Автор: Ганоцкая Татьяна Дмитриевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ№10"
Населённый пункт: г.Гай Оренбургской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок по ФГОС
Раздел: среднее образование
Конкурс «Мой лучший урок», Ганоцкая Т.Д., учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»
Обобщающий урок по теме «Числительное»
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Педагогические задачи:
Образовательная: организовать повторение, обобщение, систематизацию теоретических знаний о числительном как части речи
Развивающая: продолжить формирование у обучающихся коммуникативной компетенции, навыков анализа текста, умения обосновывать и
доказывать свою точку зрения, умения ставить цели и анализировать результат.
Воспитательная: формировать навыки командной работы, развивать познавательную активность, прививать обучающимся стремление к
образованию и самообразованию, воспитывать интерес к родному языку.
Планируемые результаты
П р е д м е т н ы е: имеют представление о
русском языке как языке русского народа, его
роли в жизни человека и общества;
понимают определяющие роли родного языка
в развитии интеллектуальных способностей,
русского языка – в процессе
самообразования; владеют видами речевой
деятельности (аудирование и чтение:
адекватно воспринимают информацию
устного и письменного сообщений, владеют
разными видами чтения, приемами работы с
текстом; говорение и письмо: свободно и
правильно излагают свои мысли в устной и
письменной форме, соблюдают в практике
речевого общения основные нормы
современного русского языка, стилистически
корректно используют лексику; участвуют в
речевом общении, уместно пользуются
внеязыковыми средствами), основами
научных знаний о родном языке, понимают
взаимосвязи его уровней и единиц
М е т а п р е д м е т н ы е:
• познавательные – владеют всеми видами
речевой деятельности (понимают
информацию устного сообщения, владеют
разными видами чтения, приемами отбора и
систематизации материала на определенную
тему, умением вести самостоятельный поиск
информации, ее анализ и отбор, проявляют
способность к преобразованию, сохранению
и передаче); применяют приобретенные
знания, умения и навыки в повседневной
жизни, проявляют умение в использовании
родного языка как средства получения
знаний по другим учебным предметам;
• регулятивные – принимают и сохраняют
цели учебной деятельности, определяют
последовательность действий, оценивают
достигнутые результаты и адекватно
формулируют их в устной и письменной
форме;
• коммуникативные – владеют
коммуникативно целесообразным
взаимодействием в процессе речевого
общения, совместного выполнения учебной
задачи, участия в обсуждениях, проявляют
Л и ч н о с т н ы е: проявляют уважительное
отношение к родному языку, стремление к
речевому самосовершенствованию; имеют
достаточный объем словарного запаса и
усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в
процессе речевого общения; проявляют
способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью и
деятельностью других обучающихся;
применяют правила делового
сотрудничества, считаются с мнением
другого человека.
Конкурс «Мой лучший урок», Ганоцкая Т.Д., учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»
способность свободно, правильно излагать
свои мысли в устной и письменной форме.
Образовательные ресурсы: презентация, раздаточный материал, листы самооценки
О р г а н и з а ц и о н н а я
с т р у к т у р а
у р о к а
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание
деятельности
обучающегося
(осуществляемые
действия)
Формируемые
способы
деятельности
1.
1. Оргмомент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Демонстрируют
готовность к уроку
Самостоятельно
организовывают свое
рабочее место
2.
2. Мотивационный
этап
Чтение стихотворения-загадки
Раз, два, три, четыре, пять…
Научились все считать,
По порядку всё располагать.
Вот шестой, а вот десятый,
А вот этот уж сто пятый.
А я и порядковое, и количественное,
Изменяюсь и по числам, и по падежам,
Спешу в гости я к вам, ученикам.
Я часть речи удивительная,
Называюсь я ...
Внимательно слушают,
решают загадку
Настраивают себя на
продуктивную работу
3.
3.Формулирование
темы, целеполагание
Сформулируйте тему урока.
Какие цели стоят перед нами сегодня? (по опорным словам):
повторить и обобщить теоретические сведения о числительном
как части речи, его морфологических признаках, роли в
предложении.
Совершенствовать умения и навыки:
- правильно произносить и писать числительные;
- грамотно использовать числительные в своей речи.
Формулируют тему и
цели урока.
Записывают дату и
тему урока в тетрадь
Формулируют ответы
на поставленные
вопросы.
4.
4.Актуализация
знаний
Проверим, как вы знаете теоретический материал. Выполняем
задания с последующей проверкой по эталону.
Выполняют задание в
Формулируют ответы
на поставленные
Конкурс «Мой лучший урок», Ганоцкая Т.Д., учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»
Работа у доски, в
группах
Задания для
подготовки к ВПР
1группа. Восстановление кластера. Устный ответ по кластеру
2 группа Блиц-опрос «Верно/неверно» (Для учащихся,
имеющих трудности в усвоении материала)
(Взаимопроверка по ключу)
3 группа Игра «Корректор» (в рамках подготовки к ВПР)
4 группа Тестовое задание
Индивидуальная работа у доски:
1) синтаксический разбор предложения
(Три девицы под окном пряли поздно вечерком.)
2) морфологический разбор числительных: трое, из семисот
пятидесяти
группе, задают
дополнительные
вопросы отвечающим
Проверяют работу по
ключам
Оценивают ответы по
критериям
Работают у доски
вопросы.
Высказывают и
аргументируют свою
точку зрения на
обсуждаемую
проблему
1.
5. Этап
систематизации
знаний
1.
«Устный счет» (в рамках подготовки к ВПР)
К 867+30
От 657-56
К 472+257
От 468-40
К 2/6 +4/5
От 2791- 1447
- Для чего нам надо уметь склонять числительные?
