Автор: Малкина Лариса Вениаминовна
Должность: Учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ ОШ с.Смышляевка имени Героя Советского Союза Т.И.Калинина
Населённый пункт: Кузоватовский район Ульяновская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Проектная и исследовательская деятельность на уроках истории, обществознания и ОРКСЭ"
Раздел: среднее образование
«Высшая цель образования – высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающий ответственность за настоящее и будущее
своей страны, ускоренный в духовных и культурных
традициях русского народа».
Из Концепции духовно-нравственного
воспитания российских школьников.
Большое значение нравственного воспитания в развитии и формировании
личности осознавалось в педагогике с древних времен. Воспитание человека
не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на
первый план всегда выдвигалось нравственное формирование. Сегодня
государство стремиться расширить воспитательное и образовательное
культурно-историческое миропонимание учащихся через знакомство
школьников с основами духовных и светских традиций многонациональной
культуры России в курсе ОРКСЭ.
Одна из действенных организации форм работы с детьми является
проектно-исследовательская деятельность. Осуществляя исследования и
проекты, ученики имеют возможность быть не слушателями и созерцателями
представленной им информации, а непосредственными участниками
получения и обработки знаний. В этом случае велика вероятность того, что
добытые знания превратятся в убеждения. Ведь ещё в начале XX века
американский философ Джон Дьюи и педагог-исследователь Константин
Николаевич Вентцель утверждали, что на ребенка надо смотреть, как на
маленького «искателя истины».
Поэтому активно внедряю в практику работы с младшими школьниками
исследовательскую деятельность, как на уроках, так и во внеурочное время,
смыслом чего является следующее: что ученику необходимо усвоить,
должно появиться в результате его собственных действий.
Метод проектов уникален, так как ориентирован на достижение целей самих
учащихся. Он эффективен, так его структура естественным образом
совпадает со структурой учебной деятельности, и направлен на получение
практического результата.
На занятиях для каждого ребенка всегда найдется проект по силам: кто-то
умеет сочинять, кто-то прекрасно рисовать, у кого-то отлично развиты память
и воображение, кто-то быстро осваивает работу с программами за
компьютером, кто-то делает замечательные поделки своими руками. Поэтому
1
здесь не может быть неуспевающих – в процесс обучения заложена
«ситуация успеха». Такая деятельность нравится детям, они начинают
самостоятельно отслеживать свои успехи в развитии, у них формируется
чувство собственного достоинства.
Чем может помочь учитель? Помочь выбрать тему проекта,
сформулировать вопросы, предположение, цели и задачи, направить или
подсказать направление поиска информации, а также оказать помощь в
создании продукта проектной деятельности – материального или
информационного объекта; помочь в обобщении того нового, что открыто и
усвоено в ходе проектной деятельности, а также оказать помощь в подготовке
к презентации проекта.
Работая с учащимися по методу проектов, учитель должен обеспечить
свободу воли каждого ученика, тщательно следить, чтобы каждое
предложение было принято к обсуждению, в нужную минуту прийти на
помощь. Так как тематика проектов может быть весьма разнообразной,
исходя из интересов и любознательности детей, учителю необходимо иметь
широкий кругозор, навыки владения ремёслами, умение ориентироваться в
литературе различного характера и направленности и многое другое.
Памятка для учителя:
1.
Имей определённый план.
2.
Давай ученику возможность ставить вопросы.
3.
Держи наблюдение за работой проекта по необходимости, чтобы
держать работу на высшем стандарте.
4.
Смотри за записями в определённые промежутки времени.
5.
Планируй проект так, чтобы он не потребовал много ученического
времени.
6.
Если возникают сомнения в выполнимости указаний, составь
письменные задания.
7.
Дай возможность ученику самостоятельно мыслить.
8.
Ободряй ученика при трудовых проблемах.
Профессионализм учителя выражается в том, насколько уверенно может он
спланировать работу учащихся над проектом, обеспечить удивление и
2
мотивацию к труду, чтобы задание было ни чрезмерно простым, ни
чрезмерно сложным и находилось в зоне ближайшего развития каждого
ученика.
