Напоминание

"Влияние массовой культуры на подрастающее поколение"


Автор: Османова Аида Зайнутдиновна
Должность: преподаватель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБПОУ "Новоуренгойский многопрофильный колледж"
Населённый пункт: г.Новый Уренгой ЯНАО Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние массовой культуры на подрастающее поколение"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Влияние массовой культуры на подрастающее поколение».

Османова Аида Зайнутдиновна,

преподаватель обществознания.

Россия, г. Новый Уренгой.

ГБПОУ ЯНАО «Новоуренгойский

многопрофильный колледж».

Аннотация:

В

статье

рассматривается

воздействие

массовой

культуры

на

подрастающее

поколение.

Термин

«массовая

культура»

интерпретируется

как

с

отрицательной, так и с положительной стороны. Раскрыты истоки, критика и особенности

массовой культуры.

Ключевые слова.: массовая культура, кич-культура, мид-культура, арт-культура.

Abstract: This paper examines the impact of popular culture on the younger pokolenie.

Termin “mass culture” is interpreted as a negative side and a positive. Revealed sources, criticism

and features of mass culture.

Key words: mass culture, kitsch culture, mid-culture, art and culture.

Актуальность данной темы заключается в том, что массовая культура в наше время

имеет большое влияние на общество путем рекламы, телевидения, литературы, радио и

остальных видов СМИ, она формирует необходимое системе восприятие мира человеком и

обществом в целом.

Основной

целью моей работы

объяснить сущность «массовой культуры», показать ее

характер, выявить положительные и отрицательные стороны и показать какую роль она

играет в жизни общества, и какое влияние оказывает на него.

Что

же

такое

«массовая

культура»?

Как

и

в

случае

с

традиционной

культурой

универсального определения массовой культуры до сих пор не существует. Такая ситуация

имеет свое рациональное объяснение. Дело в том, что как научно-философская категория,

«массовая культура» включает в себя целых три понятия. Во-первых, «культуру», как особый

характер продукта. Во-вторых, «массовость», как степень распространения продукта. В-

третьих, «культуру», как духовную ценность. [1, с.54].

Массовая

культура—

это

совокупность

общемировых

потребительских

элементов

культуры,

производимых

в

больших

объемах

промышленным

способом,

культура

повседневной жизни, предоставленная большей части общества по самым разным каналам,

включая средства массовой информации и коммуникации, с которыми она тесно связана.

Содержанием

массовой

культуры

является

продукция

современного

промышленного

производства, кино, телевидение, книги, газеты и журналы, спорт, туризм и т.д. Потребление

этой продукции — массовое, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру, — это

массовая

аудитория

больших

залов,

стадионов,

миллионы

зрителей

телевизионного

и

киноэкранов.

В фильме «Москва слезам не верит», вышедшем на экраны СССР 35 лет назад, есть.

такой. эпизод:

– Значит, вы у самых истоков стояли? – заинтересовалась Александра.

– Ну, не то, чтобы у самых, и, тем не менее, вовремя разглядел, что телевидению

принадлежит будущее. А со временем оно же просто перевернет жизнь человека. Не будет

газет, журналов, книг, кино, театра.

– А что же будет? – спросил Гога.

– Телевидение, одно сплошное телевидение» Эти слова одного из героев фильма оказались

пророческими. СМИ, главным образом, телевидение, преследуют нас всю жизнь, начиная

фактически с самого рождения. [2, с.47]

Существуют довольно противоречивые точки зрения по вопросу о времени

возникновения “массовой культуры». Некоторые считают ее извечным побочным продуктом

культуры и поэтому обнаруживают ее уже в античную эпоху. Гораздо больше оснований

имеют

попытки

связать

возникновение

“массовой

культуры»

с

научно-технической

революцией, породившей новые способы производства, распространения и потребления

культуры. Буржуазная “массовая культура впервые сформировалась в США.

С

одной

стороны

это

демократизировало

сферу

культуры,

с

другой

стороны,

способствовало проникновению в эту сферу коммерческих, политических интересов, погони

за

прибылью.

Сейчас

массовая

культура

проникает

практически

во

все

сферы

жизни

общества

и

формирует

свое

единое

семиотическое

пространство.

Очевидно,

массовая

культура

явление

далеко

не

однородное.

Оно

имеет

свою

структуру

и

уровни.

В

современной

культурологии,

как

правило,

выделяют

три

основные

уровня

массовой

культуры:

* кич-культура (т. е. низкопробная, даже вульгарная культура);

* мид-культура (так сказать, культура «средней руки»);

*арт-культура

(массовая

культура,

не

лишенная

определенного,

иногда

даже

высокого,

художественного содержания и эстетического выражения).

Становление

массовой

культуры

связано

с

формированием

индустриального

общества. Предпосылками этого стати постепенное повышение статуса городского рабочего

класса и расширение демократических институтов — более широкое вхождение трудящихся

в активную гражданскую жизнь, а также распространение всеобщей грамотности населения.

Поэтому

начало

массовой

культуры

отсчитывается

с

1870-1890-х

гг.,

когда

сначала

в

Великобритании,

а

затем

в

других

европейских

странах

были

приняты

законы

об

обязательной всеобщей грамотности населения. [3, с.35-36] В силу этого массовая культура

неразрывно

связана

со

средствами

массовой

коммуникации.

Вначале

использовались

технические

возможности

полиграфической

промышленности

дешевые

популярные

газеты и журналы, дешевые книжки — беллетристика (любовные и детективные романы) и

комиксы. Кинематограф, изобретенный в конце XIX в., до сих пор остается важнейшим

средством

массового

искусства.

Он

доступен

всем,

не

требует

даже

элементарной

грамотности для своего восприятия. Тогда же появился граммофон, породивший легкую

музыку — еще один раздел массовой культуры. Далее технические возможности массовой

культуры многократно возрастали — телевидение, спутниковая связь, десятки миллионов

пластинок, кассет, компакт-дисков, а теперь персональные компьютеры, сеть Интернет. [3,

с.35-36]

Появление

массовой

культуры

означало

не

просто

появление

еще

одного

типа

культуры

наряду

с

уже

сложившимися

изменился

способ

функционирования

всей

культуры.

Вследствие

того

что

постепенно

уходили

старые

формы

социальности,

патриархальные связи между людьми, жившими в маленьких мирках (небольших поселках и

деревнях) с привычными ориентациями и традиционными ценностями, началась активная

миграция из деревни в город, из Старого Света в Новый Свет, появились крупные города,

жизнь

значительной

части

населения

существенно

изменилась,

главное

увеличилось

время

для

отдыха

за

счет

как

сокращения

рабочего

времени,

так

и

развития

техники,

освобождавшей человека от многих необходимых ранее трудовых операций, особенно в

домашнем хозяйстве. В результате возникла потребность в досуге у самых широких слоев

общества.

Заполнение

этого

досуга

стало

прерогативой

массовой

культуры,

которая

поставила практику развлечений на самую широкую ногу. [3, с.35-36]

Сегодня большинство людей, особенно молодежь, именно через массовую культуру

получает представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях

между людьми. Пища, одежда, жилище, бытовая техника, предметы обихода, образование

также

поступают

к

человеку

через

механизмы

массовой

культуры.

Сегодня

какой-либо

продукт считается престижным и ценным тогда, когда он становится предметом массового

спроса. Можно сказать, массовая культура становится средством стимуляции потребления,

для чего активно используется реклама.

Массовая культура становится фундаментом мировой культуры, стирая и устраняя

национальные границы. Произведения массовой культуры базируются на универсальных

психологических

(психофизиологических)

характеристиках

и

механизмах

восприятия,

которые работают независимо от уровня образования и степени подготовленности аудитории.

Более

того,

образование

для

нее

даже

вредно,

поскольку

мешает

непосредственному

эмоциональному

восприятию,

на

которое

нацелена

массовая

культура.

[4,

с.65]

Можно

сформулировать основные характеристики массовой культуры:

-ориентированность

на

гомогенную

аудиторию:

о

опора

на

эмоциональное,

иррациональное, коллективное бессознательное: эскапизм — бегство от действительности;

- быстродоступность и быстрозабываемость; традиционность и консерватизм;

-оперирование средней языковой семиотической нормой;

-занимательность.

