Автор: Аванесова Зинаида Саркисовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СШ
Населённый пункт: г. Волгодонск Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое образование школьников в процессе преподавания учебных предметов
Раздел: среднее образование
Тема: Экологическое образование школьников
в процессе преподавания учебных предметов
Моя планета - человеческий дом.
Ну как ей жить под дымным колпаком.
Где сточная канава - океан.
Где вся природа поймана в капкан.
Где места нет ни аисту, ни льву
Где стонут травы: больше не могу!
Вот она летит, маленькая, какая!
Вот она грустит, в думы свои вникая.
Вот она плывет, зыбкой прохладой веет.
Все еще живет! Все еще людям верит!
Вот она плывет сквозь грозовую полночь,
Всех людей зовет, просит прийти на помощь!
Просит прийти на помощь!
Просит прийти на помощь!
"Даже самые красивые фантазии засоряют нашу планету".
Ежегодно во всём мире с началом весны проводят мероприятия, посвящённые
Дню Земли: 20 марта ( ближе к весеннему равноденствию) и 22 апреля( ближе к
моменту летнего солнцестояния), чтобы максимально использовать тёплую погоду и
свободное время людей. установлен в 1971 году Гейлордом Нельсоном. День
Земли - это праздник без границ. В День Земли в разных странах по традиции звучит
Колокол Мира, призывая людей Земли ощутить всепланетную общность и
приложить усилия к защите мира на планете и сохранению красоты нашего общего
дома. Колокол Мира - символ спокойствия, мирной жизни и дружбы, вечного
братства и солидарности народов. И в то же время - это призыв к действию во имя
сохранения мира и жизни на Земле, сохранения Человека и Культуры. Они призваны
побудить людей быть внимательнее к хрупкой и уязвимой окружающей среде на
планете Земля. Сегодняшнее население Земли - общество суперпотребителей.
Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т сырья, правда, большая его
часть - 97% -идет в отходы. Львиная доля потребления, а значит и отходов,
приходится лишь на несколько десятков развитых стран. Более того, современная
экономика поощряет расточительство. Новые виды товаров, новые марки - покупай,
покупай, покупай... А старые, но вполне еще годные вещи выкидываются. Мусор
постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии
экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных
памятников своей беззаботности
.
В
наше время тема загрязнения среды, экологических проблем выходит на
первый план. Прекрасные уголки нашей страны превращаются в свалки мусора и
отходов,
чистейшие
озера
становятся
хранилищем
жидких
ядовитых
отходов
и
1
других нечистот, на корню вырубаются древние леса, в общем происходит много
неприятного
для
природы. Наука
экология
пытается
дать
ответы
на
трудные
вопросы о взаимодействии природы и человека, о том, как это правильно сделать?
На уроках географии ученики любят играть и самим делать вывод о значении
бережного отношения к природе. Вот некоторые примеры игр, которые я успешно
применяю на уроках в 8-9-х классах. Правильно назвать химические элементы,
знаки которых приведены. Если вы правильно назовете химические элементы, то из
первых букв этих названий получится крылатая фраза. Какая?
Au, Ne, Al, Nb, Ir, Eu– Ag, In, Lu, Am.
(
Золото,
неон,
алюминий,
ниобий,
иридий,
европий
–
серебро,
индий,
лютеций,
америций. Знание – сила.
)
«Что мы выбрасываем,или Золотые россыпи помоек»
Вопросы:
1)
Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
1.
Пластмасса (правильный ответ).
2.
Стекло.
3.
Металл.
2)
Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
1.
Рассортировать.
2.
Собрать в одном месте.
3.
Раскрошить.
3)
Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
1.
Компостировать.
2.
Сжечь при специальных условиях.
3.
Переплавить.
4)
Первоочередная забота при выборе свалки:
1.
Защита поверхности земли и грунтовых вод.
2.
Ограждение места свалки.
3.
Укомплектование соответствующей техникой.
5)
Вредные выбросы оказывают влияние:
1.
Только на те регионы, где появилось загрязнение.
2.
На близлежащие регионы.
3.
Даже на территории, удаленные от места,
где загрязнение «увидело свет».
6)
Самая страшная «добавка» к воде:
1.
Бытовой мусор.
2.
Пестициды.
3.
Минеральные удобрения.
7)
Какие из радиоактивных отходов целенаправленно
рассеивают в окружающую среду:
1.
Газы.
2.
Жидкости.
3.
Твердые вещества.
8)
Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу,
2
пролежит без изменения:
1.
10 лет.
2.
50 лет.
3.
100 лет и более.
9)
Поступление в среду обитания вредных веществ
приводит к нарушению функционирования экологических
систем, называют:
1.
Загрязнением.
2.
Экологическим кризисом.
3.
Интродукцией.
10) Выброшенную бумагу "съедят" невидимки - микробы за:
1.
1-2 года.
2.
5-8 лет.
3.
20 и более.
11) Гарбология это...
1.
наука о доме;
2.
наука о почве;
3.
наука о мусоре.
12) Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим
количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
1.
Их захоронение.
2.
Разработка правовых механизмов регулирования процесса.
3.
Рециркуляция (повторное использование отходов).
«Экологический буксир»
В «чёрном конверте» даны формулировки экологических понятий и даются карточки
с буквами (о, з, о, н/ э, к, о, л, о, г, и, я/ э, в, о, л, ю, ц, и, я), из которых ученики
составляют слова по теме «Экология».
Озон
–
один
из
атмо сферных
газов,
сильно
з а д е р ж и ва ю щ и й
ультрафиолетовое солнечное излучение.
Экология –
наука,
изучающая,
как
растения,
животные
и
человек
взаимодействуют между собой и с окружающей их неживой природой.
Эволюция – развитие и совершенствование живой природы на протяжении
многих миллионов лет.
