Автор: Кузнецова Лариса Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Новоильинский агротехнический лицей"
Населённый пункт: Республика Бурятия, Заиграевский район, п. Новоильинск
Наименование материала: статья
Тема: Социально-психологическое сопровождение ребенка "Шанс каждому ребенку"
Раздел: полное образование
Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения
Программа «Компас для детства»
«Стажировочная площадка межрегионального Центра передового опыта»
МАОУ «Новоильинский агротехнический лицей»
«Шанс каждому ребенку»
Автор:
Кузнецова Лариса Викторовна
,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Новоильинский агротехнический лицей»
Заиграевского района, Республики Бурятия
Актуальность
•
Резкие экономические изменения в Бурятии привели к тому, что: значительная
часть населения оказалась за чертой бедности;
•
было разрушено градообразующееся предприятие Хандагатайский
леспромхоз;
•
увеличение числа семей, оказавшихся в социально-опасном положении;
•
на сегодняшний день 58% учащихся лицея являются незащищенными - это
дети-сироты и инвалиды -14 уч., дети из неполных семей – 74уч., многодетных – 54
уч., остонуждающихся – 132уч.;
•
родители в таких семьях не обеспечивают детей необходимой заботой и
вниманием, не готовят детей к учебной деятельности, многие из этих детей
переживают различного рода насилие со стороны родителей и опекунов;
•
нередко это приводит к тому, что дети часто бывают голодные, не имеют
элементарных вещей, приходят в школу неподготовленными;
•
не имея опыта регламентированной жизни, без поддержки семьи, они довольно
быстро оказываются неуспешными, начинают пропускать занятия, после школы
часто не возвращаются домой и много времени проводят на улице, их
проблемы, даже острые зачастую не попадают в поле зрения взрослых;
•
все это способствует к тому, что такие дети рано оказываются вне школы, ищут
поддержки в асоциальных компаниях, попадают в криминальные ситуации, а
в дальнейшем пополняют собой ряды неблагополучных
Цель программы
•
Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка группы риска в
образовательном пространстве
Задачи:
•
Создание безопасного пространства для детей во внеурочное время;
•
Организация дополнительных занятий по учебным предметам и внеклассных
занятий по развитию индивидуальных склонностей и способностей ребенка;
•
Оказание психологической помощи детям, попавшим в трудную жизненную
ситуацию;
•
Установление контакта с семьей подопечного, по возможности вовлечение
родителей в реализацию проекта;
•
Организация профилактической работы по улучшению состоянию здоровья детей
Дети, зачисленные в школу из семей, оказавшихся в социально-опасном
положении – это, прежде всего, дети, о которых не заботятся в семьях и/или
которые часто подвергаются насилию дома со стороны родителей или опекунов.
Фактически целевой группой социальной гостиной являются дети, которые в силу
тех или иных причин не могут находиться дома и, если им не оказать помощь,
после школы будут проводить время на улице. Дети могут находиться в такой
ситуации
постоянно
или
эпизодически,
поэтому
некоторые
дети
посещают
социальную гостиную постоянно, а другие – время от времени, когда что-то
случилось дома (например, болезнь и госпитализация родителей, запои и т.п.).
Сущность
услуги
заключается
в
организации
при
образовательном
учреждении пространства, где дети могут проводить время после занятий в таких
условиях, которые могут хотя бы частично компенсировать имеющиеся у них
проблемы. Социальная гостиная также дает возможность в значительной мере
сократить пребывание детей вне опеки со стороны взрослых, т.е. на улице. Для
этого необходимо организовать питание, помочь справиться с учебной нагрузкой,
разрешить психологические проблемы, вызванные неблагополучными семейными
условиями.
В силу этого следующие компоненты для социальной гостиной являются
основными:
Безопасное пространство. Оно включает в себя оборудованное помещение,
где постоянно находится воспитатель, который занимается с детьми и заботится о
поддержании
доброжелательной
атмосферы.
Помещение
должно
быть
оборудовано таким образом, чтобы можно было обеспечить детям помощь с
уроками, досуговую и игровую деятельность.
