Автор: Никитина Виктория Альбертовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ГБОУ гимназия № 41 имени Эриха Кестнера
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Проектная деятельность на уроке музыки
Раздел: среднее образование
Проектная деятельность на уроке музыки как фактор стимулирования
познавательных интересов учащихся
Сегодня метод проектов - важная часть педагогического арсенала.
Приоритетное значение проектов обусловлено недостатком творчески, нестандартно
мыслящих личностей, умеющих работать самостоятельно и в команде. Данная технология
поддерживает и обогащает учебный процесс, поддерживает различные стили обучения.
Творчество немыслимо без познавательной активности, без исследовательской работы
учащихся. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и
непознанное, а потому такая деятельность классифицируется как творческая. Сам
исследователь, безусловно, – творец. Поэтому, проектная деятельность активизирует
познавательную деятельность, развивает креативность мышления, формирует
исследовательские умения и является неотъемлемой частью учебно-воспитательного
процесса в свете новых образовательных стандартов.
Проектная деятельность – последовательная совокупность учебно – познавательных
приемов, которые позволяют решить проблему в результате самостоятельных действий
учащихся с обязательной презентацией результатов.
1. В зависимости от количества участвующих они могут быть индивидуальными,
парными, групповыми:
индивидуальный проект эффективен с точки зрения организации самостоятельной
поисковой деятельности,учета его личных интересов, предоставления возможности
реализовать свой творческий потенциал, потребность в достижении успеха и
самоутверждения;
парные и групповые проекты обладают не меньшими развивающими
возможностями, позволяют учитывать индивидуальные особенности обучающихся
при распределении их обязанностей, а также обучают студентов умению
кооперировать свои усилия в процессе совместного решения сложных творческих
задач.
2. По характеру поисковой деятельности и преобладающих методов выделяют
исследовательские, творческие и информационные проекты:
исследовательские проекты по своему характеру напоминают научное
исследование, подчиняются его логике. .
творческие проекты направлены на разработку новых оригинальных идей,
продуктов совместной деятельности, представляемых в творческой форме
(творческий отчет, выставка, проект дизайна производственных помещений,
видеофильм, печатная продукция – книга, альманах, журнал в компьютерной
верстке, компьютерная программа и т.д.
информационные проекты направлены на сбор необходимой для учебного
процесса или других заказчиков информации. Разработка проекта связана с
поиском и нахождением информации в различных источниках: монографиях,
журнальных статьях, газетных публикациях, электронных базах данных, с
помощью социологических опросов. Результатом проекта становится
проанализированная, обобщенная, систематизированная и представленная в
определенной форме информация – буклет, коллаж, публикация, страничка в
Интернете и т.д.
3. В зависимости от учебных дисциплин, в рамках которых разрабатывается проект, можно
выделить:
монопредметные проекты, осуществляемые в рамках одной учебной дисциплины;
межпредметные проекты, реализуемые также в процессе изучения определенного
курса, но на основе активного использования материалов других;
надпредметные проекты, не только не связанные с конкретной дисциплиной, но и,
как правило, реализуемые вне рамок конкретной учебной дисциплины.
Межпредметные и надпредметные проекты обеспечивают активную продуктивную
деятельность учащихся. Они способствуют развитию кругозора самих исполнителей
проекта, а так же имеют практическую ценность.
По продолжительности, срокам выполнения проекты могут быть:
краткосрочные, разрабатываемые на урок
среднесрочные – разрабатываемые от недели до месяца;
долгосрочные – разрабатываемые от одного до нескольких месяцев.
Какие виды проектов предпочтительнее использовать на уроке музыки?
На уроках музыки предпочтительнее использовать индивидуальные или парные проекты.
Учащимся трудно распределить роли в группах, и они иногда испытывают трудности в
коммуникации, распределении обязанностей.
по характеру поисковой деятельности и преобладающих методов - творческие
проекты направлены на разработку новых оригинальных идей, продуктов совместной
деятельности, представляемых в творческой форме (творческий отчет, выставка, печатная
продукция – книга, альманах, журнал; виртуальная экскурсия.
Уроки музыки по своей сути интегративны. Они сочетают информацию из области
литературы, истории, живописи. Результаты использования интеграции таковы:
способствует развитию научного стиля мышления учащихся
даёт возможность применять научный метод познания;
создает комплексный подход к учебным предметам
повышает качество знаний учащихся;
усиливает интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла
расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих
возможностей обучающихся, помогает более глубокому усвоению
программного материала по музыке
приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности, обеспечивая
единство учебно-воспитательного процесса.
Проекты
для
начальной
школы
направлены
на
познавательные
и
художественно-
прикладные виды деятельности. «Театр в табакерке», «Тайны театрального занавеса»,
«Застывшая музыка», в ходе которого дети создают скульптуры из пластилина, глины,
посвященные артистам балета, оперы. Данные проекты расширяют темы «В музыкальном
театре». В рамках темы «В концертном зале» учащиеся создают музей музыкальных
инструментов и каждый ученик – экскурсовод.
Проекты
для
средней
школы:
«Музыка
и
здоровье»,
«Пифагорийские
взгляды
на
музыку», «Музыка на мольберте». расширяют кругозор, позволяют проявить учащимся
разнообразные крмпетенции. В рамках методической системы разработаны и реализовны
проекты, основанные на интеграции предметного материала из разных областей знаний.
«Энштейн – физик и скрипач», «Наука и музыка в жизни А.Бородина», «Музыка морской
стихии» на материале произведений Н Римского – Корсакова. Предлагаемые проекты
способствуют
формированию
не
только
культурного
слушателя,
но
и
разносторонне
развитого человека.
Гимназия, в которой работает автор системы немецкоязычная, поэтому некоторые из
музыкальнонаправленных проектов защищаются на немецком языке. Этим создается
дополнительная мотивация у учащихся к практическому применению иностранного языка.
В проектах интегриреруется материал музыкальный и страноведческий, отражающий
историю, культуру, географию Германии. Разработаны учащимися старших классов темы:
«По следам И. Баха: жизнь и путешествие композитора по Германии», «Давайте
знакомиться: Бременские музыканты».
Все проекты оцениваются классом по следующим критериям:
1.
Раскрытие темы
2.
Связность, последовательность изложения материала
3.
Простота и ясность изложения
4.
Художественно-графическое качество схем, рисунков; доступность для восприятия
с учетом расстояния до зрителей
5.
Уверенность, владение собой; удержание внимания аудитории
6.
Адекватность ответов поставленным вопросам