Напоминание

Справка тематического контроля по нравственно-патриотическому воспитанию


Автор: Волынец Лариса Аслямовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 32
Населённый пункт: Озёрск,Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Справка тематического контроля по нравственно-патриотическому воспитанию
Раздел: дошкольное образование





Назад




СПРАВКА

по результатам тематического контроля «Состояние работы в ДОУ по

нравственно-патриотическому воспитанию»

Согласно Приказу № 01-ДУ /35/1 от 21.02. 2020 года в МБОУ СОШ № 32, дошкольный

уровень, в период с 10.03.2020 г. по 20.03.2020 г. был проведен тематический контроль по

теме: «Состояние работы в ДОУ по yнравственно-патриотическому воспитанию» c целью

определения уровня образовательной работы по организации деятельности по нравственно-

патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Проверить состояние предметно-развивающей среды по нравственно-патриотическому

воспитанию

2. Изучить образовательные планы работы с детьми и работу по взаимодействию с

родителями по данному направлению.

3.Обследовать знания детей.

Объекты контроля: группы старшего дошкольного возраста.

Контроль осуществляли заместитель директора Свиридова Н.В. и старший воспитатель

Волынец Л.А.

На контроле были следующие вопросы:

- развивающая предметно-пространственная среда;

- планирование работы;

- обследование ЗУН детей;

- работа по взаимодействию с родителями по данной проблеме.

Основные формы и методы контроля

1. Наблюдение.

2. Анализ документации.

3.Анкетирование родителей и воспитателей.

Оценочный инструментарий: справка по результатам тематического контроля «Состояние

работы в ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию»

Развивающая предметно-пространственная среда

Контроль показал, что в учреждении созданы условия по воспитанию нравственных норм,

правил поведения, этики, патриотических чувств, внедрения метода проекта в

образовательный процесс. В группах имеются наглядные пособия «Уроки вежливости», «Я и

моя семья», и методическая литература Е.Алябьева "Воспитание культуры поведения детей

5-7 лет", С.О.Николаева "Занятия по культуре поведения", И.С.Артюхова, В.Ю. Делькович

"Играем, дружим, растём"- сборник развивающих игр, Л.Б. Фесюкова "Воспитание сказкой".

При

создании

предметно-развивающей

среды

педагогами

учитывается

и

региональный компонент: представлены альбомы, художественная литература, бросовый и

природный материал для трудовой деятельности, поделки уральских мастеров.

В группах в наличии дидактические, настольно-печатные игры, в которых можно закрепить

знания

по

темам

"День

защитника

Отечества",

"Международный

женский

день",

"День

народного единства", "Народная культура и традиции", "День Победы", "Мой город, моя

страна, моя планета", отрабатывать партнёрские взаимоотношения детей в игре. Созданы

условия для развёртывания сюжетно-ролевых игр «Семья», «Больница», «Парикмахерская»,

«Мы - строители», «Военные».

В игровых центрах имеется вся необходимая атрибутика, некоторые предметы сделаны

руками детей и педагогов из бросового материала.

В группах детского сада педагоги используют проекты, дидактические плакаты.

В

группах

накоплен

и

эстетически

размещён

материал

по

региональному

компоненту:

ознакомлению дошкольников с нашим городом Озёрском и его достопримечательностями,

людьми, которые его прославили; с Челябинской областью, с уральскими промыслами; с

Россией, культурой, обычаями и традициями, символикой; национальными праздниками.

Для

родителей

имеется

информация: советы,

рекомендации,

консультации,

памятки

о

нравственно-патриотическом воспитании детей, рисунки детей.

Планирование работы.

В результате проведённого контроля было установлено: все группы старшего дошкольного

возраста организуют деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию детей в

соответствии

с

основной

образовательной

программой

ДО.

В

образовательных

планах

выделен раздел по нравственному и патриотическому воспитанию в образовательной области

"Социально-коммуникативное развитие".

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми

знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются

в

каждой

группе.

Изменяются

только

содержание,

объем

познавательного

материала

и

сложность.

Отдельные

темы

приурочиваются

к

конкретным

событиям

и

праздникам,

например, в феврале - День защитника Отечества, в марте - Международный женский день и

т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Планирование данной работы проводится по темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой

детский сад" и т.д. Работа по каждой теме включает в себя занятия, игры, экскурсии,

нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.

Воспитатели

старшей

группы

6

"Умки" запланировали

ряд

мероприятий,

который

включает беседы: «Каким я хочу быть», "Мои достоинства и недостатки", "Как вести себя в

общественном месте", "Кто и зачес придумал правила поведения"

«Мы жители большой

страны»,

«Всякий

труд

почётен».

Чтение

и

обсуждение

рассказов

известных

детских

писателей: Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Э. Успенского и др.

