Напоминание

Период грудного возраста.Физическое и нервно-психическое развитие.


Автор: Белоклокова Марина Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "ОМГУПС(ОМИИТ) СП СПО "ОМУЖТ"
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: методические указания по внеаудиторной самостоятельной работе
Тема: Период грудного возраста.Физическое и нервно-психическое развитие.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методические указания для студентов

по внеаудиторной самостоятельной работе по МДК 01.01.

Здоровый человек и его окружение

по теме

«Период грудного возраста. Физическое и нервно-психическое развитие»

Уважаемые студенты!

Для выполнения самостоятельной работы Вам необходимо:

1.Ознакомиться с целью самостоятельной работы по данной теме

практического занятия.

2.Выполнить задания.

3.Проанализировать усвоение темы.

Цель

самостоятельной

работы

систематизировать

и

закрепить

теоретические знания и

умения по теме

«Период

грудного

возраста.

Физическое и нервно-психическое развитие».

Для

выполнения

самостоятельной

работы

Вам

поможет

конспект

лекции и учебник. Крюкова Д.А. Здоровый человек и его окружение: учеб.

пособие / Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О.В. Фурса; под ред. Б.И. Кабарухина.

-Изд.14-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2015 [с.101-128].

Задание 1.

Изучите основные разделы темы.

Обратите внимание на

ключевые слова: большой родничок, изгибы

позвоночника, прорезывание зубов, физическое развитие(ФР), длина тела,

масса

тела,

окружность

груди,

окружность

головы,

нервно-психическое

развитие(НПР),

эпикризный

срок,

ведущая

линия

развития,

физическое

воспитание, закаливание, массаж, гимнастика, режим дня, игрушки, .

После изучения учебного материала Вы должны

знать:

- закономерности физического, нервно-психического и социального

развития ребенка;

- анатомо-физиологические особенности (АФО), рост и развитие ребенка

грудного возраста;

- АФО нервной системы грудного ребенка;

-правила оценки нервно-психического развития ребенка грудного возраста;

-основные мероприятия по поддержанию безопасности детей периода

грудного возраста.

уметь:

-составлять рекомендации по закаливанию ребенка;

-обучать основным гимнастическим комплексам и массажу;

-составлять рекомендации по режиму дня, по поддержанию безопасности,

выбору игрушек для детей грудного возраста

Для определения уровня освоения темы Вам предлагается ответить

на следующие вопросы задания:

1.Укажите сроки периода грудного возраста.

2.Укажите основные потребности периода грудного возраста.

3. Укажите АФО детей периода грудного возраста.

4. Расскажите о закономерностях физического развития(ФР) детей первого

года жизни.

5.Укажите ведущие линии нервно-психического развития (НПР) на первом

году жизни ребенка.

6. Укажите факторы, влияющие на рост, развитие и состояние здоровья

ребенка грудного возраста.

7. Укажите мероприятия по организации безопасной окружающей среды

для детей первого года жизни.

8.Укажите основные мероприятия физического воспитания детей первого

года жизни.

9. Укажите факторы закаливания и правила его проведения.

10.Укажите основные компоненты режима дня.

11. Укажите основные приемы массажа и гимнастики.

Задание 2.

Составить план занятия с родителями в кабинете здорового ребенка

по одной из предложенных тем:

- «Организация режима дня ребенка грудного возраста»

- «Выбор игрушек для детей грудного возраста»

- «Основные комплексы массажа и гимнастики для детей первого года

жизни»

- «Поддержание безопасности детей грудного возраста»

План представить в виде мультимедийной презентации.

Компьютерная

презентация

-

это

творчески

переработанная

информация,

представленная

в

виде

логически

завершенной

подборки

слайдов,

базирующихся

на

использовании

аудивизуальных

возможностей

компьютерных технологий.

Требования, предъявляемые к созданию компьютерной презентации,

смотрите в приложении № 3

Задание 3.

Составить памятку «Рекомендации по закаливанию ребенка».

Требования,

предъявляемые

к

созданию

памятки

смотрите,

в

приложении № 2.

Ожидаемый результат.

После выполнения внеаудиторной самостоятельной работы Вы будете

уметь:

- составлять рекомендации по закаливанию ребенка;

- обучать основным гимнастическим комплексам и массажу;

- составлять рекомендации по режиму дня, по поддержанию безопасности,

выбору игрушек для детей грудного возраста

Методы контроля и оценка.

Контроль освоения темы проверяется в ходе практического занятия в

виде тестового контроля.

