Автор: Леонтьева Татьяна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Кочуровская школа"
Населённый пункт: с.Кочуры Рязанская область
Наименование материала: Конспект урока по окружающему миру в 4 классе
Тема: Путешествие по природным зонам России
Раздел: начальное образование
Муниципальное образовательное учреждение
«Кочуровская школа»
Муниципального образования—Милославский район Рязанской области
Урок окружающего мира в 4 классе по теме
«Путешествие по природным зонам России»
Подготовила и провела
учитель Леонтьева Т.В.
2019-20 уч.г.
Технологическая карта изучения темы «Путешествие по природным зонам России»
Предмет: окружающий мир
Автор: Леонтьева Татьяна Викторовна, учитель начальных классов МОУ «Кочуровская школа»
Класс: 4 класс
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Технология: деятельностного метода
УМК: «Школа России», «Окружающий мир», автор А.А.Плешаков
Тема
Путешествие по природным зонам России
Цели урока:
1)Организовать учебную деятельность учащихся
-по закреплению, обобщению и проверки знаний и умений по разделу «Природные зоны России»
-по выработке умения применять полученные ранее знания
2)Создать условия
-для достижения личностных результатов (интереса к изучению окружающего мира, культуры общения).
-для достижения метапредметных результатов (отработка опыта выполнения действий целеполагания,
шагов учебной деятельности и этапов урока; формирование умения планировать, контролировать и
оценивать учебные действия; делать выводы и обобщения)
Цели учебной
деятельности:
1)
Закрепить и обобщить знания по разделу «Природные зоны России»
2)
Проверить умения отличать природные зоны России по их характерным признакам.
Задачи:
Организовать
-мотивацию
-постановку целей урока
-фронтальную работу на повторение материала
-обобщение и систематизацию знаний
-самостоятельную работу
-рефлексию
Планируемые
результаты:
Предметные. Обучающиеся получат возможность:
1)
- закрепить и обобщить знания по разделу «Природные зоны России»;
3)
- проверить умения отличать природные зоны России по их характерным признакам.
2)
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
-принимать учебную задачу, сформулированную вместе с учителем;
-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
-корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках
информации (в заданиях, справочном материале учебника).
Познавательные УУД:
-анализировать изучаемые природные объекты с выделением их существенных и несущественных
признаков;
-осуществлять анализ и сопоставление изучаемого материала по самостоятельно выделенным
основаниям.
Коммуникативные УУД:
-учитывать разные мнения, высказывать свое собственное, аргументировать его;
-строить речевое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;
Личностные УУД:
- принимать внутреннюю позицию школьника на уровне мотивов учебной деятельности и личностного
смысла учения;
-осознавать уникальность природного многообразия России и его ценность как нашего общего
достояния;
-высказывать своё мнение по отношению к экологическим ситуациям, выражать свои эмоции;
-ориентироваться на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками для выполнения
совместной деятельности на уроке;
- осмысливать и оценивать свою деятельность на уроке;
Основное
Основные природные зоны, промежуточные природные зоны, климат,
содержание темы,
понятия
и термины
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
1. Учебник АА.Плешаков Окружающий мир Учебник для 4-го класса. Часть 1.
2. Интерактивная доска
- презентация
Карта «Природные зоны России», карточки с изображением животных, растений, карточки с
разноуровневыми заданиями, конверты с заданиями.
Организация
пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, группе.
Этапы работы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1.Мотивация
к
у ч е б н о й
деятельности.
Цели:
-
актуализировать
т р е б о в а н и я
к
у ч е н и к у
с о
стороны учебной
деятельности;
-
с о з д а н и е
у с л о в и й
д л я
возникновения у
учеников
внутренней
потребности
в к л ю ч е н и я
в
учебную
деятельность;
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок
Гости к нам пришли сегодня…
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.
А сейчас вы все садитесь.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие захотели вновь прийти.
Улыбнитесь друг другу и мне. Ведь улыбка не только
украшает человека, но и дарит хорошее настроение.
Поделитесь своим настроением.
А сейчас закройте на минутку глаза, представьте звёздное
небо.
Одна
звезда
падает
вниз.
А
вы
в
это
время
загадываете желание относительно нашего урока, чтобы
он был… А сейчас откройте глаза и поделитесь с нами
своими желаниями.
Чтобы урок был именно таким, какие качества ученика
вам необходимо проявить?