Известный зарубежный специалист в области «исследовательского
обучения» Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся
выработкой у детей исследовательских склонностей, соблюдать следующие
правила:
помогать детям действовать независимо, не давать прямых
инструкций относительно того, чем они должны заниматься;
на основе тщательного наблюдения и оценки определять сильные и
слабые стороны учеников; не следует полагаться на то, что они уже
обладают определенными базовыми навыками и знаниями;
не сдерживать инициативы учащихся начальных классов и не делать
за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать)
самостоятельно;
научить не торопиться с вынесением суждения;
научить прослеживать межпредметные связи;
приучить к навыкам самостоятельного решения проблем,
исследования и анализа ситуации;
использовать трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома,
как область приложения полученных навыков в решении задач;
помогать детям научиться управлять процессом усвоения знаний;
подходить ко всему творчески.
Особенностью проведения учебных проектов в начальной школе является
активное участие родителей в исследовательской деятельности своих детей,
поэтому целесообразно защиту проектов проводить во время открытых
внеклассных мероприятий с приглашением и награждением взрослых
благодарственными письмами.
Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения и оставить
у ребёнка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе
работы над проектом помогите ребёнку соизмерять свои желания и
возможности. Конечным продуктом проектной деятельности могут быть:
3
выставки, книжки-самоделки, стенгазеты, фотоальбомы, видеофильмы,
разнообразные коллекции; творческие мероприятия и спортивные
мероприятия, викторины конкурсы, концерты, экскурсии; пополнение
музейных экспозиций в школе и т.д.
Оценка результатов проекта
При использовании метода проектов существуют два реальных результата
проделанной работы. Первый (скрытый) – педагогический эффект от
включения школьников в процесс «добывания знаний» и их логическое
применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и
самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного
выбора так и результаты собственной деятельности. Именно эта
составляющая часто остаётся вне сферы внимания учителя, и к оценке
предъявляется лишь сам проект. Если он к тому же красочно оформлен или
сопровождается макетом, видеороликом, то о личностном факторе на защите
и вовсе не вспоминают.
Следовательно, руководителю проекта можно посоветовать делать записи-
резюме по результатам наблюдений за учащимися.
Вторая составляющая оценки результата – собственно та видимая часть
«айсберга», которая и является выполненным проектом. Причём оценивается
не объём усвоенной информации (что изучено), а её применение в
деятельности (как применено) для достижения поставленной цели.
Если проект выполнен плохо, повторять его просто невозможно, но оставлять
такой пробел недопустимо. Итоговый проект можно и нужно предложить
переделать, доделать. В любом случае необходимо вместе с учеником
тщательно разобраться, что произошло, кто, где и когда он допустил ошибку.
После завершения работы над проектом надо предоставить ему возможность
рассказать о своей работе, показать то, что у него получилось, и его
похвалить.
Рефлексия результатов проекта – важный заключительный этап,
способствующий осмыслению учеником собственных действий. Учащийся
осознаёт сделанное, применённые им способы деятельности, ещё раз
обдумывает, как было проведено исследование. Итоговая рефлексия
отличается от текущей объёмом рефлексируемого периода и степенью
заданности и определённости со стороны учителя. По окончании проекта
проводится занятие, на котором ученики осуществляют рефлексию своей
4
работы, отвечая на вопросы: «Чему я научился?», «Чего я достиг?», «Что
сделал?», «Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?», «Кому я
помог?».
Итак, что же такое проектная деятельность?
Типология проектов
Метод проектов можно применять как в виде самостоятельной,
индивидуальной, групповой работы учащихся в течение различного по
продолжительности времени, так и с использованием современных средств
информационных технологий, в частности, компьютерных коммуникаций.
Современный проект учащегося – дидактическое средство активизации
познавательной деятельности, развития креативности и одновременно
формирования определенных личностных качеств. Активное включение
школьника в создание тех или иных проектов даёт ему возможность
исследовать новые способы человеческой деятельности в социокультурной
среде.
