Автор: Маркина Лариса Асканазовна
Должность: Преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ
Населённый пункт: г. Ростов–на–Дону
Наименование материала: Методическая разработка по дисциплине МДК 02.02. "Обеспечение сохранности документов"
Тема: Реставрация бумажных документов
Раздел: среднее профессиональное
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Ростовский колледж металлообработки и автосервиса»
(ГБПОУ РО «РКМиА»)
Методическая разработка
по МДК 02.02
«Обеспечение сохранности документов»
на тему:
«Реставрация бумажных документов.»
разработчик: преподаватель Л.А. Маркина
2020г.
1. Научный подход к реставрации.
Одной из главных проблем современной научной реставрации является
отсутствие единой терминологии и общего понимания таких терминов, как
консервация,
реставрация,
реконструкция.
Об
этом
свидетельствует
полемика,
в
которой
принимают
участие
специалисты
данной
отрасли.
Многие
авторы
под
реставрацией
понимают
возвращение
памятнику
его
первоначального
вида.
С.
И.
Ожегов
определяет
реставрацию
как
«восстановление
обветшалых
или
разрушенных
памятников
искусства,
старины
в
прежнем,
первоначальном
виде»1
.
Г.
И.
Вздорнов
также
определяет
реставрацию
как
«...совокупность
работ,
имеющих
целью
восстановление произведения в его первоначальном виде, либо (так как это
чаще
всего
объективно
невозможно)
возвращение
памятнику
состояния,
наиболее близкого к первоначальному»2 . В. В. Зверев также считает, что
реставрация «часть конструктивно вынужденных восстановительных работ,
приближающих объект к первоначальному виду»3 . Данные термины все
имеют
единую
ошибку,
определяя,
что
реставрация
всегда
стремится
к
первоначальному
виду.
Один
из
основателей
современной
русской
реставрационной школы, И. Э. Грабарь еще в 1918 году в статье «Старые и
новые
подходы»
дал
убедительную
и
категорическую
оценку
идее
восстановления
первоначального
вида
памятников.
Вот
его
слова:
«К
памятнику
подходили
с
непременным
желанием
восстановления
его
первоначального вида. От этого ложного в самом корне положения ведут свое
начало
все
остальные
грехи
прежних
реставраций.
В
самом
деле,
если
памятник надлежит восстановить, то его недостаточно раскрыть... его надо
еще доделать, «поновить», ибо мы не получим его первоначального облика».
И далее: «Надо раз навсегда признать, что восстановить первоначальный
облик
нельзя
просто
потому,
что
каждый
восстановитель
будет
восстанавливать посвоему: сколько восстановителей, столько и решений.
Ясно,
что
в
основе
идеи
восстановления
лежит
абсурд
и
самое
восстановление — немыслимо, неизбежно произвольно и фантастично, ибо
оно всецело продукт личных вкусов и вкусов эпохи». Первоначальный вид
документа восстановить невозможно, особенно у древних документальных
памятниках.
На
протяжении
нескольких
столетий
документ
может
приобретать новые особенности, которые иногда могут быть намного ценнее
предыдущих. Например, некоторые надписи на древних книгах. В настоящее
время
широко
используются
такие
термины,
как
«реставрация»,
«консервация», «реконструкция», при этом многие авторы вкладывают в них
различный смысл и обходят вопрос об их взаимосвязи. Н. В. Перцев так
определяет
реконструкцию
«воссоздание
памятника
в
целом
или
восполнение,
доделка
н
восстановление
памятника
частично
(во
всяком
материале, объеме, масштабе). Выполняется независимо от реставрации или
сопутствует
реставрационным
работам»2
.
Реконструкция
не
является
комплексом
работ
по
сохранению
памятника,
она
лишь
восполняет
утраченные
части
памятника.
Автор
так
же
выделяет
основное
отличие
реставрации от реконструкции «задача реставрации состоит в выявлении и
сохранении
памятника
в
существующем
виде,
а
реконструкция
—
в
воссоздании
«первоначального
вида
или
вида,
к
нему
приближенного».