Я очень рада, что у вас хорошее настроение. Предлагаю
ещё его улучшить, посмотреть фрагмент видеофильма и
после просмотра сказать, о чём пойдёт речь сегодня на
уроке.
Хотите отправиться в путешествие?
Глядя на слайд, догадайтесь, куда конкретно я вас хочу
пригласить.
Слайд
Леса России. Зона степей. Пустыни. Зона арктических
пустынь. Тундра. Черноморское побережье Кавказа.
С л у ш а ю т
у ч и т е л я ,
о ц е н и в а ю т
с в о ю
готовность
и
настрой
на
работу.
Любознательность,
активность,
терпение,
честность,
доброжелательность,
целеустремлённость
О России.
Да.
П у т е ш е с т в и е
п о
природным зонам России.
Коммуникативные УУД:
у м е н и е
с л у ш а т ь
и
понимать речь других.
Личностные УУД:
учебно-познавательный
интерес к предмету,
формирование
интереса
(мотивации к учению).
Р е г ул я т и в н ы е
У УД :
волевая саморегуляция,
Личностные
УУД:действие
смыслообразования.
Итак, мы уточним тему нашего урока .
При
выполнении
тестовых
работ
по
каждой
из
природных зон у нас встречались ошибки?
Итак,
мы
закончили
изучение
большого
раздела
«Природные зоны России». Хотите получше разобраться
в каждой из зон?
Исходя из темы, поставьте цели урока.
А как вы думаете, зачем вам нужны знания о природных
зонах России?
П у т е ш е с т в и е
п о
природным зонам России.
Да.
Закрепить
и
обобщить
з н а н и я
п о
р а з д е л у
« П р и р о д н ы е
з о н ы
России»
П р о в е р и т ь
у м е н и я
отличать
природные
зоны
России
по
их
характерным признакам.
Ро ссия-наша
Род и н а ,
страна,
в
которой
мы
живём.
Каждый
человек
д о л ж е н
з н а т ь
с в о ю
родину,
знать
природу
своей страны.
Р е г ул я т и в н ы е
У УД :
определение
темы
урока,
целеполагание.
Личностные УУД:
осознавать
уникальность
природного многообразия
России и его ценность как
нашего общего достояния
2.
Актуализация
знаний:
Цели:
-
организовать
п о вт о р е н и е
и
закрепление
полученных
ранее знаний
3.
Построение
проекта выхода
из
затруднения
(планирование).
Цели:
-
организовать
планирование
деятельности
на
уроке;
Любую работу начинаем с чего?
Вам было задание подготовить задания и вопросы для
этого этапа урока. Обязательное условие - вы в роли
учителя и должны знать ответ на вопрос. Пожалуйста, мы
вас слушаем.
Вопросы:
Вопросы учеников:
1. Дайте определение природной зоне.
2. Сколько природных зон на территории России
3. Самая северная природная зона.
4. Самая большая природная зона по территории
5. Самая жаркая природная зона.
6.Перечисли промежуточные природные зоны.
7.Восстанови
последовательность
природных
зон с севера на юг.
8.Показать на карте основные природные зоны.
9.В какой зоне мы с вами живём.
10.Определи природную зону по слайду.
Итак, тему назвали, цели поставили, разминку сделали.
Предлагаю спланировать дальнейшую деятельность на
уроке.
Слайд. Так, как мы с вами отправляемся в путешествие,
я предлагаю маршрут нашего путешествия по станциям:
- Станция Географическая
-Станция Ботаническая
-Станция Зоологическая
-Станция Экологическая.
С повторения.
Учащиеся задают заранее
подготовленные вопросы
по разделу «Природа
России»
Ответы учащихся
1 .
У ч а с т о к
з е м н о й
поверхности,
отличающийся
от
других
климатом, растительным и
животным миром, ……….
2.6
3. Арктика
4. Лесная
5. Пустынь и полупустынь
6.Лесотундра,
лесостепь,
полупустыни
7.
8.
9.В зоне лесостепь.
10.
Учащиеся составляют
план урока.
1.Положение зоны.
2.Климат.
3.Занятия населения.
4.Растения
5.Животные
Познавательные
УУД :умение
структурировать знания,
контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности.
Регулятивные УУД:
планирование.
4.Реализация
построенного
проекта.
Цели:
-
р е а л и з о в ат ь
построенный
п р о е к т
в
соответствии
с
планом;
Исходя из того, что изучает каждая наука, составим план
урока.
Обращаю ваше внимание на оценочный лист для
фиксации результатов, с помощью которого вы в течение
урока будете оценивать свои знания и умения.
