Автор: Слободяник Наталья Рудольфовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: колледж им. В.К. Мержанова при ТГМПИ им. С.В. Рахманинова
Населённый пункт: Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Соединение народного голоса и фортепиано как закономерный результат эволюции народно-певческой культуры
Раздел: среднее профессиональное
Соединение народного голоса и фортепиано
как закономерный результат эволюции
народно-певческой культуры
Многочисленные политические потрясения (революции, воины), гло-
бальные финансовые, гендерные, демографические кризисы, выдающиеся
открытия в науке, технике, медицине в ХХ веке изменили представления со-
циума
об
окружающем
мире.
Перечисленные
факторы,
в
свою
очередь,
способствовали созданию платформы для расширения границ различных ви-
дов искусства, их взаимопроникновения, синтеза и появления новых вырази-
тельных средств для отображения противоречивого, многоликого, изменчиво-
го мира.
В связи с этим становится актуальным вопрос сохранения, возрожде-
ния и развития национальных культурных ценностей, поскольку, традицион-
ная культура является духовным связующим звеном поколений и эпох.
В понятие традиционной культуры входят все аспекты материальной и
духовной жизни как общества в целом, так и каждого человека в отдельности.
Одним из наиболее приоретитных направлений является сохранение различ-
ных элементов народной художественной культуры: песенного и танцеваль-
ного фольклора, традиционного костюма, быта и их развития, исходя из
современных культурных реалий. По мнению многих исследователей, имен-
но обращение к национальной певческой традиции позволит сохранить и
приумножить национальную самобытность российской музыкальной культу-
ры.
Неисчерпаемым источником вдохновения русская народная песня стала
для многих русских композиторов. Они не только цитировали и разрабатыва-
ли темы в своих оригинальных сочинениях, но также издавали сборники рус-
1
ских
народных
песен. XIX век ознаменовался изданием многочисленных
сборников русских народных песен, в том числе с фортепианным аккомпане-
ментом. Достаточно вспомнить такие: А. Гурилёв «Избранные народные рус-
ские песни для пения и фортепиано», Н. Римский-Корсаков «100 русских на-
родных песен» для голоса и фортепиано, М. Балакирев «40 русских народных
песен» в обработке для голоса и фортепиано.
Особого внимания заслуживает деятельность замечательного музыкан-
та, педагога и этнографа Василия Павловича Прокунина. В.П. Прокунин ро-
дился 16 января 1848 года в селе Сосновка Моршанского уезда Тамбовской
губернии. Учился в Московской консерватории: занимался композицией у
П.И. Чайковского и у А.Г. Рубинштейна по классу фортепиано. На рубеже
1860-х – 1870-х годов начал собирать русские народные песни (преимуще-
ственно в Тамбовской и Московской губерниях). В 1872-1873 гг. опубликовал
сборник «Русские народные песни для одного голоса с сопровождением фор-
тепиано» (Вып. 1-2, под ред. П.И.Чайковского), ставшим крупным вкладом в
русскую музыкальную этнографию. Сборник получил высокую оценку П.И.
Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова, который использовал несколько пе-
сен в опере «Снегурочка». Сборник переиздан в 1928 году. Совместно с Н.М.
Лопатиным в 1889 году был издан «Сборник русских народных лирических
песен», где В. Прокунину принадлежала
вторая музыкальная часть. Этот
сборник стал важным этапом в освоении склада русского народного многого-
лосия; в новом сборнике В. Прокунин отказался от аккордово-гармонической
обработки народной песни, характерной для его первого сборника и приме-
нил контрапунктическое сопровождение с элементами гетерофонии.
В ХХ веке, особенно в советский период, сохранение и развитие песен-
ного фольклора становится одним из приоритетных направлений в развитии
музыкальной культуры страны. Создаются многочисленные народные коллек-
тивы:
хоровые,
оркестровые,
на
концертной
эстраде
царят
великолепные
певцы-солисты: М. Мордасова, Л. Русланова, Л. Зыкина, О. Воронец и дру-
гие. Композиторами создаются оригинальные песни в народном стиле, но
2
также, продолжая традицию, они обращаются к истокам и создают сборники
народных песен с аккомпанементом: С. Прокофьев «Обработки русских на-
родных песен» для голоса и фортепиано, Д. Кабалевский «Две русские народ-
ные песни» для голоса и фортепиано, Ю. Слонов. В 1990 году издаётся сбор-
ник «Русские народные песни» для голоса и фортепиано, в создании которого
принимали участие С. Прокофьев, Ан. Александров, Ю. Шапорин, М. Коваль,
Н. Голованов, Н. Раков, М. Красев, Е. Светланов и другие.