Помимо
отсутствия
единой
терминологии,
существует
ещё
одна
проблема: определение места реставрации в системе мер по обеспечению
сохранности. Одни из специалистов, такие как С. А. Добрусина, считают, что
консервация и есть способ обеспечения сохранности документов, который
осуществляется посредством режима хранения, реставрации и стабилизации.
В данном случае реставрация является не отдельным понятием, а единым
целым с консервацией, т.е. это не самостоятельный процесс или отдельная
отрасль.
Автор
так
определяет
термин
«консервация
документа»
-
это
обеспечение
сохранности
документа
посредством
поддержания
режимов
хранения, применения методов реставрации, стабилизации и изготовления
копий. Г. Н. Кутукова также считает, что реставрация – это направление
практической
деятельности
по
обеспечению
сохранности
архивных
документов.
Другой
автор,
И.
В.
Стадниченко,
считает,
что
реставрация
является методом обеспечения сохранности документов и выделяет ее в
отдельный процесс. Консервацию и реставрацию он разделяет по способу
воздействия:
к
первой
прибегают
тогда,
когда
необходимо
сохранить
памятник
без
каких-либо
новых
элементов,
а
вторая
применяется
в
тех
случаях, когда для функционирования особенностей необходимо внедрение
нового элемента. Консервация
неприменима, когда речь идет о книге, т.е.
когда мы имеем дело с книгой здесь больше приемлема либо реставрация,
либо реставрация с элементами реконструкции, либо реконструкция.
В отношении книг речь должна идти о реставрации или о реставрации с
элементами реконструкции либо о реконструкции. Интересно, что в прошлом
веке один из ведущих специалистов в области реставрации прошлого века, М.
Ф. Фармаковский, придерживался этой же точки зрения. Главным, по его
мнению,
отличием
консервации
от
реставрации
является
то,
что
к
реставрации необходимо обращаться только когда настоятельно требуется
вмешательство
в
жизнь
музейного
предмета,
чтобы
устранить
процессы,
которые
могут
совершенно
испортить
исторические
документы.
Методические
пособия
также
акцентируют
внимание
на
положении
реставрации в системе мер по обеспечению сохранности. Так, в пособие
«Основные технологические процессы реставрации документов» говорится о
том, что «реставрация документа» – составляющая часть консервации и, в
целом,
комплекса
мер
по
обеспечению
его
сохранности.
Помимо
этого
говорится, что реставрацию чаще всего путают не с консервацией, а со
стабилизацией.
Ведь
реставрация
документа
–
это
восстановление.
эксплуатационных свойств, а так же формы и внешнего вида документа, а
стабилизация
-
обработка,
замедляющая
старение
и
предотвращающая
повреждение.
Разработчики
пособия
отмечают,
что
стабилизация
может
выступать как отдельный, самостоятельный процесс и так же быть составной
частью
реставрации.
Методическое
пособие
«Реставрация
документов
на
бумажных носителях» издано в 1989 году, но до сих пор не потеряло своей
актуальности.
Пособие
так
же
определяет
реставрацию
не
как
самостоятельный
процесс,
а
как
важнейшее
направление
практической
деятельности по обеспечению сохранности архивных документов. В ГОСТе
7.48–2002.
консервацию
документов
определяют
как
обеспечение
сохранности
документов
посредством
режима
хранения,
стабилизации,
реставрации и изготовления копии. Следовательно, реставрация в данном
случае является составляющей консервации.