Оценочный лист результатов.
Проверь себя
Знаю
Умею
Положение зоны.
Климат.
Занятия
населения.
Растения
Животные
Экологические
п р о б л е м ы
и
охрана природы.
1)
Обобщение знаний о положении,
особенностях неживой природы и занятиях
населения природных зон.
Слайд. Мы с вами на станции «Географическая».
Предлагаю вспомнить положение, климат и занятие
населения природных зон.
- Сейчас мы будем работать в группе
Группа получает листы с названием природных зон и
карточки. Ваша задача провести классификацию и
определить
зону по признакам, указанным на карточках
.
А
затем 1 человек из группы рассказывает о вашей
природной зоне по плану:1) положение зоны 2)климат 3)
6.Экологические
проблемы и охрана
природы.
Ученики работают в
группе, находят 3
соответствующих
карточки, прикрепляют их
сначала на лист, потом на
доску, один из группы
кратко рассказывает по
карточкам о природной
зоне.
Коммуникативные УУД:
соблюдать простейшие
нормы речевого этикета.
занятия населения.
Доска:
Выступает ответственный географ.
Оцените свои знания в оценочном листе. Если вы
помните положение зоны, климат и занятия населения
каждой зоны, уверены в своих знаниях, поставьте знак
«+» напротив каждого пункта. Если не уверены в своих
знаниях, поставьте «?».
Предлагаю для проверки умений выполнить следующее
задание «Найди ошибки». Ошибки в положении зоны,
климате, занятии населения.
Проверка по образцу.
Оцените свои умения в оценочном листе. Если вы нашли
ошибки в каждом из пунктов, поставьте «+», если не
нашли ошибок, поставьте «?».
2)
Обобщение знаний о растениях природных
зон.
Слайд. Мы на станции «Ботаническая»
Учитель: Ребята! Вам предлагается рассмотреть в паре
различные растения и определить, в какой природной
зоне они произрастают.
Учащиеся самостоятельно
выполняют задание на
карточке.
Выступает ответственный
ботаник.
Остальные проверяют и
хлопают, если правильно
и топают, если
неправильно.
Коммуникативные УУД:
умение сотрудничать со
сверстниками, умение
выражать свои мысли
Познавательные УУД:
умение наблюдать,
анализировать, сравнивать
и делать выводы.
Познавательные УУД:
умение наблюдать,
анализировать, сравнивать
и делать выводы.
Познавательные УУД:
Занятие
населения
климат
Положение зоны
Природная зона
Арктика
Степь
Лесная
Черноморс.
Тундра
Пустыня
5.Динамическая
пауза.
Предлагаю игру «Узнай по описанию». Я читаю
описание растения, а вы определяете его название и
природную зону, в которой оно произрастает.
1.
У этого растения могучий ствол, огромная крона,
красивые резные листовые пластины, а плодами
любят лакомиться кабаны, белки, мыши.
2.
Это таежное дерево имеет негниющую древесину, в
отличие от своих хвойных сородичей полностью
раздевается на зиму.
3.
Это растение за год вырастает на толщину спички,
похоже на миниатюрный кустарник, является
пищей для северных оленей.
4.
Это травянистое растение с корнем «метелочкой»,
узкими листьями и мягкими волосками.
5.
Длинный корень этого растения проникают на
глубину 20 метров.
Правильный ответ: 1-дуб
2-лиственница
3-ягель
4-ковыль
5-верблюжья колючка
Мы повторили знания о растениях природных зон.
Предлагаю вам оценить свои знания. Найдите в таблице
столбик «Знаю» и поставьте знак «+», если вы уверены в
своих знаниях и верно выполнили задания.
Вы рассмотрели иллюстрации растений, для проверки
умений выполните следующее задание:
проанализируйте, сделайте вывод и определите, как
Учащиеся отвечают:
1-дуб
2-лиственница
3-ягель
4-ковыль
5-верблюжья колючка
умение наблюдать,
анализировать, сравнивать
и делать выводы.
Коммуникативные
УУД :управление
поведением партнёра
,умение выражать свои
мысли.
Регулятивные УУД :
контроль в форме
сличения способа
действия и его результата
с заданным эталоном,
оценивание качества и
уровня усвоения,
коррекция, оценка
Познавательные УУД:
умение наблюдать,
анализировать, сравнивать
приспособились растения к природным условиям в
природных зонах.