Критерии

оценки

результатов

выполнения

внеаудиторной

самостоятельной работы:

-правильность составления планов обучения

уходу за детьми грудного

возраста (отражение основных потребностей и способов их удовлетворения).

Критерии оценки составления памятки смотрите в приложении №2.

Критерии оценки компьютерной презентации смотрите в приложении № 3.

Приложение 2

Памятка

-

это

документ,

содержащий

краткие

сведения

или

рекомендации на определенную тематику.

1.

Четко определите границы темы, по которой вы будете делать памятку.

Она

должна

быть

посвящена

конкретному

явлению

и

не

касаться

посторонних вещей.

2.

Соберите

информацию

и

сведения

необходимые

для

составления

памятки.

Убедитесь

в

их

достоверности

и

современности.

Если

материал вызывает у вас сомнения, а проверить его не представляется

возможным,

лучше

не

включайте

такие

сведения

в

памятку.

Из

оставшейся информации выберите то, что наиболее подходит по теме.

3.

Постарайтесь

максимально

сократить

информацию,

отбросив

все

неглавное.

Информацию,

что

останется,

постарайтесь

изложить

на

черновике

четкими,

емкими

и

короткими

фразами,

для

лучшего

запоминания. Сокращая предложения, следите за тем, чтобы они не

потеряли свой смысл.

4.

Продумайте текст обращения к читателю. Не пускайтесь в длинные

рассуждения о пользе вашей работы, достаточно указать актуальность

данной темы и причины побудившие написать эту памятку.

5.

Определите цветовую схему памятки. Не следует делать обложку очень

яркой,

ее

можно

оформить

в

черно-белом

варианте.

Страницы

целесообразно оставить белого цвета. Для разнообразия добавьте на

страницы рамки или фотографии по теме

памятки.

6.

Изложите

в

памятке

подготовленную

информацию.

На

обложке

крупными буквами напишите заголовок. На первой странице поместите

введение

или

обращение

к

читателю.

На

последующих

листах

последовательно и в доступной форме изложите подготовленные вами

по теме памятки сведения.

7.

В памятку включают приблизительно пятую часть от общего объема

беседы (самые важные позиции, информативные картинки, правила,

алгоритм каких-то действий).

8.

Текст памятки располагают на двух листах с использованием двух

независимых таблиц, поля со всех сторон — по 1 см, границы таблицы

— скрытые.

9.

Иллюстрации должны составлять примерно 30% памятки.

10.Иллюстрации

располагают

с

использованием

форматирования

«по

контуру» или «вокруг рамки».

11.Форматирование

текста:

шрифт

12—14

пунктов,

междустрочный

интервал полуторный, первая строка с отступом 1,25—1,27 см, вырав-

нивание по ширине.

12.Гарнитурашрифта: Тimes New Roman, Bookman Old Style, Arial, Comic

Sans MS.

13.Для перечисления используют нумерованный и маркированный список.

14.Обязательно использование в тексте абзацев.

15.Заголовки частей памятки печатают с полужирным выделением, по

центру, без отступа, с точками на конце. От текста заголовок отделяют

одной пропущенной строкой.

Критерии оценки:

соответствие содержанию темы;

логичность построения памятки;

четкий отбор информации;

памятка выполнена в соответствии с требованиями;

работа сдана в срок.

Приложение 3

Компьютерная

презентация

-

это

творчески

переработанная

информация,

представленная

в

виде

логически

завершенной

подборки

слайдов,

базирующихся

на

использовании

аудивизуальных

возможностей

компьютерных технологий.

Создание и применение мультимедийных презентаций возможно только

при соблюдении определенных требований к ним, а также при

наличии

технических средств, отвечающих необходимым характеристикам.

Воснове

любой

презентации

лежит

набор

слайдов,

на

которых

размещаются текст, графики, рисунки.

Для создания мультимедийной презентации используются следующие

компьютерные

программы:

MicrosoftWord

(позволяющая

форматировать

нужный

текст),

MicrosoftPowerPoint

(делает

доступными

действия

с

а н и ма ц и о н н ы ми

ка рт и н ка ми ,

зву ко в ы ми

и

в и д е о - ф а й л а м и ) ,

MicrosoftPublisher (возможность публикации материалов в виде тематических

буклетов), MicrosoftInternetExplorer (работа с сетевыми ресурсами Internet).

При наличии соответствующего оборудования мультимедийные программы

обладают

почти

неограниченными

графическими

и

цветовыми

возможностями, что позволяет представить любой вид деятельности в виде

картинок и анимации.

