Автор: Туркменова Мадина Курманбиевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ "СШ "Земля родная"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: "Моя экологическая грамотность"
Раздел: среднее образование
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность» для обучающихся 5-6 классов разработана с
учётом требований и положений, изложенных в следующих документах:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
Фундаментальное ядро образования;
Программа развития и формирования универсальных учебных действий;
Дзятковская Е. Н. Программы внеурочной деятельности. Моя экологическая грамотность. 5-6 классы. Экология общения. 7
классы - М.: Просвещение, 2014
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования. Программа опирается на программу развития универсальных учебных действий, программу воспитания и
социализации обучающихся.
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества: природа, здоровье, гражданственность,
экологическая
культура,
и
направлена
на
развитие
мотивации
и
готовности
повышения
своей
экологической
грамотности,
предусмотрительно,
осознанно
придерживаться
ресурсосберегающего
поведения,
здорового
и
экологически
безопасного
образа
жизни.Содержание программы структурировано в виде разделов-модулей:
- Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению.
- Экологическая грамотность: уроки прошлого.
- Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности.
- Экономное потребление: учусь быть взрослым.
- Экологическая безопасность в природной среде.
- Мой вклад в экологическое просвещение.
В 5,6 классах внеурочная деятельность имеет свою специфику, обусловленную возрастными психологическими особенностями
обучающихся в связи с их переходом к новой ведущей деятельности. Программа направлена на развитие познавательных универсальных
учебных
действий
младших
подростков,
расширение
видов
источников
информации,
в
которых
обучающийся
может
найти
самостоятельно необходимую информацию, обработать ее, преобразовать и публично представить.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности.
Виды учебной деятельности:
- научно-исследовательская;
- проектная;
- ролевая игра;
- проблемно-ценностное досуговое общение;
- социально – творческая и общественно-полезная практика;
Формы учебной деятельности:
- исследовательская работа в библиотеке, Интернете
- деятельность редколлегии классной газеты
- пресс-конференция «Наши полезные советы»
- психологический практикум-тренинг
- ролевые ситуационные игры.
Цели внеурочной деятельности в 5-6 классах: формирование экологически образованной личности с экологическим стилем мышления,
осознающей ответственность за личный вклад в экологическую безопасность страны, со сформированной гражданской и нравственной
позицией, готовой к социальному партнерству, законопослушанию, исследовательским, коммуникативным действиям по сохранению и
улучшению качества окружающей среды, здоровья людей.
Личностные результаты предусматривают умения:
- оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически
безопасного образа жизни;
- позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни;
- выражать отношение к расточительному потребительскому ресурсопользованию;
- демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе.
Метапредметными результатами являются умения:
- объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;
- рефлексировать личные затруднения при работе с информацией;
- находить необходимую информацию;
- представлять информацию в кратком виде, без искажения.
-называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность
- выполнить проект
- называть правила работы в группе сотрудничества.
Предметными результатами являются представления:
- о научной области экологии, предмете её изучения
- о принципе предосторожности
- об историческом опыте
- о способах ресурсосбережения
- о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
Программа авторов курса внеурочной деятельности Е.Н. Дзядковской, А.Н. Захлебного, А.Ю. Либерова составле на из расчёта 70
ч, включая 20% времени, отводимого на вариативную часть рабочей программы педагога. Общее число учебных часов за 5 - 6 класс
составляет 70, из них 35 (1ч в неделю) в 5 классе, 35 (1ч в неделю) в 6 классе в соответствии с учебным планом МАОУ СШ «Земля
родная». Следовательно, на вариативный компонент программы будет отводиться 14 часов. Основное распределение часов на разделы
меняется: в раздел 1 «Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению » добавлено 2 часа, в раздел
2
«Экологическая грамотность: уроки прошлого» добавлено 2 часа, 1 час добавлен на обобщение и повторение по курсу, пройденному в 5
классе, в раздел 4 «Экономное потребление: учусь быть взрослым» добавлено 3 часа, в раздел 5 «Экологическая безопасность в
природной среде» добавлено 5 часов, 1 час добавлен на обобщение и повторение по курсу, пройденному в 6 классе
Основное содержание курса
5 класс.
Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению.
Развиваем экологическую зоркость. Экология как область научного знания. Экологическое мышление как метод научного познания мира,
выявления и решения экологических проблем, необходимый каждому человеку. Потребность человека в благоприятной среде жизни.
Экологические опасности в окружающем мире. Природные источники экологической опасности. Источники экологической опасности,
связанные
с
деятельностью
человека.
Экологическое
мышление-условие
развития
экологической
зоркости,
умения
обнаруживать
экологическую опасность. Экологический риск как вероятность опасности. «Экологический след». Выявление экологических рисков в
повседневной жизни.
Способы предупреждения населения об экологической опасности. Роль средств массовой информации, телевидения, Интернета, радио,
рекламы, средств оповещения гражданской обороны.
Формы организации внеурочной деятельности:
Ролевая игра «Экологический след нашего класса»
Заседание редколлегии классной газеты
Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого.
Полезная информация из прошлого. Источники информации об экологической культуре разных народов, способы фиксации информации,
выделение главного, пересказ своими словами.
Народная мудрость об экологической грамотности. Экологические традиции и обычаи народов России, отраженные в предметах быта,
произведениях промыслов, фольклора. Особенности питания, жилища, хозяйствования.
Формы организации внеурочной деятельности:
Практикум.
Демонстрация опытов.
Уроки для младших школьников, сверстников.
Раздел 3. Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности.
Достоверная
и
ложная
экологическая
информация.
Важность
достоверной
информации.
Причины
недостоверности
информации.
Признаки ложной информации. Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха, продуктов питания, стройматериалов,
способы ее проверки.
Предосторожность в принятии решения о направлении действий. Принцип предосторожности как готовность отказаться от действий при
неполноте информации. Надежные и проверенные способы снижения экологического риска. Публичное представление информации с
разделением достоверных объективных сведений и субъективных мнений о них.
Формы организации внеурочной деятельности:
Исследовательская работа в библиотеке, Интернете, со справочной литературой.
Встречи со специалистами
Документальные фильмы об экологических опасностях.
Заседание редколлегии классной газеты.
Повторение и обобщение пройденного
6 класс
Раздел 4. Экономное потребление: учусь быть взрослым.
Чувство меры как признак взрослости. Ценность экономности, не расточительности, скромности, бережного отношения к природным
ресурсам. Причины формирования сходных ценностей у разных народов. Ограниченность природных ресурсов на планете. Экономное
потребление.
Ресурсосбережение, его виды. Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды.
Формы организации внеурочной деятельности:
Викторина
Проекты по разработке эффективности разных способов ресурсосбережения и оформление результатов в газете.
Киноклуб: документальные фильмы о Хартии Земли.
Раздел 5. Экологическая безопасность в природной среде.
Безопасность общения с природой для человека. Экологическая безопасность в условиях местной природы.( клещи, змеи, состояние
источников питьевой воды..)
Природа в жизни человека. Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека. Природные ресурсы как источник
удовлетворения материальных запросов человека. Духовное общение с природой, культурные традиции разных народов.
Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его экологической культуры.
Формы организации внеурочной деятельности:
Психологический практикум-тренинг.
Ролевая игра
Киноклуб: документальные фильмы.
Заседание редколлегии газеты.
Раздел 6. Мой вклад в экологическое просвещение.
Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека. Формы просвещения (личный пример, плакат, листовка,
выступление…)
Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской и сельской местности.
Формы организации внеурочной деятельности:
Уроки для младших школьников, родителей.
Киноклуб: документальные фильмы.
Заседание редколлегии газеты.
Конкурсы плакатов.