Корни-луковицы Арктика
Длинные корни Тундра
Деревья-долгожители Степи
Низкорослые,стелятся по земле Пустыни
Живут на камнях Субтропики
Выполните самопроверку по образцу. Если вы сумели
выполнить задание без ошибок, поставьте в столбце
«Умею» знак «+», если вы ошиблись, поставьте знак «?».
3)
Обобщение знаний о животных, населяющих
природные зоны.
Мы прибываем на следующую станцию нашего
путешествия «Зоологическую»
Играем в игру «Рассели животных по природным зонам.
Работаем в парах.
Животные приспособились к условиям жизни в
различных природных зонах по разному. Я называю
приспособленность животного, а вы определяете
природную зону:
1. толстый слой жира
2. густой мех и оперение птиц
4. в жаркое время зарываются в песок
5. окраска под цвет снега
6. активны ночью
Учащиеся самостоятельно
выполняют задание на
карточке.
Работают в парах.
Учащиеся расселяют
животных по
соответствующим зонам.
Выступает ответственный
зоолог.
Остальные слушают и
определяют правильность
ответов.
Учащиеся отвечают на
и делать выводы.
Регулятивные УУД :
контроль в форме
сличения способа
действия и его результата
с заданным эталоном
Коммуникативные УУД:
соблюдать простейшие
нормы речевого этикета.
Познавательные УУД:
умение наблюдать,
анализировать, сравнивать
и делать выводы.
7. взбираются на кусты
9. живут в норах и делают запасы на зиму
10. окраска под цвет растительности
11. быстро бегают
Найдите в оценочном листе столбик «Знаю». Если вы
смогли вспомнить, к какой природной зоне относится
каждое из животных, поставьте знак «+». Если
вспомнили не всех животных, поставьте знак «?».
Слайд. Проверяем умения. Выполняем задание «Кто
лишний».
Чайка, белый медведь, тюлень, дельфины.
Верблюд, северный олень, песец, белая куропатка.
Рысь, белка, чайки, бурый медведь.
Дрофа, морж, хомяк, суслик.
Корсак, сайгаки, ушастый ёж, лемминг.
Косуля, дельфин, бакланы, журавль-красавка.
Проверка по образцу.
В столбике «Умею» поставьте знак «+», если вы
выполнили задание без ошибок. Если у вас были
ошибки, поставьте «?».
4)
Станция «Экологическая»
Слайд. Может ли планета заболеть? Оказывается, может.
Именно это произошло с Землей по вине человека. На
планете и в каждой природной зоне возникли
экологические проблемы, от решения которых зависит
судьба всего живого.
вопросы.
Оценивают выполненную
работу.
Учащиеся самостоятельно
выполняют задание на
карточке.
Проверяют по образцу.
Оценивают выполненную
работу.
Учащиеся отвечают на
вопросы.
Регулятивные УУД :
контроль в форме
сличения способа
действия и его результата
с заданным эталоном,
оценивание качества и
уровня усвоения,
коррекция, оценка
Коммуникативные
УУД :умение выражать
свои мысли.
Коммуникативные
УУД :умение выражать
свои мысли.
Регулятивные УУД :
контроль в форме
сличения способа
действия и его результата
Таких проблем очень много. Одной из них является
исчезновение животных и растений;
Вы знаете, что многие растения и животные занесены в
Красную книгу и находятся под охраной государства.
У нас с вами есть своя красная книга Росси, которую вы
самостоятельно заполняли.
Пришло время проверить, на сколько хорошо вы знаете, к
какой природной зоне относятся животные, взятые под
охрану. Я называю растения или животных, а вы зону.
Оцените свои знания. Если вы отвечали без ошибок,
поставьте +, если допускали ошибки, поставьте «?».
Сейчас выступит тот, кто подготовил сообщения.
Экологические проблемы есть в каждой природной зоне.
Решением этих проблем занимаются взрослые люди.
Для охраны природы в каждой природной зоне созданы
национальные парки или заповедники.
Как вы думаете, защита природы касается только
взрослых?
Мы с вами живём в лесостепной зоне. Вы хотите, чтобы
в нашей зоне экологических проблем было меньше?
Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в
борьбу за сохранение природы той зоны, в которой
живёт, а, следовательно, жизни на Земле.
Что конкретно для сохранения нашей природной зоны,
экологического равновесия может сделать каждый из
вас?
Задание. Каждый из вас должен выбрать только те знаки,
которые отражают правила друзей природы. Придумайте
и сформулируйте эти правила.