Педагогическая помощь. В отличие от групп продленного дня включает в себя
как
помощь
в
выполнении
домашних
заданий,
так
и
специальные
занятия,
направленные
на
компенсацию
учебных
проблем
ребенка
(задолженности
по
отдельным предметам, пробелы в знаниях и т.д.). Задачей педагогической помощи
в
социальной
гостиной
является
не
только
приобретение
знаний,
но
и
формирование позитивного отношения к учебе (повышение самооценки ребенка,
уверенности в своих возможностях и т.п.).
Психологическая помощь. Задачами психологической помощи в социальной
гостиной является разрешение актуальных психологических проблем; отработка
травматических
переживаний,
связанных
с
насилием
в
семье
и
вне
ее;
налаживание отношений со сверстниками и педагогами.
Социальная
помощь.
Включает
в
себя
поддержание
контакта
с
семьей
ребенка,
организацию
питания,
необходимых
учебных
принадлежностей
и
одежды, сопровождение ребенка при необходимости в медицинские учреждения,
организацию
эвакуации
ребенка,
если
его
жизни
или
здоровью
угрожает
опасность. Важным компонентом социальной работы является также содействие
родителям в получении социальной и психологической помощи, налаживание
контакта семьи с центрами по работе с населением.
Для того чтобы социальная гостиная функционировала и выполняла свои
задачи, необходимо прилагать специальные усилия для привлечения и удержания
детей.
Кроме
организации
питания
и
занятий,
особенно
важную
роль
играет
создание в социальной гостиной доброжелательной обстановки, внимательное
отношение со стороны взрослых. Это особенно значимо для детей, которые часто
испытывают на себе отвержение и негативизм со стороны родителей, педагогов,
сверстников и нередко подкрепляют это негативное отношение своим поведением.
Досуговая деятельность (игры, кружки, другие занятия) должна соответствовать
возрасту и интересам современных детей, сочетать структурированные занятия и
отдых (свободное время).
Количество постоянно посещающих социальную гостиную детей не может
превышать пятнадцати человек на одного воспитателя. Кроме тех, кто каждый
день
посещает
гостиную,
в
ней
могут
при
необходимости
короткое
время
находиться
дети,
у
которых
что-либо
случилось
дома.
Количественные
ограничения обусловлены тем, что работа социальной гостиной направлена на
оказание помощи трудным детям и одной из главных составляющих этой помощи
является
максимально
индивидуальный
подход
к
ребенку
(формирование
контакта с каждым ребенком, обсуждение его проблем в семье и школе и т.п.), то
есть
воспитатель
должен
иметь
возможность
в
течение
дня
уделить
время
каждому ребенку.
Дети,
посещающие
социальную
гостиную,
должны
быть
отобраны
по
возрасту, (например, начальная школа, младшие подростки, старшеклассники), с
тем, чтобы для них можно было организовывать коллективные игры, досуг с
учетом их возрастных особенностей. Организация социальной гостиной для детей
начальной школы должна значительно отличаться от гостиной, которую посещают
преимущественно подростки. Эти отличия заключаются не только в том, какие
игры и кружки играют дети, но и в режиме и характере взаимоотношений с
воспитателем
и
друг
другом
(если,
маленьких
детей
нужно
занимать,
то
подростков
скорее
ориентировать
на
собственную
активность
и
поощрять
самоорганизацию).
Первый этап пребывания в гостиной включает в себя знакомство с детьми,
сбор
информации
о
них
(через
непосредственное
общение
с
ребенком,
от
классного руководителя, социального педагога школы), разъяснение детям целей
и правил пребывания в гостиной. На начальных этапах важно сформировать
доверительные отношения с детьми.
Распорядок дня должен включать в себя как время на кружки, игры, занятия
со
специалистами
(психолог,
педагог,
возможно,
логопед),
так
и
время
для
свободного общения детей друг с другом и воспитателем. Расписание не должно
быть монотонным, однообразным и жестким, чтобы у детей не пропадал интерес к
пребыванию в гостиной.
