Автор: Волынец Лариса Аслямовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 32
Населённый пункт: Озёрск,Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Педсовет "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Педсовет
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
СЛАЙД
Цель: повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по
нравственно-патриотическому воспитанию.
Задачи педагогического совещания:
1.
Проанализировать
состояние
работы
в
детском
саду
по
нравственно-
патриотическому воспитанию.
2. Побуждать педагогов к поиску способов совершенствования работы по нравственно-
патриотическому воспитанию дошкольников.
3.Активизировать
работу
по
нравственно-патриотическому
воспитанию
во
взаимодействии с родителями.
Повестка дня:
1.
Слово заместителя директора с сообщением о выполнении решений предыдущего
педагогического совета.
2.
«Актуальность, задачи, методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
Педагогический блиц-опрос - старший воспитатель
3.
«Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших
дошкольников через познавательное развитие» - Смирнова М.Н.
4.
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» - Вавилова
Л.Б.
5.
«Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию
дошкольников» - Павлюк Е.А.
6.
"Музыка в формировании нравственно-патриотических качеств детей дошкольников" -
Салынина Л.И.
7.
Итоги тематической проверки «Организация работы по патриотическому воспитанию
детей дошкольного возраста» - старший воспитатель
8.
Практическая часть:
мини-викторину “Хорошо ли я знаю свою Родину?".
9. Подведение итогов и выполнение решения педагогического совета.
Уважаемые коллеги! Начнём с анализа решения предыдущего педсовета.
2020 год является годом памяти и славы. Мы стоим на пороге великого праздника для нашей
страны 75-летия Дня Победы.
СЛАЙД
Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, мы опираемся на
следующие документы:
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2016–2020 годы»,утвержденная постановлением Правительства
Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1493. Ориентирована на патриотическое
воспитание всего населения, который предполагает формирование у граждан высокого
патриотического сознания, чувство верности своему Отечеству, готовности к
выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите
интересов Родины.
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29 декабря 2012 года
- Федеральный Закон N 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России», принят
Государственной Думой 10 февраля 1995 года
- закон РФ от 14 января 1993 г. N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите
Отечества" (с изменениями и дополнениями)
В современном обществе особо остро стоит проблема нравственно-патриотического
воспитания подрастающего поколения. Это – одна из основных задач дошкольного
образовательного учреждения. Стандарт дошкольного образования требует от педагога
глубокой работы по воспитанию у детей патриотизма, гражданственности, уважения к правам
и свободам человека.
Давайте сначала разберёмся в понятиях.
“Родина” - отечество, отчизна, страна , в которой человек родился. Исторически
принадлежащая данному народу территория с ее природой, населением, особенностями
исторического развития, языка, культуры, быта и нравов. В более узком смысле - чье-либо
место рождения.
“Патриотизм”– это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное,
чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.
«Нравственность» - Правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества,
необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
“Гражданственность” – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и
ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит:
государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать
и защищать от всяких посягательств её права и интересы.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и
гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и
желание сохранять, приумножать богатство своей Родины.
СЛАЙД
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников включает целый
комплекс задач:
Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду,
родной улице, городу;
Уважения к людям труда;
Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
Элементарных знаний о правах человека;
Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
Чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
Толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
Расширение представлений о Республике, ее городах;
Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, труде,
быту и т.д. Таким образом, патриота в ребенке воспитывает вся жизнь в детском саду и дома,
его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Система и последовательность работы по патриотическому воспитанию детей может быть
представлена следующим образом:
СЛАЙД
Семья – Детский сад – Родная улица, район – Родной город – Страна, её столица, символика.
Конечно, данная схема не отражает всей полноты работы по нравственно-патриотическому
питанию, включающей воспитание у детей любви к родной природе, уважение к людям
труда. Все эти задачи включены в общую систему работы по данной проблеме: нравственно-
патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с умственным,
трудовым, экологическим, эстетическим воспитанием.
Наследование нравственных ценностей в дошкольном возрасте – самый естественный, а
потому и верный путь нравственно-патриотического воспитания, поскольку в дошкольном
возрасте очень важна роль эмоциональных переживаний, которые ребенок получает в
результате проживания нравственной ситуации, совершения нравственного выбора. Именно
тогда он приобретает опыт нравственной деятельности, которую нужно поддерживать и
поощрять, создавать условия для ее реализации.
Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и
патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства,
положительные качества личности.
Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени дети приобретают не только
определённые знания, но и важные нравственные качества:
основы гражданственности,
любовь к Родине,
бережное отношение к её природе, историческому и культурному наследию,
уважение к старшим и сверстникам,
уважение к культуре и традициям других народов.
СЛАЙД
«Педагогический блиц-опрос»:
1.Почему, на Ваш взгляд, формирование у детей патриотических чувств надо начинать с
дошкольного возраста?
