Автор: Волынец Лариса Аслямовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 32
Населённый пункт: Озёрск,Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Справка тематического контроля по нравственно-патриотическому воспитанию
Раздел: дошкольное образование
СПРАВКА
по результатам тематического контроля «Состояние работы в ДОУ по
нравственно-патриотическому воспитанию»
Согласно Приказу № 01-ДУ /35/1 от 21.02. 2020 года в МБОУ СОШ № 32, дошкольный
уровень, в период с 10.03.2020 г. по 20.03.2020 г. был проведен тематический контроль по
теме: «Состояние работы в ДОУ по yнравственно-патриотическому воспитанию» c целью
определения уровня образовательной работы по организации деятельности по нравственно-
патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Проверить состояние предметно-развивающей среды по нравственно-патриотическому
воспитанию
2. Изучить образовательные планы работы с детьми и работу по взаимодействию с
родителями по данному направлению.
3.Обследовать знания детей.
Объекты контроля: группы старшего дошкольного возраста.
Контроль осуществляли заместитель директора Свиридова Н.В. и старший воспитатель
Волынец Л.А.
На контроле были следующие вопросы:
- развивающая предметно-пространственная среда;
- планирование работы;
- обследование ЗУН детей;
- работа по взаимодействию с родителями по данной проблеме.
Основные формы и методы контроля
1. Наблюдение.
2. Анализ документации.
3.Анкетирование родителей и воспитателей.
Оценочный инструментарий: справка по результатам тематического контроля «Состояние
работы в ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию»
Развивающая предметно-пространственная среда
Контроль показал, что в учреждении созданы условия по воспитанию нравственных норм,
правил поведения, этики, патриотических чувств, внедрения метода проекта в
образовательный процесс. В группах имеются наглядные пособия «Уроки вежливости», «Я и
моя семья», и методическая литература Е.Алябьева "Воспитание культуры поведения детей
5-7 лет", С.О.Николаева "Занятия по культуре поведения", И.С.Артюхова, В.Ю. Делькович
"Играем, дружим, растём"- сборник развивающих игр, Л.Б. Фесюкова "Воспитание сказкой".
При
создании
предметно-развивающей
среды
педагогами
учитывается
и
региональный компонент: представлены альбомы, художественная литература, бросовый и
природный материал для трудовой деятельности, поделки уральских мастеров.
В группах в наличии дидактические, настольно-печатные игры, в которых можно закрепить
знания
по
темам
"День
защитника
Отечества",
"Международный
женский
день",
"День
народного единства", "Народная культура и традиции", "День Победы", "Мой город, моя
страна, моя планета", отрабатывать партнёрские взаимоотношения детей в игре. Созданы
условия для развёртывания сюжетно-ролевых игр «Семья», «Больница», «Парикмахерская»,
«Мы - строители», «Военные».
В игровых центрах имеется вся необходимая атрибутика, некоторые предметы сделаны
руками детей и педагогов из бросового материала.
В группах детского сада педагоги используют проекты, дидактические плакаты.
В
группах
накоплен
и
эстетически
размещён
материал
по
региональному
компоненту:
ознакомлению дошкольников с нашим городом Озёрском и его достопримечательностями,
людьми, которые его прославили; с Челябинской областью, с уральскими промыслами; с
Россией, культурой, обычаями и традициями, символикой; национальными праздниками.
Для
родителей
имеется
информация: советы,
рекомендации,
консультации,
памятки
о
нравственно-патриотическом воспитании детей, рисунки детей.
Планирование работы.
В результате проведённого контроля было установлено: все группы старшего дошкольного
возраста организуют деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию детей в
соответствии
с
основной
образовательной
программой
ДО.
В
образовательных
планах
выделен раздел по нравственному и патриотическому воспитанию в образовательной области
"Социально-коммуникативное развитие".
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми
знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются
в
каждой
группе.
Изменяются
только
содержание,
объем
познавательного
материала
и
сложность.
Отдельные
темы
приурочиваются
к
конкретным
событиям
и
праздникам,
например, в феврале - День защитника Отечества, в марте - Международный женский день и
т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.
Планирование данной работы проводится по темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой
детский сад" и т.д. Работа по каждой теме включает в себя занятия, игры, экскурсии,
нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.
Воспитатели
старшей
группы
№
6
"Умки" запланировали
ряд
мероприятий,
который
включает беседы: «Каким я хочу быть», "Мои достоинства и недостатки", "Как вести себя в
общественном месте", "Кто и зачес придумал правила поведения"
«Мы жители большой
страны»,
«Всякий
труд
почётен».
Чтение
и
обсуждение
рассказов
известных
детских
писателей: Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Э. Успенского и др.