Преподаватель организует поэтапную работу студентов, разрабатывая

четкие задания на каждый этап.

1 этап - выдаются темы работ, излагаются требования, которых следует

придерживаться при их выполнении, рекомендуется учебная,

научная и справочная литература,

устанавливается объём презентации.

2 этап - создание презентации с послайдовой раскадровкой, подбор

графического и мультимедийного материала, консультации с преподавателем,

при необходимости с преподавателем информатики,

самостоятельная работа с литературой.

3 этап - выступление на занятии с демонстрацией презентации.

4 этап – оценка презентации.

Требования к созданию мультимедийной презентации.

1.

Требования к оформлению текста.

Текст в презентации может быть использован как самостоятельно, так и

в виде текстового сопровождения видео, графики и анимации.

- количество текста на экране ограничивается его размерами;

-

текст выравнивается по левому краю, «красная строка» не используется;

- перенос в словах не используется;

-заголовки в тексте могут использоваться в качестве элементов навигации;

-предложения, содержащие перечисления должны быть преобразованы в

списки;

- сложная, структурированная информация должна быть преобразована в

таблицы;

- для привлечения внимания необходимо использовать на одном экране не

более трех способов выделения текста, количество выделений или

специальных шрифтов не должно быть более 10 % от общего количества

информации;

- подчеркивание используется только в заголовках или в гиперссылках;

- следует избегать неоднородного фона при отображении текста;

- выбор гарнитуры шрифта зависит от назначения текста (основной текст

пишется рублеными шрифтами без засечек типа Arial, Verdana, Tahoma, а

короткие заголовки можно выполнять шрифтами с засечками, например

TimesNewRoman);

- размер шрифта должен соответствовать возрастным особенностям

обучаемых (до 12 лет – 14 пунктов, 13–17 лет – 12 пунктов, 18–45 лет – 10

пунктов, старше 45 лет – 14 пунктов и больше);

- необходимо соблюдать единообразие в шрифтовом и цветовом выделении

на всех страницах.

2.

Требования к цветовому оформлению.

-максимальное число цветов не должно превышать пяти, так как большое

количество приводит к утомлению глаз;

- наименьшее утомление глаз вызывают желтый, желто-зеленый, зеленый и

светлые ахроматические цвета, цвета должны быть не очень насыщенными

с примесью серого;

- легкие и движущиеся детали могут быть окрашены в голубые, розовые,

фисташковые и желтые цвета;

- цвета ярко-красные и ярко-оранжевые являются более «напряженными» и в

большей степени привлекают внимание наблюдателя.

Оценка четкости сочетания цветов шрифта и фона

№ Цвет шрифта

Цвет фона

Оценка четкости

1

Черный

Белый

Очень хорошо

2

Черный

Желтый

Хорошо

3

Синий

Белый

Хорошо

4

Зеленый

Белый

Хорошо

5

Красный

Белый

Удовлетворительно

6

Красный

Желтый

Удовлетворительно

7

Белый

Черный

Удовлетворительно

8

Зеленый

Красный

Плохо

9

Оранжевый

Черный

Плохо

10

Оранжевый

Белый

Плохо

3. Требования к расположению информации на экране.

Структура

экрана

должна

помочь

сделать

восприятие

более

эффективным. В связи с этим объекты надо располагать, исходя из методики

подачи новой информации, то есть от простого к сложному.

Легкость считывания информации с экрана зависит от расположения

объектов.Лучше всего воспринимаются объекты, расположенные в верхнем

левом углу экрана.

При вертикальном расположении объекты воспринимаются лучше, когда

они

находятся

в

середине

верхней

части

экрана.

При

горизонтальном

расположении - в середине левой стороны.

Объекты, которые несут сравнительно самостоятельную, отличную от

других

информацию,

следует

графически

разделить,

что

способствует

облегчению восприятия и запоминания.

Оптимальное число объектов на экране – 7±2.

Взаимное

расположение

текста

и

изображения

(рисунок,

схема,

фотография и т.п.) определяется методической задачей:

1.

если изображение несет самостоятельную информацию, то надпись к нему

допускается только для раскрытия смысла зрительного ряда в количестве

не

более

156

знаков

с

пробелами,

субтитры

рекомендуется

помещать

справа или под изображением;

2.

если изображение иллюстрирует текст, то оно должно располагаться или

под

иллюстрируемым

текстом,

или

слева

от

него.

В

этом

случае

изображение не сопровождается субтитрами;

3.

если одну и ту же информацию можно передать как текстом, так и с

помощью

изображения,

то

следует

использовать

изображение,

сопровождаемое при необходимости краткими субтитрами.