В дошкольном возрасте формируются самосознание ребенка, основные качества человека,
закладывается фундамент будущего человека. Для дошкольного периода характерны
наибольшие обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина
впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период – знания, умения, навыки – являются
особенно прочными. Особенно важно заложить в восприимчивую душу ребенка
человеческие ценности, зародить интерес к истории России.
СЛАЙД
2.Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников?
Педагогические усилия направлены не на растущего человека, а на условия, в которых он
растет. Задача педагога создавать эти условия. Мировоззрение педагога, его личный пример,
взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания.
Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать
их с привлекательной стороны. Самим любить свою страну, свой город, свой народ. В
воспитании все должно основываться на личности воспитателя.
К.Д. Ушинский писал: “Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить
его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий
потребности детства”.
3.Какие методы и приемы Вы считаете наиболее приемлемыми в работе по воспитанию
патриотических чувств?
В работе можно использовать разнообразные методы и приёмы, но обязательно при выборе
того или иного метода (приёма) нужно учитывать психологические особенности
дошкольника: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность
мышления, глубина и обострённость первых чувств, незнание истории, непонимание
социальных явлений и др.
СЛАЙД
1.Наблюдения на экскурсиях и целевых прогулках.
(например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города,
района, улицы, воздвигаемых новостройках и т.п.)
2.
Рассказ,
объяснения
воспитателя
в
сочетании
с
показом
нужных
объектов
и
непосредственными наблюдениями детей;
3.Беседы с детьми о стране, родном городе, его истории;
4. Знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов и пр.(рассматривание и
обсуждение);
5. участие в общественных и календарных праздниках;
6. показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
7.организация тематических выставок;
8. использование фольклорных произведений: пословиц, поговорок, сказок, разучивание
песен, игр, прослушивание музыкальных произведений;
9. ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т. д.;
10. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей
окружении
(
труд
на
участке
детского
сада,
совместный
труд
с
родителями
по
благоустройству территории детского сада и т.п.);
11. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в
ближайшем
окружении,
за
бережное
отношение
к
общественному
имуществу,
за
добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах;
12.
Личный
пример
воспитателя,
любящего
свою
работу,
свою
улицу,
свой
город
и
принимающего активное участие в общественной жизни
СЛАЙД
Формы работы
Таким образом, работа должна быть целенаправленной, системной. Среда, образ жизни
в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство любви и уважение к
тому месту, где ребенок живет.
Условно работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей можно представить как
работу в трех направлениях:
с педагогами;
с детьми;
с родителями.
Только одновременная работа по всем трем направлениям даст положительный результат.
Предложение: составить план работы по празднованию 75 годовщины Дня Победы по трём
направлениям.
На слайде вы можете увидеть парциальные программы, которые можно использовать в
работе с детьми и включить в вариативную часть программы.
СЛАЙД
• «Наследие» М.Ю.Новицкой
•
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д.
Маханёвой
• система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алёшиной
• «Мой родной дом» под редакцией Т. И. Оверчук
• Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Я - ты - мы». Учебно-методическое пособие по социально-
эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.
• «Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой и т.д.
•Н.В. Виноградова, С.А Козлова. Учебное пособие. Наша Родина. Москва П.
• Мини-музей в детском саду Н.Рыжова, Л.Логинова, А.Данюкова, 2008г.
2.«Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших
дошкольников через познавательное развитие» - Смирнова М.Н.
3.«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» -
Вавилова Л.Б.
4. "Музыка в формировании нравственно-патриотических качеств детей
дошкольников" - Салынина Л.И.
В настоящее время задачи нравственно-патриотического воспитания ориентированы на
семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней
ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Поэтому
решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей,
под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями.
4.«Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию
дошкольников» - Павлюк Е.А.
СЛАЙД
Сотрудничество с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию
Практическая часть:
Начиная работу по воспитанию любви к родному городу, краю, педагог должен сам хорошо
его знать. Он должен продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям,
особенно выделить то, что характерно именно для нашего региона.
В начале нашего педсовета мы говорили о роли педагога в воспитании ребёнка.
Повторюсь, в воспитании все должно основываться на личности воспитателя.
То есть, чтобы дать ребёнку знания, сам воспитатель должен много знать и уметь, иметь
огромный багаж знаний и широкую эрудицию.
Уважаемые коллеги! Хорошо ли ВЫ знаете свой город, край, страну?
Предлагаю провести мини-викторину “Хорошо ли я знаю свою Родину?". Для этого нам
нужно разделиться на 2 команды.
СЛАЙД
1 задание: Назовите русские народные обрядовые праздники, которые вы знаете?
(праздник урожая, святки, Рождество, масленица, пасха, праздник Ивана Купалы, вербное
воскресенье).
СЛАЙД
2 задание: Собрать пословицы и поговорки (“рассыпались” на слова)
- Дерево держится корнями, а человек – семьёй
- Коли есть отец и мать, так ребенку благодать.
- Человек без родины, что соловей без песни
- Родная земля и в горсти мила
- Сражайся смело за родное дело
- Мужественный пеняет на себя, малодушный - на товарища
.