Сочинительство рассказов "Это - мой папа", "Если бы я был богатырем".
Продуктивная
деятельность:
«Изготовим
медали»,
«Народные
промыслы»,
"Рисование
военной техники", подарки для пап, мам.
Запланированы разнообразные игры, игры- упражнения, непосредственно-образовательная
деятельность. В группах педагоги уделяют большое внимание театрализованным играм.
Основная форма проведения НОД- беседа, рассказы педагога, детей, занятия- экскурсии,
викторины, интегрированные занятия, презентации проектов "Где работают мои родители",
"Русские традиции".
Региональный компонент представлен книгами, открытками, альбомами о нашем городе,
Челябинской области, столице России, предметами народных промыслов Урала.
Воспитатель
старшей
группы
№5"Солнышки" работу
по
данной
теме
осуществляет
в
процессе
занятий
познавательного
и
художественно-эстетического
цикла,
а
также
в
совместной деятельности с детьми: экскурсии и целевые прогулки; праздники и развлечения;
беседы: "Как вести себя в общественном месте", "Родной город", "Этичные и неэтичные
поступки",
о
доброте
в
сказках,
рассматривание
иллюстративного
материала,
чтение
художественной
литературы
по
сказам
Бажова,
знакомство
с
творчеством
уральских
писателей;
дидактические,
сюжетно-ролевые
игры
"На
корабле",
"Подводная
лодка",
"Защитники Отечества"; продуктивная деятельность по созданию подарков для мам, пап и
бабушек; выставки результатов продуктивной деятельности (поделки, рисунки о родном
крае), куклы в национальных костюмах.
В подготовительных к школе группах № 1"Мураши" и № 2 "Пчёлки"
В плане указаны беседы "В мире вежливых слов", "Какие военные профессии вы
знаете", "Что такое героизм?", "Наша армия родная бережет наш мирный труд", "Почему
девочки не играют в разбойников", "Могут ли мальчики принимать участие в играх для
девочек" и другие.
Игры
"Пожарные
на
ученье",
сюжетно-ролевые
игры
"Моряки",
"Скорая
помощь",
"Подводная лодка".
Дидактические игры "Я знаю 5 игр для девочек(мальчиков)",
"Я знаю 5 игрушек для
девочек(мальчиков)"
Продуктивная
деятельность:
подарки
мужчинам,
женщинам,
составление
альбомов
о
моряках. Оформление выставок "Мой папа лучше всех", "Моя маленькая мама".
Художественная литература: С.Маршак "Наша Армия", Н. Сахаров "2 радиста",
З.Петрова "Капитаны", М Садовский "Все мы-моряки", Г.Лагздынь "Мой папа-военный".
Рассматривание фотографий, иллюстраций по темам " Мои прадеды и деды", "Буду как папа"
Решение проблемных ситуаций «Как бы вы поступили…», «Помощь идет» и другие.
Слушание музыки военные песни и марши, А Филиппенко "Вечный огонь", В Агапкин
"Прощание славянки".
Рекомендации: Не завышать материал для детей старшего возраста: разучивание стихов и
чтение произведений о героях Отечественной войны 1812 года, сюжетно-ролевая игра
"Бородинское сражение". Запланированный материал должен соответствовать возрастным
особенностям детей.
Анализ профессионального мастерства воспитателей.
Анализ профессионального мастерства педагогов показал, что педагоги знают цели и задачи
своей
возрастной
группы
по
нравственно-патриотическому
воспитанию.
В
совместной
деятельности
с
детьми
умеют
точно
и
доступно
формулировать
вопросы
к
детям,
использовать их как один из активизирующих приёмов, умеют построить индивидуальную
работу с детьми в разные режимные моменты. Все педагоги в доступной для детей форме
объясняют новый материал. Точно и доступно формулируют вопросы к детям. Воспитатели
активно используют разнообразные приемы привлечения и сосредоточения внимания детей,
формы организации детей (работа малыми подгруппами, в паре).
Проведено анкетирование воспитателей по нравственно-патриотическому воспитанию
детей дошкольного возраста. В анкетировании участвовало 16 воспитателей, что составило
80% от общего числа воспитателей.
На вопросы:
- Актуальна ли в наше время проблема нравственно-патриотического воспитания?
- Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям
дошкольного возраста?
- Достаточно ли у Вас знаний о городе, в котором вы живете?
- Проводите ли вы досуги и развлечения по теме?
- Востребована ли тема нравственно-патриотического воспитания детей в работе по
взаимодействию с семьей? - все педагоги ответили "да" -100%
На вопрос: "Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить
положительным примером в воспитании патриотизма у детей?
"Да"- ответили - 94%
затруднились ответить - 7%
Такие же результаты получились и на вопрос: "Хорошо ли Вы знаете народную культуру,
традиции?"