Основной задачей воспитателя является поддержание взаимодействия с
ребенком, организация режима. При этом, чем больше времени воспитателю
удается проводить в свободном общении с ребенком, тем более позитивным для
ребенка может быть пребывание в гостиной.
Специалисты обычно совмещают работу в социальной гостиной с другой
работой в школе. Поэтому важно, чтобы их время работы в социальной гостиной
было фиксированным и регулярным (например, два раза в неделю).
Психолог
проводит
как
индивидуальные
консультации,
так
и
групповые
занятия с детьми. Индивидуальные встречи
должны быть ориентированы, в
первую очередь, не на диагностику познавательных процессов и эмоциональных
особенностей
ребенка,
а
на
формирование
более
позитивной
самооценки,
помощь в отреагировании травматических переживаний, связанных с семейной
ситуацией,
разрешение
конфликтов
с
детьми
и
взрослыми.
Групповые
психологические
занятия
направлены
преимущественно
на
развитие
коммуникативных
навыков,
они
выстраиваются
с
учетом
возраста,
и
для
подростков
могут
включать
в
себя
не
только
упражнения,
но
и
обсуждение
наиболее
актуальных
проблем
(отношения
со
сверстниками,
родителями,
учителями, планирование будущего и т.д.)
Задачами
социального
педагога
гостиной
помимо
обеспечения
ребенка
питанием
и
необходимыми
для
обучения
принадлежностями
является
также
установление
контактов
между
семьей
и
школой,
организация
связей
между
родителями ребенка и социальной службой (например, центром по работе с
населением), мотивирование родителей на получение социальной, медицинской и
психологической помощи.
Другой
важной
задачей
социального
педагога
является
формирование
представления о том, в каких условиях проживает ребенок (включая отслеживание
того, как изменяются эти условия), а также помощь в эвакуации ребенка, если его
жизни и здоровью начинает угрожать опасность (сообщение информации в опеку,
правоохранительные органы, связь с приютами и т.д.).
Эффективная
помощь
детям,
посещающим
социальную
гостиную,
возможна
лишь
при
выстроенном
взаимодействии
между
воспитателем
социальной гостиной, психологом, социальным педагогом. Координатором этого
взаимодействия
является
воспитатель,
который
больше
других
специалистов
видит ребенка, общается с ним, знает его текущие проблемы. Взаимодействие
дает возможность воспитателям правильно выстраивать отношения с ребенком,
социальному педагогу – быть в курсе положения и нужд ребенка, понимать, куда
направлять усилия, психологу – отслеживать состояние ребенка, особенности его
поведения.
Все
вместе
они
имеют
возможность
не
только
обмениваться
информацией, иметь более полное представление о проблемах ребенка, но и
получать эмоциональную поддержку друг от друга, что особенно важно при работе
с
такими
детьми
и
семьями.
В
практике
это
взаимодействие
может
реализовываться в виде обязательных регулярных – не менее одного раза в
неделю – встреч воспитателя, психолога, социального педагога для обсуждения
ситуации
ребенка,
динамики
состояния
и
согласование
общих
направлений
работы.
Помимо
взаимодействия
с
психологом
и
социальным
педагогом
школы
воспитателю социальной гостиной необходимо поддерживать контакт с классным
руководителем ребенка, так как школьная адаптация ребенка во многом зависит
от его успешности в классе и отношения к нему со стороны педагогического
коллектива. Если ребенок хорошо себя чувствует в социальной гостиной, но имеет
напряженные отношения с классным руководителем, это негативно скажется на
усилиях всех специалистов социальной гостиной. Кроме того, для практической
работы с ребенком воспитателю важно знать, что меняется у ребенка в школе, а
классный руководитель может получить от воспитателя, который постоянно видит
ребенка в менее формальных условиях, информацию о его жизни.