СЛАЙД
3 задание: Наш город.
Каждая команда получает фото какого-либо объекта города. Нужно описать этот объект, не
называя его. А другая команда должна угадать, что изображено на фото.
СЛАЙД
4 задание: Герб ближайших городов области
Назвать какого города этот герб, что и почему на нём изображено.
СЛАЙД
Задание 5: Символы государства (Вопросы и ответы) см.приложение 1
Гимн, Флаг, Герб России
Какой вывод можно сделать? Только расширяя свой кругозор, свои знания, показывая свою
любовь к родному краю. стране, мы можем воспитать в детях нравственно-патриотические
качества.
Наш педсовет подходит к концу. Инициативная группа зачитайте, пожалуйста, предложения
по принятию решения?
Принятие проекта решения педагогическим советом
1. Продолжить работу по формированию нравственно-патриотических чувств дошкольников,
используя в работе с воспитанниками разнообразные педагогические, информационные
технологии, мультимедиа, интернет.
Срок: постоянно
Ответственные: педагоги всех групп.
2. Совершенствовать работу по взаимодействию с семьей по нравственно-патриотическому
воспитанию:
ежегодно проводить анкетирование по нравственно-патриотическому воспитанию, с целью
выявления уровня гражданской позиции родителей; активно привлекать к участию в
образовательной деятельности.
Срок: постоянно.
Ответственные: педагоги.
3. Составить план мероприятий по празднованию 75-летия Дня Победы Великой
отечественной войны.
Ответственные: педагоги.
Срок: 9 апреля
4. Принять в работу рекомендации, прозвучавшие в справке по тематическому контролю.
Ответственные: педагоги. Срок: апрель.
Литература
1.
Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в
ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии
мероприятий. М.: Учитель, 2007.
2.
Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
3.
Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.:
АРКТИ, 2007.
4.
Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника,
М.: Школьная пресса, 2007.
5.
Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к
школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
6.
Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому
воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
7.
Кротова Т.В. “Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей”
8.
Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с
дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.
9.
Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду Линка – Пресс, М.,
2003.
10. “Интересные цифры и факты о Челябинской области” (краткий справочник: авторы-
составители М.С. Гитис, А.П. Моисеев – Челябинск: АБРИС, 2003 г.)
Приложение 1
СЛАЙД
Что означает слово «гимн»? (с греческого – «торжественная песня»)
Гимн - торжественная песня, принятая как символ государственного или социального
единства.
1.
Кто автор слов и музыки гимна России?
(слова С.В. Михалкова, музыка А.В. Александрова)
2.
Прочитайте 1 куплет гимна
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава-
Твоё достоянье на все времена!
Славься, отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
СЛАЙД
Что означает слово «флаг»?
Флаг – это прикреплённое к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов,
иногда с изображением на нём герба или эмблемы.
Государственный флаг – это официальный символ государственной власти, который
олицетворяет суверенитет и территориальную целостность государства. власти
1.
Что означают цвета Российского флага? Кем и почему они расположены именно
в таком порядке?
Красный – отвага, мужество, храбрость, а так же символизирует красоту.
Синий цвет символизировал небо, целомудрие, верность, духовность, веру. Синий (голубой)
считался цветом Богоматери, покровительницы русской церкви; голубые балдахины
патриархов во время крестных ходов указывали на их причастность к служению ей.
Белый цвет обозначал мир, чистоту, правду, благородство, свободолюбие. Он являлся
символом свободы и величия.
2.
Кто определил именно такое расположение цветных полос?
Петр I определил точное расположение цветных горизонтальных полос, которое совпало с
древним пониманием строения мира: внизу - физический, плотский (красный), выше -
небесный (синий), еще выше - божественный(белый).
Что означает слово «герб»? (в переводе с немецкого – «наследство»)
Герб – это отличительный знак государства, города, сословия, рода, изображаемый на флагах,
монетах, печатях и других официальных документах. В нём отражены особенности
политического развития, история, религиозные верования, а иногда даже и географическое
положение, климатические и природные условия страны
1. Перечислите основные элементы герба. Что они означают?
Двуглавый орел – символ власти, верховенства, силы, мудрости.
Всадник олицетворяет святого воина и предстает в образе Георгия – змееборца (святого
Георгия Победоносца). Это символ - борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества,
готовности народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость.
Сейчас двуглавый орел - символ единения народов, живущих в европейской и азиатской
частях Российской Федерации, а три короны можно трактовать как символы трех ветвей
власти – исполнительной, законодательной и судебной.
Скипетр в наше время он символизирует защиту суверенитета, как всего Российского
государства, так и его отдельных территорий, республик.
Держава, введенная в царский обиход Борисом Годуновым, является символом единства,
целостности государства.
2. Что символизируют цвета на гербе?
Красный (пурпурный) цвет считался царским. Он символизировал энергию, силу. Слово
«красный» означало и «красивый», и «торжественный».
Золотой цвет – неизменный символ вечности, постоянства.