Автор: Обод Елена Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ФКОУ СОШ ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу
Населённый пункт: город Мариинск
Наименование материала: статья
Тема: "Практика перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей"
Раздел: полное образование
Практика перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей.
Известно давно, что воспитание детей - самая важная область нашей жизни
и
нашего
будущего.
Сегодня
в
России
как
никогда
остро
стоит
вопрос
воспитания
детей.
Это
связано
непосредственно
с
«духовным
кризисом»,
который
мы
наблюдаем. Похоже,
сбывается
предвидение
философа
Ю.А.
Шрейдера: «Самая страшная из грозящих нам катастроф – это не столь атомная,
тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человека на
Земле, сколько антропологическая – уничтожение человеческого в человеке» [2,
7]. «Разве не видно, в каком ужасающем состоянии находится наше юношество,
– говорит митрополит Владимир в интервью газете «АиФ». – Каждый седьмой
подросток – наркоман, то есть смертник. Юные души не получают противоядие
от нравственного растления. И все это будет продолжаться, пока воспитание в
России
подменяется
антивоспитанием...»
[1].
Воспитание
было
и
остается
актуальнейшей задачей нашего времени.
В
условиях
модернизации
современного
отечественного
образования
общество неизбежно встало перед проблемой преодоления провала в духовно-
нравственном развитии подрастающего поколения и обеспечения приоритета
воспитания
в
целостном
образовательном
процессе.
Это,
в
свою
очередь,
вызывает потребность в переосмыслении ценного и необычайно успешного
социально-педагогического наследия А. С. Макаренко.
Моё самое яркое воспоминание из курса по педагогике — лекции по
методике
Антона
Семёновича
Макаренко.
«Педагогическая
поэма»
была
перечитана на несколько раз. Помню, что меня поразило, как за короткий срок
один педагог смог из беспризорников и преступников
воспитать достойных
граждан советского государства.
Наша теория воспитания исходит из того, что недостатки в поведении,
антисоциальные привычки и правонарушающие наклонности не заложены в
человеке от рождения. Они приобретаются под влиянием нездоровой среды,
неблагоприятных
условий,
а
так
же
в
результате
ошибок
и
недостатков
в
воспитании. Их можно искоренить, изжить в результате изменения условий
жизни и путем правильно организованного воспитания и перевоспитания.
Перевоспитание — это трудный и длительный процесс. Известно, что
перевоспитывать
значительно
труднее,
чем
воспитывать.
В
процессе
перевоспитания приходится изменять, а иногда и вытеснять уже сложившиеся
привычки, взгляды, черты характера и формировать новые, отличающиеся от
прежних.
Особенно
трудно
протекает
процесс
перевоспитания
тогда,
когда
антисоциальные
привычки
прочно
закрепились
в
воспитуемом,
когда
его
противоправное
развитие
зашло
слишком
далеко.
Что
делать
с
социально
1
неадаптированными
детдомовцами,
с
сотнями
малолетних
преступников,
живущих по порочному сценарию:
«украл, выпил — в тюрьму»? Брать под
копирку
чужой
опыт
или
всё
же
обратить
внимание
на
наработки
отечественных педагогов?
Ведущая
социально-воспитательная
деятельность
в
авторской
системе
Макаренко
-
трудовое
воспитание
во
взаимосвязи
с
коллективным
самоуправлением воспитанников. Но вместе с этим, на наш взгляд, важнейшей
задачей школы является приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям,
формирование у них адекватного этим ценностям поведения.
Самое упорное натаскивание человека на похвальных мыслях и знаниях
– пустое занятие», – предупреждал А.С. Макаренко [3. Т. 4, 134]. Организовать
детскую жизнь как опыт, воспитывающий определенную группу привычек, –
таково
было
основное
требование
педагога,
и
в
этом
он
видел
сущность
воспитания. Постоянная тренировка в нравственных поступках приводила к
тому,
что
привычка
к
правильным
действиям
становилась
для
его
воспитанников жизненной нормой. «Видеть хорошее в человеке, – отмечает
Макаренко,
–
всегда
трудно...
Хорошее
в
человеке
приходится
всегда
проектировать, и педагог это обязан делать» [3. Т. 4, 13]. Как же возможно нам
проектировать
хорошее
в
наших
воспитанниках?
Конечно
же,
это
должно
происходить
ежедневно
на
наших
уроках.