Для успешной работы социальной гостиной необходимо наличие
достаточного количества персонала, который будет заниматься с детьми
(воспитателей для организации досуга в течение дня; психолога для решения
психологических проблем ребенка; возможно, педагога для помощи детям в
обучении и выполнении домашних заданий; социального педагога, вступающего в
контакт с родителями для решения проблем, связанных с обеспечением
образовательного процесса, и контактов с центром по работе с населением). При
обучении персонала социальных гостиных должна произойти смена парадигмы с
оценочно-педагогической на понимающую и поддерживающую. Обучение
направлено на понимание проблем детей из неблагополучных семей и путей
формирования этих проблем, умение их выделять и диагностировать, умение
выстраивать общую тактику работы и взаимодействие специалистов различного
профиля для решения проблем детей.
В
своей
работе
служба
социальной
гостиной
формирует
отношения
со
многими организациями.
Органы социальной защиты, в перовую очередь, центры по работе с населением
помогают с организацией социальной помощи семье. Организация социальной,
медицинской
и
психологической
помощи
родителям
ребенка,
посещающего
социальную гостиную. Устройство братьев или сестер дошкольного возраста в
бесплатные детские группы при ЦРН.
Органы здравоохранения, в частности, детские поликлиники организуют осмотр и
оказание медицинской помощи детям, нуждающимся в ней.
От
комиссии
по
делам
несовершеннолетних
школа
получает
информацию
о
семьях. Школа может направлять в комиссию информацию о плохом обращении с
детьми,
если
оно
не
корректируется
в
процессе
работы.
Центры
развития
творчества детей и юношества помогают в организации досуга детей, организации
театральной
студии,
праздников.
ВУЗы,
имеющие
факультеты
социального
профиля (социальные работники, психологи, педагоги и т.п.)
- предоставляют
студентов для организации занятости детей, волонтерской работы с детьми и
семьями.
В заключении остановимся на нормативных и организационных вопросах
работы социальной гостиной.
Работа
социальной
гостиной
строится
на
основании
Положения
о
социальной
гостиной,
утвержденного
директором
школы
и
согласованного
с
органом управления образованием. В положении должны быть указаны цели
организации
социальной
гостиной,
задачи
гостиной,
кадровое
обеспечение,
порядок набора детей в социальную гостиную и их количество, основные виды
помощи, оказываемой детям.
Режим работы социальной гостиной разрабатывается в зависимости от
возраста детей, для которых организуется социальная гостиная, с учетом смены, в
которую учатся дети, возможностей специалистов.
Режим работы должен включать в себя время на игры, кружки, питание,
выполнение
домашних
заданий,
время
на
коррекционные
занятия,
время
на
свободное общение.
Документация:
Журнал посещаемости.
Записи консультаций специалистов.
Индивидуальная карта ребенка, в которой содержится общая информация о
ребенке, динамика его поведения и ситуации в семье, основные проблемы.
Социальная
гостиная
является
подразделением
го с уд а р с т ве н н о го
образовательного учреждения (школы).
Работа
социальной
гостиной
не
противоречит
нормативным
ак там,
регламентирующим
развитие
школы.
Нормативные
акты,
регламентирующие
развитие школы:
- Закон об образовании РФ;
- Типовое положение об образовательном учреждении;
- Устав школы;
- Положение об экспериментальной площадке (если есть);
- Приказы и распоряжения по проблемам развития;
- Различные локальные акты школы.
В зависимости от имеющихся региональных нормативно-правовых актов и
возможностей финансирования, социальная гостиная может организовываться на
основании
различных нормативно-правовых актов. К примеру, это может быть
положение
о
социальной
гостиной,
утвержденное
директором
школы
и
согласованное
с
органом
управления
образованием.
В
случае,
если
работа
гостиной требует дополнительного финансирования (питание для детей, ставки
специалистов, оборудование), которое невозможно осуществить за счет бюджета
школы
и
внебюджетных
средств
(спонсорская
помощь
и
т.д.),
то
требуется
распоряжение местной администрации.
Социальная
гостиная
также
может
создаваться
на
базе
положений
об
экспериментальной
площадке
(например,
Положение
о
го р од с к о й
экспериментальной
площадке
Московского
комитета
образования;
приказ
Министерства образования Московской области от 30 января 2002 г. N 029).
