Напоминание

Историко-этнографическая сущность семейно-брачных отношений


Автор: Черлик-Оол Эремаа Тыртый-Ооловна
Должность: преподаватель истории и обществознания
Учебное заведение: ФГКОУ КызПКУ
Населённый пункт: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Московская 74
Наименование материала: статья
Тема: Историко-этнографическая сущность семейно-брачных отношений
Раздел: среднее образование





Назад




ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ

ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА

Семья – ячейка общества. У каждого народа, государства роль семьи в развитии

общества велика и поэтому семейно-брачным отношениям отводится немалая роль в

воспитании

подрастающего

поколения,

в

ее

социализации.

В

современной

Туве

отношения

семьи

и

брака

закреплены

в

семейном

кодексе

Российской

Федерации.

Семейное

законодательство

устанавливает

условия

и

порядок

вступления

в

брак,

прекращения брака и признания его недействительным, регулирует неимущественные и

имущественные отношения между членами семьи.

Слово

«брак»

-

древнерусского

происхождения.

«Братичи»

означает

отбирать,

выбирать хорошее и отклонять плохое». По семейному праву брак – это добровольный

союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи. При этом закон

требует соблюдения обязательных условий брака: добровольное согласие; брачный возраст

– 18 лет, если имеются уважительные причины брачный возраст может быть снижен до 16

лет;

не

допускается

между

близкими

родственниками;

душевно

больными

и

т.д.

Регистрация брака происходит в органах ЗАГСа.

Брак у тувинцев считался обязательным для каждого человека. Отца имеющего дочь –

невесту, пословица называет богатым «…была бы дочь – зять сыщется». Он в отличие

отца жениха, мог и хитрить, выбирая более достойного зятя: «имеющий сыновей прямо

говорит, имеющий дочерей намеками». Молодые люди ближе пятого колена считались

родственниками браки между ними запрещались. Родители старались действовать по

пословице

«бээр

уругнун

ыраа

эки»

-

невесту-дочь

лучше

выдать

подальше,

т.е.

за

человека из другого аала, сумона, кожууна. Невесткой дорожили как продолжательницей

рода мужа.\в Туве в период с XVII – до начала XX века семья была моногамной, но

сохранялись и полигамные отношения, главным образом у чиновников и богачей. В этих

случаях старшей считалась первая жена. Каждая из жен жила в отдельной юрте и вела

домашнее хозяйство. Наряду с этим существовали и патриархальные большие семьи,

состоящие

из

представителей

трех

поколений

и

ведущие

общее

хозяйство

под

руководством старшего мужчины, а в случае его смерти – жены. Такие семьи жили в

нескольких юртах. Как правило каждый женатый член большой семьи имел отдельную

юрту. Это были семейно-родственные аальные общины. Существовали следующие формы

брака: брак по сватовству, левират (от латинского liver – деверь, брат мужа – брачный

обычай - по которому вдова была обязана или имела право выйти замуж за брата своего

мужа),

сорорат

(от

латинского solor

сестра

обычай,

по

которому

вступает

в

брак

одновременно

или

последовательно

с

несколькими

или

двоюродными

сестрами),

гражданское сожительство. Брак был представлен в форме имущественной сделки, что

соответствовало мировоззренческим представлением кочевников. При заключении брака

определялись

главные

условия:

соблюдение

экзогамии,

очередности

по

старшинству,

согласие

родителей

или

других

лиц.

Брачный

возраст

для

девочек

14

-15

лет,

для

мальчиков 16 – 18 лет. Но некоторые тувинцы выдавали своих дочерей по достижении ими

15, 17, 19 – летнего возраста. Господствующее положение в семье принадлежало мужчине.

Жена переходила в дом мужа. Был распространен обычай сговора между определенными

семьями

о

браке

их

детей

еще

тогда,

когда

дети

были

совсем

маленькими.

Эта

договоренность скреплялась подарком отца жениха отцу невесты, носившем название

«суй белек». Принятие подарка означало обязанность выдать девочку, иногда даже не

родившуюся,

а

лишь

ожидаемую,

в

семью,

глава

которой

преподнес

«суй

белек».

Свадебный цикл состоял из трех обычаев, или обрядов: сватовство или сговор о браке с

поднесением подарка, обручение и свадебный пир. За невесту давали выкуп со скотом,

который

предназначался

не

только

родителям,

но

делился

между

широким

кругом

родственников,

обязанных

принимать

участие

в

выдаче

девушки

замуж.