Повторение и обобщение пройденного
Тематическое планирование
(70 ч внеурочной деятельности в 5-6 классах.)
Темы
Основное содержание по темам.
Характеристика
основных
видов
деятельности
учащихся.
5 класс Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению (12ч).
Развиваем
экологическую
зоркость (6 час)
Развиваем экологическую зоркость. Экология как область научного
знания.
Экологическое
мышление
как
метод
научного
познания
мира, выявления и решения экологических проблем, необходимый
каждому человеку. Потребность человека в благоприятной среде
жизни. Экологические опасности в окружающем мире. Природные
источники
экологической
опасности.
Источники
экологической
опасности,
связанные с деятельностью человека. Экологическое
мышление-условие
развития
экологической
зоркости,
умения
обнаруживать экологическую опасность. Экологический риск как
вероятность
опасности.
«Экологический
след».
Выявление
экологических рисков в повседневной жизни.
Явление экологических рисков в повседневной жизни. Зависимость
величины
экологического
риска
от
экологической
грамотности
человека,
его
жизненных
ценностей,
образа
жизни
(характера
питания,
наличия
вредных
привычек
и
др.).
Экологическая
безопасность.
Модели
поведения:
избегание
экологической
опасности, приспособление к ней и её устранение
Называть
предмет
изучения
науки
экологии.
Давать определения понятиям «экологический
риск»,
«Экологиче ская
бе з о п а с н о с т ь » .
О бъя с н я т ь
с мы с л
э ко
мы ш ле н и я
к а к
способности
научного
познания
взаимосвязей
живого
с
окружающей
средой.
Приводить
примеры
экологического
мышления
для
обнаружения
экологической
опасно сти.
Называть источники экологических опасностей
человека.
Приводить
доказательства
относительности
величины
экологического
риска
для
разных
людей
в
зависимости
от
их
экологической
грамотности, образа жизни, наличия вредных
привычек.
Способы
предупреждения
нас еления
о б
экологической
опасности(6 час)
Роль средств массовой информации, Интернета, радио, рекламы,
средств оповещения гражданской обороны. Трудности нахождения
необходимой
экологической
информации
проблемы
понимания
информации, правильно её использования в целях экологической
безопасности. Правила работы в малых группах сотрудничества
Называть источники информации, из которых
можно узнать об экологических опасностях в
своей местности (телевидение, радио, Интернет,
система гражданской обороны и др.) ; формы
оповещения
о
ней
(сигналы
гражданской
обороны, объявление, выпуск новостей и др.).
А н а л и з и р о в ат ь
л и ч н ы й
о п ы т
п о и с к а
необходимой
информации,
ее
понимание,
правильного
использования.
Называть
и
оценивать
личные затруднения при работе с
информацией. Формулировать индивидуальные
учебные задачи по освоению способов поиска,
сбора, проверки, обработки
и публичного
представления
информации.
Доказывать
преимущество работы с информацией в группах
сотрудничества. Называть правила совместной
работы в кружке,редколлегии классной газеты
Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого (10 ч)
Полезная
информация
из
прошлого(3 час)
Источники информации об экологической культуре разных народов:
традиции,
музеи,
библиотеки,
Интернет,
кинофильмы,
диалог
поколений.
Сбор,
фиксация
информации,
ее
обобщение
и
преобразование в популярный текст.
Называть источники получения информации об
экологической
культуре
разных
времён
и
народов.
Называть
и
применять
способы
фиксации
информации.
Выделять
главную
мысль, пересказывать её своими словами
Народная
м уд р о с т ь
о б
экологической
безопасности(7
час)
Экологические традиции и обычаи народов России, отражённые в
предметах быта, произведениях народных промыслов, фольклоре.
Экологическая
культура
коренных
народов
своего
региона.
Особенности
питания,
жилища,
хозяйствования,
народного
творчества. Отношение к вредным привычкам, расточительному
природопользованию,
случаям
экологического
вандализма.