Штатное
расписание
социальной
гостиной
включает
ставку
воспитателя
(полная занятость). Ставку социального педагога – (неполная занятость). Если
социальный педагог совмещает работу в социальной гостиной и работу с детьми
школы, то должны быть зафиксированы часы работы в социальной гостиной для
того, чтобы работа в социальной гостиной велась регулярно и не строилась по
остаточному принципу.
В социальной гостиной должен работать психолог (неполная занятость). Если
психолог совмещает работу в социальной гостиной и работу с детьми школы, то
должны
быть
выделены
дни
работы
в
социальной
гостиной.
Возможно
привлечение логопеда, педагогов дополнительного образования из штата школы.
Рассмотрим подробнее функциональные обязанности каждого специалиста.
Воспитатель:
Создание
доброжелательной
обстановки
в
социальной
гостиной.
Организация
работы
социальной
гостиной;
поддержание
режима.
Воспитатель
ежедневно
отслеживает
посещаемость
и
состояние
детей.
При
обнаружении
признаков
жесткого
обращения
фиксирует
их,
привлекает
социального педагога, содействует ребенку в получении помощи. Поддерживает
контакты
с
классным
руководителем,
получает
информацию
об
учебных
проблемах
ребенка.
Совместно
с
психологом
и
социальным
педагогом
разрабатывает индивидуальную программу реабилитации.
Психолог проводит индивидуальные консультации и групповые занятия с
детьми,
направленные
на
преодоление
эмоциональных
проблем
ребенка,
повышение самооценки, уверенности, отработку травматических переживаний.
Совместно
с
воспитателем
и
социальным
педагогом
разрабатывает
индивидуальную программу реабилитации.
Социальный педагог организует получение питания и необходимых для
обучения принадлежностями. Поддерживает контакты семьи и школы,
устанавливает связь между родителями ребенка и социальной службой
(например, центром по работе с населением), при необходимости сопровождает
ребенка в медицинские учреждения и социальные службы. Находится в курсе
семейной ситуации и условий жизни ребенка, при выявлении высокого риска для
жизни и здоровья ребенка информирует соответствующие органы об этом (опеку,
правоохранительные органы, комиссию по делам несовершеннолетних) и
совместно с ними обеспечивает безопасность ребенка (направление в больницу,
приют
и
т.п.).
Вместе
с
психологом
и
воспитателем
разрабатывает
индивидуальную программу реабилитации.
Отдельно необходимо остановиться на вопросе оценке эффективности работы
социальной гостиной.
Следующим критерии:
1.
Стабильность посещения детьми социальной гостиной (из 15 детей по
списку не менее 10 посещают социальную гостиную постоянно);
2.
Наличие распорядка дня, учитывающего: занятия учебной деятельностью
(помощь в приготовлении уроков, дополнительные занятия с педагогом);
кружки и т.п. досуговую деятельность; свободное время для игр и общения
детей друг с другом и с воспитателем;
3.
Регулярное
получение
детьми
психологической
помощи
(психолог
постоянно ведет - консультирует не менее одного раза в неделю – 5 детей,
остальных - по необходимости);
4.
Стабильное
посещение
детьми
школы
(уменьшение
количества
прогулов),
снижение
числа
и
остроты
конфликтов
с
педагогами
и
сверстниками, улучшение школьной успеваемости.
5.
Наличие учета случаев жестокого обращения (например, журнал, где
фиксируются случаи, когда ребенок пришел в гостиную со следами насилия,
рассказал про экстраординарные ситуации в семье и т.д.)
6.
Налаженное
взаимодействие
специалистов
(регулярные
–
раз
в
1-2
недели – встречи всех сотрудников соц.гостиных для обсуждения вопросов,
касающихся детей).
Главная задача «Социальной гостиной»
Формирование позитивного отношения к учебе через повышение самооценки
ребенка и уверенности в своих возможностях.
Социальная гостиная в школе открыта с 2009 года
•
ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ «СОЦИАЛЬНУЮ
ГОСТИНУЮ» ОТ 10 ДО 15 ЛЕТ. ДЕТИ НАХОДЯЩИЕСЯ В ТРУДНОЙ
ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ ИЛИ СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
За период с 2009-2012 г.г. в проекте участвовало - 65 уч-ся.