Исследовательский проект может быть по содержанию монопредметным
(выполняется на материале конкретного предмета), межпредметным
(интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, история,
литература), надпредметным (например, «Дом, в котором я хочу жить»).
Выполняется он в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов,
работы в творческих мастерских. Такие проекты полностью подчинены
логике научного исследования и имеют структуру, приближенную или
полностью совпадающую с подлинным научным исследованием:
аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение
проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач
исследования в последовательности принятой логики, определение методов
исследования, источников информации, определение методологии
исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы,
определение путей её решения, в том числе экспериментальных, опытных,
обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов
исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.
Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения
оценивается освоение учащимися определённого учебного материала, и
текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из
учебного курса лишь часть содержания обучения.
5
Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной
структуры совместной деятельности участников, она только намечается и
далее развивается, подчиняясь конечному результату, обусловленному
логикой, принятой группой и интересами участников проекта. В данном
случае следует договариваться о планируемых результатах и форме их
представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматической
постановке, спортивной игре, шоу-празднике, экспедиции, арт-мастерских и
т.д.)
В игровых проектах структура также только намечается и остаётся открытой
до окончания проекта. Участники принимают на себя определённые роли,
обусловленные содержанием и характером проекта. Это могут быть
литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные
или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками
ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а
могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень
высока, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролевая,
приключенческо-игровая. Приключенческие (игровые) проекты
предполагают, что участники принимают на себя определённые роли,
обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в
таких проектах — ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и
деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные
персонажи в определённых исторических и социальных условиях и т.п.
Обязательно намечается проблема и цели проекта. Результаты же не всегда
возможно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце
проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных
результатов с поставленной целью.
Практико-ориентированные проекты – проекты, обязательно
предполагающие практический выход. Например, результатом может быть
изделие, удовлетворяющее конкретную потребность; определенный
социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы
участников проекта либо направленный на решение общественных проблем и
др. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и
хорошая организация координационной работы по корректировке
совместных и индивидуальных усилий, организации презентации
полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а
также организации внешней оценки проекта.
6
Информационные проекты еще называют теоретическими. Этот тип
направлен на сбор информации, её анализ и обобщение фактов,
предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и
исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности
систематической коррекции по ходу работы над проектом. Структура такого
проекта обозначается следующим образом: цель проекта, его актуальность -
методы получения (литературные источники, средства массовой информации,
базы данных, в том числе и зарубежных партнеров, интервью, анкетирование,
проведение "мозговой атаки") и обработки информации (их анализ,
обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные
выводы), результат (статья, тезисы, реферат, доклад, видеофильм),
презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции
и т.д.).
Практические проекты отличает чётко обозначенный с самого начала
результат деятельности его участников. Этот результат обязательно
ориентирован на социальные интересы самих участников (документ,
созданный на основе полученных результатов исследования, – по экологии,
биологии, географии, химии, агрохимии, исторического,
литературоведческого и прочего характера, программа действий,
рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в
природе, обществе, проект закона, Конституции, справочный материал,
задачник, решебник, словарь, аргументированное объяснение какого-нибудь
химического, физического явления, проект зимнего сада, школьной пасеки,
оранжереи и др.).
А если совсем коротко ответить на вопрос – что такое проектная
деятельность, то можно сказать, что « проект – это пять П»: Проблема –
Проектирование – Поиск информации – Продукт – Презентация. Можно
выделить ещё одно П – это Портфолио проекта.
Проблема. Это сложный теоретический и практический вопрос, требующий
изучения, разрешения; в науке – противоречивая ситуация в виде
противоположных позиций в объяснении явлений, объектов, процессов,
разрешение которой является целью проекта. Здесь следует сформулировать
основополагающий вопрос (вопрос самого высокого уровня в цепочке
вопросов, наиболее общий, абстрактный). Основополагающий вопрос должен
легко запоминаться, не иметь единственного и очевидного «правильного»
ответа, вызывать интерес у учеников и предполагать необходимость
творческого подхода к изучаемому материалу. Удобно разработанный
7
основополагающий вопрос связывает тему исследования с несколькими
учебными темами или дисциплинами; способствует развитию навыков
мышления на высоком уровне; предполагает усиление внимания к важным
темам; предусматривает сравнение, оценку и создание единой картины из
деталей.