Возможность
использования
традиций
прошлого
в
современном
мире
Анализировать
традиции
и
обычаи
народов
Ро с с и и
с
т оч к и
з р е н и я
и х
в к л а д а
в
экологическую
безопасность.
Высказывать
аргументированное
мнение
о
значении
этой
информации в сегодняшней жизни и в будущем.
Проводить примеры здорового и экологически
безопасного
образа
жизни
коренных
народов
своего региона (традиции природопользования,
питания,
устройства
жилища
и
др.
),
их
о т н о ш е н и я
к
р а с т о ч и т е л ь н о м
природопользованию,
вредным
привычкам,
экологическому
вандализму.
Представлять
полученную информацию своими словами
Раздел 3. Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности (12 ч)
Достоверная
и
ложная
экологическая
информация(8ч)
Предосторожнос
ть
в
принятии
Важность
достоверной
информации.
Причины
недостоверности
информации.
Признаки
ложной
информации.
Информация
о
качестве потребляемой питьевой воды, воздуха, продуктов питания,
стройматериалов, способы ее проверки.
Предосторожность в принятии решения о направлении действий.
Принцип предосторожности как готовность отказаться от действий
Высказывать
мнение
о
важности
свободного
доступа
к
достоверной
информации
об
экологиче ских
опасно стях
и
с п о с о б а х
э кологич е ски
бе зопасного
п о в е д е н и я .
Описывать
признаки
ложной
информации.
Называть
способы
проверки
экологической
р е ш е н и я
о
направлении
действий.(4 ч)
при неполноте информации. Надежные и проверенные способы
снижения
экологического
риска.
Публичное
представление
информации с разделением достоверных объективных сведений и
субъективных мнений о них.
информации на достоверность.
Объяснять
своими
словами
смысл
принципа
предосторожности.
Применять
его
в
работе
с
экологической
информацией.
Перечислять
проверенные способы снижения экологических
рисков от продуктов питания, питьевой воды,
мебели.
Взаимодействовать
в
г р у п п е .
Публично
представлять
э кол ог и ч е с кую
информацию,
разделяя
в
ней
факты
и
мнения(урок)
Представлять достоверные знания.
Повторение, обобщение и систематизация знаний по пройденному курсу (1 час)
6 класс Раздел 4. Экономное потребление: учусь быть взрослым (13ч).
Чувство
меры
к а к
п р и з н а к
взрослости
(7
час)
Ценность
экономности,
не
расточительности,
скромности,
бережного
отношения
к
природным
ресурсам.
Причины
формирования
сходных
ценностей
у
разных
н а р од о в .
Ограниченность
природных
ресурсов
на
планете.
Экономное
потребление.
Ресурсосбережение,
его
виды.
Энергосбережение,
экономное
использование изделий из дерева, бережное расходование пресной
воды.
П р и в о д и т ь
п р и м е р ы
и з
ф о л ь к л о р а ,
х у д о ж е с т в е н н ы х
п р о и з в е д е н и й )
нерасточительного
отношения
к
природным
ресурсам. Своими словами пересказывать смысл
рекомендаций
Хартии
Земли
по
бережному
о т н о ш е н и ю
к
п р и р о д е .
О б ъ я с н я т ь
необходимость экономии природных ресурсов.
Ресурсосбереже
ние, его виды.(6
час)
Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева,
бережное расходование пресной воды.
В ы п о л н я т ь
п р о е к т
в
о б л а с т и
ре сурсо сбережения:
э н е р го с бе р е же н и я ,
бережного расходования пресной воды, изделий
из дерева.
Высказывать
свое
мнение
по
вопро сам
с а м о о г р а н и ч е н и я
п р и
п о т р е б л е н и и
материальных благ в целях сохранения качества
окружающей
среды,
здоровья
человека,
безопасности
жизни.
Представлять
результаты
проектов в газете.