Да ответили-94%
затруднились ответить - 7%
На вопрос: " Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению
с детьми той возрастной группы, с которой работаете?"
да ответили - 62%
и затруднились ответить - 38%
На вопрос: " Организована ли в групповой комнате предметно- развивающая среда по
нравственно-патриотическому воспитанию?"
Да ответили - 69%
Нет - 31%
Вывод: воспитатели осознают актуальность нравственно-патриотического воспитания
детей в детском саду.
Рекомендации:
1.Педагогам
продолжать
изучать
современные
технологии
и
применять
их
в
своей
образовательной работе.
2.Провести консультацию для педагогов, испытывающих затруднения в планировании
работы и организации развивающей среды в группе. Обогатить уголки по социально-
нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микро-социумом
(семья, детский сад, родной город).
Обследование ЗУН детей
старших групп № 5 и 6 по вопросам:
правила поведения в общественном месте, знание вежливых слов, знание обязанностей в
детском саду и дома, где работают родители, знания о родном городе, защитниках Отечества,
знание государственных праздников.
Дети знают и называют правила поведения в гостях, в общественных местах, используют в
речи
вежливые
слова,
речевые
обороты,
умеют
вежливо
обратиться
с
просьбой.
Знают
разнообразие «волшебных слов»: как у вас дела, как вы поработали, вы очень красивы,
милая, не назвали вежливые слова 2 ребенка. Знают свои обязанности: убирать игрушки
после игр, многие дома после себя убирают посуду в раковину или моют, ухаживают за
младшими братьями или сестрёнками.
На вопрос, где работают родители, дети называют, знают хим. комбинат "МАЯК", а вот кем
там работают родители не знают. В группе № 5 и 6 - 4 ребенка не назвали, где работают мама
или папа.
Не назвали город, в котором живут в группе № 5 и 6 - по 3 ребенка.
Не назвали защитников Отечества по 2 ребенка.
Анализируя опрос детей можно отметить, что у детей имеются определённые знания по
заявленным темам.
Знание государственных праздников - отличился 1 ребенок Он вспомнил день милиции, день
врача, день защиты детей, день пожарной охраны.
Опрос детей подготовительных к школе групп прошёл по вопросам:
употребление вежливых слов, знание имён-отчеств родителей и домашнего адреса, знания о
родном
городе,
о
регионе,
стране
и
столице,
знания
о
флаге,
гимне
России,
знание
государственных праздников, о Российской армии.
Знают вежливые слова все дети. Знают имена отчества родителей.
Не назвали город, в котором живут 3 ребенка. Не назвали регион в группе № 2- 6 человек, в
группе № 1- 4ребенка.
Все дети назвали страну, в которой проживают, затруднились со столицей в группе № 1- 1
ребенок, в группе № 2 – 2 ребенка..
Педагоги знакомят детей с государственной символикой. Цвета флага назвали все дети.
Затруднились дети с гимном, что надо делать, когда играет гимн.
Дети показали знания о Российской армии, назвали государственные праздники.
Рекомендации:
Провести занятие по знакомству детей с государственной символикой: герб, гимн. Дать
знания
о
столице
нашей
Родины,
используя
материалы
центра
по
патриотическому
воспитанию.
Работа с родителями.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная
взаимосвязь с родителями.
Провели анкетирование родителей с целью определения важности нравственно
-патриотического воспитания в семье. В анкетировании участвовало 40 респондентов, что
составляет 50% от общего числа родителей детей старшего дошкольного возраста.
Ответили на вопросы следующим образом.
На вопрос "Что Вы понимаете под термином «Нравственно-патриотическое
воспитание»?"
88% родителей ответили - воспитание любви к Родине;
73% - воспитание уважения к старшему поколению;
70% - знание истории своей страны;
68% - воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
Под другим: понимание важности Родины в жизни взрослых и детей.
На вопрос "Какие из указанных качеств Вы хотели бы видеть в Вашем ребенке?"
80% отметили - любовь к близким людям
78% - уважение к старшим
73% - интерес к историческому прошлому России
68% - уважение русских традиций
58% - любовь к своему городу
На вопрос "Как Вы считаете, актуально ли в современном обществе нравственно-
патриотическое воспитание?"
Да - 95%;
Нет - 0;
Затрудняюсь ответить - 5%.
На вопрос "Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с
символикой государства, традициями, памятными датами?" родители ответили
Да- 95%;
Нет- 5%;
На вопрос "Как вы думаете, кому принадлежит ведущая роль в нравственно-
патриотическом воспитании ребёнка" предпочтение отдали
семье - 100%;
детскому саду - 43%
На вопрос "Есть ли в Вашем доме семейные традиции, связанные с памятными и
историческими датами?"