Проектирование. Выбирается тема проекта. Важно, чтобы формулировка
темы проекта привлекала внимание детей, была неординарной и
запоминающейся.
Далее следуют: формулировка вопросов учебной темы ( проблемных
вопросов), поддерживающих и обеспечивающих ответ на основополагающий
вопрос; формулирование гипотезы; целей и задач исследования.
Проблемные вопросы являются конкретными предметными и
тематическими предпосылками к формированию ответов на
основополагающие вопросы. Вопросы учебной темы формируют конкретный
ряд знаний; они предназначены для того, чтобы обозначить и раскрыть
основополагающие в рамках определенных тем и предметов. Хорошие
проблемные вопросы побуждают исследовать различные идеи, находятся в
рамках учебной темы, должны вызвать интерес у учеников, требуют
творческого подхода к изучаемому материалу и помогают школьникам
строить свои собственные ответы и своё собственное понимание на основе
самостоятельно собранных сведений, сравнивать, синтезировать и
анализировать информацию.
Гипотеза (от древнегреческого hypothesis – основание, предположение
(рассуждение или догадка) автора проекта, которое нуждается в
подтверждении или опровержении. Гипотеза может быть самой невероятной,
главное, чтобы ребенку было интересно опровергать или подтверждать её.
Обычно гипотезы начинаются словами: «Предположим…», «Допустим…»,
«Возможно…», «Что, если…». Часто целесообразно формулировать гипотезу,
используя логическую связку «Если…, то…».
Под целью понимается желаемый конечный результат проекта. Для
определения цели используются следующие глаголы: «разработать»,
«выявить», «исследовать», «описать», «создать», «обосновать» и так далее.
В учебной деятельности делается акцент на коммуникативные навыки.
Поэтому важно помочь детям в определении общей цели и в
прогнозировании результатов совместной проектной деятельности.
8
Общая цель определяется всеми участниками проекта в ходе обсуждения.
Личная цель определяется как вклад участника проекта в общее дело.
Под задачами понимается выработка определённой последовательности
действий – шагов для достижения цели, осуществление выбора путей и
средств её достижения. При определении задач нужно ориентироваться на
проблемные вопросы.
Поиск информации. На этом этапе формулируется всё то, что ребёнок знает
и хочет узнать по теме своего проекта. Подбираются пути и методы
исследования, например, подумать самому, прочитать книги о том, что
исследуешь, посмотреть кино- и телефильмы по этой теме, обратиться к
компьютеру, спросить у взрослых, понаблюдать, провести эксперимент,
выполнить математические расчёты и другое. Происходит осознание,
структурирование и формулирование новых знаний.
Продукт (результат) проектной деятельности. Продуктом проектной
деятельности могут являться материальные и информационные (в том числе
электронные) объекты: выставки (например, поделок, рисунков); Газета
(журнал, альманах, статья, публикация); коллекция; карта (атлас,
путеводитель); музыкальное произведение; видеофильм; электронная
экскурсия; инсценировка; литературное произведение; фотоальбом; книжка-
самоделка; оформление кабинета; пополнение фондов классного или
школьного музея; модель; макет; чертеж; справочник; игра; серия
иллюстраций; сборник; калейдоскоп открытий и многое, многое другое.
На этом этапе необходимо помочь ребёнку осуществлять контроль и
корректировку выполнения проекта, провести самоанализ.
Презентация. Презентация проектов осуществляется в праздничной
обстановке, приглашаются родственники и друзья учащихся. Для
представления своего проекта ученик может воспользоваться записями в
тетради проектов. После презентации дети приклеивают эмблемы своих
проектов на общую карту проектов. Оценивание проводится на «волшебных
линеечках» по методике Г.А.Цукерман.
Портфолио проекта. В специальную папку складываются все материалы
проекта, а также фото- и видеосъёмка презентации ученика.