Раздел 5. Экологическая безопасность в природной среде (15 ч).
Безопасность
о б щ е н и я
с
природой
д л я
человека (8 час)
Экологическая безопасность в условиях местной природы. ( клещи,
змеи, состояние источников питьевой воды).
Доказывать, что природные ресурсы являются
источником
удовлетворения
не
то л ь ко
материальных,
но
и
духовных
потребностей
человека. Выражать свое отношение к красоте
природы.
Описывать возможность духовного общения с
природой
у
разных
народов.
Высказывать
аргументированные суждения.
П р и р о д а
в
жизни
человека(7 час)
Роль
природы
в
сохранении
и
укреплении
здоровья
человека.
Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных
запросов
человека.
Духовное
общение
с
природой,
культурные
традиции разных народов.
Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель
его экологической культуры.
Составлять
инструкцию
по
экологически
грамотному
поведению
в
природной
среде,
учитывающему
местные
экологические
риски.
Обосновывать
целесообразность
т акого
поведения
с
точки
зрения
экологической
безопасности
и
сохранения
экологического
качества окружающей среды.
Раздел 6. Мой вклад в экологическое просвещение (6 ч)
Просвещение
ка к
с р е д с т в о
повышения
экологической
грамотности
человека (6 чса)
Просвещение
и
его
формы
(личный
пример,
плакат,
буклет,
листовка,
театр,
выступление
и
др.).
Правила
экологически
грамотного
поведения
в
школе,
дома,
в
городской,
сельской
местности, природной среде
Называть цели просветительской работы
и её
формы.
Формулировать
правила
грамотного
поведения в школе, дома, в городской, сельской
местности, природной среде. Описывать личный
опыт
экологически
грамотного
поведения.
Участвовать
в
просветительских
акциях
(публичные выступления; роки для школьников,
родителей;
выпуск
газеты
изготовление
плакатов,
листовок,
коллективное
обсуждение
кинофильмов)
Повторение, обобщение и систематизация знаний по пройденному курсу - экскурсия (1 час)
Тематическое планирование внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность» в 5 классе
1 час в неделю, всего 35 часов
Номер
урока
Тема занятия
Содержание
Даты
проведения
Характеристика видов
деятельности (УУД)
план
факт
1
Экология как
область научного
знания.
Экологическое
мышление.
Необходимость экологического мышления для
каждого человека.
06.09
Называть предмет изучения
науки экологии. Давать
определение понятиям
«экологический
риск»,
«экологическая безопасность».
Объяснять смысл экологического
мышления как способности
научного познания
взаимосвязей живого с
окружающей средой.
Приводить
примеры применения
экологического мышления для
обнаружения экологической
опасности. Называть источники
экологических опасностей для
человека в своей местности
(природные и вызванные
деятельностью человека). В
ролевой игре обоснованно
выбирать стратегию поведения:
избегание опасности,
2-3
Природные
источники
экологической
опасности, их
неустранимый
характер.
Природные источники экологической опасности,
их неустранимый характер.
13.09-
20.09
4
Источники
экологической
опасности,
связанные с
деятельностью
человека.
Источники экологической опасности, связанные с
деятельностью человека.
27.09
5
Экологический
риск как
Экологический риск как вероятность опасности.
Выявление экологических рисков в
04.10
вероятность
опасности.
Выявление
экологических
рисков в по-
вседневной жизни.
повседневной жизни.
приспособление к ней,
устранение её. Приводить
доказательства относительности
величины экологического
риска
для разных людей в
зависимости от их
экологической
грамотности,
образа жизни, наличия вредных
привычек
6
Экологический
след
Экологическая
безопасность. Модели
поведения: избегание экологической опасности,
приспособление к ней или её устранение
11.10
7
Роль средств
массовой
информации:
телевидения,
Интернета, радио,
рекламы, средств
оповещения
гражданской
обороны.
