Напоминание

родительское собрание "Как помочь выпускнику преодолеть предэкзаменационный стресс"


Автор: Евтушенко Ольга Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУСОШ№38
Населённый пункт: города Шахты Ростовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: родительское собрание "Как помочь выпускнику преодолеть предэкзаменационный стресс"
Раздел: среднее образование





Назад




Родительское собрание

. «Как помочь выпускнику преодолеть предэкзаменационный стресс».

Собрание подготовлено классным руководителем 11кл. Евтушенко О.Н.

Цели:

1. Способствовать развитию психолого-педагогической культуры родителей

для правильного сопровождения обучающихся в экзаменационный период.

2. Информировать родителей о способах снятия психоэмоционального

напряжения, тревожности у выпускников в период подготовки и прохождения экзаменов.

Участники: родители учащихся выпускных классов, классный руководитель, психолог.

Подготовка.

1. Изучение специальной психолого-педагогической литературы по заявленной проблеме.

Подготовка справочно-информационного материала.

2. Анкетирование учащихся, родителей (Приложение №1,2). Анкетирование проводится в

период подготовки к родительскому собранию.

3. Обработка и анализ результатов анкетирования и тестирования.

4. Изготовление памяток.

На доске оформлены высказывания психологов:

– «Стресс – это не то, что с Вами случилось, а то, как Вы это воспринимаете». (Г. Селье)

– «Когда человек в панике, он не способен сосредоточиться на решении той или иной

проблемы, однако, заставив себя мысленно принять самое худшее, мы тем самым

сбрасываем груз панического беспокойства и оказываемся в состоянии искать находить

правильный выход». (Д. Карнеги).

Ход собрания:

1. Знакомство с повесткой дня и с порядком проведения собрания.

2. Вступительное слово классного руководителя «Психологические особенности

старшеклассников».

3.Мини- лекция психолога

«

Стресс в нашей жизни» Экзамен-это стресс.

Практическое

занятие

«Как

помочь

ребенку

сдать

экзамен?»

Знакомство

родителей

с

результатами

анкетирования учащихся «Готовность к ГИА».

4.

Обсуждение

родителями

памяток

с

приведением

примеров

из

жизни,

которые

подтверждают либо опровергают рекомендации и выдвижением своих предложений.

5.

Знакомство с приемами саморегуляции

. Анкетирование родителей (Приложение№2).

6. Принятие решения родительского собрания.

2.Вступление.

«Психологические особенности старшеклассников»

Развитие ребёнка представляет собой постоянный переход от одной возрастной

ступени к другой, связанный с изменениями личности ребёнка. Сегодня, мы с вами и

поговорим об очередном возрастном периоде- старший подростковый возраст (15-17 лет),

а укого-то уже юношеский возраст (17-25 лет).

Сейчас у наших ребят наступает важный период в развитии человека, в этот период

происходит вхождения человека во взрослую жизнь. Это в буквальном смысле

"третий мир", существующий между миром взрослых и детей.

Это период завершения физического созревания, это период самоопределения

– социального, личностного, профессионального, духовно-практического. В основе

процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Но самое главное:

старшеклассник – совсем взрослый человек, поэтому обращайтесь с ним так, как

того требует взаимодействие со взрослым человеком! Уважайте его мнение!

Этим во многом обусловлены основные психические новообразования данного

возраста:

1.

Повышенное

внимание

к

своей

внешности,

склонность

находить

у

себя

физические отклонения даже там, где их нет, что может вызывать даже хронические

психические нарушения невротического характера.

2. Общее эмоциональное состояние юношей и девушек в этом возрасте становится

более ровным: нет резких аффективных вспышек, как у подростков.

3. Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего

внутреннего мира. Если ребенок раньше был центрирован на внешних стимулах,

то

теперь он заинтересован своим внутренним миром, у старшеклассников формируется

представление

о

собственной

уникальности,

неповторимости,

исключительности

собственного

«Я».