Величина

и

размер выкупа зависели от социального и имущественного положения сторон. Выдача

замуж девушки было делом широкого круга родственников. Это нашло отражение в

обряде «шай бузар», когда давалось согласие на брак девушки. Приехавшие родственники

жениха передавали отцу невесты плитку кирпичного чая, которую он разбивал на кусочки

и

наделял

ими

каждого

из

своих

родственников,

символизируя

этим

их

участие

в

просватании девушки. Расходы по приготовлению имущества невесты для переезда в аал

несли и необходимые для этого работы выполняли не только родители невесты, но и ее

сородичи. Другой обычай «селиктенир» заключался в том, что когда наступала время

делать для невесты юрту с полной внутренней обстановкой, мать вместе с дочерью шла к

родственникам и просила определенное имущество (скот, юрту, одежду и тд. Под общим

названием «ончу», которое она привозила в дом мужа, но которое пожизненно оставалось

ее собственностью. Главным в свадебном цикле являлся обряд «дугдеп», что означает

окончательное закрепление сговора о браке, после которого жених имел право посещать

невесту. Когда родители жениха и его родственники приезжали на «дугдеп», родители

невесты брали у приехавших любую понравившуюся им лошадь, и этот обычай носил

название «аът чаяр» («отобрать лошадь»). Однако при отъезде домой после «дугдепа»

жених тоже получал от родственников невесты приглянувшуюся ему лошадь, и это право

жениха носило название «кудээ ады» («лошадь зятя»).

Обычно у девушки одна коса, а во время дугдепа – пять: две большие по бокам и три

маленькие сзади. К концам двух больших мать или старшая сестра жениха привязывали

шелковые ленты, банты, а в концы трех маленьких вплетали шелковые черные нити

«чалаа-кара» с нанизанным бисером, который гремел при каждом движении невесты, и

«узелки» - боошкун». Голову невесты украшала дорогая узорчатая чавага, нашитая а кусок

кожи серебряная пластинка с бусами и нитяными кистями-салбак. Песни призывали

«расчесывать»,

«заплетать»,

«украшать»

толстую

черную

бархатную

девичью

косу,

подобно

хвосту

теленка

яка-хунан

на

третьем

году.

Если

не

делали

«узелков»,

не

завязывали чавагу, то нет свадьбы, - так пели. Около юрты ставили маленький, из трех

покрытый войлоком шалашик, символизирующий юрту, или настоящую юрту – ойнаар для

встречи молодоженов. Сверстники усаживали молодых рядом, расплетали, складывали и

расчесывали их косы так, чтобы волосы переплетались. Хорошо, если волосы жениха

попадали

в

руки

невесты,

а

волосы

невесты

в

руки

жениха.

Или

если

их

волосы

одинакового цвета и слившись, становились неразличимыми. Это воспринималось как

свидетельство духовного родства. В обряд сватовства входила также проверка характера

будущего зятя и его физической силы. По обычаю «хендирбе сый кагар» он должен ударом

ладони разбить кость. На другой день приехавших угощали уже родители и родственники

невесты.

Резали

барана,

пировали.

Обменивались

подарками.

Получая

нетронутой

когээржик с арагой на дорогу, родители жениха или его старшие родственники говорили:

«Уш херээн ускен, уш чажын чарган» - три дела (т.е. три сватовства) порешили, три косы

заплели. Невеста в соответствии с наказом переезжала в дом жениха со скотом. Голову

невесты, лицо и грудь до локтей покрывал «думаалай», расшитый бисером длинный

шелковый платок с маленькими дырочками для глаз.

Наряженную в «думаалай» невесту сопровождали родители, соседи и родственники.

На половине пути к дому жениха его гонцы встречали свадебный поезд, расстилали белые

войлочные коврики-олбуки, усаживали и угощали сватов. В доме родственники жениха

как почетных гостей встречали родственников невесты, помогали им сойти с коней,

принимая их уставших лошадей. Евеста, ее отец и все остальные входили в новую юрту,

где на почетном месте-- - «дор» сидел жених. Он вскакивал навстречу отцу невесты,

встречал его у входа и приветствовал по обычаю чолукшуур. Своим долгом родители

жениха считали напоить гостей. Ходила «кундага» по кругу каждый отпивал свою долю.

По старому тувинскому обычаю, молодожены не должны пить: это им не к лицу.