Роль средств массовой информации:
телевидения, Интернета, радио, рекламы,
средств оповещения гражданской обороны.
18.10
Называть источники
информации, из которых можно
узнать об экологических
опасностях в своей местности
(телевидение, радио, Интернет,
система гражданской обороны и
др.); формы оповещения о ней
(сигналы гражданской обороны,
объявление, выпуск новостей и
др.).
Анализировать личный
опыт поиска необходимой
информации, её понимания,
правильного использования.
Называть и оценивать личные
затруднения при работе с
информацией. Формулировать
индивидуальные учебные задачи
по освоению способов поиска,
сбора, проверки, обработки и
публичного представления
информации. Доказывать
преимущества работы с
информацией в группах
сотрудничества. Называть правила
8
Экологический
след нашего класса
Поиск, сбор необходимой экологической
информации в газетах и журналах).
25.10
9
«Экологический
следопыт»
Поиск, сбор необходимой экологической
информации
08.11
10
«Экологический
следопыт»
Обработка необходимой экологической
информации.
15.11
11-12
«Экологический
Публичное
представление экологической
22.11-
следопыт»
информации.
29.11
совместной работы
13
Полезная
информация из
прошлого
Источники информации об экологической культуре
разных народов (сбор и фиксация информации)
06.12
Называть источники получения
информации об экологической
культуре разных времён и
народов. Называть и применять
способы фиксации информации.
Выделять главную мысль,
пересказывать её своими
словами
14-15
Источники
информации об
экологической
культуре разных
народов
Обобщение и преобразование информации об
экологической культуре разных народов в
популярный текст
13.12-
20.12
16-17
Народная мудрость
об экологической
безопасности.
Обобщение и преобразование информации об
экологической культуре разных народов в
популярный текст
Экологическая культура коренных народов своего
региона.
Особенности питания, жилища, хозяйствования,
народного творчества.
27.12-
17.01
Анализировать традиции и
обычаи народов России с
точки зрения их вклада в
экологическую безопасность.
Высказывать
аргументированное мнение о
значении этой информации в
сегодняшней жизни и в
будущем. Приводить примеры
здорового и экологически
безопасного образа жизни
коренных народов своего
региона (традиции
18
Экологические
традиции и обычаи
народов России,
отражённые в пред-
метах быта,
произведениях
народных
промыслов,
фольклоре
24.01
19
Экологические
традиции и обычаи
народов России,
31.01
отражённые в пред-
метах быта,
произведениях
народных
промыслов,
фольклоре
природопользования, питания,
устройства жилища и др.), их
отношения к расточительному
природопользованию, вредным
привычкам, экологическому
вандализму. Представлять
полученную информацию
своими словами
20
Особенности
питания, жилища,
хозяйствования,
народного
творчества
07.02
21
Отношение к
вредным
привычкам,
расточительному
природопользовани
ю, случаям
экологического
вандализма.
14.02
22
Возможность
использования
традиций прошлого
в современном
мире
21.02
23
Достоверная и
ложная
экологическая
информация
Важность достоверности информации
(«предупреждён - значит вооружён»).
28.02
Высказывать мнение о
важности свободного доступа к
достоверной информации об
экологических опасностях и
способах экологически
безопасного поведения.
Описывать признаки ложной
информации. Называть
24-25
Причины
недостоверности или
заведомой
07.03-
14.03
ложности
экологической
информации.
Признаки ложной
информации.
способы проверки экологической
информации на достоверность
26-27
Информация о
качестве
потребляемой
питьевой воды,
воздуха, питания,
используемых
бытовых приборов,
мебели,
стройматериалов и
др.
21.03-
04.04
28-29
Способы проверки
информации на
достоверность.
11-
18.04
30
Предосторожность в
принятии решения о
направлении
действия
Принцип предосторожности как готовность
отказаться от действия при неполноте или
ненадёжности информации о возможных его
последствиях («не навреди»).