Их

выводы

об окружающем

мире кажутся им уникальными,

неведомыми

никому,

отсюда

гремучая

смесь

самонадеянности

и

нерешительности,

смелости в суждениях и

сдержанности

в

поступках.

Старшеклассники

жадно

впитывают новые идеи, но очень неохотно отказываются от своих собственных.

Детям-юношам необходима помощь в становлении самосознания, которая может

заключаться в трёх важных позициях:

1. Поддерживать представление старшеклассников о собственной уникальности,

но в то же время показывать, что каждый из них точно так же убеждён

в

своей

уникальности,

именно

поэтому

её

нельзя

считать проявлением

собственного

превосходства

над

другими.

Уважая

свою уникальность,

нужно

уважать

и

неповторимость других людей, чужое мнение, стремиться понять точку зрения другого,

не навязывать свои взгляды окружающим.

2. Направлять внимание старшеклассников на изучение опыта старших, на

уроки человечества, на историю собственной жизни.

3. Раскрывать перспективу жизни старшеклассников, показывать варианты их

будущего,

тем

более,

что

мечты

о

будущем

занимают центральное место в их

переживаниях.

Центральным новообразованием данного возраста является самоопределение, как

профессиональное, так и личностное. Это новая внутренняя позиция, включающая

осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем. Человек начинает

осознавать временную перспективу: если раньше он жил только сегодняшним днем, то

теперь у него преобладает устремленность в будущее, он строит жизненный план. Это

новообразование

накладывает

свой

отпечаток

и

на

учебную деятельность

старшеклассников

она

становится

учебно-профильной,

реализующей

профессиональные

и

личностные

устремления

юношей

и девушек.

Учебная

деятельность

приобретает

черты

избирательности,

осознанности.

В

раннем

юношеском

возрасте

на

первый

план

выступают

проблемы профессионального

самоопределения: выбор будущей профессии и построение карьеры, кроме этого

важным становится все, связанное с подготовкой к выпускным и вступительным

экзаменам. Обращенность в будущее вообще главная черта старшеклассника, но для

юноши будущее затмевает все остальные сферы жизни

Родители должны помочь своему ребенку спланировать последний учебный

год, чтобы не было спешки в последний месяц. В то же время не следует создавать

слишком нервозную обстановку, когда разговор заходит о будущем ребенка.

Отношения с родителями противоречивы, поскольку юноши осознают себя уже

взрослыми

людьми,

но

они

ещё

во

многом

зависят

от

родителей.

Наилучшие

взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются тогда, когда родители

придерживаются демократического стиля воспитания, когда они являются друзьями,

советчиками или партнёрами для своего ребенка.

3.Мини-лекция «Стресс в нашей жизни»

Слово

«Стресс»

произошло

от

французского

«estresse»

угнетённость,

подавленность,

которое,

как

предполагается,

восходит

к

латинскому

«districtus»

разделённый, от глагола «distringere» разделять.

В русском языке понятие «Стресс» обозначает состояние повышенного нервного

напряжения, перенапряжения, вызванное каким-либо сильным воздействием.

Впервые это понятие было введено канадским ученым Гансом Селье, он определил

«Стресс» как реакцию нервно-психического напряжения, возникающую в чрезвычайных

обстоятельствах и призванную мобилизовать защитные силы организма.

С

помощью

стресса

организм

как

бы

мобилизует

себя

на

самозащиту,

на

приспособление

к

новой

ситуации,

приводит

в

действие

защитные

механизмы,

обеспечивающие сопротивление воздействию стресса или адаптацию к нему.

Положительное

влияние

стресса

умеренной

силы

проявляется

в

ряде

психологических

и

физиологических

свойств

улучшении

внимания

(объема

и

устойчивости),

повышении

заинтересованности

человека

в

достижении

поставленной

цели, в положительной окраске процесса работы. В стрессовых ситуациях протекают

процессы физической и психической адаптации к внешним и внутренним воздействиям.

Соответственно, и сам стресс можно рассматривать как защитную реакцию на внешние и

внутренние раздражители (стрессоры).