2.
Употребление
имен
числительных
в
речи (в
рамках
подготовки к ВПР)
Соотнести фразеологизмы и их значение
Всыпать по первое число
Знать очень хорошо
Пятое колесо в телеге
Очень много (наговорить,
наобещать)
Как две капли воды
Через посредников (узнать)
До седьмого пота
Высшая степень радости
На все четыре стороны
Сразу
Как свои пять пальцев
Наказать по всей строгости
С три короба
Лишний, ненужный в деле
На седьмом небе
Очень похожи
Из третьих уст
Куда угодно (идти, прогонять)
Выполняют задание,
проговаривая
окончания
числительных
Выполняют задание
самостоятельно,
получают помощь в
группе при
необходимости
Владеют способами
конструктивного
взаимодействия
Умеют извлекать
необходимую
информацию из
различных источников.
Осуществляют поиск
эффективных средств
решения практических
задач
Осуществляют
логические операции
Осуществляют
контроль учебных
действий
6.Применение
-
Сегодня мы не только повторим изученное, но и узнаем много
интересного.
Строят устное
высказывание в
Владеют способами
конструктивного
Конкурс «Мой лучший урок», Ганоцкая Т.Д., учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»
знаний в новой
ситуации, контроль
усвоения,
обсуждение
допущенных ошибок
и их коррекция.
3.
Работа в группах
(подготовка к
устному
собеседованию)
Устная работав группах (в рамках подготовки к итоговому
собеседованию) – монолог-описание фотографии о спортсменах
с включением высказывания с числительными
1
группа Елена Исинбаева.
2
группа Алексей Немов
3
группа Мансур Исаев
4
группа Юлия Липницкая
(памятка по описанию фотографии)
соответствии с
коммуникативной
задачей, слушают
одноклассников,
оценивают ответы.
взаимодействия
Умеют извлекать
необходимую
информацию из
различных источников.
Умеют слушать
собеседника и
понимать речь других;
строить устное
высказывание в
соответствии с
коммуникативной
задачей
коммун
икативн
ой
задачей;
5
7.Физминутка
Если есть ь в середине – хлопок над головой
Семьсот, одиннадцать, пятьсот, пятьдесят, шестнадцать,
восемьдесят, двести, семнадцать, девятьсот, девятнадцать,
девяносто, шестьдесят, шестьсот.
- Какие имена числительные использовали? Почему?
Руки вперед. Считаем пальчики, проверим косточки (массируя
фаланги пальцев). Сначала считаем количественные
числительные, затем – порядковыми.
Выполняют задание
Осуществляют
контроль своих
действий,
ориентируясь на
задание учителя,
самостоятельно
оценивают
правильность
выполнения действий
4.
8.Самостоятельная
1 группа Книга мировых рекордов Гиннесса
Выполняют задания,
Формулируют ответы
Конкурс «Мой лучший урок», Ганоцкая Т.Д., учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»
работа с текстом.
Ответьте письменно на вопросы по тексту:
Когда впервые вышла в свет «Книга рекордов Гиннесса?
На скольких языках мира выходит «Книга…»?
Когда появилось первое издание «Книги…» на русском языке?
Какими орфографическими правилами пользовались при
написании существительных? На какие группы можно разделить
все числительные этого текста?
2 группа Синий кит
3 группа Птичьи трудодни.
Выразительно прочитайте, ответьте на вопросы.
1) О чем говорится в этом тексте?
2) Какова тема текста, стиль речи?
3) Какие слова вызывают у вас затруднения? Есть непонятные
слова?
4) Как вы понимаете значение выражения – не покладая крыл?
4 группа по тексту В. Распутина
Выразительно прочитайте, ответьте на вопросы.
1.
Докажите, что данная запись является текстом.
Определите стиль речи.
2.
Догадались ли вы, из какого произведения этот отрывок?
3.
Какую роль выполняют числительные?
4.
Зачем автору нужна такая точность?
5.
Можете ли вы объяснить, какую информацию несёт
каждое имя числительное?
Числительные в тексте рассказывают нам о нелёгкой судьбе
людей, помогают понять исторические события, стать их
свидетелями.
Таким образом, имена числительные в связных текстах
раскрывают перед нами судьбу человека, его время, его
поколение
делают выводы.
Отвечают, опираясь на
текст и поставленные в
задании вопросы.
Аргументируют
ответы.
Оценивают работу в
группе
на поставленные
вопросы.
Владеют способами
конструктивного
взаимодействия со
сверстниками.
Умеют слушать.
Осуществляют поиск
эффективных средств
решения практических
задач
Осуществляют
логические операции
Осуществляют
контроль учебных
действий
5.
9.Рефлексия
А)Составление синквейна «Имя числительное» (групповая
работа. Инструкция на слайде) Представление 2 работ.
Б)Удалось ли нам достигнуть заданных целей
-Что было самым интересным?
Составляют синквейн,
работают по
инструкции
Отвечают на вопросы.
Осуществляют
контроль
Формулируют ответы
на вопросы.
Конкурс «Мой лучший урок», Ганоцкая Т.Д., учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»
-Трудным? Оцени свою работу на уроке.
В) выставление, комментирование оценок (Лист
само/взаимооценки)
Итоги работы в группе подводят эксперты.
Дают оценку
собственной
деятельности на уроке
Осуществляют
самооценку.
6.
10.Домашнее
задание
Составить рассказ «Рекорды класса», включив в него
числительные
Записывают задание,
задают уточняющие
вопросы
Принимают и
сохраняют учебные
задачи