Автор: Буровова Виктория Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СШ №59
Населённый пункт: город Липецк
Наименование материала: разработка родительского собрания
Тема: Выполнение домашнего задания - залог успешной учёбы
Раздел: начальное образование
Выступление на родительском собрании
"Выполнение домашнего задания - залог успешной учёбы"
Задачи: 1. выяснить, для чего нужны домашние задания
2. определить главное назначение домашнего задания
Цель воспитания — научить наших детей обходиться без нас.
Эрнст Легуве (фран. писатель)
Уроки сделаны...Мать охрипла…Дочь оглохла… Соседи выучили все
наизусть… Собака пересказала.
Что такое домашнее задание известно всем и каждому. Несколько поколений
школьников домашнее задание называют «домашкой». «Домашка» - это то,
что мешает бедным детям свободно дышать после окончания школьных
занятий. Зачем же столько поколений учителей настаивают на выполнении
домашнего задания, и отчего столько поколений несчастных школьников с
таким же постоянством стараются избежать этой «горькой участи»?
Учёба в школе, выполнение домашних заданий – серьёзный труд.
Домашнее задание выполняет различные функции.
1)
Одной из главных является функция закрепления знаний и умений
ученика, его навыков.
2)
Вторая функция домашнего задания – это стимулирование
познавательного интереса учащегося, желания знать как можно больше
по предмету или по теме. Для реализации этой функции даются
творческие и исследовательские домашние задания
3)
Третья функция домашнего задания – это развитие самостоятельности
ученика, его ответственности за выполняемое учебное задание.
Очень многие родители стремятся помочь своим детям, но не знают, как
это сделать:
Родители, которые практически сразу предоставляют детям
возможность проявить полную самостоятельность в приготовлении
уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего
ребёнка. Одни взрослые заявляют ребёнку: «Уроки заданы тебе, а не
мне, вот ты и делай»
Другие ласково спрашивают: «Ну что нам сегодня задано?» - и
раскрывают учебники и тетрадки.
В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким
важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий.
Во - втором – формируется безответственность, уверенность в том, что
все будет сделано правильно без особых усилий.
Случай: «Я нарисовал рисунок и всю ночь не спал, переживал, какую
вы мне оценку поставите?»
Поэтому в начальной школе важно так организовать выполнение
домашней работы, чтобы ребенок постепенно привыкал к
самостоятельности.
В 1 и 2 классе родители должны помогать ребенку выполнять уроки,
правильно организовывая домашнюю работу, к 3-4 классу участие
родителя в домашней работе должно уменьшаться. В идеале
четвероклассник выполняет домашнее задание самостоятельно. И
родители лишь помогают в случаях затруднений.
Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу
дома, то заметим, что это задача двоякая.
1.
С одной стороны, нужно помочь ребёнку найти правильный режим
работы, выделить место для занятий, определить наилучший порядок
приготовления уроков.
2.
А с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за
уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро
включиться в работу, вести её, не отвлекаясь, и в хорошем темпе. Малейшая
внутренняя ненастроенность ребёнка или какие-то внешние неудобства могут
оказаться серьезной помехой.
Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня.
Опрос, проведенный в начальных классах, показал: у тех, кто хорошо учится,
есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо
придерживаются.
И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно
отведенного для занятий времени. Это не случайно.
Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления
твёрдого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в
учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков,
от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом
пришли гости.
Ребёнок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на
постоянное рабочее место. Чтобы он там мог держать книги и тетради.
Дело в том, что у каждого человека, а у младшего школьника в особенности,
вырабатывается установка не только на определенное время, но и на
определённое место работы. Когда такая установка у ребёнка сформируется,
то ему бывает достаточно усесться за привычный стол, как само собой
приходит рабочее настроение, возникает желание приступить к работе.
Помогите своему ребёнку строго выполнять такое правило: до начала занятий
со стола должно быть убрано всё, что не имеет отношения к ним. Все
вспомогательные вещи, которыми придется пользоваться (линейка, резинка,
карандаш), класть слева от себя; учебники, тетради, дневник – справа. Всё,
что уже не понадобится, тут же укладывать в портфель или в другое
определенное место.
Сколько времени должен выполнять ребенок домашнее задание?
Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий
должна быть следующей:
- до 1 часа – в первом классе;
- до 1, 5 часов – во втором;
- до 2 часов – в третьем и четвертом классе.
И в заключении я предлагаю вам памятку.
Памятка контроля по выполнению домашних заданий
Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашних заданий,
проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка:
1.
Не сравнивайте его умения с умениями других детей.
2.
Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения
выполнять заданное упражнение.
3.
Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего
задания.
4.
Не пытайтесь выполнить за своего сына или дочь домашнее задание,
это сослужит им плохую службу.
5.
Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
6.
Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по
выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
7.
Учите его детальному изучению содержания материалов учебника,
справочных материалов, правил и инструкций.
8.
Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашнего
задания.
9.
Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное
домашнее задание.
10.
Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи,
братьями и сестрами.
11.
Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашнего
задания, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по
различным предметам, справочники на информационных носителях.
12.
Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если
придется чем-то жертвовать.
13.
Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие
формированию усидчивости, терпения и ответственности.
14.
Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете
проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.
КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ВЫПОЛНИТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1.
Проверьте, правильно ли организовано рабочее место. Всё должно быть
на своих местах
2.
Посидите со своим ребёнком на первых порах выполнения д/з. От того,
насколько спокойными будут его первые шаги, зависят его будущие
школьные успехи.
3.
Сформируйте у ребенка привычку делать уроки. Напоминайте об
уроках без криков, будьте терпеливы.
4.
Красиво оформите рабочее место. Учите выполнять уроки только в
этом рабочем уголке.
5.
На рабочем месте должен быть порядок, если ребенку трудно навести
порядок, то помогите ему.
6.
Если ребёнок что-то делает не так, не спешите его ругать.
7.
Если ребёнок отвлекается, то спокойно напоминайте ему о времени,
отведенном на выполнение уроков.
8.
Следите за тем, чтобы письменные задания ученик выполнял чисто,
без помарок.
9.
Не заставляйте многократно переписывать д/з. Это подрывает интерес к
школе.
10.
Старайтесь, как можно раньше приучать делать уроки самостоятельно
и обращаться к вам в случае необходимости.
УСПЕШНЫХ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ВАМ ДЕТЕЙ!
.