Например, тема «Россия – Родина моя»
9
В проектной деятельности по теме «Россия – Родина моя учеником могут
быть выбраны следующие проекты: «Народные промыслы», «Родной язык –
мудрости родник», «Народный костюм», «Произведения устного народного
творчества», «Дружба народов России в произведениях искусства».
Основополагающий вопрос может быть, например, таким : «Выражаю ли я
любовь к Родине, занимаясь народным творчеством?»
Творческим названием, например проекта «Народные промыслы», может
быть название: «Мастер – золотые руки» или «В сказочном мире народных
промыслов».
Проблемные вопросы для этого проекта могут быть, например,
сформулированы следующим образом:
Что означает понятие «народные промыслы»?
Какие народные художественные промыслы были в старину?
Какие народные художественные промыслы существуют в настоящее
время?
Что привлекает нас в изделиях народных промыслов?
Гипотезой, например, может служить следующее предположение: «Если мы
будем учиться создавать произведения народных промыслов, то лучше
узнаем историю своей Родины».
Личная цель может быть сформулирована подобным образом: «Создать
слайд-шоу «Магия вышивки»» или «Провести мастер-класс «Игрушка
своими руками».
Одной из формулировок общей цели может быть: «Показать, как русские
люди выражают любовь к Родине через народное творчество»
10
Работу над проектом можно пошагово заполнять в тетради проектов,
изданную в Санкт-Петербурге «БХВ – Петербург», 2011 год, авторы –
учителя С.Н.Тур и Е.И.Васюкова. Что-то можно убрать, что-то удалить, но
вести эту тетрадь очень удобно.
Что я хочу узнать
Проанализирую содержание темы и запишу главный (основополагающий)
вопрос, на который я хочу найти ответ.
__________________________________________________________________
Мой проект
Выберу проект, придумаю и запишу творческое название проекта.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
С кем я буду выполнять проект
Запишу участников проекта, если я буду выполнять проект не один.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Что я хочу узнать ещё
Запишу такие вопросы (они называются проблемными), которые помогут мне
определить направление поиска ответа.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Моё предположение
Подумаю и запишу своё, даже самое невероятное, предположение к моему
проекту – гипотезу.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Моя цель
11
Запишу, каким будет результат моей проектной деятельности – что смогу
разработать, создать, описать или сделать что-то другое.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Наша цель
Запишу, каким будет результат нашей совместной проектной деятельности –
что мы все вместе сможем разработать, создать, получить, описать или
сделать что-то другое.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Общий план моего проекта
Этап
Что сделать?
Дата
1
________________________________________
_
________________________________________
_
________________________________________
_
2
________________________________________
_
________________________________________
_
________________________________________
_
3
________________________________________
_
________________________________________
_
________________________________________
Кому будет нужен (полезен) мой проект
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Моя эмблема проекта
12
Нарисую в рамочке эмблему своего проекта. Выберу нужные мне острова и
проложу на карте стрелочками путь, отражающий общий план выполнения
моего проекта.
Таинственные острова
Остров планирования Остров информации
Остров творчества Остров открытий
Остров достижение
Мои задачи (планирование действий)
Запишу последовательность действий – шагов для достижения моей цели.
Этап
Что сделать?
Как это сделать?
Что нужно ещё?
1
____________________
_
____________________
_
_________________
_________________
_________________
________________
________________
________________
13
____________________
_
2
____________________
_
____________________
_
____________________
_________________
_________________
_________________
________________
________________
________________
Поиск информации
1.Заполню в таблице графы «Знал» и «Хочу узнать».
Знал
Хочу узнать
Узнал
_____________________
____________________
____________________
____________________
____________________
____________________
_____________________
____________________
____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
____________________
_____________________
____________________
____________________
____________________
2.Выберу в справке источники информации и запишу, в каком порядке я ими
воспользуюсь.
СПРАВКА подумаю сам, понаблюдаю, прочитаю нужные книги, посмотрю
кино-, теле- или видеофильм, обращусь к компьютеру, спрошу у взрослых
или у сверстников, проведу эксперимент, другое.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3.Использую эти источники информации по порядку и всё, что узнаю, кратко
впишу в графу «Узнал» моей таблицы.
