Автор: Кунгаа Долана Николаевна
Должность: учитель руского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Кызыл Республика Тыва
Наименование материала: Разработка урока
Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные». ( 5 г класс)
Раздел: среднее образование
Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные». ( 5 г класс)
Дата проведения: 18 февраля 2016 года. ( перед завучами города).
Цель:
1.
Закрепление умения определять грамматические признаки имени
существительного, расширить представление учащихся об одушевлённых и
неодушевлённых существительных;
2.
Формирование умения составлять предложения и связные тексты, пополнение
словарного запаса по теме «Птицы»;
3.
Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Ход урока:
1)
Оргмомент.–Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли
гости, давайте улыбнёмся друг другу и настроимся на рабочий лад, желаю успехов.
2)
Проверка дом.задания: Выполним мини-тест, тем самым проверим знания по
предыдущим темам.
1/Выберите приставку:
Несколько дней лил дождь бе…прерывно.
А) Бес- Б) Без-
2/Выберите приставку:
Утром брат с сестрой решили ра…бить копилку.
А) Рас-Б) Раз-
3/Если за приставками Без-, воз-, раз-, низ-, через-, из- следуют буквы р, н, м, л,
то в приставках:
А) Пишется буква З Б) Пишется буква С.
4/Определите последовательность пропущенных гласных:
Возр…ст, пор…сль, отр…сль, Р…стислав.
А) А-а-о-о Б) А-о-а-о
5/Определите последовательность пропущенных гласных:
Изл…гать, сл…гаемое, изл…жение, пол…жение.
А) А-а-о-о Б) А-о-о-а
(Далее идёт работа со слайдами 1-9).
(3) Работа с текстом (СЛАЙД №10). –Ребята, перед каждым из вас я разложила
напечатанный материал, на экране это тоже есть. Я вам прочитаю сама, а вы следите за
моим чтением. Но вы во время чтения должны представить себе, что вы находитесь в
лесу.( ПОСТАВИТЬ ГОЛОСА ПТИЦ).
Птичья столовая.
Весёлым выдалось морозное утро. Из ельника вылетел рябчик и расположился на
пеньке. На высокой ёлке пристроилась стайка свиристелей. Снегири слетелись на берёзу и
стали щебетать. За ними следовали другие.
Позаботились люди о лесных птицах. Приготовили они лакомства для птиц: крупу,
хлебные крошки, а для синиц повесили на ветки кусочки сала.
Многие птицы сюда спешат, и целый день в птичьей столовой шум.
Задания по тексту: 1.--Что я вам прочитала?
- Докажите, что это текст.
- Определите тему текста.
-Также определите основную мысль данного текста.
-Давайте дадим тексту заголовок.
- Что такое заголовок текста?
-- Когда я читала текст, вы одновременно слышали голоса птиц. Вам понравилось пение
птиц? Что вы почувствовали? (Радость, приятные моменты, счастье).
2. Словарная работа. Какие непонятные слова в тексте встретились?
Свиристель (итпик), снегирь (кызыл-хорек), синица (бора-хокпеш), щёгол (тулаанын каас
кужу)—это птицы из отряда воробьиных;
Клёст (шавышкак - хаай)—лесная птица с перекрещивающими концами клюва, рябчик
(курту)—лесная птица из семейства тетеревов с пёстрым оперением, щебетать- петь,
пристроилась- расположиться около чего- нибудь.
Также мы с вами побывали в Национальном музее и посетили предварительно выставку
на тему «Птицы» и много интересного узнали о птицах, также какое название птицы
имеют на тувинском языке. Запишите эти слова у себя в тетрадях и их перевод.
--Сейчас какое время года? (Зима). И поэтому в данном тексте рассказывается о зимующих
птицах. Каких ещё зимующих птиц вы знаете? (Щёгол, клёст, сова).
Физкультминутка. (про яблоню).
3 Работа с орфограммами, с которыми мы встречаемся часто. Внимательно посмотрите на текст и
выпишите слова с орфограммами.( 2 учащихся выходят к доске).
-- Что такое орфограмма?
Расположиться, пристроилась, повесили,? слетелись?, приготовили, о лесных.
Вывод: -- Что такое орфограмма? Какие основные орфограммы мы знаем?
4Назовите имена существительные из текста?
--Что такое имя существительное?
--Докажите примерами из нашего текста. Назовите слова. На какие вопросы они отвечают? (Кто? и
Что?).
(4) Закрепление. Работа с учебником. Параграф 90, письменное выполнение Упр. 485.( в 2 столбика
правильно распределяем одуш-неодуш им. Сущ.); (составить с 1-им из слов 1 предложение).
* Синтаксический разбор предложения.
Вывод: Какую роль играют имена существительные в предложении? Т.е. каким членом предложения
являются?
--А теперь проверим устную домашнюю работу: вы должны были отгадать загадки, где отгадками
являются названия птиц. (Учащиеся сами зачитывают и называют отгадки).
--Что такое ЗАГАДКА? ( Это произведение УНТ).
ВЫВОД: Названия птиц отвечают на вопрос КТО? Это живые существа. Значит они одушевлённые.
(5) Давайте вернёмся к началу урока, какую цель мы перед собой поставили? Вы умеете различать друг от
друга имена существительные одуш и неодуш.?
(6) Вывод по ТЕКСТу:
-Итак, мы с вами говорили о зимующих птицах, но есть ещё и перелётные птицы, которые улетают, когда
у нас наступают холода, в тёплые края.
--Какую пользу наши пернатые друзья нам приносят? (Уничтожают насекомые, доставляют радость
своим красивым пением)
Птицы –наши друзья. Птиц надо беречь и охранять, подкармливать, особенно зимой, не разорять их
гнёзда, когда понесли своё потомство. Пернатые не только полезны, но и своим щебетом, чириканьем,
своим видом доставляют нам радость и наслаждение. Без птиц таких ярких, подвижных, звонкоголосых –
наши леса, парки, луга становятся безрадостными и мёртвыми.
И концу нашего урока послушайте стихотворение поэта Александра Яшина «Покормите птиц».
(Читает подготовленный ученик О. Доржсамбуу).
Значение стихотворения ( основная мысль): Автор стиха просит нас покормить птиц зимой. Зимой им
самим трудно найти корм. Птицы нуждаются в нашей помощи. И поэтому мы должны делать им
кормушки и подкармливать их, т. е. позаботиться о них.
(7) Вывод ко всему уроку. –Что вы узнали на уроке?
- Какие сущ. Одуш., а какие неодуш.?
- В одуш. Сущест. Категория каких падежей имеет одинаковые окончания? А у неодушевлённых сущ-х
категория каких 2-ух падежей одинаковая, имейте в виду только во множественном числе.
(8) Домашнее задание. ПАРАГРАФ- 90, Упр. 486.