Спустя некоторое время молодые вставали и уходили в свою новую юрту. Под конец

выходил кто-нибудь из родственников жениха и извещал: «Сава байлады» - угощение

кончилось.

На следующее утро проходило праздничное благословение невесты. Кто благословлял

последним, тот разбрызгивал вверх остатки молока или араки. Последнюю чашу делили

между собой четыре родителя. Старший благословляющий снимал думаалай невесты и

надевал ей тувинскую шапку: «Теперь вы законные муж и жена. Думаалай заворачивали и

невеста хранила его.

Семейное состояние мужчины определяло его высокий социальный статус главы, отца

семейства. Глава семьи заботился о приращении имущества, о членах семьи. Авторитет

отца, отцовства рода имело большое значение. Патриархальная власть мужчины в семье,

не ограничивала права женщины, хозяйки юрты. Она обладала свободой в хозяйственных

делах, участвовала в принятии важных решений. Права членов семьи связывались с

имущественным

правом.

Взаимоотношения

в

семье

были

основаны

на

соблюдении

строгой возрастной иерархии. При заключении брака власти не играли никакой роли,

браки официально не регистрировались, но развод утверждали чиновники чангы и хунду.

Без

их

разрешения

брак

юридически

не

считался

расторгнутым,

что

фактически

подтверждали песни: «Чагырыкчыга соглептер мен// тудуп бербейн кай-ла баарыл – я

скажу главе, он меня с тобой соединит». Причинами развода были: нежелание супругов

вести совместную жизнь, измена одного из супругов, физическое насилие со стороны

мужа, неумение жены вести домашнее хозяйство и др.

Изменения

семейно-брачных

отношений

раскрывают

факты,

способствовавшие

трансформации брачно-семейных норм в период Тувинской Народной Республики. В

начале XX века не существовало закона о браке и семье. Первый нормативно-правовой

документ «Положение о браке и семье» был принят

10 октября 1927 года Малым

Хуралом

ТНР.

По

закону

брачный

возраст

был

увеличен

до

18

лет,

официальной

регистрации

не

требовалось.

главным

условием

заключения

брака

считалось

добровольное согласие, за принуждение родителей подвергали штрафу в размере от 14 до

20 рублей. Обряд дугдээшкин был юридической формой заключения брака. В данный

период

получил

распространение

гражданские

браки

без

проведения

обрядов.

Кардинальные изменения в семейно-брачных отношениях и нормах произошли после VIII

съезда

ТНРП

в

1929

году,

на

котором

было

принято

решение

о

переходе

на

некапиталистический путь развития.

В 1930 году 8 мая Президиумом Малого Хурала был утвержден Кодекс законов о

браке, семье и опеке отменивший старые формы брака, калым, освободившей детей от

власти отца. За двоеженство и троеженство была установлена уголовная ответственность в

виде

принудительных

работ

на

срок

до

1

года

или

штраф

в

размере

1000

рублей.

Оформленным считался брак зарегистрированный в органах ЗАГСа.

В современной Туве в некоторых семьях сватовство проходит в три этапа: знакомство

родителей жениха с невестой и ее родителями, сватовство, на третий раз уже родители

невесты и жениха договариваются о дате свадьбы. Существуют и гражданские браки, но

официальным считается брак, зарегистрированный в органах ЗАГСа. К членам семьи по

семейному законодательству, помимо супругов и детей, относятся дедушка, бабушка,

братья,

сестры,

отчим,

мачеха,

пасынок,

падчерица.

В

Республике

Тыва

семейные

правоотношения регулируются в соответствии с принципом добровольности брачного

союза

мужчины

и

женщины,

равенства

прав

супругов

в

семье,

разрешения

внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания

детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и

интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов в семье.

Использованные источники:

1.

Дамдынчап В.М. – А., 2006. Автореферат. – С.10.

2.

Кенин – Лопсан М.Б. Тыва чоннун бурунгу ужурлары. – К., 1994. – С. 25-26

3.

Курбатский

Г.Н.

Тувинцы

в

своем

фольклоре.

К.:

Тувинское

книжное

издательство, 2001. – С.199.

4.

Никитин А.Ф. Основы государства и права. М.: Изд-во Дрофа, 2001. – С.265-270.

5.

История Тувы. –Н.: Изд-во Наука, 2001 – Т.1, С.194-195



В раздел образования