Оценивают выполненную
работу.
Учащиеся выступают по
желанию с сообщениями
о растениях или
животных, занесённых в
Красную книгу
Учащиеся отвечают.
Учащиеся выполняют
задание.
Проверяют по образцу.
с заданным эталоном,
оценивание качества и
уровня усвоения,
коррекция, оценка
Коммуникативные УУД:
умение слушать и
понимать речь других.
Коммуникативные УУД:
умение сотрудничать со
сверстниками, умение
выражать свои мысли
Регулятивные УУД :
контроль в форме
сличения способа
действия и его результата
с заданным эталоном,
оценивание качества и
уровня усвоения,
6.Обобщение
затруднений
во
внешней речи.
7.
Ре фл е кс и я
Проверка по образцу.
- не рвать цветы и растения
- не ломать деревья, ветки
- не убивать, не трогать любых животных
- не забирать здоровых животных и их детенышей
домой
- останавливать тех, кто хочет обидеть животных, хочет
рвать редкие растения
В столбике «Умею» поставьте знак «+», если вы
выполнили задание без ошибок. Если у вас были ошибки,
поставьте «?».
Путешествие подошло к концу. Мы с вами вернулись в
свою родную лесостепную зону, на вот эту прекрасную
полянку, где к нам обращаются её обитатели.
О чём они нас просят?
Предлагаю подвести итог вашей работы. Для этого
посмотрите в свою карточку для оценивания.
Поднимите руку те, у кого в карточке есть «?». По какому
пункту нашего плана.
У кого все + в карточке?
Значит, вы продуктивно работали на предыдущих уроках.
Я желаю вам на следующих уроках работать так же
успешно.
Подведём итог.
Давайте вспомним, какие желания вы загадывали в
начале урока? Сбылись ли они?
- Какие цели мы ставили в начале урока?
Оценивают выполненную
работу.
Учащиеся отвечают.
Учащиеся отвечают.
Закрепить и обобщить
знания по разделу
«Природные зоны
России»
Проверить умения
коррекция, оценка
Познавательные УУД:
умение структурировать
знания, оценка процесса и
результатов деятельности.
Коммуникативные УУД:
умение выражать свои
мысли.
Регулятивные УУД:
волевая саморегуляция,
оценка.
Способность к рефлексии
деятельности на
уроке.
Оценивание.
Цели:
-
организовать
р е ф л е к с и ю
и
самооценку
учениками
собственной
учебной
деятельности.
8.Информация
о
д о м а ш н е м
задании.
- Достигли вы цели? Где у вас зафиксирован результат?
Кто считает, что успешно справился со всеми заданиями,
поднимите руку.
Чем вы можете подтвердить свой результат?
Кто сам понял, что испытывает трудность в каких-то
моментах?
Чем вы можете это подтвердить?
- На какой из станций вам было особенно интересно?
Теперь оцените свою работу, в течение всего урока. Ваши
оценочные листы вам помогут.
Слайд. Если вы набрали 1-3 плюса, то прикрепите
Смайлика на 1 ступеньку
Если набрали 4-6 плюсов, то…(На 2-ю)
Если у вас 7-9 плюсов, то поднимитесь на 3-ю ступеньку.
И те, кто набрал 10-11 плюсов, занимают 4-ю ступеньку
«Лесенки успеха»
Вы все сегодня поработали очень хорошо, узнали, в чём
ещё нужно потренироваться.
Домашнее задание
Подготовить сообщение о редком растении или животном
одного из заповедников
По желанию задание на карточке.
Определите, в какой природной зоне существуют
следующие взаимосвязи (цепи питания)
Ива – белая куропатка – кречет (тундра)
отличать природные
зоны по их _характерным
признакам.
Да, мы закрепили знания
по разделу «Природные
зоны», а результат
зафиксирован в
оценочном листе.
Своим оценочным
листом, который
заполняли после каждого
задания.
Соотносят цель и
результаты.
Осуществляют
самооценку собственной
учебной деятельности
собственной деятельности
Дуб – сойка – сова (лесная зона)
Растения – тушканчик – сова (пустыня)
Рыба – тюлень – белый медведь (Арктика)
Растения – суслик – орел (степь)
Муниципальное образовательное учреждение «Кочуровская школа»
Муниципального образования—Милославский район Рязанской области
Урок окружающего мира в 4 классе по теме
«Путешествие по природным зонам России»
Подготовила и провела
учитель Леонтьева Т.В.
2015-16 уч.г.