Сочинительство рассказов "Это - мой папа", "Если бы я был богатырем".

Продуктивная

деятельность:

«Изготовим

медали»,

«Народные

промыслы»,

"Рисование

военной техники", подарки для пап, мам.

Запланированы разнообразные игры, игры- упражнения, непосредственно-образовательная

деятельность. В группах педагоги уделяют большое внимание театрализованным играм.

Основная форма проведения НОД- беседа, рассказы педагога, детей, занятия- экскурсии,

викторины, интегрированные занятия, презентации проектов "Где работают мои родители",

"Русские традиции".

Региональный компонент представлен книгами, открытками, альбомами о нашем городе,

Челябинской области, столице России, предметами народных промыслов Урала.

Воспитатель

старшей

группы

№5"Солнышки" работу

по

данной

теме

осуществляет

в

процессе

занятий

познавательного

и

художественно-эстетического

цикла,

а

также

в

совместной деятельности с детьми: экскурсии и целевые прогулки; праздники и развлечения;

беседы: "Как вести себя в общественном месте", "Родной город", "Этичные и неэтичные

поступки",

о

доброте

в

сказках,

рассматривание

иллюстративного

материала,

чтение

художественной

литературы

по

сказам

Бажова,

знакомство

с

творчеством

уральских

писателей;

дидактические,

сюжетно-ролевые

игры

"На

корабле",

"Подводная

лодка",

"Защитники Отечества"; продуктивная деятельность по созданию подарков для мам, пап и

бабушек; выставки результатов продуктивной деятельности (поделки, рисунки о родном

крае), куклы в национальных костюмах.

В подготовительных к школе группах № 1"Мураши" и № 2 "Пчёлки"

В плане указаны беседы "В мире вежливых слов", "Какие военные профессии вы

знаете", "Что такое героизм?", "Наша армия родная бережет наш мирный труд", "Почему

девочки не играют в разбойников", "Могут ли мальчики принимать участие в играх для

девочек" и другие.

Игры

"Пожарные

на

ученье",

сюжетно-ролевые

игры

"Моряки",

"Скорая

помощь",

"Подводная лодка".

Дидактические игры "Я знаю 5 игр для девочек(мальчиков)",

"Я знаю 5 игрушек для

девочек(мальчиков)"

Продуктивная

деятельность:

подарки

мужчинам,

женщинам,

составление

альбомов

о

моряках. Оформление выставок "Мой папа лучше всех", "Моя маленькая мама".

Художественная литература: С.Маршак "Наша Армия", Н. Сахаров "2 радиста",

З.Петрова "Капитаны", М Садовский "Все мы-моряки", Г.Лагздынь "Мой папа-военный".

Рассматривание фотографий, иллюстраций по темам " Мои прадеды и деды", "Буду как папа"

Решение проблемных ситуаций «Как бы вы поступили…», «Помощь идет» и другие.

Слушание музыки военные песни и марши, А Филиппенко "Вечный огонь", В Агапкин

"Прощание славянки".

Рекомендации: Не завышать материал для детей старшего возраста: разучивание стихов и

чтение произведений о героях Отечественной войны 1812 года, сюжетно-ролевая игра

"Бородинское сражение". Запланированный материал должен соответствовать возрастным

особенностям детей.

Анализ профессионального мастерства воспитателей.

Анализ профессионального мастерства педагогов показал, что педагоги знают цели и задачи

своей

возрастной

группы

по

нравственно-патриотическому

воспитанию.

В

совместной

деятельности

с

детьми

умеют

точно

и

доступно

формулировать

вопросы

к

детям,

использовать их как один из активизирующих приёмов, умеют построить индивидуальную

работу с детьми в разные режимные моменты. Все педагоги в доступной для детей форме

объясняют новый материал. Точно и доступно формулируют вопросы к детям. Воспитатели

активно используют разнообразные приемы привлечения и сосредоточения внимания детей,

формы организации детей (работа малыми подгруппами, в паре).

Проведено анкетирование воспитателей по нравственно-патриотическому воспитанию

детей дошкольного возраста. В анкетировании участвовало 16 воспитателей, что составило

80% от общего числа воспитателей.

На вопросы:

- Актуальна ли в наше время проблема нравственно-патриотического воспитания?

- Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям

дошкольного возраста?

- Достаточно ли у Вас знаний о городе, в котором вы живете?

- Проводите ли вы досуги и развлечения по теме?

- Востребована ли тема нравственно-патриотического воспитания детей в работе по

взаимодействию с семьей? - все педагоги ответили "да" -100%

На вопрос: "Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить

положительным примером в воспитании патриотизма у детей?

"Да"- ответили - 94%

затруднились ответить - 7%

Такие же результаты получились и на вопрос: "Хорошо ли Вы знаете народную культуру,

традиции?"