4.Подумаю и запишу, как я буду использовать эти новые знания.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
14
ГРАДУСНИК НАСТРОЕНИЯ
Обведи в кружок тот значок, который соответствовал моему настроению на
этапе поиска информации.
Условные знаки
Прохладно
Нейтрально
Тепло
Контроль выполнения проекта
1.Сделаю описание (словесно или нарисую модель, схему, таблицу,
диаграмму) того, что я уже выполнил по проекту.
2.Достиг ли я своей цели?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
3.Запишу то, что у меня получилось хорошо:
15
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4.Запишу то, что у меня не получилось:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Поиск и исправление ошибок в проектной деятельности
Запишу, в чём ошибался:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Какие изменения я внесу в свой план:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Запишу, что мне надо сделать (какие материальные или информационные
объекты ещё надо исследовать):
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
ГРАДУСНИК НАСТРОЕНИЯ
Обведи в кружок тот значок, который соответствовал моему настроению на
этапе поиска информации.
Условные знаки
Прохладно
16
Нейтрально
Тепло
Кратко подведу итоги
Выполнил ли я то, что задумал?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Какой ответ на главный вопрос я узнал?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
В чём подтвердилось моё предположение?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
В чём не подтвердилось моё предположение?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Как я искал информацию?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Как я хранил информацию?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Как я передавал информацию?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
17
Что получилось хорошо?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Что было сделано плохо?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Что было выполнить легко?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Что было выполнить трудно?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Что я узнал или чему научился?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Как я принимал участие в общей деятельности?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Получился ли запланированный результат нашей совместной проектной
деятельности?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
КАК ОЦЕНИЛИ МОЮ РАБОТУ
Попрошу взрослых и одноклассников оценить мою работу и «зажечь
волшебные фонарики» по образцу в рамочке.
Очень успешно Успешно Не совсем успешно
18
Оценки родных и учителя
Мама Учитель
Оценки других взрослых и одноклассников
В чём я с ними согласен?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
В чём я с ними не согласен?
ЛЕСЕНКАУСПЕХА
Отмечу, по собственному мнению, как высоко я поднялся по лесенке успеха.
Попрошу учителя отметить ступеньку, на которую, по его мнению, я
поднялся.
19
По результатам каждого проекта можно вести также «Лист
индивидуальных достижений», который заполняется учителем, а потом
вкладывается в портфолио обучающегося.
ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
Ученик (ца)___________класс_____Учитель_________________________
№
п/п
Формулируемые навыки и умения
Тема проекта
1
2
3
4
5
1
Формулирование вопросов
2
Анализ задания
3
Определение логики выполнения
проекта
4
Планирование выполнения проекта
Контроль выполнения проекта
Корректировка выполнения проекта
5
Планирование действий
Прогнозирование результатов
собственной проектной деятельности
Прогнозирование результатов
коллективной проектной деятельности
6
Построение алгоритма поиска
необходимой информации
7
Поиск информации
Анализ и отбор информации
Использование информации
8
Работа с информацией (осуществление
передачи, хранения, обработки)
9
Использование знаково-символических
средств (модели, схемы или таблицы)
10
Поиск и исправление ошибок в своей
проектной деятельности
11
Организация своей деятельности
12
Коммуникативная деятельность
13
Исследование материальных и
информационных объектов
14
Проектирование, создание и обработка
электронных информационных
объектов
20
15
Обобщение (осознание,
структурирование и формулирование)
того нового, что открыто и усвоено в
ходе проектной деятельности
16
Осуществление объективного
самоконтроля и оценки собственной
деятельности и деятельности своих
товарищей, корректировка
При оценивании деятельности обучающегося используется
количественный балл («2», «1» и «0»), а потом выводится средний балл:
Два балла – высокий уровень развития данного параметра
Один балл – средний уровень развития данного параметра
Ноль баллов – низкий (или отсутствует) уровень развития данного параметра.
21