Таким
образом,
анализ
основных
понятий
в
области
сохранности
архивных
документов
позволяет
сделать
следующие
выводы. Во-первых,
такие
понятия,
как
«реставрация»,
«консервация»,
«стабилизация»,
«реконструкция» взаимосвязаны между собой, но не идентичны. Каждый
термин
определяет
свой
этап,
который
не
похож
на
другие. Во-вторых,
существует два подхода к определению места реставрации в системе мер
обеспечения
сохранности. Первый
подход
предполагает,
что
реставрация
является единым целым с консервацией, т.е. это не самостоятельный процесс
или отдельная отрасль. Второй подход противоположен и определяет, что
реставрация
является
методом
обеспечения
сохранности
документов
и
выделяет ее в отдельный процесс Сторонников у каждого подхода достаточно
много и выбрать, кто из них действительно прав, невозможно. Несмотря на
это,
в
нормативно-правовых
документах
и
методических
пособиях
реставрацию
определяют
как
составляющую
консервации
и,
в
целом,
системы
мер
обеспечения
сохранности. В-третьих,
до
сих
существуют
разночтения терминов и это порождает осложнения и противоречия не только
в
процессе
реставрационных
работ,
но
и
в
изучении
документальных
памятников.
2.Правила и порядок работы реставратора с документами
Правила
реставрации
памятников
культуры
устанавливались
и
развивались на протяжении многих лет. К основным правилам добавляли
уточнения,
связанные
со
спецификой
и
видом
памятника
культуры,
его
особенностями. Правила, которых необходимо придерживаться при работе с
документами, закреплены в методическом пособии, которое применяется во
Всероссийском
художественном
научно-реставрационном
центре
им.
академика И. Э. Грабаря. Все реставрационные мероприятия должны быть
направлены на восстановление документа и обеспечение его долговечности;
применяемые материалы и методики должны быть безвредны для документа.
Любые
действия
при
работе
с
документом
необходимо
фиксировать
в
рабочей
тетради
реставратора,
в
реставрационном
паспорте
документа.
Необходимо выполнять фотофиксацию документа до реставрации, в
процессе и после реставрации.
При
выборе
метода
реставрации
следует
учитывать
предполагаемый
эффект,
особенности
документа
и
его
эксплуатации(вид,
культурно-
историческое значимость, уникальность, состояние, частота использования),
рекомендации хранителя. Надо помнить, что никогда не бывает абсолютно
одинаковых документов: на этом основан принцип дифференцированного
подхода к реставрации документа. Важно правильно определить границу
вмешательства реставратора в документ. Оно должно быть минимальным, но
обеспечивать необходимый эффект, то есть согласовываться с принципом
«достаточной необходимости».
Прежде,
чем
приступить
к
работе
с
документом,
необходимо
быть
уверенным
в
своей
квалификации,
подготовленности,
профессионализме.
Если реставратор не уверен в своих силах, то ему необходимо вынести
интересующий вопрос на реставрационный совет или передать документ
другому
специалисту.
Принципы
этики,
теоретические
и
практические,
философские
и
нормативные,
основываются
на
авторитарном
признании
правильности поступков и действий в процессе взаимодействия человека с
объектом труда. В объект сохранения вкладывается сплав знаний и морали.
Как
мы
видим,
работа
реставратора
очень
сложная
и
важная
для
общества,
поэтому
помимо
требований
практических,
существуют
и
этические.
Работа
с
культурно-историческими
памятниками
всегда
сопряжена с большим риском. Одно неверное решение и документ может
быть
потерян
навсегда.
Реставраторы
должны
относиться
к
каждому
памятнику с большой ответственностью и всегда придерживаться в своей
работе
принципа
«не
навреди».
Для
того,
чтобы
избежать
ошибок
при
реставрации,
необходимо
так
же
придерживаться
определённого
порядка
работы с документами.
1. Сначала выполняется дезинфекционная обработка документа. Она
может быть произведена в специальных камерах или ручным способом.
2.
Реставратор
проводит
осмотр
документа
и
определяет
состояние
документа, которое заносится в паспорт или протокол реставрации.
3. Выделяют нумерацию листов. Номер пишут графитовым карандашом
средней мягкости в левом нижнем углу листа на лицевой стороне. Нумеруют
каждый лист за исключением первого и последнего свободных форзацев.