Да ответили-94%

затруднились ответить - 7%

На вопрос: " Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению

с детьми той возрастной группы, с которой работаете?"

да ответили - 62%

и затруднились ответить - 38%

На вопрос: " Организована ли в групповой комнате предметно- развивающая среда по

нравственно-патриотическому воспитанию?"

Да ответили - 69%

Нет - 31%

Вывод: воспитатели осознают актуальность нравственно-патриотического воспитания

детей в детском саду.

Рекомендации:

1.Педагогам

продолжать

изучать

современные

технологии

и

применять

их

в

своей

образовательной работе.

2.Провести консультацию для педагогов, испытывающих затруднения в планировании

работы и организации развивающей среды в группе. Обогатить уголки по социально-

нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микро-социумом

(семья, детский сад, родной город).

Обследование ЗУН детей

старших групп № 5 и 6 по вопросам:

правила поведения в общественном месте, знание вежливых слов, знание обязанностей в

детском саду и дома, где работают родители, знания о родном городе, защитниках Отечества,

знание государственных праздников.

Дети знают и называют правила поведения в гостях, в общественных местах, используют в

речи

вежливые

слова,

речевые

обороты,

умеют

вежливо

обратиться

с

просьбой.

Знают

разнообразие «волшебных слов»: как у вас дела, как вы поработали, вы очень красивы,

милая, не назвали вежливые слова 2 ребенка. Знают свои обязанности: убирать игрушки

после игр, многие дома после себя убирают посуду в раковину или моют, ухаживают за

младшими братьями или сестрёнками.

На вопрос, где работают родители, дети называют, знают хим. комбинат "МАЯК", а вот кем

там работают родители не знают. В группе № 5 и 6 - 4 ребенка не назвали, где работают мама

или папа.

Не назвали город, в котором живут в группе № 5 и 6 - по 3 ребенка.

Не назвали защитников Отечества по 2 ребенка.

Анализируя опрос детей можно отметить, что у детей имеются определённые знания по

заявленным темам.

Знание государственных праздников - отличился 1 ребенок Он вспомнил день милиции, день

врача, день защиты детей, день пожарной охраны.

Опрос детей подготовительных к школе групп прошёл по вопросам:

употребление вежливых слов, знание имён-отчеств родителей и домашнего адреса, знания о

родном

городе,

о

регионе,

стране

и

столице,

знания

о

флаге,

гимне

России,

знание

государственных праздников, о Российской армии.

Знают вежливые слова все дети. Знают имена отчества родителей.

Не назвали город, в котором живут 3 ребенка. Не назвали регион в группе № 2- 6 человек, в

группе № 1- 4ребенка.

Все дети назвали страну, в которой проживают, затруднились со столицей в группе № 1- 1

ребенок, в группе № 2 – 2 ребенка..

Педагоги знакомят детей с государственной символикой. Цвета флага назвали все дети.

Затруднились дети с гимном, что надо делать, когда играет гимн.

Дети показали знания о Российской армии, назвали государственные праздники.

Рекомендации:

Провести занятие по знакомству детей с государственной символикой: герб, гимн. Дать

знания

о

столице

нашей

Родины,

используя

материалы

центра

по

патриотическому

воспитанию.

Работа с родителями.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная

взаимосвязь с родителями.

Провели анкетирование родителей с целью определения важности нравственно

-патриотического воспитания в семье. В анкетировании участвовало 40 респондентов, что

составляет 50% от общего числа родителей детей старшего дошкольного возраста.

Ответили на вопросы следующим образом.

На вопрос "Что Вы понимаете под термином «Нравственно-патриотическое

воспитание»?"

88% родителей ответили - воспитание любви к Родине;

73% - воспитание уважения к старшему поколению;

70% - знание истории своей страны;

68% - воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;

Под другим: понимание важности Родины в жизни взрослых и детей.

На вопрос "Какие из указанных качеств Вы хотели бы видеть в Вашем ребенке?"

80% отметили - любовь к близким людям

78% - уважение к старшим

73% - интерес к историческому прошлому России

68% - уважение русских традиций

58% - любовь к своему городу

На вопрос "Как Вы считаете, актуально ли в современном обществе нравственно-

патриотическое воспитание?"

Да - 95%;

Нет - 0;

Затрудняюсь ответить - 5%.

На вопрос "Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с

символикой государства, традициями, памятными датами?" родители ответили

Да- 95%;

Нет- 5%;

На вопрос "Как вы думаете, кому принадлежит ведущая роль в нравственно-

патриотическом воспитании ребёнка" предпочтение отдали

семье - 100%;

детскому саду - 43%

На вопрос "Есть ли в Вашем доме семейные традиции, связанные с памятными и

историческими датами?"

