Автор: Дарья Алексеевна Ермакова
Должность: Учитель биологии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с. Новокуровка
Населённый пункт: с. Новокуровка
Наименование материала: статья
Тема: "Формы обучения биологии, способствующие формированию здорового образа жизни"
Раздел: среднее образование
2.3.
Формы
обучения
биологии,
способствующие
формированию
здорового
образа
жизни
На
сегодняшний
день
одной
из
задач
уроков
биологии
является
-экологическое воспитание учащихся. В него входит не только формирование
убеждений в необходимости бережного отношения к живой и неживой природе,
но
и
формирование
представлений
о
здоровом
образе
жизни
человека.
Педагогическая задача педагога состоит не в том, чтобы дать ребенку поток
неосознанной информации, она состоит в том, чтобы дать ребенку осмыслить
составляющие компоненты здорового образа жизни. Так как здоровый образ
жизни - это не просто сумма знаний, а стиль жизни, поведение в различных
ситуациях, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности
и
ответственности.
Такие
задачи
педагог
решает,
используя
разные
формы
обучения биологии.
Урок
Урок - коллективная форма организации учебно – воспитательной работы
учителя с классом. На уроках биологии учащиеся под руководством учителя
систематически
и
последовательно
приобретают
теоретические
знания
и
практические умения и навыки. Именно на уроке решаются такие важные задачи
как,
обучение
и
воспитание.
На
сегодняшний
день
разработана
в
практике
обучения биологии классификация уроков Б.П. Есипова [12,33]. Он выделяет
несколько типов уроков:
1. Вводный. Его основная функция подготовить учащихся к восприятию
новой информации, установление связей между старыми и новыми знаниями. На
таком
уроке
учитель
знакомит
учащихся
с
целями,
задачами,
темами,
с
методическим аппаратом учебника и правилами работы.
2. Урок изучения нового материала. Цель такого урока является в усвоение
нового, неизвестного ранее учащимся материала. На таких уроках учитель сам
излагает новый материл или проводится самостоятельная работа учащимися под
руководством учителя.
Например:
Тема: «Питание и здоровье»
Цель. Познакомить учащихся с основами рационального питания
Оборудование: Учебник Драгомилов, А. Г. Биология. Человек: учебник для
учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / Р.Д. Маш. – Москва:
Вентана-Граф, 2005. – 272 с.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания
2. Изучение нового материала. Учащиеся знакомятся с заболеваниями
(гастрит, ожирение, диабет, гипертония, и.т.п.), которые во многом зависят
от
неправильного
питания.
Учитель
вместе
с
учащимися
ведут
беседу
о
значении употребления в пищу продуктов с низким и высоким содержанием
жиров,
углеводов,
сахара,
соли,
о
голодании,
о
возможных
негативных
последствиях. После этого учащиеся составляют ежедневный рацион питания.
3. Закрепление изученного материала
3.
Комбинированный
урок.
Самый
распространенный
в
практике
преподавания. Его основная функция – проверка знаний учащихся, изложение
нового материала и закрепление полученных знаний.
4. Контрольно-учетный урок. Позволяет учителя выявить уровень знаний,
умений и навыков, учащихся в определенной области, установить недостатки в
овладении учебным материалом.
5.
Обобщающий
урок.
Функция
такого
урока
в
систематизации
и
обобщение знаний, восполнение пробелов по наиболее трудным вопросам. Такие
уроки проводятся редко 3-4 раза в год, после изучения нескольких тем.
Игровой урок
Игра – это самый эффективный вид деятельности, позволяющий ребенку
раскрыть свой творческий потенциал [42]. В играх учащиеся вступают в разные
взаимоотношения:
сотрудничества,
соподчинения,
взаимного
контроля
и
т.д.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и
ситуаций,
которые
выступают
как
средство
побуждения,
стимулирования
учащихся к учебной деятельности. Основное преимущество игр в том, что они
позволяют вовлечь каждого учащегося в активную работу. В играх реализуется
интерес к перевоплощению и импровизациям, создаются особые условия, при
которых учащиеся могут осуществлять самостоятельный поиск знаний.
Особое место на уроках биологии занимают ролевые игры. Они позволяют
вовлечь учащихся в коммуникативную деятельность, способствуют развитию
качеств личности учащихся. Их особенность состоит в том, что что учащиеся
исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием.
Знания,
полученные
через
эмоциональное
восприятие
материала,
через
непосредственное участие в процессе деятельности, усваиваются учащимися
более эффективно.
Например:
Тема: «Терморегуляция организма. Закаливание»
Цель:
применить
полученные
ранее
знания
и
умения
для
решения
практических
задач,
связанных
с
повседневной
жизнью
для
безопасного
поведения в окружающей среде.
Оборудование: Учебник Драгомилов, А. Г. Биология. Человек: учебник для
учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / Р.Д. Маш. – Москва:
Вентана-Граф, 2005. – 272 с.
Ход урока:
1. После изучения новой темы, учитель предлагает учащимся разыграть сценку.
2. Ролевая игра "Доктор, помогите!"
Врач: Добрый день! Для начала представьтесь
Пациент: Здравствуйте доктор! Меня зовут …….
Врач: Расскажите, на что жалуетесь? Постараюсь вам помочь.
Пациент: Сегодня утром был на работе, перетаскивал тяжелые вещи. Вдруг
резко стало жарко, появилась слабость. Возникло головокружение, шум в ушах,
помутнение в глазах, бледность. После чего я потерял сознание.
Врач: Завтракали ли вы сегодня утром? Или поехали на работу совершенно
голодным?
Пациент: Завтракал. Причем обильно.
Врач: Вы сказали, что перетаскивали тяжелые вещи, в какой одежде вы были?
Пациент: Я был в джинсах, майке, спортивной кофте и ветровке.
Врач: Так – так. Совершали физическую работа в синтетической одежде под
воздействием высокой температуры окружающей среды. Все понятно. У вас
тепловой удар.
Пациент: что – же мне теперь делать?
Врач: вам следует отправиться домой, выпить прохладную воду, снять лишнюю
одежду и лечь отдыхать. А чтобы в дальнейшем избежать теплового удара,
послушайте основные причины.
3. После ролевой игры, в качестве закрепления учитель предлагает
учащимся заполнить таблицу
Нарушение терморегуляции
повреждения
сущность
меры помощи