Влияние
уроков
литературы
и
русского языка на духовное и нравственное развитие обучающихся всегда было
огромно. Великая русская литература, так и не ответившая на шукшинское «что
с
нами
происходит?»,
и
могучий
и
прекрасный
русский
язык
могут
дать
надежду
на
духовное
обновление
наших
подростков.
Особенно
русская
литература,
с
ее
высокой
моралью
и
жертвенностью,
ее
несравненной
человечностью,
состраданием
и
всегда
светом
в
конце
самого
мрачного
и
темного туннеля. Она всегда была опорой. Роль художественной литературы в
воспитании неоценима. Она формирует нравственные ориентиры человека,
утверждает
в
нем
гуманистические
идеалы,
развивает
чувство
гармонии
и
красоты, приобщает к культурному и духовному наследию человечества. О
потенциальных
возможностях
воздействия
литературы
на
развитие
и
формирование
личности
пишут
многие
исследователи.
Так
Т.Д.
Полозова
утверждает, что под воздействием художественной литературы осуществляется
самореализация творческих способностей и духовных возможностей человека.
«Литературный персонаж высвечивает характеры живых людей, картины и
образы прочитанного возникают в той призме, через которую смотрел на жизнь
художник. Человек начинает мыслить, чувствовать, судить, а в определенной
ситуации и действовать в соответствии с образами героев, художественных
2
произведений, применяя по отношению к себе этику идеальных персонажей»
[4.132].
Работая
над
проблемой
нравственного
и
духовного
воспитания
на
уроках
литературы,
убеждаемся,
как
по-разному
воспринимают
учащиеся
произведение,
поэтому
нужно
осторожно
относиться
к
их
суждениям,
стремиться к тому, чтобы личность писателя, его моральный облик, образы,
созданные его творческой натурой, стали для ребят близкими и понятными.
Ведь каждый человек, кто раньше, а кто позже, задумывается - каким человеком
быть? Какие нравственные ценности взять с собой из стен школы? Необходимо
стараться помочь своими уроками как можно раньше осознать себя личностью,
сделать свой нравственный выбор. Каждому учителю-словеснику всегда надо
помнить, что литература - это искусство слова, и следует видеть в классике
средство
воспитания
души,
гуманизма,
духовности,
общечеловеческой
нравственности, сделать книгу средством познания себя и окружающих людей,
максимально приблизить ее к современности, к миру ребенка и тем самым дать
толчок к самостоятельности. Нельзя просто так в одночасье взять и исправить
все
ошибки
и
недостатки
в
воспитании,
сразу
вывести
подростков
на
правильный
путь.
Нужно
суметь
достучаться
до
каждого.
Систематическая
работа по нравственному воспитанию подростков, осужденных к лишению
свободы, на основе литературных произведений позволяет повышать уровень
их нравственного развития «относительно самого себя».
Можно
ли
перевоспитывать
несовершеннолетних
преступников
с
помощью искусства?
Думается, что роль курса по Мировой художественной
культуре
в
духовно-нравственном
воспитании
подростков
велика.
Давно
известны и обоснованы потенциальные возможности видов искусств, пути их
кооперирования
в
процессе
решения
социально-педагогических
задач.
Воспитывающее воздействие искусства определяется тем, что через образы
произведения
искусства,
будь
то
живопись,
скульптура
или
архитектура,
киноискусство или театр, раскрываются истина и ложь, добро и зло, красота и
уродство. При помощи искусства подросток строит фундамент, широкую базу
формирования
мировоззренческих
ориентаций.
Книга
и
фильм,
картина
и
театральная
постановка
выступают
как
средство
познания
жизни
людей,
являются своеобразным способом вхождения в разные стороны жизни взрослых
и
проблемы
человеческих
отношений.
Произведения
искусства
позволяют
подростку узнать о сложных отношениях и чувствах, об их месте в жизни
человека. Они различают границы жизни подростка, обогащая его духовно.
Искусство своим духовным опытом, воспитательным значением помогает в
становлении
личности.
Именно
с
помощью
художественных
образов
произведений искусства подростки учатся видеть и воспринимать мир, жизнь,
3
действительность.
Курс
МХК
раскрывает
путь
и
расчищает
дорогу
самым
глубоко лежащим в человеке силам. Все прикладное значение данного курса в
конечном счете сводится к его воспитывающему действию.