Вместе с тем стресс – это комплекс эмоциональных состояний, возникающих в

ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Посредством стрессовой реакции

организм пытается восстановить нарушенное под воздействием стрессоров равновесие.

Г. Селье показал, каким образом стресс связан с постепенным истощением резервов

организма, который пытается приспособиться к новым условиям.

В современной трактовке под стрессором (синоним – «стресс- фактор», «стресс-

ситуация»)

обычно

понимается

чрезвычайный

или

патологический

раздражитель;

значительное по силе и продолжительности экстремальное воздействие, вызывающее

стресс. Стресс – это состояние напряжения реактивности организма, возникающее у

человека при действии чрезвычайных или патологических раздражителей (агрессоров) и

проявляющееся общим адаптационным синдромом. Общий адаптационный синдром – это

совокупность взаимосвязанных и последовательно сменяющих друг друга изменений в

организме,

возникающих

в

ответ

на

действие

любого

стрессора

и

направленных

на

повышение неспецифической устойчивости организма. В течение общего адаптационного

синдрома Г. Селье выделил три стадии стресса (рис. 1).

Рис 1.

А) Фаза шока; В) Фаза антишока. 1) Стадия тревоги; 2) Стадия

сопротивления; 3) Стадия истощения.

I. Стадия тревоги. Она возникает в ответ на воздействие стрессора и включает в

себя фазу снижения сопротивляемости организма (фаза шока) и фазу антишока, когда

происходит мобилизация; защитных сил организма, его резервов. При этом организм

функционирует с большим напряжением. Однако на этой фазе организм справляется с

нагрузкой

с

помощью

функциональной

мобилизации

без

структурных

перестроек.

У

большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности.

I I . Стадия

сопротивления.

На

этой

стадии

наблюдается

сбалансированное

расходование

адаптационных

резервов

организма.

Благодаря

напряжению

функциональных

систем

достигается

приспособление

организма

к

новым

условиям

существования. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются

на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование,

все

как

будто

бы

налаживается.

В

этот

период

может

наблюдаться

повышенная

стрессоустойчивость.

I I I . Стадия

истощения. Эта

стадия

наступает,

если

действие

вредоносных

факторов

долго

не

удается

устранить

и

преодолеть.

На

этой

стадии

выявляется

несостоятельность

защитных

механизмов

и

нарастает

нарушение

согласованности

жизненных функций. Эта стадия имеет место при воздействии интенсивного раздражителя

или

при

длительном

воздействии

слабого

агрессора,

а

также

при

функциональной

слабости адаптивных механизмов организма. На второй и третьей стадиях организм,

исчерпав свои функциональные резервы, включает механизмы структурной перестройки.

Когда их уже не хватает, развивается истощение.

Современные исследователи считают, что развитие болезней человека чуть ли не в

90% случаев связано со стрессом. Он ослабляет иммунитет, нарушает работу всех систем

организма, просто сжигает тело изнутри. При стрессе разрушаются многие необходимые

витамины, происходит нарушение обменных процессов, что зачастую ведет к набору

лишнего веса. Все это оказывает губительное воздействие, как на психику человека, так и

на

его

физическое

состояние.

Возникают

тревожность,

депрессия,

неврозы,

эмоциональная

неустойчивость,

упадок

настроения,

или,

наоборот,

перевозбуждение,

агрессивность, гнев, нарушения памяти, бессонница, хроническая усталость, повышенная

утомляемость и прочее.

В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяются различные

виды стресса:

1.Физиологический стресс связан с чрезмерной физической нагрузкой, высокой или

низкой температуры, болевые стимулы, и т.д.

2.Психологический:

- информационный стресс - возникает в ситуациях информационных перегрузок,

когда

субъект

не

справляется

с

задачей,

не

успевает

принимать

верные

решения

в

требуемом

темпе

-

при

высокой

ответственности

за

последствия

решений

-

эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр.

