Автор: Николаева Ариана Никифоровна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ "Кюкяйская СОШ им. А.К. Акимова"
Населённый пункт: с. Кюкей, Сунтарского района, Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внедрение экологического образования учащимся путем организации экологических троп
Раздел: среднее образование
Николаева Ариана Никифоровна
учитель биологии и географии
Кюкяйской СОШ А.К. Акимова
Внедрение экологического образования учащимся путем организации экологических
троп
Любовь и бережное отношение к природе у детей не приходит сама собой – ее
нужно пробудить. Школьники
проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем
объектам природы, о которых имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в
других случаях в их поведении проявляется нейтрально-безразличное отношение.
К сожалению, в настоящее время учебные заведения испытывают острую нехватку
социально-ориентированных
наглядных
пособий
по
экологическому
образованию
и
просвещению.
Актуальным
временным
приоритетом
является
разработка
новых
интерактивных
художественно-психологических
методических
форм
экологической
педагогики.
Организация экологических троп это одна из форм работы в системе экологического
образования
подрастающего
поколения.
Правильно
организованная
тропа
позволяет
учащимся многогранно раскрыть свои творческие способности, сочетать умственный труд
с физическим, развивать высокую активность. Также в процессе общения с природой у
школьников вырабатываются навыки правильного поведения, разумного, сознательного
отношения к природе.
В организации экологической тропы участвуют коллектив учителей школы, учащиеся
и родители.
Работа начинается с подготовки небольшой группы ребят, объединенных общими
интересами, члены кружка, общество юных экологов. На этом этапе большую роль играют
постановка
общественно
значимой
цели
перед
небольшим
коллективом
учащихся,
определение задач и объема работы, раскрытие перспектив и определение места каждого
ученика в предстоящем деле. Многое зависит от эмоционального настроя группы.
Приведу примерное содержание работы общества юных экологов Кюкяйской СОШ
им.
А.К.
Акимова
Сунтарского
улуса
по
созданию
учебной
экологической
тропы
«Открыватели». Данная тропа была организована мною и проводились летом в 2010 г на
территории окрестности села. Участвовали в этой тропе 10 учащихся, 2 учителя.
В начале работы вместе с
учителями
и учащихся занимаемся
исследованием
местности, прокладкой маршрута, выявлением экскурсионных объектов, смотровых точек,
м е с т
о т д ы х а ,
в ы ч е р ч и в а н и е м
п л а н - с х е м у
м а р ш р у т а .
Также
в
процессе
этого
этапа
определяются
примерные
тематики
научных
работ
учащихся.
Данная тропа имеет линейный
маршрут протяжённостью 2 км, рассчитана на
учащихся средних и старших классов. Время прохождения по маршруту 2-2,5 часа. На
маршруте выделено 7 остановок:
Остановка №1. «Кэлтэгэй». Пришкольный участок школы находится в 300
м от школы. Здесь учащиеся знакомятся с различными видами древесно-кустарниковой
растительности. Проводят учет основными вредителями культурных растений, следят за
вегетацией роста растений.
Остановка №2. «Куукэй эбэ». Озеро «Куукэй эбэ» находится по близости
школы. В этой остановке учащиеся познакомились с водными растениями и живостью
озер.
Остановка №3. «Парк отдыха». Остановка примерно в двухстах метрах от
школы.
Здесь
каждый
год
проводится
населением
праздник
ысыаха.
Территория
местности огорожена. Но после проведения мероприятий участок используется
для
выпаса
телят.
В
этой
остановке
учащиеся
изучили
изменение
видового
состава
фитоценоза
луга,
провели
очистку
мусора,
исследовали
растения,
которые
наиболее
вытаптываются.
Остановка №4 «Дары леса». Остановка находится у опушки елового леса.
Здесь учащиеся вели учет
ягод брусники, возможные урожаи ягод по численности
цветков, собрали коллекции вредителей насекомых, гербарные образцы.
Остановка №5. «Юный энтомолог».
Здесь учащиеся
научились
ловит
сачком насекомых, знакомятся с
различными видами
насекомых, учатся различать
вредные и полезные насекомые, проводят их учет. Также учатся собирать коллекцию
насекомых.
Остановка №6 «Речка «Куукэй урэ5э». Находится в 5 км от села. В этой
остановке учащиеся проводят обследования берега речки, прибрежную растительность и
обитателей речки.
Остановка №7 « Юный натуралист». Проводится
итог всех маршрутов.
Организуются
познавательные
игры,
викторины,
конкурс
плакатов,
стендов
призывающих к бережливому отношению к природе животным, растениям.
В будущий год тоже планируем такие же тропы, для изучения простор нашего села.
В результате проведения учебных экологических троп у учащихся повысился
учебно-познавательный
потенциал
учащихся.
Многие
учащиеся
со
своими
исследовательскими
работами
выступали
в
различных
школьных
НПК,
занимали
призовые места. Также знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны с
программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на
уроках. Главное же состоит в том, что учащиеся работают практически в открытом
лаборатории, учатся работать в полевых условиях, наблюдать за живыми организмами.
Тем самым постигается неразрывное единство природной среды и учащегося.
На учебной тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. У учащихся
формируется
бережное
и
ответственное
отношение
к
природе,
культура
общения
с
природой, воспитывает у школьника трудолюбие и уважение к труду. Школьники не
только расширяют свои естественнонаучные знания, но постигают отношения человека к
окружающей
среде
в
процессе
труда
и
отдыха.
Они
учатся
комплексно
оценивать
результаты труда, прогнозировать экологические следствия деятельности человека, в том
числе
своей
и
своих
товарищей.
Высшим
проявлением
связи
обучения
с
жизнью
становится
участие
школьников
в
улучшении
общего
состояния
природы
в
зоне
экологической тропы.
Создание
учебных
экологических
троп
помогает
гуманизировать
образование.
Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на
тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени —
оптимизации отношений человека с природной средой. Этому подчинены содержание,
методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе. Экологическая
тропа
—
это
перспективная
учебная
территория,
где
школьники
выступают
в
роли
учителей,
пропагандистов,
тружеников,
где
формируются
их
гражданские
качества,
активная жизненная позиция.
Использованная литература:
1. Биология в школе. / №4, 2007// Экологическое исследования в школах.- 58 с.
2.
Данилова
В.В.
Экологическая
тропа,
как
учебно-просветительный
«кабинет»
в
природных условиях,
3. Лободина Н.В. Экологическое воспитание в начальной школе.- В., 2007.
4.
Чижова
В.П.
Петрова
Е.
Г.
Рыбаков
А.В.
Экологическое
образование
(учебные тропы) – Сб. «общество и природа» МГУ , 1981