Автор: Кабова Екатерина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №9 г.Надыма
Населённый пункт: ЯНАО, г.Надым
Наименование материала: методическая разработка классного часа
Тема: "Прощание с букварем"
Раздел: начальное образование
Праздник «ПРОЩАНИЕ С БУКВАРЁМ»
Слайд 1
Выход под песню «Чему учат в школе»
Песня «Добрый день»
1 уч: Маша
Хороша сегодня школа,
Зал горит огнем,
Мы на праздник наш веселый
В гости всех зовем.
2 уч. Соня
Заходите, проходите!
Путь свободен, освещён.
Приглашаем всех сегодня
Попрощаться с Букварём!
3 уч. Трофим
Потрудились мы немало!
Ведь по правде говоря,
Русской грамоте начало
На страницах Букваря!
4 уч. Василиса
Если хочешь много знать,
Многого добиться
Обязательно читать
Должен научиться!
5 уч. Даша
Как хорошо уметь читать.
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу!»
Не надо ждать, не надо звать,
А можно взять и прочитать!
6 уч. Матвей
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз-
Наш учитель учит нас!
Учитель:
Ель, топор, лопата, руки-
В каждом слове слышим….звуки. (хором)
Учитель:
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.(хором)
7 уч. Даниил
Гласные тянутся песенкой звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбельке ребёнка качать.
8 уч. Милана
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть
Даже фыркать и скрипеть
Но не хочется им петь.
9 уч. Кира
Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог,
А без этого нельзя нам
Провести весь наш урок.
10 уч. Саша
Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем звуки выделять.
Ну, и конечно, без сомненья,
Мы очень любим все читать!
-Совсем недавно вы переступили порог нашей гимназии и стали настоящими
гимназистами-первоклассниками.
Первая книга, которую вы получили, называлась «Букварь».
-Что же это за книга необычная, у которой даже есть свой праздник –
«Прощание с букварём»?
Букварь – это мудрая книга, которая известна всем: и взрослым, и
детям.
Слайд 2.
Посмотрите, как выглядел первый букварь в Москве в 17 веке.
Составил этот букварь Карион Истомин монах, придворный поэт.
Сначала это была рукописная книга, расписанная золотом и красками.
Слайд 3.
Посмотрите на наш современный букварь. Автор Владимир
Владимирович Репкин... Елена Вадимовна Восторгова, Вадим
Александрович Левин.
- Похож наш букварь на тот, что был в 17 веке? А чем же отличается?
- Зачем люди придумали букварь?
Буквари меняют обложку, меняют тексты, авторов, иллюстрации, но
всегда неизменным было и будет, то, что букварь учит маленьких
граждан страны.
-А теперь давайте вспомним, как мы двигались вперед по страницам букваря,
каждый день, узнавая что-то новое, и совершим путешествие по нашему
букварю. Отправимся в путь, конечно же, с веселой песенкой.
(Приглашаю весь класс на сцену)
Песня «Дружба с букварем»
- Так с чего же начиналось наше путешествие по букварю?
- Давайте поиграем: «Кто внимательный?» если первый звук мягкий – вы
встаете и дружно его произносите, а если твердый – остаетесь на месте и
тоже его произносите.
Слайд
-Тренировка: тетрадь (ть-встать), портфель (п- сидим на месте),
точилка (т-сидим на месте), пенал (пь- встать), ручка (р -сидим на месте),
мел (мь- встать), краски (к-сидим на месте), резинка (рь- встать), линейка (ль-
встать), кисточка (кь- встать), карандаши (к-сидим на месте), глобус (г- сидим
на месте), яблоко (й- встать).
Работа по картинкам на экране (последнее – яблоко).
-Молодцы! Ребята, вспомните, когда мы научились различать звуки, писать
буквы, чему мы учились дальше?
- Но одним из самых любимых занятий было и отгадывание загадок.
Попробуем?
Черные, кривые,
от рожденья все немые,
Стоит только встать им вряд -
вот тогда заговорят.(Буквы)
Палочка волшебная есть у меня,
друзья.
Палочкою этой могу построить я
Башню, дом и самолет,
И огромный пароход! (Карандаш)
Открыть свои тайны любому готова,
Но ты от нее не услышишь и слова.
(Книга)
Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет.
(Школа)
Кулик – не велик,
Целой сотне велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись.
(Школьный звонок)
В каждой книжке
И тетрадке
Можно встретить
Эти грядки.
(Строчки)
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.(Глобус)
Это книга не простая: По ней буквы
изучаю. (Букварь)
Отгадай, что за вещица, -
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет-сеет семена
Не на поле, не на грядке -
На листах твоей тетрадки. (Ручка)
Стоит чудесная скамья,
За ней уселись ты да я.
Скамья ведет обоих нас
Из года в год,
Из класса в класс.
(Парта)
Последняя загадка
Тридцать три сестрички
Ростом невелички,
Если знаешь наш секрет,
Мы покажем целый свет. (Алфавит)
-Молодцы! Для чего же нужен алфавит?
- Вспомним и назовем весь алфавит из «Песенки-азбуки» Бориса Заходера.
(приглашаю весь класс на сцену)
Слайд 9
Песня «33 родных сестрицы»
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,-
Очень просим всех ребят
С ними подружиться! 2 РАЗА
А,б,в,г,д,е,ж
Прикатили на еже!
З,и,к,л,м,н,о
Дружно вылезли в окно!
П,р,с,т,у,ф,х
Оседлали петуха!
Ц,ч,ш,щ,э,ю,я –
Вот и все они, друзья!
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они - стоят рядком.
Очень плохо жить на свете 2 РАЗА
Тем, кто с ними не знаком!
А,б,в,г,д,е,ж…..
Вот и все они, друзья!
Вот такие чудеса!
Все буквы мы с вами изучили и теперь смело можем рассказать алфавит.
-Многие поэты придумывали свою азбуку – они сочиняли истории про
зверей, названия которых начинаются на каждую букву алфавита.
Давайте вспомним такую азбуку.
Б.Заходер
Мохнатая азбука. - РОСТИСЛАВ
В азбуке этой – увидите сами!-
Буквы живые: с хвостами, с усами,
Бегать умеют они и летать,
Ползать и плавать, кусать и хватать…
Буквы - мохнатые, буквы – пернатые,
Стройные буквы и даже горбатые,
Добрые, злые, наземные, водные –
Кто же они? Догадались? (Животные)
Стихи детей о буквах.
А
Б
В….
Слайд 10.
-Составьте ИЗ БУКВ слова, которые вы увидите на экране (у всех детей в
руках буквы):
Слайд 6
эхо груша
семя волк
семья лучик
пойдём выучить
подъём хитрец
щетинка лью
арбуз ёжик
филин молодцы
- В народе говорят: Азбука – к мудрости ступенька.
-Вы одолели свою первую, очень трудную ступеньку к мудрости. С букварем
мы расстаемся, но продолжим изучение русского языка, будем
путешествовать по Стране слов, познавать новые тайны нашего родного
языка, а помогут нам в этом помощники-учебники «Русский язык» и
«Литературное чтение».
Учитель:
«На дворе уже весна.
В школе Праздник Букваря.
Вы теперь умнее стали,
Ведь все буквы мы узнали.
Вы все умели говорить,
Да и читать слегка,
Букварь же вам хотел раскрыть
Секреты языка.
Слайд 11. Караоке песня «Вместе весело шагать… ».