Напоминание

Педсовет "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"


Автор: Волынец Лариса Аслямовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 32
Населённый пункт: Озёрск,Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Педсовет "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педсовет

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

СЛАЙД

Цель: повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по

нравственно-патриотическому воспитанию.

Задачи педагогического совещания:

1.

Проанализировать

состояние

работы

в

детском

саду

по

нравственно-

патриотическому воспитанию.

2. Побуждать педагогов к поиску способов совершенствования работы по нравственно-

патриотическому воспитанию дошкольников.

3.Активизировать

работу

по

нравственно-патриотическому

воспитанию

во

взаимодействии с родителями.

Повестка дня:

1.

Слово заместителя директора с сообщением о выполнении решений предыдущего

педагогического совета.

2.

«Актуальность, задачи, методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Педагогический блиц-опрос - старший воспитатель

3.

«Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших

дошкольников через познавательное развитие» - Смирнова М.Н.

4.

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» - Вавилова

Л.Б.

5.

«Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию

дошкольников» - Павлюк Е.А.

6.

"Музыка в формировании нравственно-патриотических качеств детей дошкольников" -

Салынина Л.И.

7.

Итоги тематической проверки «Организация работы по патриотическому воспитанию

детей дошкольного возраста» - старший воспитатель

8.

Практическая часть:

мини-викторину “Хорошо ли я знаю свою Родину?".

9. Подведение итогов и выполнение решения педагогического совета.

Уважаемые коллеги! Начнём с анализа решения предыдущего педсовета.

2020 год является годом памяти и славы. Мы стоим на пороге великого праздника для нашей

страны 75-летия Дня Победы.

СЛАЙД

Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, мы опираемся на

следующие документы:

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской

Федерации на 2016–2020 годы»,утвержденная постановлением Правительства

Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1493. Ориентирована на патриотическое

воспитание всего населения, который предполагает формирование у граждан высокого

патриотического сознания, чувство верности своему Отечеству, готовности к

выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите

интересов Родины.

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от

29 декабря 2012 года

- Федеральный Закон N 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России», принят

Государственной Думой 10 февраля 1995 года

- закон РФ от 14 января 1993 г. N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите

Отечества" (с изменениями и дополнениями)

В современном обществе особо остро стоит проблема нравственно-патриотического

воспитания подрастающего поколения. Это – одна из основных задач дошкольного

образовательного учреждения. Стандарт дошкольного образования требует от педагога

глубокой работы по воспитанию у детей патриотизма, гражданственности, уважения к правам

и свободам человека.

Давайте сначала разберёмся в понятиях.

“Родина” - отечество, отчизна, страна , в которой человек родился. Исторически

принадлежащая данному народу территория с ее природой, населением, особенностями

исторического развития, языка, культуры, быта и нравов. В более узком смысле - чье-либо

место рождения.

“Патриотизм”– это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное,

чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.

«Нравственность» - Правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества,

необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

“Гражданственность” – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и

ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит:

государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать

и защищать от всяких посягательств её права и интересы.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и

гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и

желание сохранять, приумножать богатство своей Родины.

СЛАЙД

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников включает целый

комплекс задач:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду,

родной улице, городу;

Уважения к людям труда;

Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;

Элементарных знаний о правах человека;

Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

Чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

Толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

Расширение представлений о Республике, ее городах;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, труде,

быту и т.д. Таким образом, патриота в ребенке воспитывает вся жизнь в детском саду и дома,

его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Система и последовательность работы по патриотическому воспитанию детей может быть

представлена следующим образом:

СЛАЙД

Семья – Детский сад – Родная улица, район – Родной город – Страна, её столица, символика.

Конечно, данная схема не отражает всей полноты работы по нравственно-патриотическому

питанию, включающей воспитание у детей любви к родной природе, уважение к людям

труда. Все эти задачи включены в общую систему работы по данной проблеме: нравственно-

патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с умственным,

трудовым, экологическим, эстетическим воспитанием.

Наследование нравственных ценностей в дошкольном возрасте – самый естественный, а

потому и верный путь нравственно-патриотического воспитания, поскольку в дошкольном

возрасте очень важна роль эмоциональных переживаний, которые ребенок получает в

результате проживания нравственной ситуации, совершения нравственного выбора. Именно

тогда он приобретает опыт нравственной деятельности, которую нужно поддерживать и

поощрять, создавать условия для ее реализации.

Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и

патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства,

положительные качества личности.

Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени дети приобретают не только

определённые знания, но и важные нравственные качества:

основы гражданственности,

любовь к Родине,

бережное отношение к её природе, историческому и культурному наследию,

уважение к старшим и сверстникам,

уважение к культуре и традициям других народов.

СЛАЙД

«Педагогический блиц-опрос»:

1.Почему, на Ваш взгляд, формирование у детей патриотических чувств надо начинать с

дошкольного возраста?