25.04
Объяснять необходимость
экономии природных ресурсов,
рационального
природопользования, чувства меры
в повседневном потреблении для
здоровья окружающей среды,
здоровья человека и его
долголетия
31-32
Надёжные способы
снижения
экологического
риска
Надёжные способы снижения экологического
риска при экологически опасном качестве питье-
вой воды, воздуха, питания, бытовых приборов,
мебели, стройматериалов, рекомендуемые наукой.
02-
16.05
33
Публичное
представление
информации с
разделением
Публичное представление информации с разделе-
нием достоверных объективных сведений (фактов)
23.05
достоверных
объективных сведе-
ний (фактов) и
субъективных
мнений о них
и субъективных мнений о них
34
Повторительно-
обобщающее
занятие по
пройденному курсу
30.05
Литература для учителя
1.
Дзятковская Е. Н. Программы внеурочной деятельности. Моя экологическая грамотность. 5-6 классы. Экология общения.
6-7
классы - М.: Просвещение, 2014
2.
Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг: учеб.- метод. пособие/ Т.Я. Ашихмина, А.И. Васильева, Л.В. Кондакова и
др.; под ред.Т.Я.Ашихминой.- М.: Агар, 2000
3.
Гагарин А.В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания / А.В.Гагарин. –
М.: Московский городской психолого–педагогический институт, 2000.
4.
Данилов-Данильян
В.И.
Экологическая
безопасность:
общие
принципы
и
российский
аспект
/
В.И.
Данилов-
Данильян,
М.Ч.Залиханов, К.С.Лосев.- М, 2001.
5.
Дзятковская Е.Н. Экологическая безопасность в школе и дома / Е.Н. Дзятковская. – М.: Образование и экология, 2009.
6.
Костко О.К. Экология: что необходимо знать и уметь каждому: пособие для средней школы, лицеев, гимназий / О. К.Костко. – М.:
Аквариум,1997.
7.
Литература для учащихся
1.
Анастасова Л.П. Человек и окружающая среда: кн. для дополнительного чтения по программе «Экологическое развитие» / Л.П.
Анастасова, Т.В. Кучер, И.В.Николаев.- М.: ТОО «Валент»,1995,1997.- Ч.1-3
2.
Асланиди
К.Б.
Экологическая
азбука
для
детей
и
подростков
/К.Б.Асланиди,
М.А.Малярова,
Т.В.
Потапова
и
др.-
М.:Изд.
МНЭПУ,1995
3.
Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие /сост. Н. Ф. Церцек.- М.:Либирея-Бибинформ,2007.
4.
Я познаю мир: детская энциклопедия: экология /авт.-сост. А.Е.Чижевский.- М.:АСТ,1997.
Планируемые результаты изучения курса «Моя экологическая грамотность»
Называть предмет изучения науки экологии.
Давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность».
Объяснять смысл экологического мышления как способности научного познания взаимосвязей живого с окружающей средой.
Приводить примеры применения экологического мышления для обнаружения экологической опасности.
Называть источники экологических опасностей для человека в своей местности (природные и вызванные деятельностью человека).
В ролевой игре обоснованно выбирать стратегию поведения: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её.
Приводить доказательства относительности величины экологического риска для разных людей в зависимости от их экологической
грамотности, образа жизни, наличия вредных привычек.
Доказывать, что природные ресурсы являются источником удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей
человека.
Выражать своё отношение к красоте природы как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного
самосовершенствования.
Описывать возможности духовного общения с природой у разных народов.
Высказывать аргументированные суждения о роли природы в сохранении и укреплении психологического и нравственного
здоровья человека.
Называть цели просветительской работы и её формы.
Формулировать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде.
Описывать личный опыт экологически грамотного поведения.
Участвовать в просветительских акциях (публичные выступления; уроки для школь ников, родителей; выпуск газеты, изготовление
плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов).