Напоминание

Соединение народного голоса и фортепиано как закономерный результат эволюции народно-певческой культуры


Автор: Слободяник Наталья Рудольфовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: колледж им. В.К. Мержанова при ТГМПИ им. С.В. Рахманинова
Населённый пункт: Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Соединение народного голоса и фортепиано как закономерный результат эволюции народно-певческой культуры
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Соединение народного голоса и фортепиано

как закономерный результат эволюции

народно-певческой культуры

Многочисленные политические потрясения (революции, воины), гло-

бальные финансовые, гендерные, демографические кризисы, выдающиеся

открытия в науке, технике, медицине в ХХ веке изменили представления со-

циума

об

окружающем

мире.

Перечисленные

факторы,

в

свою

очередь,

способствовали созданию платформы для расширения границ различных ви-

дов искусства, их взаимопроникновения, синтеза и появления новых вырази-

тельных средств для отображения противоречивого, многоликого, изменчиво-

го мира.

В связи с этим становится актуальным вопрос сохранения, возрожде-

ния и развития национальных культурных ценностей, поскольку, традицион-

ная культура является духовным связующим звеном поколений и эпох.

В понятие традиционной культуры входят все аспекты материальной и

духовной жизни как общества в целом, так и каждого человека в отдельности.

Одним из наиболее приоретитных направлений является сохранение различ-

ных элементов народной художественной культуры: песенного и танцеваль-

ного фольклора, традиционного костюма, быта и их развития, исходя из

современных культурных реалий. По мнению многих исследователей, имен-

но обращение к национальной певческой традиции позволит сохранить и

приумножить национальную самобытность российской музыкальной культу-

ры.

Неисчерпаемым источником вдохновения русская народная песня стала

для многих русских композиторов. Они не только цитировали и разрабатыва-

ли темы в своих оригинальных сочинениях, но также издавали сборники рус-

1

ских

народных

песен. XIX век ознаменовался изданием многочисленных

сборников русских народных песен, в том числе с фортепианным аккомпане-

ментом. Достаточно вспомнить такие: А. Гурилёв «Избранные народные рус-

ские песни для пения и фортепиано», Н. Римский-Корсаков «100 русских на-

родных песен» для голоса и фортепиано, М. Балакирев «40 русских народных

песен» в обработке для голоса и фортепиано.

Особого внимания заслуживает деятельность замечательного музыкан-

та, педагога и этнографа Василия Павловича Прокунина. В.П. Прокунин ро-

дился 16 января 1848 года в селе Сосновка Моршанского уезда Тамбовской

губернии. Учился в Московской консерватории: занимался композицией у

П.И. Чайковского и у А.Г. Рубинштейна по классу фортепиано. На рубеже

1860-х – 1870-х годов начал собирать русские народные песни (преимуще-

ственно в Тамбовской и Московской губерниях). В 1872-1873 гг. опубликовал

сборник «Русские народные песни для одного голоса с сопровождением фор-

тепиано» (Вып. 1-2, под ред. П.И.Чайковского), ставшим крупным вкладом в

русскую музыкальную этнографию. Сборник получил высокую оценку П.И.

Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова, который использовал несколько пе-

сен в опере «Снегурочка». Сборник переиздан в 1928 году. Совместно с Н.М.

Лопатиным в 1889 году был издан «Сборник русских народных лирических

песен», где В. Прокунину принадлежала

вторая музыкальная часть. Этот

сборник стал важным этапом в освоении склада русского народного многого-

лосия; в новом сборнике В. Прокунин отказался от аккордово-гармонической

обработки народной песни, характерной для его первого сборника и приме-

нил контрапунктическое сопровождение с элементами гетерофонии.

В ХХ веке, особенно в советский период, сохранение и развитие песен-

ного фольклора становится одним из приоритетных направлений в развитии

музыкальной культуры страны. Создаются многочисленные народные коллек-

тивы:

хоровые,

оркестровые,

на

концертной

эстраде

царят

великолепные

певцы-солисты: М. Мордасова, Л. Русланова, Л. Зыкина, О. Воронец и дру-

гие. Композиторами создаются оригинальные песни в народном стиле, но

2

также, продолжая традицию, они обращаются к истокам и создают сборники

народных песен с аккомпанементом: С. Прокофьев «Обработки русских на-

родных песен» для голоса и фортепиано, Д. Кабалевский «Две русские народ-

ные песни» для голоса и фортепиано, Ю. Слонов. В 1990 году издаётся сбор-

ник «Русские народные песни» для голоса и фортепиано, в создании которого

принимали участие С. Прокофьев, Ан. Александров, Ю. Шапорин, М. Коваль,

Н. Голованов, Н. Раков, М. Красев, Е. Светланов и другие.

Традиционно народный вокал звучит в сопровождении русских народ-

ных инструментов: гармоники, балалайки, баяна, ансамбля или оркестра. Од-

нако в ХХI веке появляется новый взгляд на отношения сольного народного

пения и сопровождения. Этому способствовало, с одной стороны, всё продол-

жающаяся интеграция и склонность к новациям музыкального искусства в

области содержания, форм и языковых манер воплощения. С другой стороны,

по мнению известного концертмейстера, профессора Московской государ-

ственной консерватории им. П.И. Чайковского К.А. Виноградова «нет, пожа-

луй, ни одной музыкантской профессии всепроникающей в различные сферы

музыкальной жизни, чем концертмейстер-пианист». Таким образом, фортепи-

ано на концертной эстраде завоёвывает всё более прочные позиции с народ-

ным вокалом, наряду с баяном и народным оркестром. Справедливости ради,

необходимо напомнить, что великолепным образцом соединения народного

голоса и фортепиано являются обработки С.В. Рахманинова русских народ-

ных песен «Белилицы, румяницы» и «Бродяга» для Надежды Плевицкой. Это

произошло во время гастролей певицы в Америке, где С.В. Рахманинов сам

аккомпанировал в концертах одной из самых талантливых певиц начала ХХ

века.

Большая заслуга в развитии тенденции соединения народного голоса и

фортепиано принадлежит кандидату педагогических наук, профессору кафед-

ры хорового и сольного народного пения Владимиру Алексеевичу Бурлакову.

Он является автором шести сборников обработок русских народных песен

оригинальных сочинений для народного голоса в сопровождении баяна, ак-

3

кордеона и фортепиано: «Снежки белые пушистые» (2014), «Три подарка»

(2014), «По тропинке» (2014), «Колечко моё» (2015), «Скучно, грустно» 2016,

«По муромской дорожке» (2017). По своему содержанию сборники отличают-

ся жанровым и стилистическим многообразием: драматические, лирические,

плясовые, колыбельные, песни в духе жестокого романса и другие. Автор

самое пристальное внимание уделяет фортепианному сопровождению, по-

скольку «аккомпанемент – это музыкальное сопровождение, дополняющее

главную мелодию, служащее гармонической и ритмической опорой солисту

(певцу-инструменталисту) и призванное углубить художественное содержа-

ние произведения» (Ю. Мейлис).

В фортепианной партии изначально заложен правильный баланс звуча-

ния, общая музыкальная ткань не перегружена, а гармонизации соответству-

ют народному духу песен, нередко получают интересный контрапунктиче-

ский характер, переходят в октавы и унисоны. Автор мастерски использует

тембровые возможности фортепиано, способного воссоздать звучание раз-

личных инструментов народного оркестра: здесь и баянные «переливы», и

духовые наигрыши, щипковые приёмы игры домр и балалаек и великолепное

арпеджиато гуслей.

Каждая песня отличается четкой драматургической линией, а проду-

манный динамический план подчёркивает стройность и ясность сюжета. Ча-

сто автор использует модуляцию для усиления драматической напряженно-

сти.

Результатом многолетней и плодотворной педагогической и исполни-

тельской деятельности Владимира Бурлакова стало учебное пособие «Освое-

ние вокальных произведений с фортепианным аккомпанементом в классе

сольного народного пения». Кроме специфических методических рекоменда-

ций в этой работе автор показал, как, две казалось бы, плохо совместимые

тембровые сферы, напротив, взаимно обогащают друг друга, помогают моло-

дым певцам обрести необходимую хара́

ктерность, овладеть народной музы-

кальной речью, научиться выразительному интонированию.

4

В социальных сетях автор щедро делится практическим опытом много-

численных концертных выступлений, поскольку, прекрасно владея фортепиа-

но, аккомпанирует своим студентам.

Такой инновационный взгляд на обучение в классе сольного народного

пения не только позволяет расширить исполнительские возможности соли-

ста-певца, но и аккомпаниатора-пианиста, и открывает широкое поле для

дальнейшей плодотворной творческой деятельности в области стилизации

народной песни и слияния различных музыкальных направлений.

Можно с уверенностью сказать, что эти два процесса в современной

музыкальной

культуре

способствуют

сохранению

и

развитию

песенного

фольклора, его пропаганде и дальнейшей популяризации.

Список литературы:

1.

Виноградов К.А. «О специфике творческих взаимоотношений пиани-

ста-концертмейстера и певца». Музыкальное исполнительство и совре-

менность. Сб. статей – М.Музыка. 1988.

2.

Казьмина Е.О. Прокунин Василий Павлович // Созвездие «Тамбовская

лира». Ч.1. Тамбов. 2016.

3.

Мейлис Ю.А. «Исторический аспект развития и особенности профес-

сионального мастерства концертмейстера» // Южно-российский музы-

кальный альманах. 2015.

4.

Петров В.О. «Новые музыкальные жанры в эпоху синтеза искусств».

Материалы международной научно-практической конференции – Сама-

ра: Самарская Государственная академия культуры и искусств, 2014.

5



В раздел образования