За 2012-2013гг. - 15 уч.
Расписание занятий
Фио
преподавателя
Дни недели
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
Петраковская
Надежда
Дмитриевна
Музыкальная
гостиная
Вамбуева Арюна
Мэргэновна
Тренинг
развития
Артамонова Лилия
Анатольевна,
Педагоги
дополнительного
образования
Занятия по
интересам
Кузнецова Лариса
Викторовна
Занятия по
интересам
Артамонова Лилия
Анатольевна
Тренажёрный зал
Целевые группы
Целевая группа
Количество
Дети школьного возраста из семей группы
риска по социальному
сиротству,практикующих жестокое обращение
с детьми; дети-сироты; дети состоящие на
внутришкольном учете и на учете в ИДН
15-20 уч.
Специалисты сферы защиты детства
Республики Бурятия и Сибирского
федерального округа, заместители директоров
ОУ, – не менее 5 стажировочных групп
50 ч.
Кадровый ресурс
•
Кузнецова Л.В. - руководитель
•
Артамонова Л.А. – воспитатель
•
Петраковская Н.Д. – учитель музыки
•
Вамбуева А.М. – педагог-психолог
•
Щербакова В.П. – фельдшер
Материально-технический ресурс
•
Актовый зал на 200 мест
•
Спортивный зал
•
Читальный зал библиотеки
•
Тренажерный зал
•
ЛФК
•
Интернет центр
•
Медицинский кабинет
•
Столовая на 250 мест
Информационный ресурс
•
Школьный сайт
Финансовый ресурс
•
Оплата из средств гранта
•
Оплата из ФОТ лицея
Организация горячего питания
•
трехразовое питание для 1-х классов;
•
двухразовое горячее питание для 2-х – 4-х классов;
•
комплексный обед - для 5-11 кл.
•
дополнительное питание для детей
соц. гос. «Школа радости»
Питается 405 уч-ся,
из них 160 уч-ся состоит на бесплатном питании – это дети из малообеспеченных
семей,
21 уч-ся – дети сироты и инвалиды.
План работы гостиной
«Школа радости»
на январь - февраль.
Мероприятия
Дата
Образовательная поддержка детей (помощь
в выполнении домашних заданий,
дополнительные консультации)
Ежедневно
Музыкальная гостиная
14.01,21.01,28.01,4.02,11.02,18.02,25.02
Помощь психолога. Тестирование,
тренинги, интеллектуальные игры.
5.02, 12.02,19.02, 26.02
«Учимся готовить» кулинарная мастерская
24.01,31.01,7.02,14.02,21.02,28.02
Конкурс рисунков к празднику «Белого
месяца»
23.01-1.02.
Праздник «Белого месяца»- национальный
праздник Сагаалган.
8.02.
«Твой внешний вид о многом говорит».
Игра - практикум
13.02.
Поздравления нашим мальчикам
22.02.
День зимних именинников.
28.02.
Круглый стол «Пять желаний»
Занятия с родителями
Вместе – ярче!
Музыкальные занятия
Занятие
ЛФК
Занятие в тренажерном зале
Выполнение домашнего задания
Живой уголок
Новый год - 2013
Новогодняя ёлка главы МО «Заиграевский район»
Интервью для БГТРК
Зимняя сказка
Посещение кинотеатра
День именинника
Лучшие стрелки клуба «Патриот»
Лучшие
художники
Посещение этнографического музея г.Улан-Удэ
Пособие издано в рамках проекта
«Создание стажировочных площадок-партнеров межрегиональных Центров
передового опыта» при финансовой поддержке
Национального фонда защиты детей от жестокого обращения
Материалы предоставлены стажировочной площадкой
«Шанс каждому ребенку»
при Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении
Новоильинский агротехнический лицей
Кузнецова Л.В.
Шанс каждому ребенку: Пособие для специалистов по работе с детьми и
семьей, учителей. – Улан-Удэ, 2017г
2017г.