Стресс возникает по двум причинам:

А) объективным;

Б) субъективным. К ним можно отнести: потерю (утрату) кого-либо, чего-либо;

неудовлетворение потребностей, личностные особенности (повышенная

тревожность,

уровень субъективного контроля, наличие акцентуаций характера);

В любом случае, стресс – это результат какого-то конфликта, в основном, конечно

же, внутреннего.

Знакомство с результатами анкетирования (приложение№1)

Десятки тысяч людей каждый год сдают экзамены. Что такое экзамен по своей сути? Это

испытание, требующее от экзаменуемого подтверждения определенного уровня его

знаний, при этом они испытывают целую гамму отрицательных эмоций — волнуются,

беспокоятся, напрягаются, боятся. И редко кто вспомнит период подготовки к экзаменам с

положительными эмоциями. В педагогическом словаре слово «экзамен» в переводе с

латинского обозначает «испытание». А в старшем подростковом возрасте опыт таких

испытаний еще очень невелик, психологической закалки недостаточно. Экзаменационный

стресс является состоянием человека сдающего экзамен. На самом деле этот процесс

занимает достаточно длительное время. В реальности экзаменационный стресс начинается

с того момента, когда обучающийся осознает, что в ближайшее время ему неизбежно

придется сдавать тот или иной экзамен.

Практическое занятие «Как помочь ребенку сдать экзамен?»

Цель: снизить уровень тревожности родителей в период подготовки и сдачи ГИА

выпускниками школ.

Ход занятия

1. Упражнение «Рисуем чувства».

Цель: актуализировать эмоциональное состояние родителей по отношению к ГИА.

Время проведения: 10-15 минут.

Материалы: листы бумаги, фломастеры.

Техника проведения: Всем участникам необходимо разделиться на пары, взять

фломастеры и лист бумаги, положить свою руку на листок и обвести её, в результате чего

должен получился трафарет ладони. После этого в каждом пальце, на ладони рисунка

необходимо написать чувство, которое

испытывает родитель при упоминании о ГИА.

Затем

каждая

пара

сравнивает

свои

«ладошки».

Проводится

обсуждение,

все

высказываются

по

очереди,

говоря

о

своих

чувствах

и

причинах

их

возникновения

(например, положительные чувства, потому что считаю форму ЕГЭ и ОГЭ - объективным

методом оценивания знаний учащихся).

2. Знакомство с результатами тестирования обучающихся.

Цель: проанализировать психологическую готовность выпускников к предстоящим

испытаниям.

Время проведения:5-10 минут.

Техника

проведения:

Родителям

предлагается

познакомиться

с

результатами

тестирования

выпускников

по

анкете

«Готовность

к

ГИА»

М.Ю.Чибисовой,

(Приложение№2) и посмотреть чем является ли для них экзамен, в чем они испытывают

трудности больше всего (на слайде для ознакомления предлагается общая информация о

результатах анкетирования обучающихся).

3. Упражнение «Схема помощи».

Цель: выработать основные правила «помощи» детям в период подготовки и сдачи

ГИА.

Время проведения:15 минут.

Техника

проведения:

Родители

делятся

на

группы

и

вырабатывают

основные

правила «помощи» детям в период подготовки и сдачи ГИА и особенности построения

взаимоотношений с ребенком. Свои правила необходимо зарисовать в виде схемы или

комикса,

затем

каждая

группа

представляет

свою

работу

и

проводится

обсуждение

предложенных вариантов.

4. Рефлексия занятия.

«Слово эстафета»

Родители должны продолжать начатое учителем предложение ("Мой ребенок будет более

спокойным, если я +"). Для большей организованности лучше, если при этом родители

будут передавать друг другу какой-нибудь предмет.

Рекомендации для родителей.

Самое главное в ходе подготовки к экзаменам - это снизить напряжение и тревожность

ребенка, а так же обеспечить подходящие условия для занятий.

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их

уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность

допущения ошибок.

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно

сказаться на результате экзамена. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если

взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок, в

силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и

предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением, стрессом.

