Напоминание

Проектная деятельность на уроке музыки


Автор: Никитина Виктория Альбертовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ГБОУ гимназия № 41 имени Эриха Кестнера
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Проектная деятельность на уроке музыки
Раздел: среднее образование





Назад




Проектная деятельность на уроке музыки как фактор стимулирования

познавательных интересов учащихся

Сегодня метод проектов - важная часть педагогического арсенала.

Приоритетное значение проектов обусловлено недостатком творчески, нестандартно

мыслящих личностей, умеющих работать самостоятельно и в команде. Данная технология

поддерживает и обогащает учебный процесс, поддерживает различные стили обучения.

Творчество немыслимо без познавательной активности, без исследовательской работы

учащихся. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и

непознанное, а потому такая деятельность классифицируется как творческая. Сам

исследователь, безусловно, – творец. Поэтому, проектная деятельность активизирует

познавательную деятельность, развивает креативность мышления, формирует

исследовательские умения и является неотъемлемой частью учебно-воспитательного

процесса в свете новых образовательных стандартов.

Проектная деятельность – последовательная совокупность учебно – познавательных

приемов, которые позволяют решить проблему в результате самостоятельных действий

учащихся с обязательной презентацией результатов.

1. В зависимости от количества участвующих они могут быть индивидуальными,

парными, групповыми:

индивидуальный проект эффективен с точки зрения организации самостоятельной

поисковой деятельности,учета его личных интересов, предоставления возможности

реализовать свой творческий потенциал, потребность в достижении успеха и

самоутверждения;

парные и групповые проекты обладают не меньшими развивающими

возможностями, позволяют учитывать индивидуальные особенности обучающихся

при распределении их обязанностей, а также обучают студентов умению

кооперировать свои усилия в процессе совместного решения сложных творческих

задач.

2. По характеру поисковой деятельности и преобладающих методов выделяют

исследовательские, творческие и информационные проекты:

исследовательские проекты по своему характеру напоминают научное

исследование, подчиняются его логике. .

творческие проекты направлены на разработку новых оригинальных идей,

продуктов совместной деятельности, представляемых в творческой форме

(творческий отчет, выставка, проект дизайна производственных помещений,

видеофильм, печатная продукция – книга, альманах, журнал в компьютерной

верстке, компьютерная программа и т.д.

информационные проекты направлены на сбор необходимой для учебного

процесса или других заказчиков информации. Разработка проекта связана с

поиском и нахождением информации в различных источниках: монографиях,

журнальных статьях, газетных публикациях, электронных базах данных, с

помощью социологических опросов. Результатом проекта становится

проанализированная, обобщенная, систематизированная и представленная в

определенной форме информация – буклет, коллаж, публикация, страничка в

Интернете и т.д.

3. В зависимости от учебных дисциплин, в рамках которых разрабатывается проект, можно

выделить:

монопредметные проекты, осуществляемые в рамках одной учебной дисциплины;

межпредметные проекты, реализуемые также в процессе изучения определенного

курса, но на основе активного использования материалов других;

надпредметные проекты, не только не связанные с конкретной дисциплиной, но и,

как правило, реализуемые вне рамок конкретной учебной дисциплины.

Межпредметные и надпредметные проекты обеспечивают активную продуктивную

деятельность учащихся. Они способствуют развитию кругозора самих исполнителей

проекта, а так же имеют практическую ценность.

По продолжительности, срокам выполнения проекты могут быть:

краткосрочные, разрабатываемые на урок

среднесрочные – разрабатываемые от недели до месяца;

долгосрочные – разрабатываемые от одного до нескольких месяцев.

Какие виды проектов предпочтительнее использовать на уроке музыки?

На уроках музыки предпочтительнее использовать индивидуальные или парные проекты.

Учащимся трудно распределить роли в группах, и они иногда испытывают трудности в

коммуникации, распределении обязанностей.

по характеру поисковой деятельности и преобладающих методов - творческие

проекты направлены на разработку новых оригинальных идей, продуктов совместной

деятельности, представляемых в творческой форме (творческий отчет, выставка, печатная

продукция – книга, альманах, журнал; виртуальная экскурсия.

Уроки музыки по своей сути интегративны. Они сочетают информацию из области

литературы, истории, живописи. Результаты использования интеграции таковы:

способствует развитию научного стиля мышления учащихся

даёт возможность применять научный метод познания;

создает комплексный подход к учебным предметам

повышает качество знаний учащихся;

усиливает интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла

расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих

возможностей обучающихся, помогает более глубокому усвоению

программного материала по музыке

приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности, обеспечивая

единство учебно-воспитательного процесса.

Проекты

для

начальной

школы

направлены

на

познавательные

и

художественно-

прикладные виды деятельности. «Театр в табакерке», «Тайны театрального занавеса»,

«Застывшая музыка», в ходе которого дети создают скульптуры из пластилина, глины,

посвященные артистам балета, оперы. Данные проекты расширяют темы «В музыкальном

театре». В рамках темы «В концертном зале» учащиеся создают музей музыкальных

инструментов и каждый ученик – экскурсовод.

Проекты

для

средней

школы:

«Музыка

и

здоровье»,

«Пифагорийские

взгляды

на

музыку», «Музыка на мольберте». расширяют кругозор, позволяют проявить учащимся

разнообразные крмпетенции. В рамках методической системы разработаны и реализовны

проекты, основанные на интеграции предметного материала из разных областей знаний.

«Энштейн – физик и скрипач», «Наука и музыка в жизни А.Бородина», «Музыка морской

стихии» на материале произведений Н Римского – Корсакова. Предлагаемые проекты

способствуют

формированию

не

только

культурного

слушателя,

но

и

разносторонне

развитого человека.

Гимназия, в которой работает автор системы немецкоязычная, поэтому некоторые из

музыкальнонаправленных проектов защищаются на немецком языке. Этим создается

дополнительная мотивация у учащихся к практическому применению иностранного языка.

В проектах интегриреруется материал музыкальный и страноведческий, отражающий

историю, культуру, географию Германии. Разработаны учащимися старших классов темы:

«По следам И. Баха: жизнь и путешествие композитора по Германии», «Давайте

знакомиться: Бременские музыканты».

Все проекты оцениваются классом по следующим критериям:

1.

Раскрытие темы

2.

Связность, последовательность изложения материала

3.

Простота и ясность изложения

4.

Художественно-графическое качество схем, рисунков; доступность для восприятия

с учетом расстояния до зрителей

5.

Уверенность, владение собой; удержание внимания аудитории

6.

Адекватность ответов поставленным вопросам



В раздел образования