Данную операцию проводят в связи с тем, что документ будет расшиваться, а
по окончании реставрации сшиваться заново.
4. На следующем этапе осуществляют очистку документа. Загрязнение
документов считают одним из самых распространенных видов повреждения.
Въевшаяся в поры пыль, «засаленность» углов, вызванная многократным
перелистыванием листов, пожелтение в процессе естественного старения,
различные пятна – все это подлежит удалению. Понятие «очистка документа»
охватывает
большой
раздел
работ.
Проводят
механическую
очистку,
химическую – удаление загрязнений документа химическими препаратами,
ферментную – удаление загрязнений документа ферментными препаратами.
К химической очистке относится и отбеливание – наиболее частая операция
при консервации документов.
5. Дальше следует стабилизация документов. Стабилизацией называется
предохранение
документа
обработкой,
замедляющей
его
старение
и
предотвращающей повреждения.
6. Восполнение и упрочнение листов – это этап который является самым
сложным и затратным. Он проводится как в ручную, так и при помощи
специальных
машин.
Это
зависит
от
сложности
работ
и
количества
восполнения на листах. Главное не отходить от одного правила: одна книга –
один метод восполнения.
Это не единственный существующий порядок работы с документами. В.
Ф. Привалов предложил свою типовую технологическую схему. Порядок
работы похож, но есть и существенные отличия. Автор предлагает после
очистки проводить нормализацию химического состава среды. Материалы
документа
(бумага,
текст,
клей,
наполнители),
продукты
их
распада,
загрязнения
и
другие
вещества
образуют
специфическую
внутреннюю
химическую среду документа. Задачей реставрации является нормализация
химического
состава,
этой
среды
за
счет
удаления
вредных
веществ
и
введения
веществ,
препятствующих
старению.
Ещё
один
новый
этап
–
приклеивание бумаги. Порядок, предложенный В.Ф. Приваловым, выделяет
те процессы и этапы, которые чаще всего применяются в архивах, ведь
пособие рассчитано именно на архивные документы
В
работах
С.
А.
Добрусиной
рассматривается
иной
подход
к
составляющим реставрации. С. А. Добрусина в своих работах отображает все
те же составляющие, что и В. Ф. Привалов, но укрупняет их и включает
только лишь в 3 этапа: очистка, восполнение утрат и упрочнение листа. Такой
подход ориентирован для работы в библиотеках.
3. Основные технологии реставрации
Существующих технологий и методов реставрации сегодня очень много.
Для
каждого
вида
повреждения
предусмотрен
свой
метод
обработки
документа.
В
учебном
пособии
«Основные
технологические
процессы
реставрации
документов»
приведена
таблица,
в
которой
даются
способы
обработки для типичных повреждений .
Номер
п/п
Вид повреждения
Способы
реставрации
Примечания
1
Бумага ветхая,
рыхлая, сильно
1. Упрочняющая
пропитка бумаги
Особо
ценные и
впитывающая,
пораженная
плесенью, с
утраченными
частями листа
2. Дублирование
3. Дополнение
недостающей части
листа
4. Ламинирование
ценные книги
Малоценные
книги
2
Бумага ветхая,
ломкая, мало
впитывающая, с
утраченными
частями листа
1. Дублирование
2. Отбеливание и
расщепление
2. Дополнение
недостающих
частей листа
3. Ламинирование
4. Особо ценные и
ценные книги
Особо
ценные и
ценные книги
Малоценные
книги
3
Утрачены части
листа
1. Доливка
бумажной массой
2. Дополнение
недостающих
частей листа
4
Разрывы бумаги в
корешке, по краям
листа
Соединение
разрывов
микалентной
бумагой
5
Повреждение
насекомыми (мелкие
отверстия)
Доливка бумажной
массой
Ручной
способ
6
Отрыв листа в
корешке
Вклеивание
7
Морщины, складки,
потертости бумаги
первых тетрадей
блока
Выпрямление
(прессование),
дублирование или
ламинирование
8
Закручивание и
повреждение бумаги
на углах книжного
блока
Выпрямление,
дополнение
утраченных частей
листа
9
Бумага книги
коробления,
волнистая
Выпрямление
Без разбора
книги на
листы
10
Утрачены части
окрашенной бумаги
Окраска
реставрационной
бумаги, дополнение
недостающих
частей
11
Бумага загрязнена, с
затеками, пятнами
различного
происхождения,
ветхая
Очистка от
загрязнений,
дублирование
12
Повреждены
суперобложки
Дублирование
прочной бумагой
или тканью,
ламинирование
После того, как закончено изучение состояния бумаги и выбран способ
ее реставрации, расплетают и разброшюровывают книгу и приступают к
реставрации бумаги.