4. Требования к визуальному ряду.

Визуальный

ряд

–иллюстративная

часть

учебного

материала

и

пользовательский

интерфейс.

Компоненты

визуального

ряда

могут

быть

статическими и динамическими. При этом они могут быть получены фото-,

видеосъемкой или синтезированы компьютером. Компоненты визуального

ряда делятся на четыре класса:

1.

статические реалистические изображения (фото);

2.

динамические реалистические изображения (видео);

3.

статические синтезированные изображения (графика);

4.

динамические синтезированные изображения (анимация).

Весь визуальный ряд рекомендуется выдерживать в одном стиле и

сходных цветовых сочетаниях.

Изображения

не

должны

вызывать

негативных

эмоциональных

ощущений.

Компоненты

визуального

ряда

должны

строиться

согласно

законам

композиции.

Изображение

должно

отображаться

с

приемлемым

для

восприятия

качеством.

Статические реалистические изображения (фото)

1.

Реалистические

изображения

рекомендуется

использовать

для

повышения достоверности и степени доверия;

2.

Фотографии

должны

быть

профессионального

качества,

с

использованием профессионального оборудования;

3.

Основной объект или субъект должен быть в центре композиции и

достаточно хорошо освещен, чтобы предотвратить отвлечение внимания

пользователя на фон.

Динамические реалистические изображения (видео)

Видео должно использоваться там, где оно либо лучше представляет

смысл содержания, чем другие мультимедиа компоненты, либо сложность

создания альтернативного компонента (анимации) существенно превышает

сложность создания видео фрагмента.

Новые объекты или субъекты должны держаться в фокусе достаточно

долго, чтобы пользователи могли рассмотреть и запомнить их. В дальнейшем

эти объекты или субъекты не должны без особой необходимости надолго

задерживаться в фокусе.

Основной объект или субъект должен быть достаточно хорошо освещен,

чтобы предотвратить отвлечение внимания пользователя на фон.

В случае отсутствия в видео звукового ряда видеофрагменты должны

воспроизводиться

с

соответствующим

дикторским

сопровождением,

поясняющим видеоряд.

Статические и динамические синтезированные изображения

(графика и анимация)

Синтезированные изображения рекомендуется использовать, когда:

1.

реалистичное

изображение

содержит

большое

количе ство

второстепенных деталей;

2.

использование реалистичного изображения связанно с проблемами его

создания

(например,

из-за

проблем,

связанных

с

размером

изображаемого предмета или явления, его доступностью и т. п.).

Синтезированные

изображения

рекомендуется

использовать

для

выделения ключевой информации.

Динамические синтезированные изображения (анимация) создаются из

последовательности

сменяющих

друг

друга

статических

изображений.

Поэтому все рекомендации, относящиеся к статическим синтезированным

изображениям,

равносильны

и

для

анимации.

Для

улучшения

усвоения

учебного материала скорость проигрывания анимации должна быть не менее

10 кадров в секунду.

5.

Требования к звуковому сопровождению.

Звуковой ряд презентации включает:

1.

речевой звуковой ряд (речь);

2.

звуковую информацию (звук);

3.

музыку;

4.

звуковые эффекты;

5.

звуковые ремарки.

Качество звуковой информации должно соответствовать поставленным

учебным задачам.

Музыкальное сопровождение может быть использовано в качестве фона

при

воспроизведении

статического

или

динамического

визуального

ряда,

например, слайд-шоу или видео.

Дикторская

речь

должна

носить

эмоциональный

характер,

может

включать риторические вопросы, восклицания, обращения к аудитории. В

дикторской

речи

не

допускаются

канцеляризмы,

штампы,

повторы,

жаргонные слова, а так же полное повторение текста учебника, пособия,

критической статьи.

При использовании звуковых эффектов необходимо особое внимание

обращать на их реалистичность и синхронизацию звуковой и визуальной

информации.

6. Требования к списку использованных источников.

Список

использованных

источников

выстраивается

в

следующей

последовательности:

- энциклопедии, относящиеся к той же образовательной области, что и

данный учебный предмет;

- энциклопедические словари, относящиеся к той же образовательной

области, что и данный учебный предмет;

- энциклопедии и словари, относящиеся у другим образовательным областям;

- учебники;

- учебные пособия для студентов;

- Интернет - источники.

Критерии оценки:

соответствие содержания теме;

соответствие требованиям создания презентации;

наличие логической связи изложенной информации;

эстетичность оформления;

работа представлена в срок.



В раздел образования