В дошкольном возрасте формируются самосознание ребенка, основные качества человека,

закладывается фундамент будущего человека. Для дошкольного периода характерны

наибольшие обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина

впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период – знания, умения, навыки – являются

особенно прочными. Особенно важно заложить в восприимчивую душу ребенка

человеческие ценности, зародить интерес к истории России.

СЛАЙД

2.Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников?

Педагогические усилия направлены не на растущего человека, а на условия, в которых он

растет. Задача педагога создавать эти условия. Мировоззрение педагога, его личный пример,

взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания.

Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать

их с привлекательной стороны. Самим любить свою страну, свой город, свой народ. В

воспитании все должно основываться на личности воспитателя.

К.Д. Ушинский писал: “Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить

его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий

потребности детства”.

3.Какие методы и приемы Вы считаете наиболее приемлемыми в работе по воспитанию

патриотических чувств?

В работе можно использовать разнообразные методы и приёмы, но обязательно при выборе

того или иного метода (приёма) нужно учитывать психологические особенности

дошкольника: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность

мышления, глубина и обострённость первых чувств, незнание истории, непонимание

социальных явлений и др.

СЛАЙД

1.Наблюдения на экскурсиях и целевых прогулках.

(например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города,

района, улицы, воздвигаемых новостройках и т.п.)

2.

Рассказ,

объяснения

воспитателя

в

сочетании

с

показом

нужных

объектов

и

непосредственными наблюдениями детей;

3.Беседы с детьми о стране, родном городе, его истории;

4. Знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов и пр.(рассматривание и

обсуждение);

5. участие в общественных и календарных праздниках;

6. показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

7.организация тематических выставок;

8. использование фольклорных произведений: пословиц, поговорок, сказок, разучивание

песен, игр, прослушивание музыкальных произведений;

9. ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т. д.;

10. Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей

окружении

(

труд

на

участке

детского

сада,

совместный

труд

с

родителями

по

благоустройству территории детского сада и т.п.);

11. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в

ближайшем

окружении,

за

бережное

отношение

к

общественному

имуществу,

за

добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах;

12.

Личный

пример

воспитателя,

любящего

свою

работу,

свою

улицу,

свой

город

и

принимающего активное участие в общественной жизни

СЛАЙД

Формы работы

Таким образом, работа должна быть целенаправленной, системной. Среда, образ жизни

в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство любви и уважение к

тому месту, где ребенок живет.

Условно работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей можно представить как

работу в трех направлениях:

с педагогами;

с детьми;

с родителями.

Только одновременная работа по всем трем направлениям даст положительный результат.

Предложение: составить план работы по празднованию 75 годовщины Дня Победы по трём

направлениям.

На слайде вы можете увидеть парциальные программы, которые можно использовать в

работе с детьми и включить в вариативную часть программы.

СЛАЙД

• «Наследие» М.Ю.Новицкой

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д.

Маханёвой

• система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алёшиной

• «Мой родной дом» под редакцией Т. И. Оверчук

• Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Я - ты - мы». Учебно-методическое пособие по социально-

эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.

• «Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой и т.д.

•Н.В. Виноградова, С.А Козлова. Учебное пособие. Наша Родина. Москва П.

• Мини-музей в детском саду Н.Рыжова, Л.Логинова, А.Данюкова, 2008г.

2.«Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших

дошкольников через познавательное развитие» - Смирнова М.Н.

3.«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» -

Вавилова Л.Б.

4. "Музыка в формировании нравственно-патриотических качеств детей

дошкольников" - Салынина Л.И.

В настоящее время задачи нравственно-патриотического воспитания ориентированы на

семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней

ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Поэтому

решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей,

под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

4.«Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию

дошкольников» - Павлюк Е.А.

СЛАЙД

Сотрудничество с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию

Практическая часть:

Начиная работу по воспитанию любви к родному городу, краю, педагог должен сам хорошо

его знать. Он должен продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям,

особенно выделить то, что характерно именно для нашего региона.

В начале нашего педсовета мы говорили о роли педагога в воспитании ребёнка.

Повторюсь, в воспитании все должно основываться на личности воспитателя.

То есть, чтобы дать ребёнку знания, сам воспитатель должен много знать и уметь, иметь

огромный багаж знаний и широкую эрудицию.

Уважаемые коллеги! Хорошо ли ВЫ знаете свой город, край, страну?

Предлагаю провести мини-викторину “Хорошо ли я знаю свою Родину?". Для этого нам

нужно разделиться на 2 команды.

СЛАЙД

1 задание: Назовите русские народные обрядовые праздники, которые вы знаете?

(праздник урожая, святки, Рождество, масленица, пасха, праздник Ивана Купалы, вербное

воскресенье).

СЛАЙД

2 задание: Собрать пословицы и поговорки (“рассыпались” на слова)

- Дерево держится корнями, а человек – семьёй

- Коли есть отец и мать, так ребенку благодать.

- Человек без родины, что соловей без песни

- Родная земля и в горсти мила

- Сражайся смело за родное дело

- Мужественный пеняет на себя, малодушный - на товарища

.