Первый шаг на пути избавления вашего ребенка от стресса состоит в том, чтобы научиться

распознавать определенные признаки, сообщающие о том, что он испытывает стресс.

Признаки стресса:

физические: хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или

бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость

кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения (заикания и

пр.), резкая прибавка или потеря в весе, боли различного характера (в голове, груди,

животе, шее, спине и т.д.).

эмоциональные: беспокойство, сниженный фон настроения, частые слезы, ночные

кошмары, безразличие к окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная

возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустяковым

поводам.

поведенческие: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность

сосредоточиться, неспособность к принятию решений, потеря интереса к своему

внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос, кусание ногтей, притопывание

ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное

откладывание дел на завтра, изменение пищевых привычек (голодание или избыточное

прием пищи), злоупотребление алкоголем, курением, лекарствами.

Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что

он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Оптимальный режим занятий - 40

минут, 10 минут перерыв. В перерыве лучше заняться не умственной, а физической

деятельностью: помыть посуду, громко спеть свою любимую песню, потанцевать, слепить

из газеты свое настроение, порисовать. В зависимости от того, кто Ваш ребенок -

"жаворонок" или "сова", пусть занимается преимущественно утром или вечером. Днем

можно (и нужно) заниматься и "совам", и "жаворонкам".

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не

мешал. Хорошо бы ввести в интерьер для занятий желтые и фиолетовые цвета, поскольку

они повышают интеллектуальную активность - достаточно повесить на стену картину,

сшить покрывало или подушки, или просто развесить над столом листы цветной бумаги.

Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения

ему необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс

витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу

головного мозга.

Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

На этапе подготовки очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований,

которым ребенок не может соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра

до вечера, а ты после двух часов уже устал». Ребенок не притворяется – таковы его

индивидуальные особенности. Большое значение приобретает оптимальный режим

подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в

занятиях. Гулять, достаточно спать.

Некоторые особенности запоминания:

1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить

полезнее, чем короткое изречение.

2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень

понимания.

3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами,

чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.

4. Чем большую часть времени тратим на повторение по памяти, а не простое

многократное чтение, тем эффективнее.

5. Из двух материалов, большего и меньшего, разумно начинать с большего.

6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

Условия поддержки работоспособности:

1. Чередование умственного и физического труда.

2. Выполнение гимнастических упражнений (кувырок, свеча, стойка на голове), так как

они усиливают приток крови к клеткам мозга.

3. Бережное отношение к зрению. (Делать перерыв каждые 20-30 минут: взгляд вдаль,

оторвать глаза от книги).

4. Минимум телевизионных передач!

Приемы психологической защиты:

1. Переключение. Начинайте думать о чем-нибудь для Вас актуальном, полезном,

приятном. Через некоторое время неприятное переживание ослабнет.

2. Сравнение. Сравните свое состояние с состоянием и положением других людей, и Вы

найдете, что у многих оно тяжелее, чем у Вас. Это ослабит Ваше переживание.

3. Накопление радости. Вспоминайте события, вызывающие у Вас даже маленькую

радость.

4. Мобилизация юмора. Смех – противодействие стрессу.

5. Интеллектуальная переработка. « Нет худа без добра».

6. Разрядка (физическая работа, игра, любимые занятия).

7. Быстрое общее мышечное расслабление (релаксация).

5. Комплекс упражнений по саморегуляции.

Цель: познакомить с приемами саморегуляции.

Время проведения: 15 минут.

Материалы и оборудование: бумага, фломастеры, магнитофон, спокойная музыка.

Техника проведения:

Упражнение «Счет до 10».

Это упражнение можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить

руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором можно

сосредоточить свое внимание.

1. Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох.

(Выдох должен быть заметно длиннее вдоха.)

2. Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом

счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и, наконец,

исчезает напряжение.

3. Не раскрывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый

вами воздух окрашен в теплые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман

сгущается, превращается в облака.