да - 60% - празднуют 1 мая, ходят на парад 9 мая, празднуют с бабушками и дедушками,
празднуют памятные даты семьи, все государственные праздники.
нет - 40%
Выводы: Проведенное анкетирование показало, что родители знакомы с понятием
"нравственно-патриотическое воспитание". Имеют представление об этом понятии,
выделяют качества, которые присуще к этому понятию. Считают актуальным в наше время
данный вопрос. Но ведущую роль в формировании нравственно-патриотических качеств
отводят больше семье, чем детскому саду. К сожалению, в большинстве семьях отсутствуют
семейные традиции - 40%.
20 % родителей не отметили - любовь к близким людям и 22% - уважение к старшим, что
тоже настораживает. Если для родителей это не важно и воспитание нравственных качеств
они отдают детскому саду, то стоит призадуматься: а кто будет воспитывать уважение к
старшим и близким людям?
Совместно
с
родителями
создаются
альбомы
«Моя
семья»,
«Мой
родной
край»,
«Мой
город».
Прикосновение
к
истории
вызывает
у
ребенка
сильные
эмоции,
заставляет
сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Анализ результатов проверки по работе с родителями по нравственно-патриотическому
воспитанию показал, что педагоги используют разнообразные формы взаимодействия - это
наглядно- текстовая информация "Как мы ведем себя в обществе", "Детский этикет", "Что
означает
вежливый
человек",
"Маленькое
правило
крупной
ссоры",
"Играйте
вместе
с
детьми";
выставка
литературы
по
воспитанию
нравственных
качеств
у
дошкольников;
рекомендации для родителей по данной проблеме; рубрика «Читаем детям»; индивидуальные
консультации, беседы. Родители принимают участие в составлении семейных альбомов,
газет, выставок.
Совместно
с
родителями
отмечаются
общественные
праздники:
День
Защитника
Отечеств, .День матери, Международный женский день, День семьи и другие.
Предложение:
разработать
рекомендации для родителей «О воспитании любви и
уважения к близким и старшим людям».
Проведённый
тематиче ский
контроль
продемонстрировал эффективность
воспитательно-образовательной
работы
в
МБОУ
СОШ
№
32,
дошкольный
уровень, по
вопросу
«Состояние
работы
в
ДОУ
по
нравственно-патриотическому
воспитанию».
В
образовательном
учреждении
созданы
предпосылки, раскрывающие систему взглядов на
проблему нравственно-патриотического воспитания
детей
в
целом.
Д ети старшего
дошкольного возраста на достаточном уровне владеют нравственными знаниями, в процессе
совместной с воспитателями и самостоятельной деятельности приобретают представление
о нормах и правилах поведения, развитии нравственных и патриотических чувств и эмоций,
учатся следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный
выбор.
По
результатам
тематического
контроля
видно:
предметно
-
развивающая
образовательная
среда
в
группах
создана
в
соответствии
с
ФГОС
ДО. В
группах
оборудованы
специальные
зоны:
для
детей старшего
дошкольного
возраста
–
уголки
патриотического воспитания, содержащие материал, по ознакомлению с родным городом,
страной,
государственной
символикой.
Прослеживается
система
в
планировании
работы
педагогов
по
нравственно-патриотическому
воспитанию.
Педагоги
воспитывают
у
дошкольников любознательность, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному
дому, к своему народу, его обычаям, традициям в разных видах деятельности.
Работа
педагогического
коллектива
по
воспитанию
патриотических
чувств
у
детей
дошкольного
возраста
ведется
планомерно,
целенаправленно,
систематически.
Грубых
нарушений не выявлено.
Считаю, что работа по нравственному и патриотическому воспитанию детей ведется на
достаточном уровне.
На основе выше изложенного, предложено:
1. Продолжить работу по нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников,
используя новые технологии обучения и воспитания (метод проектного обучения, музейная
педагогика).
Ответственные: воспитатели
Срок: постоянно
2. Провести консультацию для педагогов, испытывающих затруднения в планировании
работы и организации развивающей среды в группе.
Ответственные: старший воспитатель
Срок: апрель-май 2020г.
3
Обогатить
уголки
по
социально-
нравственному
воспитанию,
ориентированные
на
ознакомление детей с микро-социумом (семья, детский сад, родной город).
Ответственные: воспитатели
Срок: апрель-май 2020г.
4. Разработать рекомендации для родителей «О воспитании любви и уважения к близким и
старшим людям».
Ответственные: воспитатели
Срок: апрель 2020г.
5. Привести
запланированный
материал
в
образовательных
планах
в
соответствие
с
возрастом детей.
Ответственные: воспитатели старших групп № 5,6
Срок: апрель 2020г.