Автор: Алтынбаева Галия Равильевна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 30"
Населённый пункт: город Энгельс Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Создание культурной среды при обучении младших школьников иностранному языку"
Раздел: полное образование
СОЗДАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ
ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Под образовательной средой в дидактике понимается совокупность элементов,
оказывающих жизненно- значимые влияния на школьников в процессе их обучения.
При обучении иностранным языкам (ИЯ) эффективность окружающей образовательной
среды имеет решающее значение для достижения поставленных целей. По определению
И.Л. Бим, современная эффективная образовательная среда при обучении ИЯ - это все, что
окружает учителя и ученика как субъектов процесса обучения.
В младшем школьном возрасте окружающая образовательная среда должна быть особенно
благоприятной в психическом, физическом и эмоциональном плане, чтобы сохранить
интерес учеников к изучению нового языка и вызвать интерес и уважение к другим
культурам.
Образовательная среда при обучении ИЯ в начальной школе включает внешние и
внутренний компоненты. Внутренний компонент, который мы называем коммуникативно-
деятельностным, связан с воспитательно-учебным процессом.
Внешние компоненты связаны с тем, что «окружает» данный воспитательно-учебный
процесс:
предметное оформление кабинета (или классной комнаты), в котором проходят занятия
ИЯ;
другие предметы начальной школы, и в первую очередь, родной язык (обучение грамоте на
родном языке);
отношение родителей к ИЯ, которое передается детям, и условия, которые создаются для
успешного изучения нового языка дома.
Эффективная и благоприятная среда при обучении младших школьников иностранным
языкам, направленная на воспитание и развитие ученика как субъекта культуры и как
субъекта учебной деятельности, должна обладать следующими характеристиками: быть
культурной или культуросообразной, воспитывающей и одухотворяющей, информативной,
эстетичной, экологичной.
В кабинете ИЯ информативность обеспечивается, если на его стенах размещены
алфавит, постеры, иллюстрирующие грамматические правила, виды родного края и стран
изучаемого языка, продукты проектной деятельности учащихся. Для демонстрации успеха
младших школьников в изучении ИЯ в кабинете организуется специальное место для
размещения сменной экспозиции их творческих работ.
Эстетичность как качество культурной среды при обучении младших школьников ИЯ
обеспечивается оформлением кабинета ИЯ, видом учебников и наглядных пособий,
внешним видом учителя ИЯ, его произношением и манерой общения. Исследования по
психологии восприятия цвета и организации окружающего пространства дают основания
говорить о воспитательной роли школьного интерьера. Цвет как компонент среды влияет
на работоспособность школьника. Доказана зависимость усвоения учебного материала от
цветовой среды интерьера . Чтобы повысить интеллектуальную работоспособность
младших школьников и обеспечить их внимание, выбираются те цвета, которые они
любят, а это пастельные тона, теплые желтый и оранжевый, салатовый и бежевый цвета.
Все наглядные средства должны выглядеть эстетично и храниться в ярких, аккуратных
папках, файлах, конвертах.
Экологичность культурной среды при обучении ИЯ в начальной школе предусматривает
учет психофизиологических особенностей младшего школьника.
Очень важно на начальном этапе обучения использовать книги с крупным шрифтом и
избегать зрительного переутомления.
Изучение особенностей внимания у детей младшего школьного возраста показало
затруднение формирования у них учебной деятельности. Слабо развита в этом возрасте и
способность к распределению внимания.
В связи с психофизиологическими особенностями представляется неправильным и даже
вредным для психического здоровья детей, начинать учить читать и писать на новом языке
в I классе.
Для обеспечения экологичности культурной образовательной среды важно соблюдение
допустимого веса учебников.
Какие же конкретные способы организации культурной среды, учитывающие возрастные
особенности учащихся, возможны в начальной школе при обучении ИЯ и которые может
использовать учитель?
Использование проектной технологии со II класса - важное условие построения
культурной среды.
Тематика культурных проектов учеников определяется изучаемыми темами в рамках
УМК, и важно, чтобы они были связаны с поиском общего - того, что объединяет, а не
разъединяет людей разных культур.
Включение в обучение ИЯ аутентичных текстов, аудио - и видеоматериалов остается пока
наиболее реальным способом погружения детей в иноязычную среду в условиях, когда у
школьников нет естественной потребности в использовании иностранного языка
Музыкальное сопровождение занятий национальными ритмами, музыкой других стран,
иллюстрациями, фильмами способствует формированию у ученика картины мира.
Завершая, нужно подчеркнyть, что при обучении младших школьников ИЯ как средству
межкультурного общения на первый план выдвигается организация много-национальной
образовательной среды, в которой происходит воспитание, обучение и закладываются
основы культурного становления личности младшего школьника, и которая оказывает
непосредственное воздействие на воспитательно-учебный процесс .
Литература
•
Зайцева ИЛ. Моделирование образовательной среды//Человек: его сущность,
развитие и проблемы. Вып.8. - Ростов н/Дону: ГинГо, 2000; Ефремов АЛ.
Педагогические условия влияния культурной среды вуза на формирование
нравственных ценностей студентов (в контексте мультикультурного образования):
Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 2006; Наседкина С.М. Создание креативной
дидактической среды на среднем этапе обучения иностранным языкам в
лингвистических гимназиях (на материале немецкого языка): Автореф. дис. ... канд.
пед. наук. -М., 2004; Спичко НЛ. Проектирование эффективной образовательной
среды при обучении английскому языку на 1 курсе педагогического вуза
(грамматический аспект, факультет английской филологии): Автореф. дис.... канд.
пед. наук. - М., 2006.
•
Бим ИЛ. Что мешает повышению результативности обучения иностранным
языкам//Иностр. языки в школе. - 2007. -№4.
•
Бондаревская Е.В. Научно-теоретические основы личностно-ориентированного
образования//Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность,
содержание, технологии. - Ростов н/Дону, 1995.