4. Плывите по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.

Чтобы найти нужный ритм счета, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от

всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет

стресс. Через неделю начните считать от 20 до 1, еще через неделю — от 30 и так до 50.

Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память.

Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения.

Упражнение «Ритмичное четырехфазное дыхание»

Для

выполнения

этого

упражнения

достаточно

удобно

сесть,

распрямиться

и

положить расслабленные руки на колени.

Первая

фаза (4-6 секунд). Глубокий вдох через нос. Медленно поднимите руки

вверх до уровня груди ладонями вперед. Сосредоточьте свое внимание в центре ладоней и

почувствуйте сконцентрированное тепло (ощущение «горячей монетки»).

Вторая фаза. 2-3 секунды. Задержка дыхания.

Третья

фаза (4—6

секунд).

Сильный,

глубокий

выдох

через

рот.

Выдыхая,

нарисуйте перед собой в воздухе вертикальные волны прямыми руками (на экзамене

лучше заменить это упражнение модификацией без размахивания руками).

Четвертая

фаза (2-3 секунды). Задержка дыхания. Дышите таким образом не

более 2-3 минут.

Упражнение «Антистрессовый массаж»

Согреваем ладони.

С силой проводим пальцами по голове, имитируя расческу.

Стучим по голове «твердыми» пальцами.

«Вытягиваем» волосы.

Закрываем глаза. Похлопывающими движениями рук проводим по лбу, как

будто что-то стряхиваем с него (до ощущения светлого пятна в области лба).

Прищипываем брови двумя пальцами вдоль дуги.

Указательными пальцами прижимаем точки у основания переносицы.

Легкими движениями пальцев постукиваем по векам.

«Твердыми» пальцами постукиваем по скулам.

Постукиваем кулачком по нижней челюсти: правым – по левой стороне,

левым – по правой.

Разминаем уши вдоль всей окружности (указательным и большим

пальцами).

Растягиваем ушные раковины («Чебурашка»).

Сворачиваем уши: вдоль и поперек.

Закрываем уши ладонями и стучим пальцами по затылочной части головы

(«Барабан»).

Ребром ладони растираем точку у основания шеи.

Повторяем упр.2.

Повторяем упр.3.

Проводим ладонями над головой, описывая круг.

Упражнение «Рисую спокойствие»

Давайте немного порисуем, а вместо бумаги с красками и карандашами у нас будет

поднос с манной крупой, а вместо кисточек – пальцы рук. Рисовать можно одной рукой,

можете двумя, на любую тему. Попробуйте расслабиться во время рисования, не думать о

проблемах и заботах.

(Во время рисования можно включить спокойную тихую музыку).

4. Рефлексия занятия.

«Незаконченное предложение»

теперь я могу…

я попробую…

меня удивило…

6.Проект решения родительского собрания:

1. Сделать все возможное для создания благоприятной обстановки в период подготовки

учащихся к экзаменам.

2. Обеспечить должный контроль за выполнением режима дня и режима питания

школьников.

3. Следовать рекомендациям, изложенным в памятках.

Рефлексия собрания

«Письменный ответ»

Как изменилось ваше отношение к самим себе?

Какие свои ценные качества вам удалось увидеть на собрании?

Какими новыми знаниями и умениями вы обогатились?

Какие открытия сделали вы для себя в процессе собрания?

Что вас удивило?

Список литературы:

1. Вольф Д., Меркле Р. Так преодолеете вы страх перед экзаменами. Психологические

стратегии оптимальной подготовки и сдачи экзаменов. Томск: факультет психологии

ТГПУ(перевод и научная редакция), 1996.

2. Доскин В.А. Профилактика экзаменационного стресса. Школа и психическое здоровье

учащихся. М.: Медицина, 1988. С.147-160.

3. Такман Б.В. Педагогическая психология. М.: Прогресс, 2004. - 602 с.

4. Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен. Психологическая подготовка. М.:

Генезис, 2004 г.



В раздел образования