Традиционно народный вокал звучит в сопровождении русских народ-
ных инструментов: гармоники, балалайки, баяна, ансамбля или оркестра. Од-
нако в ХХI веке появляется новый взгляд на отношения сольного народного
пения и сопровождения. Этому способствовало, с одной стороны, всё продол-
жающаяся интеграция и склонность к новациям музыкального искусства в
области содержания, форм и языковых манер воплощения. С другой стороны,
по мнению известного концертмейстера, профессора Московской государ-
ственной консерватории им. П.И. Чайковского К.А. Виноградова «нет, пожа-
луй, ни одной музыкантской профессии всепроникающей в различные сферы
музыкальной жизни, чем концертмейстер-пианист». Таким образом, фортепи-
ано на концертной эстраде завоёвывает всё более прочные позиции с народ-
ным вокалом, наряду с баяном и народным оркестром. Справедливости ради,
необходимо напомнить, что великолепным образцом соединения народного
голоса и фортепиано являются обработки С.В. Рахманинова русских народ-
ных песен «Белилицы, румяницы» и «Бродяга» для Надежды Плевицкой. Это
произошло во время гастролей певицы в Америке, где С.В. Рахманинов сам
аккомпанировал в концертах одной из самых талантливых певиц начала ХХ
века.
Большая заслуга в развитии тенденции соединения народного голоса и
фортепиано принадлежит кандидату педагогических наук, профессору кафед-
ры хорового и сольного народного пения Владимиру Алексеевичу Бурлакову.
Он является автором шести сборников обработок русских народных песен
оригинальных сочинений для народного голоса в сопровождении баяна, ак-
3
кордеона и фортепиано: «Снежки белые пушистые» (2014), «Три подарка»
(2014), «По тропинке» (2014), «Колечко моё» (2015), «Скучно, грустно» 2016,
«По муромской дорожке» (2017). По своему содержанию сборники отличают-
ся жанровым и стилистическим многообразием: драматические, лирические,
плясовые, колыбельные, песни в духе жестокого романса и другие. Автор
самое пристальное внимание уделяет фортепианному сопровождению, по-
скольку «аккомпанемент – это музыкальное сопровождение, дополняющее
главную мелодию, служащее гармонической и ритмической опорой солисту
(певцу-инструменталисту) и призванное углубить художественное содержа-
ние произведения» (Ю. Мейлис).
В фортепианной партии изначально заложен правильный баланс звуча-
ния, общая музыкальная ткань не перегружена, а гармонизации соответству-
ют народному духу песен, нередко получают интересный контрапунктиче-
ский характер, переходят в октавы и унисоны. Автор мастерски использует
тембровые возможности фортепиано, способного воссоздать звучание раз-
личных инструментов народного оркестра: здесь и баянные «переливы», и
духовые наигрыши, щипковые приёмы игры домр и балалаек и великолепное
арпеджиато гуслей.
Каждая песня отличается четкой драматургической линией, а проду-
манный динамический план подчёркивает стройность и ясность сюжета. Ча-
сто автор использует модуляцию для усиления драматической напряженно-
сти.
Результатом многолетней и плодотворной педагогической и исполни-
тельской деятельности Владимира Бурлакова стало учебное пособие «Освое-
ние вокальных произведений с фортепианным аккомпанементом в классе
сольного народного пения». Кроме специфических методических рекоменда-
ций в этой работе автор показал, как, две казалось бы, плохо совместимые
тембровые сферы, напротив, взаимно обогащают друг друга, помогают моло-
дым певцам обрести необходимую хара́
ктерность, овладеть народной музы-
кальной речью, научиться выразительному интонированию.
4
В социальных сетях автор щедро делится практическим опытом много-
численных концертных выступлений, поскольку, прекрасно владея фортепиа-
но, аккомпанирует своим студентам.
Такой инновационный взгляд на обучение в классе сольного народного
пения не только позволяет расширить исполнительские возможности соли-
ста-певца, но и аккомпаниатора-пианиста, и открывает широкое поле для
дальнейшей плодотворной творческой деятельности в области стилизации
народной песни и слияния различных музыкальных направлений.
Можно с уверенностью сказать, что эти два процесса в современной
музыкальной
культуре
способствуют
сохранению
и
развитию
песенного
фольклора, его пропаганде и дальнейшей популяризации.
Список литературы:
1.
Виноградов К.А. «О специфике творческих взаимоотношений пиани-
ста-концертмейстера и певца». Музыкальное исполнительство и совре-
менность. Сб. статей – М.Музыка. 1988.
2.
Казьмина Е.О. Прокунин Василий Павлович // Созвездие «Тамбовская
лира». Ч.1. Тамбов. 2016.
3.
Мейлис Ю.А. «Исторический аспект развития и особенности профес-
сионального мастерства концертмейстера» // Южно-российский музы-
кальный альманах. 2015.
4.
Петров В.О. «Новые музыкальные жанры в эпоху синтеза искусств».
Материалы международной научно-практической конференции – Сама-
ра: Самарская Государственная академия культуры и искусств, 2014.
5