СЛАЙД

3 задание: Наш город.

Каждая команда получает фото какого-либо объекта города. Нужно описать этот объект, не

называя его. А другая команда должна угадать, что изображено на фото.

СЛАЙД

4 задание: Герб ближайших городов области

Назвать какого города этот герб, что и почему на нём изображено.

СЛАЙД

Задание 5: Символы государства (Вопросы и ответы) см.приложение 1

Гимн, Флаг, Герб России

Какой вывод можно сделать? Только расширяя свой кругозор, свои знания, показывая свою

любовь к родному краю. стране, мы можем воспитать в детях нравственно-патриотические

качества.

Наш педсовет подходит к концу. Инициативная группа зачитайте, пожалуйста, предложения

по принятию решения?

Принятие проекта решения педагогическим советом

1. Продолжить работу по формированию нравственно-патриотических чувств дошкольников,

используя в работе с воспитанниками разнообразные педагогические, информационные

технологии, мультимедиа, интернет.

Срок: постоянно

Ответственные: педагоги всех групп.

2. Совершенствовать работу по взаимодействию с семьей по нравственно-патриотическому

воспитанию:

ежегодно проводить анкетирование по нравственно-патриотическому воспитанию, с целью

выявления уровня гражданской позиции родителей; активно привлекать к участию в

образовательной деятельности.

Срок: постоянно.

Ответственные: педагоги.

3. Составить план мероприятий по празднованию 75-летия Дня Победы Великой

отечественной войны.

Ответственные: педагоги.

Срок: 9 апреля

4. Принять в работу рекомендации, прозвучавшие в справке по тематическому контролю.

Ответственные: педагоги. Срок: апрель.

Литература

1.

Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в

ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии

мероприятий. М.: Учитель, 2007.

2.

Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

3.

Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.:

АРКТИ, 2007.

4.

Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника,

М.: Школьная пресса, 2007.

5.

Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к

школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.

6.

Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому

воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.

7.

Кротова Т.В. “Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей”

8.

Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с

дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.

9.

Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду Линка – Пресс, М.,

2003.

10. “Интересные цифры и факты о Челябинской области” (краткий справочник: авторы-

составители М.С. Гитис, А.П. Моисеев – Челябинск: АБРИС, 2003 г.)

Приложение 1

СЛАЙД

Что означает слово «гимн»? (с греческого – «торжественная песня»)

Гимн - торжественная песня, принятая как символ государственного или социального

единства.

1.

Кто автор слов и музыки гимна России?

(слова С.В. Михалкова, музыка А.В. Александрова)

2.

Прочитайте 1 куплет гимна

Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава-

Твоё достоянье на все времена!

Славься, отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

СЛАЙД

Что означает слово «флаг»?

Флаг – это прикреплённое к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов,

иногда с изображением на нём герба или эмблемы.

Государственный флаг – это официальный символ государственной власти, который

олицетворяет суверенитет и территориальную целостность государства. власти

1.

Что означают цвета Российского флага? Кем и почему они расположены именно

в таком порядке?

Красный – отвага, мужество, храбрость, а так же символизирует красоту.

Синий цвет символизировал небо, целомудрие, верность, духовность, веру. Синий (голубой)

считался цветом Богоматери, покровительницы русской церкви; голубые балдахины

патриархов во время крестных ходов указывали на их причастность к служению ей.

Белый цвет обозначал мир, чистоту, правду, благородство, свободолюбие. Он являлся

символом свободы и величия.

2.

Кто определил именно такое расположение цветных полос?

Петр I определил точное расположение цветных горизонтальных полос, которое совпало с

древним пониманием строения мира: внизу - физический, плотский (красный), выше -

небесный (синий), еще выше - божественный(белый).

Что означает слово «герб»? (в переводе с немецкого – «наследство»)

Герб – это отличительный знак государства, города, сословия, рода, изображаемый на флагах,

монетах, печатях и других официальных документах. В нём отражены особенности

политического развития, история, религиозные верования, а иногда даже и географическое

положение, климатические и природные условия страны

1. Перечислите основные элементы герба. Что они означают?

Двуглавый орел – символ власти, верховенства, силы, мудрости.

Всадник олицетворяет святого воина и предстает в образе Георгия – змееборца (святого

Георгия Победоносца). Это символ - борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества,

готовности народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость.

Сейчас двуглавый орел - символ единения народов, живущих в европейской и азиатской

частях Российской Федерации, а три короны можно трактовать как символы трех ветвей

власти – исполнительной, законодательной и судебной.

Скипетр в наше время он символизирует защиту суверенитета, как всего Российского

государства, так и его отдельных территорий, республик.

Держава, введенная в царский обиход Борисом Годуновым, является символом единства,

целостности государства.

2. Что символизируют цвета на гербе?

Красный (пурпурный) цвет считался царским. Он символизировал энергию, силу. Слово

«красный» означало и «красивый», и «торжественный».

Золотой цвет – неизменный символ вечности, постоянства.



В раздел образования