Расплетение и разброшюровка книги производится в тех случаях, когда
книжный блок расколот на части на границе смежных тетрадей, разрушено
швейное или клеевое скрепление блока или бумага требует реставрации,
которую
нельзя
осуществить
непосредственно
в
книге,
что
встречается
наиболее часто.
Блок книги отделяют от переплета, а затем в зависимости от степени
повреждения бумаги, разбирают его на тетради и листы или отделяют первые
и последние тетради для реставрации.
Прежде чем блок разобрать на тетради, просматривают листы, проверяют,
нет ли в блоке иллюстраций или вклеек, сверяют их со списком иллюстраций
в конце книги. Если список иллюстраций отсутствует, и они не включены в
порядковые
номера
страниц,
иллюстрации
нумеруют
(карандашом
на
обратной стороне) и записывают их положение в блоке в рабочей тетради
реставратора.
Независимо от способа скрепления блока, разборку начинают с отделения
блока от переплетной крышки. Сначала осторожно надрывают форзац в том
месте, где марля, шнуры или тесьма прикреплены к переплетной крышке.
Затем отъединяют от переплетной крышки марлю (шнуры, тесьму), удаляют
бумагу, которой оклеен корешок блока, если есть каптал - его тоже отделяют.
Разобрать блок удобнее с конца. Раскрыв последнюю тетрадь в блоке на
середине, надрезают нитки, затем, найдя первый лист последней тетради,
отгибают ее направо, левой рукой придерживают блок ближе к корешку, а
правой отъединяют тетрадь от блока. Делать это надо осторожно, чтобы не
повредить наружные листы тетради. Если корешок блока сильно проклеен,
его нужно размягчить. Зажав блок между двумя досками так, чтобы немного
выступал
корешок,
накладывают
на
него
увлажненную,
сильно
отжатую
марлю или наносят теплый густой клейстер. Жидкий мучной клейстер может
образовать на листах затеки. Через 3-5 минут фальцевальной косточкой или
тупой стороной ножа осторожно удаляют клейстер вместе с размягченным
клеем, после чего корешок протирают макулатурной бумагой или тканью и
счищают остатки клея.
В том случае, когда блок сшит проволочными скобами, прежде всего
отгибают концы скоб с наружной стороны блока. Затем раскрывают тетрадь
на середине, вынимают пинцетом скобы и отделяют тетрадь от блока. При
шитье
блока
втачку
проволочными
скобами
(прошивка
проволочными
скобами или нитками по корешковому полю тетради с отступом 5-7 мм от
края корешка), отгибают концы скоб и вынимают их из блока; при шитье
втачку
нитками
надрезают
нитки
и
затем
в
той
же
последовательности
отделяют тетрадь от блока.
Работа реставратора является очень важной так как ему доверена судьба
объекта исторического памятника, музейной редкости, книги, скульптуры и
т.д.
Поэтому
реставратору
необходимо
соблюдать
требования
к
технологическим
процессам
реставрации
а
также
следовать
морально-
нравственным
требованиям.
Мораль
профессионала
–
это
способ
мобилизации всех возможностей и знаний, рассматриваемых через призму
пользы и вреда.