да - 60% - празднуют 1 мая, ходят на парад 9 мая, празднуют с бабушками и дедушками,

празднуют памятные даты семьи, все государственные праздники.

нет - 40%

Выводы: Проведенное анкетирование показало, что родители знакомы с понятием

"нравственно-патриотическое воспитание". Имеют представление об этом понятии,

выделяют качества, которые присуще к этому понятию. Считают актуальным в наше время

данный вопрос. Но ведущую роль в формировании нравственно-патриотических качеств

отводят больше семье, чем детскому саду. К сожалению, в большинстве семьях отсутствуют

семейные традиции - 40%.

20 % родителей не отметили - любовь к близким людям и 22% - уважение к старшим, что

тоже настораживает. Если для родителей это не важно и воспитание нравственных качеств

они отдают детскому саду, то стоит призадуматься: а кто будет воспитывать уважение к

старшим и близким людям?

Совместно

с

родителями

создаются

альбомы

«Моя

семья»,

«Мой

родной

край»,

«Мой

город».

Прикосновение

к

истории

вызывает

у

ребенка

сильные

эмоции,

заставляет

сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Анализ результатов проверки по работе с родителями по нравственно-патриотическому

воспитанию показал, что педагоги используют разнообразные формы взаимодействия - это

наглядно- текстовая информация "Как мы ведем себя в обществе", "Детский этикет", "Что

означает

вежливый

человек",

"Маленькое

правило

крупной

ссоры",

"Играйте

вместе

с

детьми";

выставка

литературы

по

воспитанию

нравственных

качеств

у

дошкольников;

рекомендации для родителей по данной проблеме; рубрика «Читаем детям»; индивидуальные

консультации, беседы. Родители принимают участие в составлении семейных альбомов,

газет, выставок.

Совместно

с

родителями

отмечаются

общественные

праздники:

День

Защитника

Отечеств, .День матери, Международный женский день, День семьи и другие.

Предложение:

разработать

рекомендации для родителей «О воспитании любви и

уважения к близким и старшим людям».

Проведённый

тематиче ский

контроль

продемонстрировал эффективность

воспитательно-образовательной

работы

в

МБОУ

СОШ

32,

дошкольный

уровень, по

вопросу

«Состояние

работы

в

ДОУ

по

нравственно-патриотическому

воспитанию».

В

образовательном

учреждении

созданы

предпосылки, раскрывающие систему взглядов на

проблему нравственно-патриотического воспитания

детей

в

целом.

Д ети старшего

дошкольного возраста на достаточном уровне владеют нравственными знаниями, в процессе

совместной с воспитателями и самостоятельной деятельности приобретают представление

о нормах и правилах поведения, развитии нравственных и патриотических чувств и эмоций,

учатся следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный

выбор.

По

результатам

тематического

контроля

видно:

предметно

-

развивающая

образовательная

среда

в

группах

создана

в

соответствии

с

ФГОС

ДО. В

группах

оборудованы

специальные

зоны:

для

детей старшего

дошкольного

возраста

уголки

патриотического воспитания, содержащие материал, по ознакомлению с родным городом,

страной,

государственной

символикой.

Прослеживается

система

в

планировании

работы

педагогов

по

нравственно-патриотическому

воспитанию.

Педагоги

воспитывают

у

дошкольников любознательность, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному

дому, к своему народу, его обычаям, традициям в разных видах деятельности.

Работа

педагогического

коллектива

по

воспитанию

патриотических

чувств

у

детей

дошкольного

возраста

ведется

планомерно,

целенаправленно,

систематически.

Грубых

нарушений не выявлено.

Считаю, что работа по нравственному и патриотическому воспитанию детей ведется на

достаточном уровне.

На основе выше изложенного, предложено:

1. Продолжить работу по нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников,

используя новые технологии обучения и воспитания (метод проектного обучения, музейная

педагогика).

Ответственные: воспитатели

Срок: постоянно

2. Провести консультацию для педагогов, испытывающих затруднения в планировании

работы и организации развивающей среды в группе.

Ответственные: старший воспитатель

Срок: апрель-май 2020г.

3

Обогатить

уголки

по

социально-

нравственному

воспитанию,

ориентированные

на

ознакомление детей с микро-социумом (семья, детский сад, родной город).

Ответственные: воспитатели

Срок: апрель-май 2020г.

4. Разработать рекомендации для родителей «О воспитании любви и уважения к близким и

старшим людям».

Ответственные: воспитатели

Срок: апрель 2020г.

5. Привести

запланированный

материал

в

образовательных

планах

в

соответствие

с

возрастом детей.

Ответственные: воспитатели старших групп № 5,6

Срок: апрель 2020г.



В раздел образования