существительные из текста?

--Что такое имя существительное?

--Докажите примерами из нашего текста. Назовите слова. На какие вопросы они отвечают? (Кто? и

Что?).

(4) Закрепление. Работа с учебником. Параграф 90, письменное выполнение Упр. 485.( в 2 столбика

правильно распределяем одуш-неодуш им. Сущ.); (составить с 1-им из слов 1 предложение).

* Синтаксический разбор предложения.

Вывод: Какую роль играют имена существительные в предложении? Т.е. каким членом предложения

являются?

--А теперь проверим устную домашнюю работу: вы должны были отгадать загадки, где отгадками

являются названия птиц. (Учащиеся сами зачитывают и называют отгадки).

--Что такое ЗАГАДКА? ( Это произведение УНТ).

ВЫВОД: Названия птиц отвечают на вопрос КТО? Это живые существа. Значит они одушевлённые.

(5) Давайте вернёмся к началу урока, какую цель мы перед собой поставили? Вы умеете различать друг от

друга имена существительные одуш и неодуш.?

(6) Вывод по ТЕКСТу:

-Итак, мы с вами говорили о зимующих птицах, но есть ещё и перелётные птицы, которые улетают, когда

у нас наступают холода, в тёплые края.

--Какую пользу наши пернатые друзья нам приносят? (Уничтожают насекомые, доставляют радость

своим красивым пением)

Птицы –наши друзья. Птиц надо беречь и охранять, подкармливать, особенно зимой, не разорять их

гнёзда, когда понесли своё потомство. Пернатые не только полезны, но и своим щебетом, чириканьем,

своим видом доставляют нам радость и наслаждение. Без птиц таких ярких, подвижных, звонкоголосых –

наши леса, парки, луга становятся безрадостными и мёртвыми.

И концу нашего урока послушайте стихотворение поэта Александра Яшина «Покормите птиц».

(Читает подготовленный ученик О. Доржсамбуу).

Значение стихотворения ( основная мысль): Автор стиха просит нас покормить птиц зимой. Зимой им

самим трудно найти корм. Птицы нуждаются в нашей помощи. И поэтому мы должны делать им

кормушки и подкармливать их, т. е. позаботиться о них.

(7) Вывод ко всему уроку. –Что вы узнали на уроке?

- Какие сущ. Одуш., а какие неодуш.?

- В одуш. Сущест. Категория каких падежей имеет одинаковые окончания? А у неодушевлённых сущ-х

категория каких 2-ух падежей одинаковая, имейте в виду только во множественном числе.

(8) Домашнее задание. ПАРАГРАФ- 90, Упр. 486.



В раздел образования