Напоминание

"Создание культурной среды при обучении младших школьников иностранному языку"


Автор: Алтынбаева Галия Равильевна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 30"
Населённый пункт: город Энгельс Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Создание культурной среды при обучении младших школьников иностранному языку"
Раздел: полное образование





Назад




СОЗДАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ

ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Под образовательной средой в дидактике понимается совокупность элементов,

оказывающих жизненно- значимые влияния на школьников в процессе их обучения.

При обучении иностранным языкам (ИЯ) эффективность окружающей образовательной

среды имеет решающее значение для достижения поставленных целей. По определению

И.Л. Бим, современная эффективная образовательная среда при обучении ИЯ - это все, что

окружает учителя и ученика как субъектов процесса обучения.

В младшем школьном возрасте окружающая образовательная среда должна быть особенно

благоприятной в психическом, физическом и эмоциональном плане, чтобы сохранить

интерес учеников к изучению нового языка и вызвать интерес и уважение к другим

культурам.

Образовательная среда при обучении ИЯ в начальной школе включает внешние и

внутренний компоненты. Внутренний компонент, который мы называем коммуникативно-

деятельностным, связан с воспитательно-учебным процессом.

Внешние компоненты связаны с тем, что «окружает» данный воспитательно-учебный

процесс:

предметное оформление кабинета (или классной комнаты), в котором проходят занятия

ИЯ;

другие предметы начальной школы, и в первую очередь, родной язык (обучение грамоте на

родном языке);

отношение родителей к ИЯ, которое передается детям, и условия, которые создаются для

успешного изучения нового языка дома.

Эффективная и благоприятная среда при обучении младших школьников иностранным

языкам, направленная на воспитание и развитие ученика как субъекта культуры и как

субъекта учебной деятельности, должна обладать следующими характеристиками: быть

культурной или культуросообразной, воспитывающей и одухотворяющей, информативной,

эстетичной, экологичной.

В кабинете ИЯ информативность обеспечивается, если на его стенах размещены

алфавит, постеры, иллюстрирующие грамматические правила, виды родного края и стран

изучаемого языка, продукты проектной деятельности учащихся. Для демонстрации успеха

младших школьников в изучении ИЯ в кабинете организуется специальное место для

размещения сменной экспозиции их творческих работ.

Эстетичность как качество культурной среды при обучении младших школьников ИЯ

обеспечивается оформлением кабинета ИЯ, видом учебников и наглядных пособий,

внешним видом учителя ИЯ, его произношением и манерой общения. Исследования по

психологии восприятия цвета и организации окружающего пространства дают основания

говорить о воспитательной роли школьного интерьера. Цвет как компонент среды влияет

на работоспособность школьника. Доказана зависимость усвоения учебного материала от

цветовой среды интерьера . Чтобы повысить интеллектуальную работоспособность

младших школьников и обеспечить их внимание, выбираются те цвета, которые они

любят, а это пастельные тона, теплые желтый и оранжевый, салатовый и бежевый цвета.

Все наглядные средства должны выглядеть эстетично и храниться в ярких, аккуратных

папках, файлах, конвертах.

Экологичность культурной среды при обучении ИЯ в начальной школе предусматривает

учет психофизиологических особенностей младшего школьника.

Очень важно на начальном этапе обучения использовать книги с крупным шрифтом и

избегать зрительного переутомления.

Изучение особенностей внимания у детей младшего школьного возраста показало

затруднение формирования у них учебной деятельности. Слабо развита в этом возрасте и

способность к распределению внимания.

В связи с психофизиологическими особенностями представляется неправильным и даже

вредным для психического здоровья детей, начинать учить читать и писать на новом языке

в I классе.

Для обеспечения экологичности культурной образовательной среды важно соблюдение

допустимого веса учебников.

Какие же конкретные способы организации культурной среды, учитывающие возрастные

особенности учащихся, возможны в начальной школе при обучении ИЯ и которые может

использовать учитель?

Использование проектной технологии со II класса - важное условие построения

культурной среды.

Тематика культурных проектов учеников определяется изучаемыми темами в рамках

УМК, и важно, чтобы они были связаны с поиском общего - того, что объединяет, а не

разъединяет людей разных культур.

Включение в обучение ИЯ аутентичных текстов, аудио - и видеоматериалов остается пока

наиболее реальным способом погружения детей в иноязычную среду в условиях, когда у

школьников нет естественной потребности в использовании иностранного языка

Музыкальное сопровождение занятий национальными ритмами, музыкой других стран,

иллюстрациями, фильмами способствует формированию у ученика картины мира.

Завершая, нужно подчеркнyть, что при обучении младших школьников ИЯ как средству

межкультурного общения на первый план выдвигается организация много-национальной

образовательной среды, в которой происходит воспитание, обучение и закладываются

основы культурного становления личности младшего школьника, и которая оказывает

непосредственное воздействие на воспитательно-учебный процесс .

Литература

Зайцева ИЛ. Моделирование образовательной среды//Человек: его сущность,

развитие и проблемы. Вып.8. - Ростов н/Дону: ГинГо, 2000; Ефремов АЛ.

Педагогические условия влияния культурной среды вуза на формирование

нравственных ценностей студентов (в контексте мультикультурного образования):

Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 2006; Наседкина С.М. Создание креативной

дидактической среды на среднем этапе обучения иностранным языкам в

лингвистических гимназиях (на материале немецкого языка): Автореф. дис. ... канд.

пед. наук. -М., 2004; Спичко НЛ. Проектирование эффективной образовательной

среды при обучении английскому языку на 1 курсе педагогического вуза

(грамматический аспект, факультет английской филологии): Автореф. дис.... канд.

пед. наук. - М., 2006.

Бим ИЛ. Что мешает повышению результативности обучения иностранным

языкам//Иностр. языки в школе. - 2007. -№4.

Бондаревская Е.В. Научно-теоретические основы личностно-ориентированного

образования//Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность,

содержание, технологии. - Ростов н/Дону, 1995.



В раздел образования