Следует постоянно развивать ответственное отношение школьников к отходам
и стимулировать их, совершать практические шаги по решению проблемы отходов в
повседневной
жизни.
Донести
до
учащихся
актуальность
проблемы
отходов
в
Волгодонске,
в России и в мире, показать её масштаб. В Ростовской области,
согласно статистике регионального правительства, ежегодно образуется до 2 млн
3
тонн твердых коммунальных отходов. Каждый россиянин производит по 400 кг
мусора ежегодно. Откуда же берутся эти ужасные горы мусора? Чем плохи свалки?
1.
Огромная территория;
2.
Не оборудованы
3.
Отравляют почву и воздух
4.
Современные отходы никуда не исчезают и постоянно накапливаются
5.
На
столе
разложены различные
виды
отходов: пластиковая
бутылка,
алюминиевая
банка,
стеклянная
бутылка,
тетрадка,
ткань, биоотход,
батарейка.
6.
Возле них расставлены карточки со сроками разложения отходов.
7.
Задача учащихся: расставить карточки в соответствии с видами отходов.
8.
Периоды, которые должны быть указаны на карточках: 2-5 недель, 2-10
лет; более 1000 лет, 500 лет, 100 лет, 1 год, 110 лет.
Отходов может быть меньше – если относиться разумнее к покупательской
способности, их можно сортировать на подлежащие переработки и не подлежащие.
Существует три основных способа обращения с отходами: захоронение, сжигание,
переработка. Как же лучше поступить с ненужными вещами — отправить на свалку,
сжечь или переработать.
Самый простой и дешёвый способ избавиться от мусора — это сложить его в
кучу где-нибудь подальше и забыть. Но, к сожалению, мусор не даёт о себе забывать
и
ещё
долго
продолжает
наносить
непоправимый
вред
окружающей
среде.
Небольшие кучи со временем разрастаются, превращаются в горы и требуют всё
больше
и
больше
территорий,
которые
навсегда
становятся
испорченными.
На
свалке
часто
происходят
самовозгорания,
и
ядовитый
дым
загрязняет
воздух,
переносясь ветром на большие расстояния. Дождевая вода просачивается через
свалку, собирая по дороге опасные вещества, и попадает вместе с ними в почву и
грунтовые
воды,
отравляя
их.
Кроме
того,
свалка
—
это
отличное
место
для
размножения крыс, которые распространяют вредные для человека инфекции. И,
конечно, выглядят такие «горы» не очень красиво, а спрятать их невозможно.
Пример:
Игровая
ситуация перечислены четыре самых популярных вида
перерабатываемых отходов.
Пластиковая бутылка;
4
Алюминиевая банка;
Стеклянная банка;
Макулатура.
Только из этих четырёх видов отходов можно изготовить огромное
количество новых вещей.
Например:
войлочный чехол для планшета (пластиковая бутылка).
спортивный самолёт (алюминиевая банка).
стекловата–утепляющий и звукоизоляционный материал
(стеклянная бутылка).
спортивная форма для футбольной команды (пластиковая бутылка).
металлические каркасы для мебели (алюминиевая банка).
Ручки, маркеры, ножницы и степлеры (пластиковая бутылка).
1 миллион экземпляров книги Александра Дюма «Граф Монте-Кристо»
(макулатура).
Декоративная плитка для интерьера (стеклянная бутылка).
Детский конструктор (пластиковая бутылка). ·
Одноразовые горшочки для рассады (макулатура).
Добавка для производства асфальта (стеклянная бутылка).
Зубная щётка (пластиковая бутылка).
Теплоизоляционный материал «эковата» (макулатура).
Можно провести анкетирование:
1.
«Собираешь ли ты макулатуру?»
2.
«Собираешь и сдаешь ли ты пустую стеклянную посуду?»
3.
«Используешь ли ты для записей обе стороны листа?»
4.
«Используешь ли ты упаковки для изготовления полезных вещей?»
5.
«Отдаешь ли ты одежду и обувь, из которых вырос, другим?
6.
«Бережно ли ты относишься к школьному имуществу?»
Вывод очевиден. Нужно изменить образ жизни человека, его отношение к
серьезной
проблеме.
Чистота
начинается
с
нас
самих,
с
наших
отношений
к
окружающей
среде,
с
того
места,
где
мы
живем,
работаем,
учимся.
5
Владимир Солоухин в своей повести «Приговор» писал: «Я убежден, что если вы
утром из своего окна каждый день будете видеть красивое дерево, красивую улицу,
красивый дом, красивый пейзаж, хотя бы и городской, вы будете себя чувствовать
лучше и проживете дольше».
Пути решения экологических проблем:
- Эффективная переработка мусора и отходов
- Переход на экологически безопасное топливо
- Формирование современного экологического законодательства
- Контроль за состоянием окружающей среды
- Экономическое регулирование охраны окружающей среды
- Привлечение к природоохранной деятельности широких слоёв населения
- Формирование нового эколого - правового мировоззрения
- Озеленение городов и планеты в целом
Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый
в отдельности. Другой планеты у нас не будет! Земля с ее биосферой - величайшее
чудо, она у нас одна. Дорогие ребята! Территория нашей школы очень маленькая, но
все начинается с малого. Давайте все вместе будем следить за тем, чтобы в нашей
школе, в нашем городе всегда был порядок: чистые классы и коридоры, улицы и
переулки. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня.
Содержание:
1. День Земли .......... стр.1
2. "Золотые россыпи помоек" ........ стр. 2-3
3. "Экологический буксир" ......... стр.3
4. Свалка или мусор? ......... стр.4
6
5. Игровая ситуация ........ стр.5
6. Пути решения экологических проблем ........ стр. 6
7. Содержание ........ стр.7
7