Критики,

долгое

время

оценивая

массовую

культуру,

говорили

лишь

об

отрицательных

ее

сторонах,

подчеркивали

низкопробность,

пошлость

ее

продукции,

создаваемой

на

потребу

невзыскательной

и

неразвитой

публики,

ее

ориентацию

не

на

творчество,

а

на

потребление,

на

формирование

духовного

стандарта,

«оболванивание»

человека,

на

воспитание

у

него

невысоких

потребностей

в

сфере

искусства.

К

числу

основных

отрицательных

качеств

массовой

культуры

критики

также

относят

ее

преимущественно развлекательный характер, отмечают, что лишь немногие ее произведения

затрагивают

вопрос

о

цели

и

смысле

жизни,

ее

ценностях,

указывают

на

низкий

профессиональный

уровень

многих

ее

произведений,

не

обладающих

эстетической

ценностью и формирующих массовое мировоззрение с некритическими убеждениями и

взглядами.[5,с.15]

В этих утверждениях есть определенная доля истины. Но стоит помнить и о том

хорошем,

что

несет

с

собой

массовая

культура.

Во-первых,

благодаря

ей

достигнута

всеобщая грамотность населения, культурные ценности стали доступны большому числу

людей.

Конечно,

при

этом

создается

довольно

много

низкопробной

продукции,

но

тиражируются

и

бесспорные

шедевры,

которые

могут

подтолкнуть

человека

к

более

глубокому изучению этих и других произведений. Во-вторых, массовая культура играет

значительную роль в современном рекреационном механизме снятия стрессов и напряжений.

В-третьих, не следует противопоставлять массовую культуру высокой культуре прошлых

эпох. Тогда тоже были и средняя, и низовая культуры, которые до нас не дошли, а шедевры —

это единичное явление в любую эпоху, причем их выделение — всегда дело времени; и в

современной

культуре

большая

часть

произведений

отсеется,

а

настоящее

искусство

останется. [6, с.146]

Среди основных направлений массовой культуры нашего времени выделяют:

- индустрию детства — производство товаров и игрушек для детей, детские клубы и

лагеря, коллективное воспитание детей;

- массовую общеобразовательную школу, которая приобщает детей к основам научных

знаний,

формирует

картину

мира,

основанную

на

ценностных

ориентациях

данного

общества, а также одинаковые стереотипы;

-

средства

массовой

информации,

сообщающие

широким

слоям

населения

текущую

информацию,

дающие

ее

оценку,

формируя

общественное

мнение

и

манипулируя

сознанием людей;

-систему

национальной

(государственной)

идеологии

и

пропаганды,

формирующую

политическую благонадежность основной массы населения;

-массовые

политические

движения

и

партии,

использующиеся

представителями

политической и государственной элиты для достижения их целей за счет нагнетания

политического, националистического или религиозного психоза;

-индустрию развлекательного досуга, в частности массовую художественную культуру (все

виды литературы и искусства), развлекательные представления, профессиональный спорт

как зрелище, клубы, дискотеки и т.д., что способствует психической разрядке;

-индустрию

оздоровительного

досуга

курорты,

спортивный

туризм,

массовую

физкультуру, косметические фирмы и услуги;

-рекламу, моду, которые формируют в общественном сознании стандарты престижного

образа жизни, стимулируют и управляют потребительским спросом на вещи, услуги, идеи;

-словари,

справочники,

энциклопедии,

электронные

банки

информации,

библиотеки,

рассчитанные на массового потребителя и популяризирующие современные знания. [7,

с.126.]

Таким образом, массовая культура представляет собой новую, более развитую форму

культурной

компетентности

современного

человека,

новые

механизмы

инкультурации

и

социализации, новую систему управления и манипулирования его сознанием, интересами и

потребностями. Это — способ существования современной культуры. В таком качестве она

пересекается с популярной культурой.

Исследованием

массовой

культуры

занимались

такие

ученые,

как

Прилуцкая,

Караблёва, Анисимов С.Ф., Здравомыслов А.Т., Ерасов «Культурология», Шагинская Е. Н.,

Козловский, Леш Скотт, Билицикрафт, Скотт Фитцджеральд, А. Адорно, Д. Уайт, Арбатов,

Адорно, Маркузе и многие другие.