Но мало видеть окружающую тебя красоту и пассивно знакомиться с
искусством, важно активно приобщаться к творчеству. Умение что-то создавать
своими руками самостоятельно не менее ценно. Именно поэтому творческое
объединение
«Под
зеленым
абажуром»
обеспечивает
не
только
развитие
у
подростков способности воспринимать и оценивать, но и творить красоту. В
объединении приветствуется все: умение сочинять стихи и прозу, рисовать,
лепить из глины и соленого теста, делать фоторамки, «выращивать» топиарии –
деревья счастья, шить мягкие игрушки, изготавливать сувениры из природного
и бросового материалов. Все это формирует положительные мысли и эмоции
подростков, их поступки, умение переориентировать художественные интересы
и, как следствие, свое поведение. Кроме того, в школе на протяжении многих
лет работает пресс-центр - добровольная организация,
основная цель которой -
развитие
творческих
способностей
учащихся,
воспитание
информационной
культуры,
формирование
активной
жизненной
позиции.
Под
руководством
педагогов
ребята
выпускают
школьную
газету
–
своеобразную
летопись
школьной жизни, создают видеофильмы, радиопередачи.
Есть
убежденность,
что
основу
содержания
воспитания
составляют
общечеловеческие фундаментальные ценности, ориентация на которые должна
рождать
в
учащихся
добрые
черты,
высоконравственные
потребности
и
поступки.
Из
всего
спектра
общечеловеческих
ценностей
выделены
следующие: Человек, Семья, Знание, Культура, Земля, Отечество, Труд. Чтобы
указанные
ценности
стали
основой
процесса
воспитания,
педагоги
школы
предлагают своим воспитанникам следующие пути приобщения к ним: участие
в
работе
клуба
«Патриот»
на
базе
школьного
музея,
адаптивный
курс
«Самовоспитание личности и выбор профессии», систему классных часов в
течение учебного года: «Семья — нравственная ценность человека», «Этика и
психология личности», адаптивный курс «Культура речи и речевое общение»,
формирование
классными
руководителями
отдельных
целевых
программ:
«Наша малая Родина»; «Молодые граждане России»; разработку совместно с
учащимися коллективных памяток «Заповеди настоящего человека», « Кодекс
достойного человека-гражданина», фиксирующих в каждом коллективе нормы
общения и отношений, основой которых являются нравственные ценности.
Основная задача уроков из
курса «Вокруг тебя – мир…» - познакомить
воспитанников с ситуациями морального выбора, сформировать ориентировку
на нравственно-этическое содержание поступков.
4
Задача
каждого
педагога
в
школе
-
абсолютно
точно
знать:
каков
нравственный климат в классе, каковы взаимоотношения между детьми, у кого
из учащихся особенно остры проблемы личностного развития, развивать и
совершенствовать
воспитательную
систему,
а
вместе
с
ней
и
субъектов
образовательного процесса. Развивая коллективные, групповые формы работы
на уроках и во внеурочное время,
используя дидактические игры, проводя
научно-познавательные
заочные
экспедиции,
аукционы
знаний,
уроки
творчества, межпредметные и интегративные уроки, организуя коллективные
творческие дела, педагоги стараются, чтобы каждый из воспитанников попал в
так
называемое
пространство
успеха -
стал
успешным
в
каком-либо
виде
деятельности
-
учебно-познавательной,
интеллектуальной,
в
культурно-
досуговой, спортивной или творческой.
Лучший
опыт
передовых
отечественных
педагогов
стоит
передавать
новому
поколению
педагогов.
Опыт
А.С.Макаренко
в
работе
с
трудными
подростками
и
правонарушителями
-
уникальное
педагогическое
наследие
советского
времени,
которое
не
должно
уходить
в
забвение,
его
опыт
и
педагогические идеи могут и должны быть переосмыслены и освоены молодым
поколением педагогов и воспитателей.
Список литературы.
1.
«Аргументы и факты», № 16, 2003 г.
2.
Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с англ. И
франц.
/
Сост. Л.И.
Василенко и В.Е. Ермолаева;
вводн.
ст. Ю.А.
Шрейдера.- М.: Прогресс, 1990.
3.
Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. – М., 1983–1986.
164.
4.
Маранцман В.Г. Интерпретация художественного произведения как
технология
общения
с
искусством/В
.Г.
Маранцман//Литература
в
школе. 1998. -№ 8.-С. 91-98.
5.
Полозова
Т.Д.
Всем
лучшим
во
мне
я
обязан
книгам:
Книга
для
учителя/Т. Д. Полозова, Т.А. Полозова. М. .Просвещение, 1990. - 257 с.
5