В Европе «массовая культура» (народное развлечение, искусство жонглеров, мимов) всегда

противостояла официальной культуре, которую контролировало государство и церковь. В

США «массовая культура» изначально пропагандировала стереотипы и идеи официальной

культуры, основным регулятором которой стала реклама. «Массовая культура» стала такой

неотъемлемой частью культуры американского общества, его культурным сознанием, что ее

изучение

превышает

в

системе,

к

примеру,

американского

высшего

образования.

56%

учебных

курсов

в

США

посвящены

изучению

«популярных»

видов

культуры

(курсы

телевидения,

кино,

реклама,

журналистика).

В

Англии

к

системе

университетского

образования

включаются

специальные

курсы,

которые

включают

в

себя

материалы

из

культуры кино, музыки, научной фантастики и даже футбола. [8, с.7]

По

первому

пункту

можно

сделать

вывод,

что

сущность

«массовой

культуры»

заключается

в

влиянии

«массовой

культуры»

на

сознание

человека,

его

отношению

к

реальности и душевной чувственности. Причиной возникновения «массовой культуры» стала

потребность власти контролировать миллионы масс и направлять их энергию в безопасное

для власти русло. Сейчас массовая культура проникает практически во все сферы жизни

общества и формирует свое единое семиотическое пространство.

В сталинскую эпоху придавалось огромное значение влиянию отдельных людей на

жизнь

всей

страны.

В

случае

экономических,

политических

и

военных

неудач,

ответственность возлагалась на конкретных исполнителей. Как говорил Сталин о способах

общественных проблем, "нет человека, нет проблемы". Результат сталинского подхода -

продуктивность расстрелов и непродуктивная экономическая система. Но сталинский метод

давал

возможность

снять

ответственность

с

самой

системы,

которая

становилась

недосягаемой для критики. [9,с.76]

На одном из форумов “Рьяный поклонник” телевидения Жалков Н.А. писал

«Телевидение

оказывает

огромное

влияние

и

на

сознание

людей,

общества

и

на

повседневную жизнь в целом. Сила ТВ заключается в глубоком воздействии на человеческий

разум, многие руководители ТВ-каналов понимают это, и в погоне за бешеными рейтингами

пускают

в

эфир

передачи,

рассчитанные

на

низменные

инстинкты

населения.

Наше

телевидение построено так, что, включая с самого утра телевизор, среднестатистический

человек сразу начинает видеть различные совершённые за ночь преступления, показанные в

самом извращённом виде, слышать про коррупцию, митинги протеста, заседания из зала

суда.

В

статье

Максима

Шульгина,

были

собраны

различные

ситуации,

связанные

с

влиянием телевидения на детей.

«Когда моему ребенку еще не было двух лет, - писал одна мама на форуме,-меня

удивляло, какое завораживающее действие на него оказывали рекламные ролики. По каким

признакам моя дочь различала рекламу — для меня оставалось загадкой, но стоило ей

начаться,

как

малышка

со

всех

ног

бежала

в

комнату

и

неподвижно

застывала

перед

телевизором. В этот момент с ней можно было делать все что угодно — существовала только

яркая телекартинка, ни на что другое дочь не реагировала. А стоило выключить телевизор,

как тут же включалась «сирена» — ребенок начинал громко плакать.

Влияние рекламы на детей беспокоит сегодня многих родителей, ведь не допускать чад к

телевизору

удается

лишь

до

какого-то

определенного

возраста.

Дети

чуть

постарше

и

подростки

становятся

все

более

активными

потребителями.

Справедливости

ради

надо

отметить, что потребительскую культуру у детей в немалой степени формируют и любимые

мультфильмы. [10, с.51]

Долгое время в среде психологов считалось, что в сети потребительства главным

образом

попадают

проблемные

дети,

страдающие

оттого,

что

не

могут

обладать

рекламируемыми

товарами.

Многие

родители

убеждены,

что

ролики,

рекламирующие

дорогую одежду, игрушки и устройства, которые не могут позволить себе бедные семьи,

усиливают

социальное

расслоение.

Однако

результаты

исследования

доктора

Скор

доказывают, что причиной депрессии может стать как раз потребительство, а не наоборот.

Втягиваясь

в

потребительский

круговорот,

здоровые

ранее

дети

начинают

ощущать

постоянное чувство тревоги, головные боли и даже рези в желудке, у них ослабевает чувство

самоуважения, возникает отчужденность и враждебность по отношению к родителям и

учителям. [11, с. 138.]

Между тем, исследователи, придерживающиеся оптимистической точки зрения на

роль массовой культуры в жизни общества, указывают что: она притягивает к себе массы, не

умеющие

продуктивно

использовать

свое

свободное

время;

создает

своего

рода

семиотическое пространство, которое способствует более тесному взаимодействию между

членами

высоко

технологичного

общества;

дает

возможность

широкой

аудитории

познакомиться с произведениями традиционной (высокой) культуры .[12.,с.9]

В заключении хочется выделить, что «массовая культура» прочно укрепилась в

современном

обществе,

и

ожидать

ее

спонтанного

исчезновения,

по

крайней

мере,

в

ближайший исторический период, не приходится. Очевидно, что если она продолжит свое

существование в настоящем виде, то общий культурный потенциал цивилизации не только не

возрастет,

но

может

понести

и

существенный

ущерб.

«Массовая

культура»

имеет

и

положительные, и отрицательные стороны. Однозначно определить преимущество одной из

этих

сторон

невозможно.

Псевдо-ценности

массовой

культуры

все

же

слишком

обременительны и даже разрушительны для личности и общества.

Поэтому необходима идейная трансформация массовой культуры через ее наполнение более

возвышенными

идеями,

социально

значимыми

сюжетами

и

эстетически

совершенными

образами. [13, с.80]

Люди становятся более жёсткими, жестокими, резкими, озлобленными. Поэтому и

исчезают

из

нашей

жизни

такие

понятия,

как

взаимопомощь,

сочувствие,

милосердие.

Оттого-то и глупеет наша “великая” нация! Оттого и перестают читать Достоевского и

Булгакова.

Список литературы

1. Алексеев И. С. Место рок-культуры в СМИ СССР и современной России // Психолого-

педагогические проблемы влияния телевидения и других СМИ на детей и молодежь. СПб., 2012. с.

54.

2. Володина Л. В.Конструирование реальности средствами массовой коммуникации// Российская

массовая культура конца ХХ века. Материалы круглого стола. 4 декабря 2011 г. Санкт-Петербург. с.

47.

3. Федотова Л. Н.Социология массовой коммуникации. СПб., 2013 г. с. 35-36.

4.

Иконников В. Ю. Предвыборные установки молодежи и их формирование через СМИ // СМИ

в современном мире. С. 65.

5. Котюрова

М.

П.,

Попова

Н.

Ю.Созидание/разрушение

личности

как

следствие

коммуникативных установок в современных газетных текстах// Средства массовой информации в

современном

мире.

Тезисы

научно-практической

конференции.

СПб.,

2 0 0 9 г. С . 1 5 .

6. Орнатская Л. А.Массовая культура и дух эпохи// Российская массовая культура конца ХХ века.

М а т е р и а л ы

к р у гл о г о

с т о л а .

4

д е к а б р я

2 0 1 1

г.

С а н к т - П е т е р б у р г.

С . - 1 4 6 .

7. Погребкова Т. В.Коммуникативное пространство школьника: принцип пересечения// Человек в

информационном

пространстве.

Межвузовский

сборник

научных

трудов.

Воронеж-Ярославль,

2004.С.126.

8.

Семенов В.Е.Российское телевидение: функции и дисфункции // Психолого-педагогические

проблемы влияния телевидения и других СМИ на детей и молодежь. СПб., 2012. С. 7.

9. Семенова Т. О.«Прикол» и категория «прикольного» в современной культурной ситуации //

Российская массовая культура конца ХХ века. Материалы круглого стола. 4 декабря 2011 г. Санкт-

Петербург.С.-76

10 . Тверитинова А. В. Информационное аудиопространство и безопасность личности («скрытая

угроза» FM)// Психолого-педагогические проблемы влияния телевидения и других СМИ на детей и

молодежь.СПб.,2012.С.51.

11. Флиер А. Я. Массовая культура и её социальные функции. // ОНС: Общественные науки и

современность. – М., 2011 .- №6. – С. 138.

12.. Фетисова Т.А. Культура города. //Человек: образ и сущность. – М.: ИНИОН, 2012. – С.9.

13. Шагинская Е.Н. Массовая культура XX века: очерк теорий. // Полигнозис – М., 2010. – №2. С. –

80.

.



В раздел образования